Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:45, контрольная работа

Описание работы

Российская система предупреждения и действий в ЧС призвана решать значительно больший круг задач, чем ранее ГО. Сами задачи из узко специфических вылились в общегосударственные, охватывающие все сферы деятельности народного хозяйства страны. РСЧС занимается проблемами экологии, оказания гуманитарной помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, аварий, катастроф, вооруженных конфликтов в России и за ее пределами, информационным обеспечением в зонах ЧС, созданием сил быстрого реагирования на все ЧС, где бы они не происходили.

Содержание работы

Введение……………………………………………………..3
Единая государственная система предупреждения и
ликвидации ЧС…………………………………………………4
Предпосылки создания РСЧС………………………………9
Перспективы развития РСЧС……………………………..14
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

бжд. в печать.docx

— 38.69 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Предшественники РСЧС

 

   Чтобы правильно понять настоящее, осознать происходящее, нужно непременно заглянуть в прошлое, сказал кто-то из мудрецов. Такое прошлое есть и у Российской государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), хотя она еще очень молода. Но родилась РСЧС не на пустом месте. У нее имелись известные предшественники – местная противовоздушная оборона (МПВО) и гражданская оборона (ГО).

4 октября 1932 года Совет Народных  Комиссаров СССР утвердил Положение  о противовоздушной обороне страны. Согласно этому документу МПВО выделялась в самостоятельную организацию, призванную защищать население и объекты народного хозяйства при бомбардировках противника с воздуха.

В июле 1961 года МПВО была преобразована  в гражданскую оборону СССР. Ее новая организационная структура  в значительно большей степени  соответствовала возросшим требованиям  к защите населения и всей территории страны, всех объектов народного хозяйства  от появившихся тогда на вооружении средств массового поражения.

25 ноября 1992 года Правительство  России утвердило Положение о  Государственном комитете Российской  Федерации по делам гражданской  обороны, чрезвычайным ситуациям  и ликвидации последствий стихийных  бедствий (ГКЧС). Тогда же и начинает  создаваться Российская система  предупреждения и действий в  чрезвычайных ситуациях (РСЧС). Через  два с половиной года эта  система, основательно проверенная  практикой, подправленная жизнью, в том числе такими трагическими  событиями, как землетрясение  в Нефтегорске, война на территории  Чеченской Республики, крупномасштабные  наводнения и лесные пожары, была  преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Ее аббревиатура осталась прежней – РСЧС.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Перспективы развития  РСЧС

 

     Важнейшую роль в процессе управления всеми видами деятельности играет система информации, а также автоматизация этих процессов. В настоящее время в РСЧС создана и совершенствуется автоматизированная информационно-управляющая система (АИУС).

 

Как бы не велика была роль системы управления в эффективном функционировании РСЧС, решающее значение для успеха дела имеют силы - те специалисты и формирования, которые непосредственно выполняют конкретные практические задачи. В настоящее время силы РСЧС представляют собой сложный конгломерат формирований различного статуса, назначений, принадлежности и возможностей. В этой связи ближайшая задача - упорядочить их пока нестройные ряды, определить их оптимальный состав по предназначению и количеству, понять профессиональный уровень, оснастить необходимыми техническими средствами и имуществом, обеспечить высокую управляемость и эффективность действий.

 

Гражданские формирования гражданской обороны, организуемые на нештатной основе на базе различных производственно-хозяйственных структур, показали свою недееспособность. Основная  причина этого - незаинтересованность людей участвовать в этих формированиях, а предприятий - организовывать их. К тому же в условиях нового хозяйственного механизма и негосударственных форм собственности прежний административно-принудительный способ их формирования не срабатывает.

 

Однако отказываться от этого вида сил, привлекающего  в ряды функционеров РСЧС значительное число граждан, преждевременно. Поэтому  законодательно подтверждена их необходимость.

 

Основной  мерой по повышению дееспособности гражданских формирований ГО следует  считать дальнейшее внедрение стимулов и льгот для бойцов формирований и предприятий, выделяющих людей  в территориальные формирования. Это должно сопровождаться законодательными мерами по уточнению прав и обязанностей бойцов, командно-начальствующего состава  формирований и руководства организаций, учреждений и предприятий любых  форм собственности.

 

Важной составляющей частью сил РСЧС являются войска ГО.  В интересах РСЧС используются некоторые  части и подразделения инженерных и химических войск, специально предназначенные  для решения задач мирного  времени. В гарнизонах, где располагаются  воинские части и подразделения должны быть разработаны качественные планы взаимодействия этих сил с силами Гражданской обороны на данной территории. И это забота не в малой степени и органов управления ГО.

 

Важнейшим элементом  сил РСЧС, осуществляющих аварийно-спасательные и другие неотложные работы в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций являются профессиональные противопожарные  части, а также аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные формирования министерств и ведомств, организаций  и предприятий. Они имеют различную  принадлежность и нацелены в соответствии со своим назначением на решение  соответствующих профессиональных задач.

 

Идущие в  стране процессы сказались на состоянии  профессиональных аварийно-спасательных формирований. Примат сиюминутной экономической  целесообразности приводит к значительному  сокращению численности и снижению объемов закупок необходимого оборудования и снаряжения. Штаты многих формирований укомплектованы не полностью. Ослаблено  внимание к подготовке и переподготовке разведчиков-первопроходцев (“сталкеров”), обеспечению готовности формирований.

 

Актуальными остаются проблемы обработки порядка  взаимодействия формирований, их технического оснащения и совершенствования  квалификационных требований, разработка межотраслевых программ их подготовки.

 

В настоящее  время значительным является факт создания в каждой республике, крае и области  мобильного аварийно-спасательного  отряда, являющихся основными оперативно-тактическими звеньями РСЧС. Эти отряды напрямую подчиняются органам управления соответствующих администраций, то есть являются территориальными формированиями, имеющими высокую готовность. Подразделения отряда должны быть штатными, формироваться специалистами-профессионалами, нести круглосуточное дежурство. Они должны быть подготовлены  к ведению всех видов работ при возможных ЧС, обучены и оснащены по последнему слову науки и техники. Исходя из региональной и технологической специфики, они также могут быть в определенной степени специализированы.

 

Как известно, при переходе страны на путь устойчивого  и стабильного социально-экономического развития весьма важное значение приобретает выработка правильной стратегии целенаправленного управления техногенными, природными и экологическими  рисками и их снижения до приемлемых научно обоснованных уровней.

 

В настоящее  время делаются лишь первые шаги в  разработке такой стратегии, формулируются  ее концептуальные основы (задачи и  принципы государственной стратегии  снижения рисков и смягчения последствий  чрезвычайных ситуаций).

 

Функциональные  задачи по управлению рисками, реализуемые  на территориальном и местном  уровнях в субъектах РФ, сводятся к::

 

- анализу  и комплексной оценке рисков, построению карт полей потенциальных  опасностей и риска для территорий  республик, краев, областей и  регионов;

 

- разработке  и реализации системы мер и  действий по предупреждению, ликвидации  чрезвычайных ситуаций и смягчению  их последствий;

 

- адекватному  реагированию на возникновение  опасностей, выработке и принятию  научно обоснованных и оправданных  с социально-экономической точки  зрения решений по управлению  техногенными, природными и экологическими  рисками.

 

Функциональные  задачи, решаемые на объектовом уровне управления рисками, связаны с анализом и оценкой уровней риска на определенных объектах, а также предупреждением  и ликвидацией последствий аварий, катастроф, опасных природных явлений, экологических бедствий и т.п.

 

На этой иерархической  ступени управления при анализе  и оценке техногенного риска определяются вероятности возникновения и  развития аварий и катастроф, условия  формирования поражающих факторов, а  также математическое ожидание ущерба (гибели людей, разрушений, материальных потерь и т.д.), обусловленного воздействием поражающих факторов.

 

Анализ и  оценка природного риска предусматривает  расчет вероятностей возникновения  и развития опасных природных  явлений и стихийных бедствий, а также математического ожидания возникающего при них непосредственного  ущерба.

 

В число функциональных задач для рассматриваемого уровня управления также входит разработка и реализация адекватных мер по снижению рисков и уменьшению ущерба.

 

Важным средством  повышения эффективности всей системы  управления является рост уровня подготовки руководящих работников, специалистов РСЧС,  личного состава аварийно-спасательных формирований и качественное обучение населения.

 

В составе  РСЧС создана и продолжает развиваться  система подготовки граждан страны к действиям в чрезвычайных ситуациях.

 

Поскольку в  эту систему входят элементы различной  ведомственной и территориальной  принадлежности, для нее весьма актуальна  проблема организационного и методического  единства. Важную роль в обеспечении  такого единства играет аттестационная комиссия.

 

В результате мы должны добиться, чтобы каждая из трех категорий граждан - население, не занятое в сфере производства и обеспечения, должностные лица, по мере необходимости участвующие  в решении задач РСЧС в своей  сфере, и, наконец, специалисты РСЧС - прошли полный, соответствующий каждой категории, цикл подготовки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В настоящий момент первый этап создания Единой государственной системы  предупреждения и ликвидации ЧС в  Российской Федерации завершен. На данном этапе в основном решались задачи по созданию Государственной системы спасения населения в ЧС В результате:

  • заложены основы законодательной нормативно-правовой базы по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;
  • созданы высокоэффективные технологии проведения аварийно-спасательных работ, жизнеобеспечения пострадавшего населения;
  • обеспечена готовность к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для ликвидации ЧС,
  • заложены основы создания системы организации и проведения международных гуманитарных операций.

Главная задача второго этапа развития РСЧС – развитие системы на региональном уровне: снижение рисков и смягчение  последствий ЧС, т.е. осуществление  комплекса мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

 

Список используемой литературы

 

  1. Воробьев Ю.Л. Основные направления государственной стратегии снижения рисков и смягчении последствий чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации на период до 2010 года. М., 2002.
  2. Гузенко В.Л., Маньков В.Д., Косьмин Г.В., Вайнтрауб А.Е. ОБ при производстве работ и с повседневной деятельности войск: учебное пособие для ВУЗов, ВИКУ – 2000 г.
  3. Косьмин Г.В., Маньков В.Д. Руководство к ГЗ по дисциплине «БЖД».
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 14 июля 1995 г "Об аварийно- спасательных службах и статусе спасателей"
  5. Постановление Правительства Российской Федерации № 1085 от 2 ноября  1995 г "О федеральной целевой программе "Создание единой  государственной автоматизированной системы контроля радиационной  обстановки (ЕГАСКРО) на территории Российской Федерации".
  6. Проект Федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение  последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера  в Российской Федерации до 2005 года".
  7. Web-сервер МЧС: http://www.emercom.gov.ru

 

 


Информация о работе Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях