Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 18:46, реферат
Безопасность жизнедеятельности как сравнительно новая область науки, которая образовалась на стыке естественных, гуманитарных и технических наук, использует методы этих наук, вместе с тем разрабатывает свои собственные методы. Комплексный характер БЖД требует использования комплекса методов других наук.
1. Введение………………………………………………………………………2
2. Система и системный анализ. Характеристика…………………………….3
3. Методы обеспечения безопасности………………………………………....5
4. Системный анализ безопасности. Примеры………………………………..7
5. Заключение…………………………………………………………………..10
6. Используемая литература…………………………………………………...
Содержание:
1. Введение…………………………………………………………
2. Система и системный анализ. Характеристика…………………………….3
3. Методы обеспечения
безопасности………………………………………...
4. Системный анализ безопасности. Примеры………………………………..7
5. Заключение……………………………………………………
6. Используемая
литература………………………………………………….
Введение.
Безопасность жизнедеятельности как сравнительно новая область науки, которая образовалась на стыке естественных, гуманитарных и технических наук, использует методы этих наук, вместе с тем разрабатывает свои собственные методы. Комплексный характер БЖД требует использования комплекса методов других наук.
В природе и обществе частные явления не существуют в отрыве одно от другого, они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Т.е. если нам необходимо объяснить любое явление, то, прежде всего, следует раскрыть причины, которые порождают его.
Системой, которая изучается в безопасности жизнедеятельности, есть система «человек — жизненная среда». Вне границ этой системы человек является объектом изучения антропологии, медицины, психологии, социологии и многих других наук.
Любая система является составной частью другой системы или же входит в другую систему как ее элемент. С другой стороны, отдельные элементы любой системы могут рассматриваться как отдельные самостоятельные системы.
Системный анализ безопасности, как метод исследования, сформировался в конце 50-х годов XX ст., когда возникла новая научная дисциплина - «Безопасность систем».
Система и системный анализ. Характеристика.
Что такое система? Система – это совокупность качественно определенных элементов, между которыми существуют закономерная связь или взаимодействие, в результате которого достигается цель.
Важными признаками системы есть ее нераздельность и целостность. Природа составных элементов и характер структуры системы могут быть разнообразными. Системы могут образовываться отдельными телами, явлениями, процессами, которые взаимодействуют между собой, обмениваются энергией или выполняют общую функцию; также это могут быть мысли, научные положения, области знаний, подчинение, последовательности, независимости и т.п.
Система управления, где один из элементов человек-оператор, называется эргатической. Например, транспортное средство – это техническая система с элементами эргатической, а пожар – системное явление, где компонентами являются горючее вещество, окислитель и источник воспламенения.
Системы имеют такие свойства, которых нет и не может быть у составляющих ее элементов. Это важнейшее свойство систем называется эмерджентностью и лежит в основе системного анализа.
Цель или результат, которого достигает система, носит название системообразующего элемента.
Системный анализ – это методологические средства, которые используются для определения опасностей, возникающих в системе «человек – жизненное», ее подсистемах или на уровне отдельных элементов этих систем и их влияния на человека.
Методологическими средствами системного анализа могут быть как общеизвестные средства исследований (анализ и синтез, математическое и физическое моделирования, морфологический анализ), так и относительно новые (метод сценариев, теории риска, катастроф и риска и т.п.) методы исследований.
Система для анализа проблем безопасности включает в себя следующие основные компоненты: объект безопасности, субъект безопасности и модель системы — т. е. схематическое отображение выбранной для анализа области действительности.
При исследовании проблем безопасности жизни одного человека или любой группы людей их необходимо изучать без отрыва от экологических, экономических, технологических, социальных, организационных и других компонентов системы, в которую они входят. Каждый из этих элементов оказывает взаимное влияние, и все они находятся в сложной взаимозависимости. Они влияют на уровень жизни, здоровье, благосостояния людей, социальные взаимоотношения. В то же время от уровня жизни, здоровья, благосостояния людей, социальных взаимоотношений зависят состояние духовной и материальной культуры, характер и темпы развития последней.
А материальная культура является тем элементом жизненной среды, который непосредственно воздействует как на окружающую природную среду, так и на самого человека.
Исходя из этого, системно-структурный подход в системе «человек – жизненная среда» есть не только основным требованием к развитию теоретических основ БЖД, но и прежде всего важным средством в руках руководителей и специалистов в части усовершенствования деятельности, направленной на обеспечение здоровых и безопасных условий жизнедеятельности людей.
Системный анализ безопасности, как метод исследования, сформировался в конце 50-х годов XX ст., когда возникла новая научная дисциплина – «Безопасность систем».
Методы обеспечения безопасности.
Идея или концепция безопасности систем впервые была использована в ракетостроении в конце 40-х лет ХХ столетия. Позднее она отделилась в отдельную дисциплину и использовалась главным образом в ракетостроительных, авиастроительных и аэрокосмических объединениях. До 40-х годов конструкторы и инженеры ориентировались на метод проб и ошибок при разработке безопасных конструкций. Такой подход оправдывал себя во времена, когда системы и конструкции были относительно простыми. Например, в авиационной промышленности решения подобных проблем часто состояло в использовании метода «летай - отстраняй недостатки - летай». Авиационная техника разрабатывалась на основе уже существующих или известных технологий. Потом она эксплуатировалась до того момента, пока не возникали проблемы или аварии. Если устанавливалось, что причиной аварии были ошибки в конструкции, то эти конструктивные недостатки устранялись и самолеты летали снова. Этот метод хорошо работал, когда самолеты летали медленно и низко и строились из фанеры, провода и ткани.
Начало космической эры в середине 50-х годов вызвало необходимость разработки безопасных систем. Ракетостроение и космические программы стали движущими силами в развитии системно-безопасного инжиниринга. Такие системы стали требовать новых подходов к контролю над опасностью.
Программы разрабатывались сначала военными и специалистами в области космонавтики, со временем были приспособлены к применению в промышленности в таких опасных областях, как ядерная энергетика, нефтепереработка, химическая промышленность и позднее в компьютерном программировании.
Любое современное рабочее место может рассматриваться как результат последних достижений в области безопасности систем. Новые правила и нормы безопасности вводились после того, как произошла авария или после того как кто-то дальновидный предусмотрел возможность и предложил контроль, чтобы предотвратить такое событие. Обе эти причины и являются основой, на которой базируется деятельность инженеров из охраны труда и основой разработки методов безопасности.
Первый метод – создание правил безопасности после того, как несчастный случай или авария произошли.
Второй метод – моделирование возможной аварии и предотвращение ее с помощью использования разных контрольных операций, регулирования и т.п., есть именно тем методом, который использует специалист в области безопасности систем, когда анализирует какую-то конструкцию, условия работы или технологию.
В содержании своей организации каждая система должна иметь:
1. центральную (полную) подсистему;
2. определенные связи по характеру «каждая подсистема связана с каждой»;
3. все подсистемы
должны иметь единый характер
(искусственный или
Таким образом, главной системой, которая изучается в БЖ, есть система «человек - жизненная среда», а системный анализ этой области знаний - это методологические средства, которые используются для определения опасностей, возникающих в системе «человек – жизненная среда» или уровни компонентных составных ее, и их влияние на самочувствие, здоровье и жизнь человека.
Системный анализ безопасности. Примеры.
Цель системного анализа опасности состоит в том, чтобы выявить причины, влияющие на появление нежелательных событий (аварий, катастроф) и разработать предупредительные мероприятия, уменьшающие вероятность их появления.
Известно, что реализация потенциальной опасности возможна через «причины». Чаще всего имеется целый ряд причин, способствующих проявлению опасности. Причины обычно связаны и образуют совместно с опасностями цепные структуры. Графическое изображение таких структур напоминает ветвящееся дерево.
За рубежом при анализе безопасности объектов используют понятия: “дерево причин” “дерево отказов”, “дерево событий”, “дерево опасностей” и др. В построенных “деревьях”, как правило, есть ветви причин и ветви опасностей, что соответствует закону причинно-следственных связей в природе.
Построение “деревьев” считается эффективным методом расследования и анализа аварий, травм, пожаров и т.п., поскольку построенное “дерево” даёт целостное представление картины исследуемых нежелательных событий. При этом если мы будем вводить вероятностные характеристики реализации отдельных событий, тогда “дерево” можно существенно упростить, поскольку можно пренебречь маловероятными событиями (причинами) и появляется возможность расчёта вероятности наступления любого нежелательного события.
Для построения “деревьев” приняты соответствующие обозначения элементов и логических операций. Например:
1. - выходное событие (иногда конечное);
2. А, Б и т.д. - входные события;
3. И - логическая операция (И) указывает, что выходное событие произойдёт, если все входные события произойдут одновременно;
4. ИЛИ - логическая операция (ИЛИ) указывает, что для проявления выходного события достаточно свершения любого из входных событий.
Пример 1.
Пожар произойдёт, если одновременно произойдут два события (логическая операция И) - появится горючее вещество и источник зажигания.
Рис. 1.2. Схема реализации логической операции “И”
Вероятность реализации события при логической операции (И) можно получить по формуле:
В(пожара)=В(А)•В(Б),
где В - вероятности событий входящих (А и Б) и выходящего (пожар).
Пример 2.
Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) наступит, если произойдёт любое из событий - правило движения нарушит пешеход или нарушение допустит водитель.
Рис. 1.3. Схема реализации логической операции “ИЛИ”
Вероятность реализации события при логической операции (ИЛИ) можно получить по следующей формуле:
В(ДТП) = В(А) + В(Б) - В(А)* В(Б). (
Анализ безопасности, выполненный до наступления нежелательных последствий, называется априорным. Цель – предупреждение аварий, катастроф, пожаров и т.п.
Анализ безопасности, выполненный после наступления нежелательных последствий, называется апостериорным. Цель – разработать рекомендации, направленные на предупреждение подобных событий.
Заключение.
БЖД изучает человека и окружающую его среду именно в системе «человек - жизненная среда», в которой человек является источником активности, направленной на объект — жизненная среда.
Главным методологическим принципом БЖД является системно-структурный подход, а методом, который используется в ней, — системный анализ.
Системный подход в анализе проблем безопасности позволил мировому научному сообществу обосновать взгляды на весь комплекс экологических проблем, входящих определяющим звеном в характеристику сущности нашей эпохи.
Используемая литература:
Саратов 2014
Информация о работе Система и системный анализ. Характеристика