Российская система предупреждения чрезвычайных ситуаций и действия при них

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2015 в 23:47, реферат

Описание работы

Основные правила организации спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации. Структура, функции и задачи РСЧС.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Организация спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС…………5
Структура и задачи РСЧС………………………………………………………..7
Порядок действий при защите от ЧС…………………………………………..10
Задачи, решаемые ГО…………………………………………………………....18
Заключение…………………………………………………………………….…20
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Российская система предупреждения чрезвычайных ситуаций и действия при них..docx

— 38.91 Кб (Скачать файл)

Гражданин обязан соблюдать все законы в области защиты населения и территории от ЧС, издаваемые в РФ. Он должны быть крайне осторожен как дома, так и на производстве и выполнять все требования безопасности, не нарушая соответствующих правил, для чего гражданину необходимо быть грамотным в этой области знаний. Человек должен уметь оказать первую помощь пострадавшему, уметь защитить себя с помощью специальных коллективных и индивидуальных средств. Такие знания можно получить в образовательном учреждении, в организации и с помощью средств массовой информации, что обязывает человека самосовершенствоваться в этом.

Гражданин обязан вести себя в ЧС так, как это требует правила и при недостатке сил и средств помочь в каких-либо неотъемлемых работах.

Обеспечивая безопасность жизнедеятельности людей в ЧС необходимо вовремя проводить его подготовку. Порядок подготовки определяет Правительство РФ во главе с премьер-министром, которые, в общем, ответственны за состоянием гражданской обороны стране. Население подготавливается во всех организациях, на объектах экономики, в образовательных учреждениях различного уровня и по месту жительства, где этим занимается жилищно-коммунальные отделы. Все специалисты и в целом силы РСЧС подготавливаются в учреждениях среднего, высшего образования, а в дальнейшем они могу повышать свою квалификацию в специальных учреждениях и на курсах, центрах и в этой организации, где работают. А 24 июля 1995 г. было издано постановление Правительства РФ №738 «О порядке подготовки населения к действиям в условиях ЧС», разделившее все население РФ на категории, обучаемые действиям в ЧС, способам защиты, в зависимости от и социальной роли и статуса. В первую категорию вошли все неработающие граждане, т.е. дети дошкольного возраста, пенсионеры, инвалиды. Они изучают вопросы безопасности деятельности и деятельности в ЧС благодаря средствам массовой информации, специальным книгам, научно-популярным журналам, к примеру «Гражданская защита», «Научный вестник». Вторую категорию составляют все учащиеся различных образовательных учреждений, изучающие вопросы организации ГО и РСЧС в соответствии с учебным планом, количеству часов изучения и рабочим программам. Граждане, работающие в организациях, учреждениях, объектах экономики рассматривают эти же вопросы на своих рабочих местах, ответственнее за обучение непосредственно руководитель. На местах, на объектах экономики, в организациях создаются специальные комиссии, призванные решать все вопросы по предупреждению и ликвидации ЧС, законом определяются их задачи.

Органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления решают организационные вопросы по проведению необходимых мероприятий, обеспечивают устойчивое функционирование объектов, которые в ЧС могут дать сбой в работе, следят за состоянием этих объектов и окружающей среды, а также делают прогнозы по этому поводу. Одной из задач этих органов власти является поддержание в постоянной готовности к ЧС всех своих сил средств и пунктов управления действия в ЧС. Они занимаются нормотворческой деятельностью в данной сфере, реализуют ими же разработанные целевые, технические и территориальные программы в целях предупреждения и ликвидации ЧС, для этих же целей создаются заблаговременно финансовые и материальные резервы. Осуществляется сотрудничество и с другими комиссиями по ЧС, военным командованием и общественными объединениями, их взаимопомощь по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС и взаимоинформирование. Эти органы руководят подготовкой населения и должностных лиц РСЧС к действиям в ЧС, работами по ее ликвидации, а также привлекают все трудоспособное население к этим работам. Заранее определяются места, куда будет эвакуировано население в случае ЧС, действия по его возврату в дома, где проживали до ЧС, а при возникновении ЧС организуется эвакуация.

Действующие на предприятиях, объектах, организациях комиссии по ЧС также разрабатывают меры по ликвидации и предупреждению ЧС, стараются повысить стойкость потенциально опасных объектов в случае возникновения ЧС и создают на них и поддерживают системы внутреннего контроля и оповещения. Также создаются финансовые и материальные резервы. Заранее устанавливаются действия руководства и персонала в ЧС, подготавливаются специальные силы и средства. В случае возникновения ЧС комиссия берет на себя руководство по ликвидации ЧС и принимает меры по эвакуации персонала с объекта.

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС органы исполнительной власти субъектов РФ или местного самоуправления своим решением в праве устанавливать один из режимов функционирования РСЧС, независимо на каком уровне эта система действует.

Режим повседневной готовности характеризуется тем, что не фиксирует никакие предпосылки и факторы для возникновения ЧС природного характера (геологические, метеорологические, гидрологические аномальные явления, пожары и массовые заболевания - эпидемии, эпизоотии), экологического и техногенного характера, т.е. обстановка в целом нормальная и нет никаких угроз безопасности человека. Территориальные и функциональные подсистемы РСЧС обеспечивает безаварийную работу всех промышленно-опасных объектов, но в то же время все силы и средства находятся в состоянии готовности на случай появления ЧС.

При ухудшении обстановки, прогнозы возникновения ЧС, благодаря наблюдению и мониторингу геологических, метеорологических, гидрологических и геофизических процессов силами и средствами РСЧС, режим функционирования переходит в состояние повышенной готовности, а сами силы и средства - боевой готовности. Органам исполнительной власти и руководителям объектов в этом случае следует принять меры, которые позволили бы минимизировать последствия, если ЧС все же возникнет. Режим ЧС устанавливается непосредственно в случае возникновения ЧС и ее ликвидации.

В зависимости от степени сложности и характера ЧС проводится эвакуация населения, спасение людей, помощь пострадавшим, принимаются меры аварийно-спасательного характера (например, расчищаются завалы для доступа к эпицентру ЧС технических средств), проводится мониторинг территории, попавшей в зону ЧС на наличие пожаров, эсимического и радиоактивного заражения, предупреждаются все неконтролируемые взрывы.

В структуре РСЧС, на сегодня выделяются силы и средства, за создание которых отвечают как федеральные органы исполнительной власти, так и органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации. В их полномочия входит ликвидация ЧС, они следят за состоянием окружающей среды и контролирует те объекты, которые в ЧС становятся опасными. В эти силы и средства входят аварийно-спасательные службы, формирующиеся с учетом обеспечения работы в автономном режиме не более трех суток, они находятся в состоянии постоянной готовности. Чтобы экстренно среагировать на возникшую ЧС эти силы, по согласованию с их органами управления, могут привлекаться к работе в ЧС Министерством РФ по делам ГО и ЧС. Вооруженные силы РФ и все воинские формирования составляют специально подготовленные силы и средства и подчиняются непосредственно Верховному главнокомандующему, Президенту РФ. В то же время руководство организаций и объектов в праве создавать свои нештатные аварийно-спасательные формирования, участвующих во всех необходимых работах в ЧС.

Не последнее место в РСЧС занимает информационное обеспечение, необходимые для учета данных, фиксирование возникновения ЧС в определенных регионах и в целом функционирования РСЧС. Помогают в этом управлении в кризисных ситуациях Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидаций последствий стихийных бедствий, информационные центры федеральных органов исполнительной власти, органов управления по делам ГО и ЧС субъектов РФ, региональные центры; в организациях и в городских и районных органах управления по делам ГО и ЧС. Осуществляется информирование с помощью средств связи и передачи данных. Порядок сбора и обмена в РФ информацией в области защиты населения и территории от ЧС природного и техногенного характера своим постановлением №334 от 24 марта 1997 г. определило Правительство РФ.

Сведения управлений, информационных центров должны быть полезными для деятельности РСЧС, т.е. содержать прогнозы или конкретную информацию уже возникшей ЧС, о ее последствиях для населения и соответственной территории, безопасности на них. Необходимы также данные о том, какие меры и действия принимают предприятия, организации, учреждения, органы местного самоуправления и вообще органы власти, чтобы предупредить и ликвидировать в случае возникновения ЧС, что собственно и является целью сбора и обмена информацией в этой области. Население информируется об угрозе возникновения ЧС своевременно с помощью специальных постоянно действующих органов управления, в чьи обязанности это входит.

В системе информирования также действует некоторый принцип иерархичности, потому что организацию информируют органы местного самоуправления и федеральные органы исполнительной власти субъектов, а последние и федеральные органы исполнительной власти Министерство РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий. Таким образом, осуществляется стройная система информирования. Данное Министерство связывает воедино всю работу этих органов и организаций по сбору и обмену информацией, и сама собирает и обрабатывает сведения по защите людей и местности от ЧС. Министерство информирует Правительство о ЧС всех масштабов и действиях по их ликвидации, учитывает все ЧС, а также каждый год предоставляет доклад Правительству о защите людей и территории от ЧС. Если необходим обмен данными с иностранными государством, то это осуществляется в соответствии с международными договорами. Все силы и средства РСЧС делятся на две группы, т.е. на осуществляющих контроль и наблюдение, и тех, кто непосредственно участвует в ликвидации ЧС и ее последствий. К числу первых можно отнести службы, наблюдающие за состоянием территории, за состоянием здоровья людей, подвергающихся риску, проживая в отдельных областях. Здесь же участвует Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ, ветеринарная служба Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ, группы и службы, участвующие в контроле за качеством пищевого сырья, продуктов питания, геофизические службы РАН, по гидрометеорологии и исследованию окружающей среды, по атомной энергии, а также специальные учреждения ГО.

Ликвидируют ЧС штатные формирования, т.е. войска ГО, МВД, связи и химические войска, службы МПС, морского флота РФ, по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, ветеринарные и службы, охраняющие растения Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ, службы медицины, катастроф, спасательные и восстановительные отряды, отряды МЧС и другие формирования. На добровольной основе, но с согласия органа исполнительной власти могут действовать и внештатные службы. Все вышеуказанные формирования могут быть военизированными или не быть таковыми.

Если говорить в общем, то ликвидацию ЧС осуществляют специально уполномоченные по этому вопросу комиссии по ЧС, они действуют на всей территории РФ. Комиссии имеют право обращения в вышестоящие комиссии по ЧС, в случае нехватки собственных сил и средств, за помощью. Если и этой помощи недостаточно, то федеральные органы исполнительной власти также оказывают недостающую помощь. В случае больших масштабов ЧС и недостатке сил и средств для ее ликвидации образуется Правительственная комиссия. Для всех мероприятий по ликвидации ЧС необходима материальная и финансовая поддержка, это естественно, что и учел законодатель. Для этих целей Правительство формирует резервный фонд, который определяется федеральным бюджетом. Точно также резервы формируются в субъектах РФ и на местах. Федеральные органы исполнительной власти составляют резервы ведомственного характера. Организации формируют эти фонды за счет собственных средств.

Задачи, решаемые ГО

 

Гражданская оборона - это неотъемлемая часть общегосударственного масштаба мероприятий, которые проводятся в мирное и военное время с целью защиты населения, материально-культурных ценностей, территорий от различных средств поражения, аварий, катастроф, стихийных бедствий и организации аварийно-восстановительных работ.

ГО возникла в начале 30-х гг. XX века и имела иное назначение - местная противовоздушная оборона, привычное для нас название эта организация приобрела лишь в 1961 г. Одной из первых задач того времени у ГО было уменьшение потерь личного состава Красной Армии в случае нападения противника и применение им отравляющих веществ. Уже тогда начали сооружаться убежища, развивалась система оповещения население, которое обучалось необходимым действиям в указанной ситуации. Появилась также задача по уничтожению летательных аппаратов противника, по средствам которого отравляющие вещества и доставлялись. Более всего на этап становления система ГО проявила себя во время второй Мировой войны 1941-1945 гг., когда производилась массовая эвакуация людей, обезвреживались авиабомбы, предотвращались аварии и другие действия.

С появлением высокоточного ядерного оружия задачи ГО расширились, среди них - защита населения от действия этого оружия и организация точного функционирования объектов экономики в военное время. В наше время, в XXI веке, когда опасностей в мире появляется все больше и больше не может быть и речи о нужности системы ГО в государстве. В РФ 12 февраля 1998 года был принят Федеральный закон «О гражданской обороне» №28, определивший задачи, структуру ГО в РФ.

Задачами ГО, при ведении военных действий или в следствие их в отношение населения будут: своевременное оповещение об угрозе жизни, здоровья, о порядке их действий, подготовка к этим действиям до возникновения соответствующей ситуации, обучение способам защиты, эвакуация людей, а вместе с ними материально-культурных ценностей, предоставление убежища и средств личной защиты, первоочередное жизнеобеспечение пострадавших. ГО обязано производить все неотложные работы. Осуществляет меры по маскировке в военное время, по борьбе с пожарами, по обнаружению территорий, подвергнувшихся какому-либо опасному для жизни заражению, обеззараживанию, восстановлению порядка и нужных коммуникационных служб, сохранение жизненно необходимых экономики, срочному захоронению трупов. ГО обеспечивает и поддерживает в постоянной готовности все свои основные силы.

В соответствии с указом Президента РФ от 8 мая 1993 г. №643 «ОГО» Россия является в этой области правопреемницей СССР, т.е. руководствуется ее нормативными актами, являющиеся актуальными и в наше время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Насыщение территории России объектами повышенного риска, расположенными в зонах высокой концентрации населения, резко усиливает опасность крупных техногенных и природных аварий и катастроф.

При существующих тенденциях социально-экономического развития страны этот риск будет усугубляться. Так, только в 2005 году на территории Российской Федерации произошло 2720 чрезвычайных ситуаций (далее ЧС), в результате которых погибло 5637 человек, пострадало 4 млн. 945 тысяч 523 человека.

До начала 90-х годов 20-го века в России не было создано четкой и стройной структуры, занимающейся вопросами защиты населения и территорий от ЧС мирного времени. Существовавшая в Советском Союзе система гражданской обороны (далее - ГО) была нацелена в основном на защиту населения в военное время, и в частности, от оружия массового поражения. Но события в Чернобыле, землетрясение в Армении, ряд крупных техногенных аварий, железнодорожных, морских и авиационных катастроф в середине 1980-х и начале 1990-х годов вскрыли серьезные недостатки этой системы. Страна по существу оказалась не готова к оказанию экстренной эффективной помощи населению при крупных разрушительных стихийных бедствиях и техногенных катастрофах.

Информация о работе Российская система предупреждения чрезвычайных ситуаций и действия при них