Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 11:40, реферат
Ежегодно в Российской Федерации имеется достаточно масштабных чрезвычайных ситуаций техногенного, экологического, природного характера. Страдают, гибнут люди, наносится большой материальный ущерб. Поэтому важной государственной функцией являлось и является защита населения и национального достояния от последствий ЧС, аварий, катастроф и других стихийных бедствий, а также вооруженных конфликтов - социальных бедствий для населения. После Чернобыльской катастрофы была сделана попытка перестройки гражданской обороны, но она желаемых результатов не принесла. И только создание Госкомитета РФ а затем и МЧС РФ по делам ГО, ЧС и ЛПСБ стало главным шагом в деле построения в стране современной системы предупреждения и ликвидации ЧС.
- организует создание н функционирование территориальной системы оповещения, руководит информационно-управляющим центром МЧС Республики Мордовия;
- осуществляет в установленном порядке информирование населения о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемах и способах защиты от них;
- осуществляет методическое руководство работами по повышению устойчивости функционирования объектов экономики в условиях чрезвычайных ситуаций;
- организует работу по созданию сохранению и подготовке к использованию страхового фонда документации на объектах повышенного риска (потенциально опасных объектах);
- организует работу по созданию и использованию резерва финансовых и материальных ресурсов .для ликвидации чрезвычайных ситуаций в Республике Мордовия;
- организует подготовку населения, должностных, лип органов управления, сил и средств республиканской территориальной подсистемы РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях;
- осуществляет совместно с заинтересованными органами исполнительной власти государственный надзор за выполнением мероприятии по предупреждению чрезвычайных ситуации и готовности должностных лиц- сил н средств к действиям при их возникновении;
- организует и проводит аттестацию территориальных аварийно-спасательных формировании, спасателей и образовательных, учреждении по их подготовке, координирует и контролирует деятельность ведомственных и объектовых аттестационных комиссий;
- осуществляет связь с общественностью и средствами массовой информации по вопросам своей компетенции.
Важнейшую роль в процессе управления всеми видами деятельности играет система информации, а также автоматизация этих процессов. В настоящее время в РСЧС создана и совершенствуется автоматизированная информационно-управляющая система (АИУС).
Как бы не велика была роль системы управления в эффективном функционировании РСЧС, решающее значение для успеха дела имеют силы - те специалисты и формирования, которые непосредственно выполняют конкретные практические задачи. В настоящее время силы РСЧС представляют собой сложный конгломерат формирований различного статуса, назначений, принадлежности и возможностей. В этой связи ближайшая задача - упорядочить их пока нестройные ряды, определить их оптимальный состав по предназначению и количеству, понять профессиональный уровень, оснастить необходимыми техническими средствами и имуществом, обеспечить высокую управляемость и эффективность действий.
Гражданские формирования
гражданской обороны, организуемые
на нештатной основе на базе различных
производственно-хозяйственных
Однако отказываться от этого вида сил, привлекающего в ряды функционеров РСЧС значительное число граждан, преждевременно. Поэтому законодательно подтверждена их необходимость.
Основной мерой по повышению дееспособности гражданских формирований ГО следует считать дальнейшее внедрение стимулов и льгот для бойцов формирований и предприятий, выделяющих людей в территориальные формирования. Это должно сопровождаться законодательными мерами по уточнению прав и обязанностей бойцов, командно-начальствующего состава формирований и руководства организаций, учреждений и предприятий любых форм собственности.
Важной составляющей
частью сил РСЧС являются войска ГО.
В интересах РСЧС используются некоторые
части и подразделения
Важнейшим элементом
сил РСЧС, осуществляющих аварийно-спасательные
и другие неотложные работы в ходе
ликвидации чрезвычайных ситуаций являются
профессиональные противопожарные
части, а также аварийно-спасательные
и аварийно-восстановительные
Идущие в стране процессы сказались на состоянии профессиональных аварийно-спасательных формирований. Примат сиюминутной экономической целесообразности приводит к значительному сокращению численности и снижению объемов закупок необходимого оборудования и снаряжения. Штаты многих формирований укомплектованы не полностью. Ослаблено внимание к подготовке и переподготовке разведчиков-первопроходцев (“сталкеров”), обеспечению готовности формирований.
Актуальными остаются проблемы
обработки порядка
В настоящее время
значительным является факт создания
в каждой республике, крае и области
мобильного аварийно-спасательного
отряда, являющихся основными оперативно-
Как известно, при переходе страны на путь устойчивого и стабильного социально-экономического развития весьма важное значение приобретает выработка правильной стратегии целенаправленного управления техногенными, природными и экологическими рисками и их снижения до приемлемых научно обоснованных уровней.
В настоящее время делаются лишь первые шаги в разработке такой стратегии, формулируются ее концептуальные основы (задачи и принципы государственной стратегии снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций).
Функциональные задачи по управлению рисками, реализуемые на территориальном и местном уровнях в субъектах РФ, сводятся к::
- анализу и комплексной оценке рисков, построению карт полей потенциальных опасностей и риска для территорий республик, краев, областей и регионов;
- разработке и реализации системы мер и действий по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций и смягчению их последствий;
- адекватному реагированию на возникновение опасностей, выработке и принятию научно обоснованных и оправданных с социально-экономической точки зрения решений по управлению техногенными, природными и экологическими рисками.
Функциональные задачи, решаемые на объектовом уровне управления рисками, связаны с анализом и оценкой уровней риска на определенных объектах, а также предупреждением и ликвидацией последствий аварий, катастроф, опасных природных явлений, экологических бедствий и т.п.
На этой иерархической ступени управления при анализе и оценке техногенного риска определяются вероятности возникновения и развития аварий и катастроф, условия формирования поражающих факторов, а также математическое ожидание ущерба (гибели людей, разрушений, материальных потерь и т.д.), обусловленного воздействием поражающих факторов.
Анализ и оценка природного риска предусматривает расчет вероятностей возникновения и развития опасных природных явлений и стихийных бедствий, а также математического ожидания возникающего при них непосредственного ущерба.
В число функциональных задач для рассматриваемого уровня управления также входит разработка и реализация адекватных мер по снижению рисков и уменьшению ущерба.
Важным средством повышения эффективности всей системы управления является рост уровня подготовки руководящих работников, специалистов РСЧС, личного состава аварийно-спасательных формирований и качественное обучение населения.
В составе РСЧС создана и продолжает развиваться система подготовки граждан страны к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Поскольку в эту систему входят элементы различной ведомственной и территориальной принадлежности, для нее весьма актуальна проблема организационного и методического единства. Важную роль в обеспечении такого единства играет аттестационная комиссия.
В результате мы должны добиться, чтобы каждая из трех категорий граждан - население, не занятое в сфере производства и обеспечения, должностные лица, по мере необходимости участвующие в решении задач РСЧС в своей сфере, и, наконец, специалисты РСЧС - прошли полный, соответствующий каждой категории, цикл подготовки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема предотвращения возникновения катастроф, смягчения их последствий и ликвидации весьма актуальна сегодня не только для России, но и для всего человечества. Это обусловлено ежегодным увеличением количества, масштабов катастроф, ростом людских и материальных потерь, которое несет человечество, что сдерживает развитие цивилизации, а в некоторых случаях ставит под угрозу существование человечества.
Поэтому современное понимание безопасности граждан значительно расширилось и включает надежное представление необходимых им условий для жизни, развития и самовыражения, гарантий гражданских прав и социальной защищенности.
Как показывает анализ, обеспечение безопасности в ЧС может быть осуществлено разными путями. Наиболее эффективный из них - снижение вероятности возникновения, уменьшение возможных масштабов и тяжести последствий аварий, природных и природно-техногенных катастроф путем воздействия на потенциальные источники опасности.
Оградить население от поражения при авариях, катастрофах можно не только влияя на источники опасности, но и путем рационального размещения потенциально-опасных и иных производств, а также путем четкой планировки и застройки городов и других населенных пунктов.
На определенном уровне управления усилиями человека, общины, государства, мирового сообщества можно предотвратить возникающие катастрофы или смягчить их последствия, осуществить ликвидацию последних. В этом направлении проделана значительная работа как в России, так и в странах мирового сообщества, создано необходимое правовое поле в этой области.
Мы должны быть уверены в том, что дальнейший научный поиск поможет человечеству найти способ решить глобальные проблемы, несущие угрозу его существованию, что управление рисками катастроф будет постоянно совершенствоваться.
Информация о работе Роль РСЧС в политике Российского Государства