Система безопасности и её компоненты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 07:31, реферат

Описание работы

Цель работы: узнать о системе безопасности и ее компонентах.
Задачи работы:
1.Рассмотреть определения, цели, задачи, объекты и предметы изучения науки «Безопасность жизнедеятельности».
2.Изучить основные системы и направления безопасности жизнедеятельности.
3. Рассмотреть системный анализ проблем безопасности.

Содержание работы

Введение 3
Раздел 1. Определение, цели, задачи, объект и предметы изучения науки «Безопасность жизнедеятельности». 5
Раздел 2. Основные системы и направления безопасности
жизнедеятельности 9
2.1. Основные понятия и определения БЖД 9
2.2.Принципы, методы и средства безопасности жизнедеятельности 13
Раздел 3. Системный анализ проблем безопасности 17
3.1.Системный подход 17
3.2.Системы для анализа безопасности 19
3.3.Комплекс субъектов безопасности 23
Заключение 24
Список литературы 26

Файлы: 1 файл

бббжжжддд.docx

— 50.32 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Безопасность  жизнедеятельности»

на тему: «Система безопасности и её компоненты»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение 3

Раздел 1. Определение, цели, задачи, объект и предметы изучения науки «Безопасность жизнедеятельности».                                                                     5

Раздел 2. Основные системы и направления безопасности

жизнедеятельности 9

2.1. Основные понятия и определения БЖД  9

2.2.Принципы, методы и средства безопасности жизнедеятельности 13

Раздел 3. Системный анализ проблем безопасности 17

3.1.Системный подход 17

3.2.Системы для анализа безопасности 19

3.3.Комплекс субъектов безопасности 23

Заключение 24

Список литературы 26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность  работы.  Причиной многих сегодняшних опасностей для человека является его собственная жизнедеятельность. Под жизнедеятельностью следует понимать длительную деятельность одного человека или суммарную деятельность многих людей (общества), если в итоге этой деятельности получается заметное целенаправленное преобразование окружающей среды. Преобразующая жизнедеятельность, как правило, несет с собой возникновение новых опасностей, причем с увеличением масштабов преобразований растут масштабы опасностей.

 Решение проблемы безопасности  жизнедеятельности состоит в  обеспечении нормальных (комфортных) условий деятельности людей, в  защите человека и окружающей  его среды от воздействия вредных  факторов, превышающих нормативно-допустимые  уровни. Поддержание оптимальных  условий деятельности и отдыха  человека создает предпосылки  для высокой работоспособности и продуктивности.

 Обеспечение безопасности  труда и отдыха способствует  сохранению жизни и здоровья  людей за счет снижения травматизма  и заболеваемости. Поэтому объектом  изучения безопасности жизнедеятельности  является комплекс отрицательно  воздействующих явлений и процессов  в системе "человек - среда обитания".

 Основополагающая формула  безопасности жизнедеятельности  - предупреждение и упреждение  потенциальной опасности, существующей  при взаимодействии человека  со средой обитания. Все действия  человека и все компоненты  среды обитания кроме положительных  свойств и результатов обладают  способностью генерировать опасные и вредные факторы.

 В современном мире  к опасным и вредным факторам  естественного происхождения (повышенные  и пониженные температуры воздуха,  атмосферные осадки, грозовые разряды и др.) прибавились многочисленные опасные и вредные факторы антропогенного происхождения (шумы, вибрация, электромагнитные поля, ионизирующие излучения и др.), связанные с производственной, хозяйственной и иной деятельностью человека.

 Достигнутый прогресс в сфере производства в период научно-технической революции сопровождался и сопровождается в настоящее время ростом числа и повышением уровня опасных и вредных факторов производственной среды.

  Цель работы: узнать о системе безопасности и ее компонентах.

  Задачи работы:

1.Рассмотреть определения, цели, задачи, объекты и предметы изучения науки «Безопасность жизнедеятельности».

2.Изучить основные системы и направления безопасности жизнедеятельности.

3. Рассмотреть системный анализ проблем безопасности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. Определение, цели, задачи, объект и предметы изучения науки «Безопасность жизнедеятельности»

 

 Жизнедеятельность человека  неразрывно связана с окружающей  его средой обитания. В процессе  жизнедеятельности человек и  среда постоянно находятся во  взаимодействии друг с другом, образуя систему «человек - среда обитания».

 Жизнедеятельность - это  повседневная деятельность и  отдых, способ существования человека.

 Среда обитания - окружающая  человека среда, обусловленная  в данный момент совокупностью  факторов (физических, химических, биологических,  социальных), способных оказывать  прямое или косвенное, немедленное  или отдаленное воздействие на  деятельность человека, его здоровье и потомство.

 Основная побудительная  причина его взаимодействия со  средой обитания направлена на решение двух основных задач:

- обеспечение своих потребностей в пище, воде и воздухе;

- создание и использование  защиты от негативных воздействий среды обитания.

 Известно, что человек  и окружающая его среда гармонично  взаимодействуют и развиваются  лишь в комфортных условиях, когда  потоки вещества, энергии и информации  находятся в пределах, благоприятно  воспринимаемых человеком и природной  средой. Любое превышение привычных  уровней потоков сопровождается  негативными воздействиями на человека и окружающую среду.

 На всех этапах своего  развития человек непрерывно  воздействовал на среду обитания, и в результате на Земле  в XX в. возникли зоны повышенного  антропогенного и техногенного  влияния на природную среду,  что привело к частичной и  к полной ее региональной деградации. Несомненно, этим изменениям во  многом способствовали высокие  темпы роста численности населения  на Земле и его урбанизация,  рост потребления энергетических  ресурсов, интенсивное развитие промышленного и сельскохозяйственного производства, массовое использование средств транспорта и ряд других процессов. Таким образом, в результате активной техногенной деятельности человека создан новый тип среды обитания - техносфера. Создавая техносферу, человек стремился к повышению комфортности среды обитания, к обеспечению защиты от естественных негативных воздействий. Однако созданная руками и разумом человека техносфера во многом не оправдала надежды людей, так как появившиеся производственная и городская среды оказались далеки по уровню безопасности от допустимых требований. Следует отметить, что именно поэтому в последнее десятилетие стало активно развиваться учение о безопасности жизнедеятельности в техносфере, основной целью которого является защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности.

 Безопасность жизнедеятельности  (БЖД) - система знаний, обеспечивающая  безопасность обитания человека  в производственной и непроизводственной  среде и развитие деятельности  по обеспечению безопасности  в перспективе с учетом антропогенного влияния на среду обитания.

 Очевидно, как всякая  наука, БЖД имеет свои цели, задачи, объект и Предметы изучения, средства познания и принципы, используемые для решения практических и теоретических задач.

 Цель БЖД исходит  из определения этой науки  и представляет собой достижение  безопасности в средах обитания. Безопасность человека определяется  отсутствием производственных и  непроизводственных аварий, стихийных  и других природных бедствий, опасных факторов, вызывающих травмы  или резкое ухудшение здоровья, вредных факторов, вызывающих заболевание  человека и снижение его работоспособности.  Исходя из этого цель БЖД следующая:

- достижение безаварийной  ситуации и готовности к стихийным  бедствиям и другим проявлениям природной среды;

- предупреждение травматизма;

- сохранение здоровья;

 - сохранение работоспособности;

- сохранение качества  полезного труда.

 Для достижения цели  БЖД выдвигаются научные и  практические задачи. К научным  задачам относится получение  новых, принципиально нестандартных  знаний в виде выявленных законов  либо теоретического описания  технологического процесса, математического  описания явлений и т.п., помогающих  решать практические задачи. К  практическим задачам относится  разработка конкретных практических  мероприятий, обеспечивающих обитание  человека без травм, аварий  при сохранении его здоровья  и работоспособности с высоким  качеством трудовой деятельности.

 Объектом изучения  БЖД как науки является среда  или условия обитания человека. Эту среду по генезису (происхождению)  можно классифицировать на производственную и непроизводственную.

 Основным элементом  производственной среды является  труд, который, в свою очередь,  состоит из взаимосвязанных и  взаимодействующих элементов, составляющих  структуру труда: субъекты труда,  «машины» - средства и предметы  труда, процессов труда, состоящих  из действий как субъектов, так и машин, продуктов труда как полезных, так и побочных в виде образующихся вредных и опасных примесей в воздушной среде и т.п., производственных отношений (организационных, экономических, социально-психологических, правовых по труду, отношений, связанных с культурой труда, профессиональной культурой, эстетической и т.д.).

 Природная среда в виде географо-ландшафтных, географических, климатических элементов, стихийных бедствий, в том числе пожаров от молний и других природных источников, природных процессов в виде газовыделений из горных пород и т.п., может проявляться как в непроизводственной сфере, так и производственной, особенно в таких отраслях, как строительство, горная промышленность, геология, геодезия и др.

 Все элементы, составляющие  среду обитания человека, в действии  становятся факторами, влияющими  на БЖД. Исходя из этого БЖД  обязана рассматривать влияние  этих факторов на человека как в отдельности, так и в совокупности. Только при таком системном подходе можно в комплексе реализовать конечную цель БЖД.

 К предметам изучения  БЖД относятся физиологические  и психологические возможности  человека с точки зрения БЖД,  формирование безопасных условий, их оптимизация и т.д.

 Исследование предметов  и объекта БЖД для реализации  конечной ее цели и задач  возможно с использованием не  только своих знаний, но и знаний, полученных другими науками, такими, как основы управления, индустриально-педагогическая  психология, культура производства, инженерная психология, право, техническая  эстетика, эргономика, производственная  санитария, техника безопасности, техника пожарной безопасности, горноспасательное дело, гражданская  оборона, охрана окружающей среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. Основные системы и направления безопасности жизнедеятельности

 

2.1 Основные понятия и определения БЖД

 

Безопасность жизнедеятельности  в широком смысле определяют как  «науку об оптимальном взаимодействии человека со средой обитания», причем среда обитания определяется как  часть пространства и совокупность реальных объектов, окружающих человека в местах его пребывания. Современный  человек в своей повседневной жизни неотделим от мира машин, что  нашло отражение в термине  «техносфера», понимаемом как мир техники, искусственная, созданная человеком среда, входящая в биосферу и взаимодействующая с ним. И это взаимодействие со временем становится все более драматичным. Последние десятилетия отмечены резким ростом числа аварий, человеческих жертв, размеров экономического ущерба, деградации природной среды. В связи с этим выделяют ближайшую и стратегическую задачи безопасности жизнедеятельности как научного направления. Ближайшая задача - это обеспечение здоровых условий жизни и труда, высокой продолжительности жизни. Стратегическая задача подразумевает обеспечение выживаемости и сохранение цивилизации в условиях бурно развивающихся экологического и социального кризисов. Ни в коей мере не являясь простой суммой знаний, содержавшихся в читаемых ранее курсах «Охрана окружающей среды», «Охрана труда», "«Гражданская оборона", учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» обобщает многие данные, положения, выводы, полученные в рамках соответствующих научных направлений, и служит, таким образом, методологической базой для решения конкретных вопросов в области безопасности труда, экологической безопасности, безопасности в чрезвычайных ситуациях. Кроме этого, она интегрирует в себе элементы таких наук как физика, химия, теория надежности, физиология, гигиена, эргономика, инженерная психология, таких специальных разделов математики как алгебра логики, теория вероятностей, математическая статистика, теория катастроф. Цели безопасности жизнедеятельности как учебной дисциплины формулируются как приобретение теоретических знаний и навыков для выявления, оценки и контроля опасностей окружающей среды, в том числе производственной, а также разрабатываемой техники и технологии, разработки и осуществления мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий, создания безопасных условий жизнедеятельности, проектирования оптимальных производственных и трудовых систем, прогнозирования и принятия правильных решений в условиях чрезвычайных ситуаций.Однако, к концу 20-го века была осознана необходимость создания новой науки, обобщающей научные данные нескольких дисциплин, формирующей единый понятийный, теоретический и методологический аппарат. В 1990 г. впервые официально появилось название «Безопасность жизнедеятельности». Предмет с таким названием был введен в учебные программы вузов Приказом №473 Госкомвуза СССР. Объектом изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) является комплекс явлений и процессов в системе «человек - среда обитания», негативно воздействующих на человека и среду оби обитания. Цель изучения дисциплины - это получение знаний о методах и средствах обеспечения безопасных и комфортных условий деятельности человека на всех стадиях его жизненного цикла. Рассмотрим некоторые основополагающие понятия БЖД. Опасность. Характерным свойством (непременным условием) процесса взаимодействия человека со средой его обитания является потенциальная опасность. Опасность - это центральное понятие в безопасности жизнедеятельности. Мы представляем себе опасность как возможность, угрозу бедствия, катастрофы, любого нежелательного явления, процесса. Можно дать следующее определение опасности: опасность – это явления, процессы, объекты, свойства предметов, способные в определенных наносить ущерб здоровью человека или окружающей среде. Опасность хранят все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты, а также характеристики, не соответствующие условиям жизнедеятельности человека. Говорят также, что такие системы обладают так называемым остаточным риском, т.е. способностью к потере устойчивости или длительному отрицательному воздействию на человека, окружающую среду. Объективной основой опасности является неоднородность системы «человек - среда обитания». Опасности носят потенциальный характер. Актуализация, или реализация опасностей происходит при определенных условиях, именуемых причинами. Для живых организмов опасность реализуется в виде травмы., заболевания, смерти. Признаками, определяющими опасность, могут быть:· угроза для жизни;· возможность нанесения ущерба здоровью;· нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека. · нарушение условий нормального функционирования экологических систем.Количество признаков, характеризующих опасность, может быть увеличено или уменьшено в зависимости от целей анализа. Источниками формирования опасностей в конкретной деятельности могут быть:· сам человек как сложная система «организм - личность», в которой неблагоприятная для здоровья человека наследственность, физиологические ограничения возможностей организма, психологические расстройства и антропометрические показатели человека могут быть непригодны для реализации конкретной деятельности;· элементы среды обитания, которыми для любой деятельности являются: предметы, средства и продукты труда, используемая энергия, климатические условия жизни или микроклиматические условия труда (температуры, влажность и скорость движения воздуха), животный и растительный мир, коллектив людей, отдельный человек;· процессы взаимодействия человека и среды обитания. Потенциальный характер опасностей проявляется также и в том, что для человека опасность может реализоваться только в тех случаях, когда зона воздействия опасностей пересечется с зоной деятельности (нахождения) человека. Например, человек попадает в зону действия электрического тока, шума, вибраций, криминальных структур, движения транспорта и т.д.

  В безопасности жизнедеятельности часто используется понятие негативного фактора, который охватывает все использовавшиеся ранее понятия: опасный фактор, вредный фактор, поражающий фактор. Важнейшим понятием, определяющим во многом и концепцию и стратегию разработки мер по обеспечению устойчивости и безопасности системы «Человек - среда обитания», является само понятие безопасности.

  Безопасность - это состояние защищенности человека, общества, окружающей среды от опасностей различного происхождения. При этом имеется в виду, что обеспечиваются условия, при которых исключается появление опасностей или превышение научно обоснованных допустимых уровней опасных факторов. В более узком значении понятие безопасность трактуется как состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключается возможность реализации потенциальных опасностей, т.е. причинение вреда (ущерба здоровью человека). Если же говорить о безопасности системы «Человек-машина-среда», то надо иметь в виду, что ее параметры не являются неизменными и могут приводить систему как в безопасное, так и в опасное состояние. В этом случае уместно говорить о безопасности как о свойстве системы. Таким образом, можно дать следующее определение: безопасность - это свойство систем «Человек-машина-среда» сохранять при функционировании в определенных условиях такое состояние, при котором с заданной вероятностью исключаются происшествия, обусловленные воздействием опасности на незащищенные компоненты систем и окружающую природную среду, а ущерб от неизбежных при этом непрерывных энергетических и материальных выбросов не превышает допустимого. Наличие в определении безопасности выражений «определенная вероятность», «заданная вероятность» непосредственно связано с основополагающим постулатом БЖД - аксиомой о потенциальной опасности любой деятельности и признанием в этой связи факта о принципиальной недостижимости абсолютной безопасности.

 

2.2. Принципы, методы и средства безопасности жизнедеятельности

 

 Принципы безопасности  жизнедеятельности – это основные  направления деятельности, элементарные  составляющие процесса обеспечения  безопасности. Теоретическое и познавательное значение принципов состоит в том, что с их помощью определяется уровень знаний об опасностях окружающего мира и, следовательно, формируются требования по проведению защитных мероприятий и методы их расчета. Принципы БЖД позволяют находить оптимальные решения защиты от опасностей на основе сравнительного анализа конкурирующих вариантов. Они отражают многообразие путей и методов обеспечения безопасности в системе «Человек-среда обитания», включающее как чисто организационные мероприятия, конкретные технические решения, так и обеспечение адекватного управления, гарантирующего устойчивость системы, а также некоторые методологические положения, обозначающие направление поиска решений. Принципы БЖД могут быть применены в различных сферах: технике, медицине, организации труда и отдыха. По сфере реализации, т.е. в зависимости от того где они применяются принципы БЖД могут быть подразделены на инженерно-технические, методические, медико-биологические. По признаку реализации, т.е. по тому как, каким образом они осуществляются принципы БЖД подразделяются на следующие группы:· ориентирующие, т.е. дающие общее направление поисков решений в области безопасности; к ориентирующим принципам относятся, в частности, принцип системного подхода, профессионального отбора, принцип нормирования негативных воздействий и т.п.· управленческие; к ним относятся принцип контроля, принцип стимулирования деятельности, направленной на повышение безопасности, принципы ответственности, обратных связей и др.· организационные; среди этих принципов можно назвать так называемую защиту временем, когда регламентируется время, в течение которого допускается воздействие на человека негативных факторов, принцип рациональной организации труда, рациональных режимов работы, организация санитарно-защитных зон и др.· технические; эта группа принципов подразумевает использование конкретных технических решений для повышения безопасности. На последней группе принципов следует остановиться как на особенно многочисленной и разнообразной. К техническим принципам относятся такие как :защита количеством (снижение количественных характеристик негативных воздействий, например, интенсивности шума), или так называемое снижение негативного фактора в источнике за счет проектирования более совершенных, экологичных технических устройств (автомобильные двигатели с низким содержанием вредных веществ в выхлопных газах, мониторы компьютеров, обладающие незначительными уровнями электромагнитного излучения в окружающую среду и т.п.);защита расстоянием, использующая тот факт, что интенсивность ряда негативных воздействий убывает с расстоянием;защита с помощью ограждений;экранирование;блокировка;герметизация;принцип слабого звена (применение предохранителей, например, плавких предохранителей в электрической цепи, размыкающих цепь при возникновении аварийного режима, предохранительных клапанов, мембран, которые в опасной ситуации сбрасывают избыточное давление и т.п.).В дальнейшем вы увидите как те или иные принципы реализуются при защите от конкретных опасностей.Принципы обеспечения безопасности необходимо рассматривать во взаимосвязи, т. е. как элементы, дополняющие друг друга. Некоторые принципы относятся к нескольким классам одновременно. Принципы обеспечения БЖД образуют систему, и в тоже время каждый принцип обладает относительной самостоятельностью.Методы обеспечения БЖД. Как известно, метод - это способ достижения цели. Здесь целью является обеспечение безопасности. Методы БЖД основаны на применении вышеперечисленных принципов. Пользуясь методами обеспечения БЖД мы можем согласовать взаимодействие характеристик человека с окружающей средой (будь то система "человек - производственная среда", "человек - бытовая среда" или "человек - природная среда"), т.е. достичь определенного уровня безопасности.Принято выделить четыре метода БЖД:А-метод: пространственное или временнóе разделение гомосферы и ноксосферы (дистанционное управление, механизация, автоматизация)Б-метод: нормализация ноксосферы, т.е. совершенствование среды, чаще производственной, приведение характеристик ноксосферы в соответствие с характеристиками человека. Б-метод реализуется в создании безопасной техники.В-метод: используется тогда, когда А- и Б-методы не дают желаемого результат и требуемого уровня безопасности. Он подразумевает адаптацию человека к ноксосфере (обучение, тренировка, профессиональный отбор). Г- метод: сочетает в себе вышеупомянутые методы и используется чаще всего.

Информация о работе Система безопасности и её компоненты