Система правового регулирования безопасности жизнедеятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 20:00, доклад

Описание работы

Центральным правовым документом системы обеспечения безопасности является Конституция РФ.
Конституция РФ закрепила права граждан на гарантию безопасности личности на производстве, в условиях среды обитания. Так, в соответствии со ст. 20 каждый имеет право на жизнь. Ст. 36 сказано, что каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного Законом минимальной оплаты труда. Это дает возможность гражданину России выбирать по своему желанию профессию, УТ, род занятий не зависимо от вероисповедания, национальной принадлежности.

Файлы: 1 файл

Доклад.docx

— 40.03 Кб (Скачать файл)

Система правового  регулирования  безопасности  жизнедеятельности

Центральным правовым документом системы обеспечения безопасности является Конституция РФ.

Конституция РФ закрепила  права граждан на гарантию безопасности личности на производстве, в условиях среды обитания. Так, в соответствии со ст. 20 каждый имеет право на жизнь.

Ст. 36 сказано, что каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного Законом минимальной оплаты труда. Это дает возможность гражданину России выбирать по своему желанию профессию, УТ, род занятий не зависимо от вероисповедания, национальной принадлежности.

Следовательно, государство  берет на себя обязательства по гарантии социальной защиты граждан России, подрастающего поколения и молодежи.

Право на жизнь   напрямую связано со ст. 39...42. Так, Ст. 39 дает право  гражданину РФ на жилище. В ст. 40 говорится, что сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет ответственность в соответствии с федеральным законом. Статья 41 определяет право каждого гражданина России на благоприятную ОС и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Закон о защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера

Настоящий Федеральный закон  определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан  Российской Федерации, иностранных  граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее - население), всего  земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации  или его части, объектов производственного  и социального назначения, а также  окружающей природной среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).

Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной  власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а  также предприятий, учреждений и  организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области  защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Закон «О безопасности»

Закон закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации  и финансирования органов обеспечения  безопасности, а также контроля и  надзора за законностью их деятельности.

В системе законодательства России по безопасности жизнедеятельности  имеется ряд законов, которые  регулируют общественные отношения  в других сферах жизни и деятельности. В частности законы и подзаконные  акты, регламентирующие деятельность МЧС, МО, ФСБ и других силовых структур, деятельность министерств и ведомств, связанных с производством, хранением, переработкой, транспортировкой веществ, являющихся источниками повышенной опасности.

Весь исчерпывающий перечень представить в данном пособии  не представляется возможным. Мы полагаем, что при необходимости, они могут  быть изучены самостоятельно. Рекомендуем  использовать специализированный сборник  законов по широкому кругу вопросов безопасности жизнедеятельности на официальном сайте МЧС РФ - http://www.mchs.gov.ru

Необходимо отметить, что международные договора, соглашения являются составной частью правовой системы России и если международным  договором или соглашением предусмотрены  иные правила чем Российским законодательством, то применяются правила международного договора или соглашения. В общем  смысле иерархия законодательства отображена на рис. 2.2..

 

 

Рис. 2.2. Система  законодательства РФ

Управление охраной  окружающей среды

Такое управление осуществляется как на федеральном, региональном, так  и на всех других уровнях в соответствии с законом «Об охране окружающей среды».

Управление на федеральном  уровне осуществляется Федеральным  собранием, Президентом, правительством РФ и уполномоченными на то органами.

На региональном уровне управление охраной ОС ведется представительными  и исполнительными органами власти, местными органами самоуправления, а  также территориальными органами указанных  выше специально уполномоченных ведомств.

Объектами управления законом  «Об охране окружающей среды» являются:

    • окружающая среда.
    • природная среда.
    • компоненты природной среды.
    • природные объекты.
    • природно-антропогенные объекты.
    • качество природной среды.,

Управление охраной ОС базируется на информации, получаемой системой мониторинга ОС. Эта система  состоит из трех ступеней: наблюдения, оценки состояния и прогноза динамики возможных изменений.

В системе мониторинга  различают три уровня:

    • санитарно-токсический,
    • экологический,
    • биосферный.

Санитарно-токсический мониторинг. Наблюдению подлежит состояние качества ОС.

Качество ОС определяет ее состояние, которое характеризуется  физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью.

Контролю подлежат:

    • содержание в атмосфере оксидов серы и азота, оксида углерода, соединений тяжелых металлов;
    • качество водных объектов;
    • степень загрязнения водных объектов различными веществами, нефтепродуктами.

Контроль проводится с  целью определения качества объектов ОС. Контролируется качество воды, воздуха  и т.п. Качество воды выражает степень  соответствия ее показателям потребностям людей и (или) технологическим требованиям. Качество воздуха характеризуется  степень соответствия его физико-химических и биологических характеристик  потребностям человека и (или) технологическим  требованиям.

Качество динамических природных  систем – способность природных  систем изменяться и сохранять структурно-функциональные характеристики во времени.

Экологический мониторинг – определение изменений в экологических системах (биогеоценозах), природных комплексах и их продуктивности, а также влияние динамики запасов полезных ископаемых, водных, земельных и растительных ресурсов. Биосферный мониторинг осуществляется в рамках глобальной системы мониторинга ОС. Проводится на базе международных биосферных станций, восемь из которых располагаются на территории России.

Нормативно-правовая база управления средой обитания

Основным законодательным  документом является Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ.

Закон РФ «Об охране окружающей среды» закрепляет основные принципы охраны ОС при осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельности, оказывающей отрицательное воздействие  на состояние ОС.

В ст. 4 перечислены объекты  охраны ОС. К ним отнесены:

    • естественные экологические системы,
    • озоновый слой атмосферы;
    • земля, ее недра,
    • поверхностные и подземные воды,
    • атмосферный воздух,
    • леса и иная растительность,
    • животный мир,
    • микроорганизмы,
    • генетический фонд,
    • природные ландшафты.

Закон предусматривает систему  государственных мер по обеспечению  прав на благоприятную среду.

Раздел 11 этого Закона отражает права граждан на здоровую и благоприятную  окружающую природную среду.

Раздел 1У посвящен нормированию качества окружающей природной среды.

Раздел У содержит правовые основы Государственной экологической экспертизы.

Раздел УШ определяет ответственность  за экологические правонарушения.

Раздел Х1У определяет порядок возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Федеральный закон «Об особо  охраняемых природных территориях», принят Государственной Думой 15 февраля 1995 года.

В этом Законе определены территории, которые государство  берет под особую охрану, а также  организация охраны этих территорий.

К таким территориям  отнесены: а) государственные природные  заповедники, в том числе биосферные; б) национальные парки; в) природные  парки; г) государственные природные  заказники; д) памятники природы; е) дендрологические парки и ботанические сады; ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Федеральный закон «Об экологической  экспертизе», принят Государственной Думой 19 июля 1995 года. Цель экологической экспертизы – обеспечить предупреждение вредных последствий хозяйственной деятельности для охраны окружающей среды, здоровья человека, экологической безопасности общества. Задача – оценить степень экологического воздействия конкретного хозяйственного объекта на окружающую среду и здоровье человека.

Подзаконные нормативно-правовые акты:

    • Приказ Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 08.05.96. №197 «О правилах осуществления государственного экологического контроля»
    • Постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.96. №698 «Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы»
    • Постановление Правительства Российской Федерации от 03.08.92. №545 «Об утверждении Порядка разработки и утверждении экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов».
    • Приказ Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 08.05.96. №197 «О правилах осуществления государственного экологического контроля»
    • Постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.96. №698 «Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы»
    • Приказ Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 18.07.94. №222 «Об утверждении Положения об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации»
    • Приказ Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 29.12.95. №539 «Об утверждении «Инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности».

Нормативно-правовая база управления охраной труда (ОТ)

Правовые акты по охране труда состоят из нормативно-правовых и индивидуально-правовых.

Основополагающие документы:

    • Конституция РФ (ст. 2, 7, 24, 37, 41, 42, 45, 60),
    • Кодекс законов о труде РФ,
    • ФЗ об охране труда.

Управление ОТ осуществляется в соответствии с «Основами законодательства по охране труда», Трудовым кодексом РФ. Представители организаций, занимающиеся управлением ОТ, наделены широкими полномочиями по контролю условий и охраны труда и всех объектов с точки зрения их эксплуатационной безопасности.

На предприятиях действует  система управления охраной труда (СУОТ), предусматривающая участие  в ней всех представителей администрации.

СУОТ предполагает выработку  некоторых управленческих решений, принимаемых на основе учета, анализа, оценки показателей состояния охраны и условий труда по обобщенным показателям и в соответствии с Санитарными нормами и правилами.

Основные направления  политики государства изложены в ФЗ «Об основах охраны труда  в Российской Федерации» от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ, выполнение которых обязательно для предприятий всех форм собственности независимо от сферы их хозяйственной деятельности и ведомственной принадлежности.

«Основы» распространяются не только на рабочих и служащих, но и на военнослужащих, привлекаемых для работы на предприятиях, студентов, проходящих производственную практику, и лиц, отбывающих наказание по приговору  суда.

«Основами» закрепляются основные права работников в области  ОТ и гарантии их реализации.

Трудовой Кодекс Российской Федерации

Важной составляющей установленного института права в области безопасности жизнедеятельности является Трудовой Кодекс РФ [21], заменивший с февраля месяца 2002 г. Кодекс законов о труде.

Трудовой Кодекс (ТК) устанавливает и регулируете взаимоотношения между работодателем и работником в области труда, в том числе и в связи с:

    • характеристиками УТ,
    • изменениями и прекращением трудового договора,
    • защищенностью персональных данных работника,
    • оплатой и нормированием труда,
    • трудовым распорядком и дисциплиной труда,
    • материальной ответственностью, как работодателя (распределителя) работ, так и виновного в нарушении установленных трудовым договором требований,
    • профессиональной подготовкой,

Информация о работе Система правового регулирования безопасности жизнедеятельности