Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 23:07, курсовая работа
В пределах СЗЗ допустимо размещение нежилых помещений для аварийных дежурных служб предприятия, помещений для персонала, работающего по вахтовому методу с графиком разового пребывания не более 14 дней, здания управлений предприятия, административные объекты предприятия, лаборатории и проектно-конструкторские бюро, другие помещения производственных структур предприятия непромышленной группы, а также ведомственные поликлиники, медпункты, спортивные объекты.
Не разрешено законодательством строительство на территории санитарно-защитной зоны жилых домов любых размеров и форм собственности, парковых зон отдыха, лечебно-оздоровительных учреждений (помимо ведомственных для оказания первой помощи), садовых участков и развлекательных комплексов.
Введение
1. Законодательное нормирование санитарно-защитных зон. 5
2. Требования к организации санитарно-защитных зон. 14
3. Проектирование санитарно-защитных зон. 23
4. Список используемой литературы. 28
Содержание
Введение
1. Законодательное нормирование
санитарно-защитных зон.
2. Требования к организации
3. Проектирование санитарно-
4. Список используемой
Введение
Любое производственное предприятие, оснащенное самыми современными технологиями и оборудованием, имеющее целый комплекс природоохранных объектов и регулярно выполняющее предусмотренные законом мероприятия по защите окружающей среды от последствий производственной деятельности, неизбежно оказывает воздействие на все, что окружает его территорию, - землю, атмосферу, водные источники. С целью уменьшения такого воздействия и разработано в законодательном порядке определение санитарно-защитной зоны. Соблюдать положения действующего законодательства в отношении СЗЗ обязано каждое предприятие.
Под понятием санитарно-защитной зоны подразумевается определенная территория, служащая границей между производственным предприятием со всеми комплексами его функционирования и жизнеобеспечения и остальной территорией – жилыми постройками, садовыми и парковыми объектами, городской инфраструктурой и т.д. Задачи СЗЗ – уменьшение воздействия вредных последствий производственной деятельности промышленных объектов на среду обитания людей, природу и фауну. Санитарно-защитная зона служит своего рода барьером между вредными производственными факторами и нормальной экологической обстановкой в окружающем мире. Проект СЗЗ создается на основании точных измерений и не менее точных расчетов, определяющих достаточную территорию для нивелирования опасных для человека и природы факторов работы производства.
В пределах СЗЗ допустимо размещение нежилых помещений для аварийных дежурных служб предприятия, помещений для персонала, работающего по вахтовому методу с графиком разового пребывания не более 14 дней, здания управлений предприятия, административные объекты предприятия, лаборатории и проектно-конструкторские бюро, другие помещения производственных структур предприятия непромышленной группы, а также ведомственные поликлиники, медпункты, спортивные объекты.
Не разрешено
1 Законодательное нормирование санитарно-защитных зон
Проект СЗЗ разрабатывается в
Цель разработки проекта организации
(обоснования) СЗЗ - получение санитарно-
К числу основных нормативных документов,
определяющих общий порядок осуществления
санитарно-эпидемиологического
О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ.
К основным нормативно-методическим материалам, определяющим порядок разработки, рассмотрения и согласования проектов организации санитарно-защитной зоны, относятся следующие документы:
В природоохранной практике России имеется ряд видов зон, создание которых связано с целями охраны окружающей среды от вредных воздействий. В их числе – санитарно-защитные зоны, создаваемые между предприятиями и жилыми домами; водоохранные зоны (полосы) рек, озер и водохранилищ; округа санитарной (горно-санитарной) охраны курортов и лечебно-оздоровительных местностей; зоны санитарной охраны источников водоснабжения; запретные полосы лесов по берегам водных объектов и др. Помимо специального режима таких зон в законодательстве предусматриваются нормативы, определяющие их размеры. Как указывается в Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (ст. 34), нормативы санитарных и защитных зон устанавливаются для охраны водоемов и иных источников водоснабжения, курортных и лечебно-оздоровительных зон, населенных пунктов и других территорий от загрязнения и иных вредных воздействий.
Правовой режим таких зон закрепляется в законах, правительственных постановлениях, ведомственных нормативных актах.
а) Санитарно-защитные зоны
Санитарно-защитные зоны призваны создать барьер между жилой застройкой и предприятиями и иными объектами, являющимися источниками вредных химических, физических и биологических воздействий на состояние окружающей среды. Создание санитарно-защитных зон относится к планировочным мерам охраны окружающей среды при градостроительстве и развитии иных населенных пунктов.
Хотя создание санитарно-защитных зон можно рассматривать как важную природоохранную меру в городах и других населенных пунктах, требования к ним на законодательном уровне урегулированы слабо. Очевидно, что основные положения о таких зонах должны быть определены в Законе «Об охране окружающей природной среды» и Законе «О градостроительстве в Российской Федерации». Пока таких положений в этих законах нет.
Наиболее общие требования относительно создания санитарно-защитных зон предусмотрены Санитарными нормами проектирования промышленных предприятий (СН 245-71), утвержденными Госстроем СССР 5 ноября 1971 г. В соответствии с этими нормами все промышленные предприятия, их отдельные здания и сооружения в зависимости от мощности, условий осуществления технологического процесса, характера и объема вредного воздействия подразделяются на пять классов, для которых устанавливаются соответствующие размеры санитарно-защитных зон: 1000, 500, 300,100 и 50м (п.2.5).
Санитарные правила содержат ряд условий, при наличии которых размер санитарно-защитной зоны при надлежащем технико-экономическом обосновании может быть увеличен, но не более чем в три раза. Зона может быть увеличена по совместному решению Госсанэпиднадзора и органов строительства:
а) в зависимости от эффективности предусмотренных или возможных для осуществления методов очистки выбросов в атмосферу;
б) при отсутствии способов очистки выбросов;
в) при необходимости размещения жилой застройки с подветренной стороны по отношению к предприятию в зоне возможного загрязнения атмосферы;
г) в зависимости от розы ветров и других неблагоприятных местных условий;
д) при невозможности снизить поступающие в окружающую среду шум, вибрацию, электромагнитные волны радиочастот и другие вредные факторы до пределов, установленных нормами;
е) при строительстве новых еще недостаточно изученных вредных в санитарном отношении производств.
Санитарные правила запрещают
использование санитарно-
В целях обеспечения
б) Санитарно-защитные зоны ядерных объектов и зоны наблюдения
Такие зоны предусмотрены ст. 31 Федерального закона «Об использовании атомной энергии». Они устанавливаются в целях защиты населения в районе размещения ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ. Размеры и границы зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны в соответствии с нормами и правилами в области использования атомной энергии, который согласовывается с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора и утверждается органами местного самоуправления.
Закон запрещает размещение в санитарно-защитной зоне ряда объектов, включая жилые и общественные здания, детские учреждения, а также не относящиеся к функционированию ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения лечебно-оздоровительные учреждения, объекты общественного питания, промышленные объекты, подсобные и другие сооружения и объекты, не предусмотренные утвержденным проектом санитарно-защитной зоны. Использование же для хозяйственных целей существующих объектов и сооружений, расположенных в санитарно-защитной зоне, при изменении профиля их использования допускается по представлению эксплуатирующей организации с разрешения органов государственного регулирования безопасности.
Необходимость установления зоны наблюдения, ее размеры и границы определяются в проекте на основании характеристик безопасности объектов использования атомной энергии и согласовываются с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора. В зоне наблюдения органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора могут вводиться ограничения на хозяйственную деятельность в соответствии с законодательством РФ. В зоне наблюдения, включающей в себя санитарно-защитную зону, на граждан распространяется действие мер по социально-экономической компенсации за дополнительные факторы риска, а также мер по аварийному планированию.
Убытки, причиненные установлением санитарно-защитной зоны и зоны наблюдения, возмещаются эксплуатирующей организацией в соответствии с законодательством РФ.
Для некоторых объектов использования атомной энергии в соответствии с характеристиками безопасности этих объектов санитарно-защитная зона и зона наблюдения могут быть ограничены пределами территории объекта, здания, помещения.
в) Водоохранные зоны
Нормативы и режим водоохранных зон определяются Водным кодексом РФ (ст.111)и Положением о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 ноября 1996 г. Водоохранной зоной является территория, примыкающая к акваториям рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водных объектов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира. Водоохранная зона создается как составная часть природоохранных мер, а также мероприятий по улучшению гидрологического режима и технического состояния, благоустройству водных объектов и их прибрежных территорий. В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения природопользования.
Принципиальный вопрос таких зон касается их размера. Размеры и границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также режим их использования устанавливаются исходя из физико-географических, почвенных, гидрологических и других условий с учетом прогноза изменения береговой линии водных объектов. Они утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению бассейновых и других территориальных органов управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов РФ, согласованному со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, органами санитарно-эпидемиологического надзора и органами Федеральной пограничной службы РФ в соответствии с их полномочиями. Положением установлена минимальная ширина водоохранных зон и прибрежных защитных полос для разных водных объектов: для рек, стариц и озер – от среднемноголетнего уреза воды в летний период; для водохранилищ – от уреза воды при нормальном подпорном уровне; для морей – от максимального уровня прилива; для болот – от их границы (нулевой глубины торфяной залежи). Минимальная ширина водоохранных зон устанавливается для участков рек протяженностью от их истока: до 10 км – 50 м, от 10 до 50 км – 100 м, от 50 до 100 км – 200 м, от 100 до 200 км – 300 м, от 200 до 500 км – 400 м, от 500 км и более – 500 м.
Положением установлены