Санитарно-защитные зоны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 23:07, курсовая работа

Описание работы

В пределах СЗЗ допустимо размещение нежилых помещений для аварийных дежурных служб предприятия, помещений для персонала, работающего по вахтовому методу с графиком разового пребывания не более 14 дней, здания управлений предприятия, административные объекты предприятия, лаборатории и проектно-конструкторские бюро, другие помещения производственных структур предприятия непромышленной группы, а также ведомственные поликлиники, медпункты, спортивные объекты.
Не разрешено законодательством строительство на территории санитарно-защитной зоны жилых домов любых размеров и форм собственности, парковых зон отдыха, лечебно-оздоровительных учреждений (помимо ведомственных для оказания первой помощи), садовых участков и развлекательных комплексов.

Содержание работы

Введение
1. Законодательное нормирование санитарно-защитных зон. 5
2. Требования к организации санитарно-защитных зон. 14
3. Проектирование санитарно-защитных зон. 23
4. Список используемой литературы. 28

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Протасов.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

Введение

1. Законодательное нормирование  санитарно-защитных зон.                    5

2. Требования к организации санитарно-защитных  зон.                           14

3. Проектирование санитарно-защитных  зон.                                            23

4. Список используемой литературы.            28         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Любое производственное предприятие, оснащенное самыми современными технологиями и оборудованием, имеющее целый  комплекс природоохранных объектов и регулярно выполняющее предусмотренные законом мероприятия по защите окружающей среды от последствий производственной деятельности, неизбежно оказывает воздействие на все, что окружает его территорию, - землю, атмосферу, водные источники. С целью уменьшения такого воздействия и разработано в законодательном порядке определение санитарно-защитной зоны. Соблюдать положения действующего законодательства в отношении СЗЗ обязано каждое предприятие.

Под понятием санитарно-защитной зоны подразумевается определенная территория, служащая границей между производственным предприятием со всеми комплексами его функционирования и жизнеобеспечения и остальной территорией – жилыми постройками, садовыми и парковыми объектами, городской инфраструктурой и т.д.  Задачи СЗЗ – уменьшение воздействия вредных последствий производственной деятельности промышленных объектов на среду обитания людей, природу и фауну. Санитарно-защитная зона служит своего рода барьером между вредными производственными факторами и нормальной экологической обстановкой в окружающем мире. Проект СЗЗ создается на основании точных измерений и не менее точных расчетов, определяющих достаточную территорию для нивелирования опасных для человека и природы факторов работы производства.

В пределах СЗЗ допустимо размещение нежилых помещений для аварийных дежурных служб предприятия, помещений для персонала, работающего по вахтовому методу с графиком разового пребывания не более 14 дней, здания управлений предприятия, административные объекты предприятия, лаборатории и проектно-конструкторские бюро, другие помещения производственных структур предприятия непромышленной группы, а также ведомственные поликлиники, медпункты, спортивные объекты.

Не разрешено законодательством  строительство на территории санитарно-защитной зоны жилых домов любых размеров и форм собственности, парковых зон отдыха, лечебно-оздоровительных учреждений (помимо ведомственных для оказания первой помощи), садовых участков и развлекательных комплексов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Законодательное нормирование  санитарно-защитных зон

Проект  СЗЗ разрабатывается в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, с учетом положений Генерального городской застройки, утвержденных городских программ, проектов планировки и других видов градостроительной деятельности.

Цель  разработки проекта организации (обоснования) СЗЗ - получение санитарно-эпидемиологического  заключения органа Роспотребнадзора по соответствию санитарно-защитной зоны территориально обособленной площадки юридического лица в существующих размерах от селитебной территории населенного пункта (места проживания населения, общественные здания).  

К числу  основных нормативных документов, определяющих общий порядок осуществления  санитарно-эпидемиологического нормирования, можно отнести:

О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ.

  • Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554.

 

 К основным нормативно-методическим материалам, определяющим порядок разработки, рассмотрения и согласования проектов организации  санитарно-защитной зоны, относятся  следующие документы:

  • Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03)
  • Положение о порядке разработки, согласования и утверждения проектов организации санитарно-защитных зон в городе Москве. Постановление правительства Москвы от 16.10.2001 N 929-ПП.
  • Рекомендации по разработке проектов санитарно-защитных зон промышленных предприятий, групп предприятии. - М.: РЭФИА, 1998. - 86 с

В природоохранной практике России имеется ряд видов зон, создание которых связано с целями охраны окружающей среды от вредных воздействий. В их числе – санитарно-защитные зоны, создаваемые между предприятиями и жилыми домами; водоохранные зоны (полосы) рек, озер и водохранилищ; округа санитарной (горно-санитарной) охраны курортов и лечебно-оздоровительных местностей; зоны санитарной охраны источников водоснабжения; запретные полосы лесов по берегам водных объектов и др. Помимо специального режима таких зон в законодательстве предусматриваются нормативы, определяющие их размеры. Как указывается в Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (ст. 34), нормативы санитарных и защитных зон устанавливаются для охраны водоемов и иных источников водоснабжения, курортных и лечебно-оздоровительных зон, населенных пунктов и других территорий от загрязнения и иных вредных воздействий.

Правовой режим таких зон  закрепляется в законах, правительственных  постановлениях, ведомственных нормативных  актах.

а) Санитарно-защитные зоны

Санитарно-защитные зоны призваны создать  барьер между жилой застройкой и  предприятиями и иными объектами, являющимися источниками вредных химических, физических и биологических воздействий на состояние окружающей среды. Создание санитарно-защитных зон относится к планировочным мерам охраны окружающей среды при градостроительстве и развитии иных населенных пунктов.

Хотя создание санитарно-защитных зон можно рассматривать как  важную природоохранную меру в городах  и других населенных пунктах, требования к ним на законодательном уровне урегулированы слабо. Очевидно, что  основные положения о таких  зонах должны быть определены в Законе «Об охране окружающей природной среды» и Законе «О градостроительстве в Российской Федерации». Пока таких положений в этих законах нет.

Наиболее общие требования относительно создания санитарно-защитных зон предусмотрены Санитарными нормами проектирования промышленных предприятий (СН 245-71), утвержденными Госстроем СССР 5 ноября 1971 г. В соответствии с этими нормами все промышленные предприятия, их отдельные здания и сооружения в зависимости от мощности, условий осуществления технологического процесса, характера и объема вредного воздействия подразделяются на пять классов, для которых устанавливаются соответствующие размеры санитарно-защитных зон: 1000, 500, 300,100 и 50м (п.2.5).

Санитарные правила содержат ряд  условий, при наличии которых размер санитарно-защитной зоны при надлежащем технико-экономическом обосновании может быть увеличен, но не более чем в три раза. Зона может быть увеличена по совместному решению Госсанэпиднадзора и органов строительства:

а) в зависимости от эффективности предусмотренных или возможных для осуществления методов очистки выбросов в атмосферу;

б) при отсутствии способов очистки  выбросов;

в) при необходимости размещения жилой застройки с подветренной стороны по отношению к предприятию  в зоне возможного загрязнения атмосферы;

г) в зависимости от розы ветров и других неблагоприятных местных  условий;

д) при невозможности снизить  поступающие в окружающую среду  шум, вибрацию, электромагнитные волны  радиочастот и другие вредные  факторы до пределов, установленных нормами;

е) при строительстве новых еще  недостаточно изученных вредных  в санитарном отношении производств.

Санитарные правила запрещают  использование санитарно-защитной зоны или ее части для расширения промышленной площадки. Территория зоны должна быть благоустроена и озеленена по специальному проекту, который разрабатывается одновременно с проектом строительства или реконструкции предприятия. При проектировании благоустройства со стороны селитебной территории надлежит предусматривать полосу древесно-кустарниковых насаждений шириной не менее 50 м, а при ширине зоны до 100 м – не менее 20м.

В целях обеспечения экологического благополучия населения Санитарные правила определяют объекты, которые  могут быть размещены в санитарно-защитных зонах, а также размещение объектов на самой промышленной площадке предприятия.

б) Санитарно-защитные зоны ядерных  объектов и зоны наблюдения

Такие зоны предусмотрены ст. 31 Федерального закона «Об использовании атомной  энергии». Они устанавливаются в  целях защиты населения в районе размещения ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ. Размеры и границы зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны в соответствии с нормами и правилами в области использования атомной энергии, который согласовывается с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора и утверждается органами местного самоуправления.

Закон запрещает размещение в санитарно-защитной зоне ряда объектов, включая жилые  и общественные здания, детские учреждения, а также не относящиеся к функционированию ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения лечебно-оздоровительные учреждения, объекты общественного питания, промышленные объекты, подсобные и другие сооружения и объекты, не предусмотренные утвержденным проектом санитарно-защитной зоны. Использование же для хозяйственных целей существующих объектов и сооружений, расположенных в санитарно-защитной зоне, при изменении профиля их использования допускается по представлению эксплуатирующей организации с разрешения органов государственного регулирования безопасности.

Необходимость установления зоны наблюдения, ее размеры и границы определяются в проекте на основании характеристик  безопасности объектов использования атомной энергии и согласовываются с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора. В зоне наблюдения органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора могут вводиться ограничения на хозяйственную деятельность в соответствии с законодательством РФ. В зоне наблюдения, включающей в себя санитарно-защитную зону, на граждан распространяется действие мер по социально-экономической компенсации за дополнительные факторы риска, а также мер по аварийному планированию.

Убытки, причиненные установлением санитарно-защитной зоны и зоны наблюдения, возмещаются эксплуатирующей организацией в соответствии с законодательством РФ.

Для некоторых объектов использования  атомной энергии в соответствии с характеристиками безопасности этих объектов санитарно-защитная зона и зона наблюдения могут быть ограничены пределами территории объекта, здания, помещения.

в) Водоохранные зоны

Нормативы и режим водоохранных зон определяются Водным кодексом РФ (ст.111)и Положением о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 ноября 1996 г. Водоохранной зоной является территория, примыкающая к акваториям рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водных объектов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира. Водоохранная зона создается как составная часть природоохранных мер, а также мероприятий по улучшению гидрологического режима и технического состояния, благоустройству водных объектов и их прибрежных территорий. В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения природопользования.

Принципиальный вопрос таких зон касается их размера. Размеры  и границы водоохранных зон и  прибрежных защитных полос, а также  режим их использования устанавливаются  исходя из физико-географических, почвенных, гидрологических и других условий с учетом прогноза изменения береговой линии водных объектов. Они утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению бассейновых и других территориальных органов управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов РФ, согласованному со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, органами санитарно-эпидемиологического надзора и органами Федеральной пограничной службы РФ в соответствии с их полномочиями. Положением установлена минимальная ширина водоохранных зон и прибрежных защитных полос для разных водных объектов: для рек, стариц и озер – от среднемноголетнего уреза воды в летний период; для водохранилищ – от уреза воды при нормальном подпорном уровне; для морей – от максимального уровня прилива; для болот – от их границы (нулевой глубины торфяной залежи). Минимальная ширина водоохранных зон устанавливается для участков рек протяженностью от их истока: до 10 км – 50 м, от 10 до 50 км – 100 м, от 50 до 100 км – 200 м, от 100 до 200 км – 300 м, от 200 до 500 км – 400 м, от 500 км и более – 500 м. 

Положением установлены конкретные условия, которые учитываются при  определении ширины прибрежных полос  рек, озер и водохранилищ. К ним относятся виды угодий, прилегающих к водному объекту, крутизна прилегающих склонов. Так, ширина прибрежной полосы при нулевом или обратном уклоне прилегающих склонов, если к водному объекту прилегает пашня, устанавливается от 15 до 30 м, если лес и кустарник – 35 м. При уклоне более 3 градусов, если прилегает пашня или лес с кустарником, ширина прибрежной полосы увеличивается от 55 до 100 м.

Информация о работе Санитарно-защитные зоны