Роль МЧС при введении ЧП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 14:31, курсовая работа

Описание работы

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации, отмечается, что одной из важнейших составляющих национальных интересов России является защита личности, общества и государства от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В последние годы в Российской Федерации наметилась устойчивая тенденция увеличения возникновения аварий в техногенной сфере и стихийных бедствий, которые привели к росту количества и масштабов чрезвычайных ситуаций и создали угрозу жизни и здоровью людей.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие и содержание режима чрезвычайного положения 3
2. Функции МЧС при введении чрезвычайного положения 5
Заключение 8
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.pdf

— 169.66 Кб (Скачать файл)
Page 1
Содержание
Введение
3
1. Понятие и содержание режима чрезвычайного положения
3
2. Функции МЧС при введении чрезвычайного положения
5
Заключение
8
Список литературы
9

Page 2

3
Введение
В Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной
Президентом Российской Федерации, отмечается, что одной из важнейших составляющих
национальных интересов России является защита личности, общества и государства от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В последние годы в
Российской Федерации наметилась устойчивая тенденция увеличения возникновения аварий
в техногенной сфере и стихийных бедствий, которые привели к росту количества и
масштабов чрезвычайных ситуаций и создали угрозу жизни и здоровью людей. При этом
ухудшение экологической ситуации в стране и истощение ее природных ресурсов находится
в прямой зависимости от состояния экономики и готовности общества осознать глобальность
и важность этих проблем.
Понятие «правовой режим чрезвычайных ситуаций» объединяет в себе в качестве
целостной системы элементы правового регулирования – принципы, инструментарий и
способы его использования применительно к сфере общественных отношений,
складывающихся в условиях чрезвычайных ситуаций.
Правовая регламентация изменений порядка жизни общества и государства,
связанных с концентрацией (перераспределением) власти, ограничением некоторых прав и
свобод гражданина (прав организаций), а также возложением на него дополнительных
обязанностей в период действия чрезвычайного положения, требует установления серьезных
гарантий, не позволяющих допустить злоупотреблений со стороны каких-либо органов или
должностных лиц.
Для того чтобы в условиях режима чрезвычайного положения обеспечить
безопасность граждан и соблюдение их конституционных прав, необходим высокий уровень
профессионализма. Именно поэтому актуальным является изучение места и роль
подразделений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС)
при введении чрезвычайного положения
1. Понятие и содержание режима чрезвычайного положения
Обстоятельства, являющиеся основаниями введения чрезвычайного положения, могут
быть разделены на следующие категории.
Первая – политического содержания (угрожающие, в первую очередь,
конституционному строю государства, а затем уже и безопасности граждан).
Ко второй категории можно отнести обстоятельства техногенно-экологического
происхождения (угрожающие первоначально и в большей степени безопасности населения,
но факультативным объектом которых является и государственная безопасность).

Page 3

4
Изучение содержания режима чрезвычайного положения показывает, что его
сущность составляет реализация специальных мер и временных ограничений, применяемых
в период его действия, которые могут быть дифференцированы на такие группы, как:
относящиеся
в
основном
к
непосредственной
деятельности
органов
государственной власти и местного самоуправления (их дополнительные полномочия и
обязанности);
непосредственно или косвенно ограничивающие права и свободы граждан.
Исходя из содержания совокупности мер, применение которых возможно при
введении режима чрезвычайного положения, целесообразно дифференцировать их по
функциям, которые могут быть классифицированы следующим образом:
правоустановительная: вводятся императивы, закрепляющие дополнительные
права, входящие в компетенцию органов государственной власти и местного
самоуправления. Примером может послужить норма, закрепляющая право данных органов
на усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране
и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта,
установленная п. «в» ст. 11 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном
положении»;
правоограничительная: прямое ограничение прав и свобод граждан. Например,
установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено
чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную
территорию и выезда с нее, - закрепленное в п. «б» ст.11 названного закона;
правозапретителъная: установление запретов на реализацию отдельных прав и
свобод граждан. Такими функциями обладают меры, закрепленные пунктами «е» и «ж» ст.
11 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении», в которых
содержатся запрещение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетов,
иных массовых мероприятий, а также запрещение забастовок и иных способов
приостановления или прекращения деятельности организаций; регулятивная: реорганизация
некоторых сфер общественной жизни, перемещение и перераспределение населения и
материальных ценностей. Такая функция характерна для мероприятий, проводимых согласно
п. «и» (приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых
используются взрывчатые, радиоактивные, а также химически и биологически опасные
вещества), а также п. «к» ст. 11 вышеуказанного Федерального конституционного закона
(эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы в случае, если
существует реальная угроза их уничтожения, похищения или повреждения в связи с
чрезвычайными обстоятельствами).

Page 4

5
2. Функции МЧС при введении чрезвычайного положения
Основные функций федеральных органов исполнительной власти и управления по
защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций условно можно
дифференцировать по функциям:
непосредственной ликвидации чрезвычайных ситуаций;
обеспечение процесса ликвидации, а также устранение последствий чрезвычайных
ситуаций.
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является
специальным
федеральным
органом
исполнительной
власти, осуществляющим
государственное управление и координацию федеральных органов исполнительной власти в
области зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Оно образует
подведомственные ему территориальные органы соответствующего профиля.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1995 года № 738
утвержден Порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Им
определены основные задачи, формы и методы подготовки населения в области защиты от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также группы населения,
которые проходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Методическое руководство, координация и контроль за подготовкой населения
возложены на МЧС России.
Особенности управления вызываются именно чрезвычайными ситуациями и
необходимостью их ликвидации. Так, при чрезвычайных ситуациях Президент Российской
Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренном федеральным законом, может
ввести на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное
положение. Он может принимать решение о привлечении к ликвидации чрезвычайных
ситуаций Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска и воинские
формирования.
МЧС России в этих условиях осуществляет разнообразные задачи и функции, в том
числе руководство работами по ликвидации последствий крупных аварий, катастроф и
других чрезвычайных ситуаций; координацию деятельности органов исполнительной власти
и местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций по преодолению
последствий радиационных аварий и катастроф; контроль за осуществлением мероприятий в
этой области; организует формирование и доставку гуманитарной помощи населению,
пострадавшему в результате чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, полномочия Министерства Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий, подведомственных ему региональных органов, можно подразделить на две
группы:

Page 5

6
1) те, которые осуществляются в нормальных условиях и направлены на
предупреждение чрезвычайных ситуаций;
2) те, которые реализуются в чрезвычайных ситуациях и при ликвидации их
последствий.
Взятые в своем комплексе, они ориентированы на выполнение важнейшей
государственной задачи по защите интересов граждан и общества.
Основными мероприятиями, осуществляемыми органами управления и силами
единой системы, в режиме чрезвычайной ситуации являются:

непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование
развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий;

оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления
и организаций, а также населения о возникших чрезвычайных ситуациях;

проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций, в том числе, в случае необходимости, экстренной эвакуации;

организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему
обеспечению действий сил и средств единой системы, поддержанию общественного порядка
в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке
общественных организаций и населения к ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций;

непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне
чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации;

организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации чрезвычайных
ситуаций и их последствий;

проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных
ситуациях.
В режиме чрезвычайного положения органы управления и силы единой системы
функционируют с учетом особого правового режима деятельности органов государственной
власти, органов местного самоуправления и организаций.
Следует отметить, что за последние годы органами государственного управления
России всех уровней проведен комплекс мероприятий по совершенствованию Единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В
частности:
проведены мероприятия по формированию организационной структуры РСЧС,
созданы семь региональных центров по делам гражданской обороны и чрезвычайным
ситуациям. Кроме того, завершена комплектация органов, специально уполномоченных
решать задачи гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах
местного самоуправления;

Page 6

7
закончено формирование нормативно-правовой базы в субъектах Российской
Федерации по реализации требований Федерального закона «О защите населения и
территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера»;
проведена работа по заключению договоров и соглашений между Правительством
Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации
о разграничении полномочий и взаимодействии в области гражданской обороны,
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера;
активизировалось участие страны (МЧС России) в деятельности мирового
сообщества по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
выполнен комплекс организационно- технических мероприятий по развитию
системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, ведутся работы по
объединению ведомственных информационно-прогностических систем, обеспечивающих
оперативное выявление опасных процессов и явлений в техносфере и окружающей
природной среде, а также прогноз их возможных последствий;
ведутся работы по развертыванию авиационно-космических средств мониторинга,
контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, а также автоматизированных
комплексов контроля за обстановкой на крупных промышленных центрах;
проведены работы по поддержанию готовности системы и технических средств
контроля за радиационно-, химически-, гидродинамически-, пожаро- и взрывоопасными
объектами промышленности, магистральными трубопроводами. В то же время, медленно
внедряются автоматизированные системы контроля над химической обстановкой,
отсутствует их сопряжение с аппаратурой для автоматизированного сбора и обработки
данных об обстановке в районе аварии;
организована подготовка руководящего состава и специалистов РСЧС, обучение
населения к действиям в чрезвычайных ситуациях. Вместе с тем, обучение руководителей
органов исполнительной власти, специалистов на потенциально опасных объектах и
населения, не занятого в сфере производства и обслуживания, проводится на
неудовлетворительном методическом уровне. Явно недостаточно активно используются
средства массовой информации в деятельности предупреждения чрезвычайных ситуаций и
обучению населения действиям в их условиях;
поддерживаются в
готовности
действующие территориальные системы
централизованного оповещения, которые обеспечивают оповещение населения.
Между тем необходима обязательная правовая координация, которая бы объективно и
справедливо «уравновесила» и распределила силы и средства указанных министерств, при
этом выделив руководящую роль Министерства РФ по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Page 7

8
Заключение
На современном этапе в России прослеживается тенденция сохранения опасности во
всех сферах жизнедеятельности человека и общества (техногенного, экологического,
криминального, биосоциального и иных), катаклизмы в которых способны в короткие сроки
обусловить возникновение чрезвычайной ситуации. При этом большинство произошедших
за указанный период чрезвычайных ситуаций имеют не экологическую природу, а
обусловлены теми либо иными факторами, связанными с деятельностью человека: бытовой и
должностной неосторожностью, низким качеством проектирования и строительства,
нарушениями норм эксплуатации техники и механизмов, изношенностью приборов и
носителей энергии и топлива, недостаточностью защитных средств и сооружений.
Данное обстоятельство позволяет сделать выводы о том, что большую часть
чрезвычайных ситуаций можно предупредить, если заблаговременно производить
необходимые качественные проектные, строительные, ремонтные работы; требовать от
должностных лиц и рядовых сотрудников безукоризненного соблюдения правил
эксплуатации техники и механизмов; систематически заниматься пропагандой среди
населения профилактикой бытовой неосторожности; проводить в средствах массовой
информации анализ чрезвычайных факторов.
Следовательно, необходима дополнительная разработка новых действенных форм
воздействия на экстремальные факторы. В этом направлении представляется необходимым
окончательно определиться с ведущей ролью МЧС России в единой государственной
системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Возможны два пути совершенствования законодательства в данном направлении:
введения специальных норм в уже действующие законы, регламентирующие деятельность
вышеуказанных министерств и ведомств, либо разработка нового документа, который бы
регламентировал комплекс действий всех участвующих в обеспечении режима
чрезвычайного положений структур, подразделений, субъектов соответствующих
министерств и ведомств.
Правовой механизм чрезвычайного положения, определенный действующим
законодательством,
предоставляет
достаточный
объем
властных
полномочий
исполнительной власти для нормализации любой чрезвычайной ситуации. Однако остаются
крупные проблемы, требующие более тщательного анализа:
1) обоснование экономической целесообразности введения ЧП, т.к. предполагается
большая нагрузка на федеральный бюджет (компенсационные выплаты населению за
утраченное имущество, компенсация предприятиям за использование резервов и выпуск
необходимой продукции, финансирование строительства объектов жилищного и
социального назначения и т.п.);
2) реальная для существующих условий страны возможность создания необходимой
группировки сил и средств для обеспечения требуемых мер и ограничений в условиях ЧП.

Page 8

9
Список литературы
1.
Аленкин C.B. Институт чрезвычайного положения исключительный правовой режим
обеспечения безопасности государства // Право и безопасность. - 2004. - №4. - С.43-48.
2.
Василишин И.И. Чрезвычайные ситуации: правовые аспекты. – Новогорск: АГЗ МЧС
России, 2010.- 115 с.
3.
Воробьев Ю.Л. Важные аспекты деятельности РСЧС // Гражданская защита. - 2009. -
№4. - С.14-17.
4.
Василишин И.И. Взаимодействие подразделений МВД России и МЧС России
вчрезвычайных ситуациях: Правовые и организационные вопросы: Автореф. дисканд.
юрид. наук. - М., 2004. - 24 с.
5.
Лозбинев B.B. Институт чрезвычайного положения в Российской Федерации: Теория,
законодательство, практика. - М.: Юрид. лит-ра, 2009. - 232 с.
6.
Лозбинев В.В. Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении»:
Комментарий. - М.: Спарк, 2009. - 251 с.
7.
Мелехин A.B. Чрезвычайное законодательство Российской Федерации: теоретические,
правовые и организационные проблемы его реализации: Автореф. дис. . д-ра юрид.
наук. - М., 2005.- 48 с.
8.
Правовые основы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций / Сост.
С.Я.Лиховидов, О.В.Сиротова. - М.: Изд-во Московского государственного
университета леса, 2010. - 116 с.
9.
Рушайло В.Б. Конституционные основы режимы чрезвычайного положения в
Российской Федерации // Право и политика. - 2004. - №6. - С.33-36.
10. Рушайло В.Б. Организационно-правовые средства обеспечения режима особого
положения // Российский следователь. – 2003. - №11. – С.42-45.
11. Федулов Г. Роль государства в обеспечении защиты населения от чрезвычайных
ситуаций // Право и политика. - 2010. - №1. - С.50-60.
12. Чрезвычайный правовой режим в России и за рубежом / Под общ. и научн. ред.
С.П.Щербы. - М.: Юрлитинформ, 2006. - 192 с.
13. Янгол Н.Г. Чрезвычайное законодательство и исключительные правовые режимы:
история и современность. - СПб.: Изд-во СПбГУАП, 2011. - 408 с.

Информация о работе Роль МЧС при введении ЧП