Система РСЧС: определение, решаемые задачи, состав сил и средств, комплектование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 11:36, реферат

Описание работы

Российская система предупреждений и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС) призвана решать большой круг задач, охватывающий все сферы деятельности экономики страны. РСЧС занимается проблемами экологии, оказания гуманитарной помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, аварий, катастроф, вооруженных конфликтов в России и за ее пределами, информационным обеспечением в зонах ЧС, созданием сил быстрого развертывания на все ЧС, где бы они ни происходили.

Файлы: 1 файл

Реферат бжд1.docx

— 31.12 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Реферат по БЖД

 

 

на тему:

 

 

«Система РСЧС: определение, решаемые задачи, состав сил и средств, комплектование»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013

Российская  система предупреждений и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС) призвана решать большой круг задач, охватывающий все сферы деятельности экономики  страны. РСЧС занимается проблемами экологии, оказания гуманитарной помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, аварий, катастроф, вооруженных конфликтов в России и за ее пределами, информационным обеспечением в зонах ЧС, созданием  сил быстрого развертывания на все  ЧС, где бы они ни происходили.

РСЧС - это  единая государственная система  предупреждения и ликвидации ЧС, предназначена  для предупреждения ЧС в мирное время, а в случае их возникновения - для  ликвидации их последствий, обеспечения  безопасности населения, защиты окружающей среды и уменьшения ущерба объектам экономики.

1. Назначение, основные задачи и  структура РСЧС

Решение задач по защите населения и территории от ЧС достигается осуществлением комплекса  различных мероприятий органами исполнительной власти на федеральном  и территориальных уровнях, а  также органами местного самоуправления. усилия всех этих органов в мирное время сосредоточены в рамках «Российской системы предупреждения и действий в ЧС, а в военное время – в рамках системы «Гражданская оборона РФ».

Во исполнение Федерального закона «О защите населения  и территорий от ЧС природного и  техногенного характера» РСЧС Постановлением Правительства РФ от 5.11.1995г. была преобразована  в Единую государственную систему  предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Этим же постановлением определялись и ее основные задачи:

  • разработка и реализация правовых экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС;
  • осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения;
  • обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;
  • сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
  • подготовка населения к действиям при ЧС;
  • прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
  • создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
  • осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
  • ликвидация чрезвычайных ситуаций;
  • осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
  • реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
  • международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.

Основная  цель РСЧС – объединение усилий центральных и региональных органов  представительной и исполнительной власти, а также организаций и  учреждений для предупреждения и  ликвидации ЧС. РСЧС базируется на нескольких постулатах:

  • Признание факта невозможности исключить риск возникновения ЧС;
  • соблюдение принципа превентивной безопасности, предусматривающего снижение вероятности возникновения ЧС;
  • приоритет профилактической работе;
  • комплексный подход при формировании системы, т.е. учет всех видов ЧС, всех стадий их развития и разнообразия последствий;
  • построение системы на правовой основе с разграничением прав и обязанностей участников.

Структура органов РСЧС состоит из территориальных  и функциональных подсистем и  имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в регионах страны и субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территории и состоят из звеньев, соответствующих  административному делению этих территорий.

Каждый  уровень РСЧС имеет:

  • координирующие органы;
  • постоянно действующие органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;
  • органы повседневного управления;
  • силы и средства;
  • резервы финансовых и материальных ресурсов;
  • системы связи, оповещения, информационного обеспечения.

Координирующие  органы РСЧС:

на федеральном уровне – Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ведомственные комиссии по чрезвычайных ситуациям в федеральных органах исполнительной власти;

на региональном уровне – региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России. Территория РФ разделена на девять регионов, в которых созданы региональные центры РЦ РСЧС в городах: Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Самара, Красноярск, Хабаровск, Новосибирск, Чита.

на территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта Российской Федерации, комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

на местном уровне, охватывающем территорию района, Города (района в городе), - комиссии по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления;

на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта, - объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям.

В состав Межведомственной комиссии включены представители  федеральных министерств и ведомств в ранге заместителей министров, в компетенцию которых входит решение вопросов, связанных с  защитой населения и территорий от катастроф природного и техногенного характера.

Межведомственная комиссия решает следующие основные задачи:

1) Формирование  и проведение единой государственной  политики в области предупреждения  и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными и иными бедствиями;

2) Координация  деятельности федеральных органов  исполнительной власти по разработке  проектов законодательных актов  и других нормативных правовых документов по вопросам, отнесенным к ее компетенции, а также рассмотрение и представление в установленном порядке проектов указанных документов в Правительство Российской Федерации;

3) Подготовка  предложений по формированию  системы экономических, организационно-технических  и иных мер, направленных на  обеспечение безопасности и защиту  населения, территории страны  от ЧС;

4) Проведение  единой технической политики  в области создания и развития  сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

5) Определение  основных направлений совершенствования  и дальнейшего развития РСЧС;

6) Организация  разработки проектов федеральных  целевых и научно-технических  программ, направленных на предупреждение  ЧС, защиту населения и территории  страны от ЧС, и координация  работ по выполнению этих программ;

7) Координация  деятельности федеральных органов  исполнительной власти субъектов  РФ и органов местного самоуправления  при ликвидации Чс по вопросам социально-экономической и правовой защиты, медицинской реабилитации граждан, пострадавших в результате аварий, катастроф, стихийных и иных бедствий, а также лиц, принимавших участие в ликвидации ЧС;

8) Определение  основных направлений международного  сотрудничества в области предупреждения  и ликвидации ЧС.

Решения Межведомственной комиссии обязательны  для исполнения всеми федеральными министерствами и ведомствам, входящими  в ее состав, органами исполнительной власти субъектов РФ.

Комиссии  по чрезвычайным ситуациям объединяют в себе ответственных представителей соответствующих органов государственной  власти и местного самоуправления, что позволяет заблаговременно  реализовать меры по предупреждению ЧС, а в экстремальных условиях – оперативно мобилизовать ресурсы  соответствующей территории и эффективно ликвидировать ЧС. Комиссии возглавляются  заместителями руководителей органов  исполнительной власти.

 

2. Органы управления по делам  гражданской обороны и чрезвычайным  ситуациям

Органы  управления по делам гражданской  обороны и чрезвычайным ситуациям:

на федеральном уровне – министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС);

на региональном уровне – региональные центры;

на территориальном и местном уровнях – органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления;

на объектовом уровне – отделы (секторы и специально назначенные лица) по делам Го и ЧС.

Органы повседневного управления РСЧС:

- пункты управления в кризисных ситуациях, оперативные дежурные службы органов управления по делам ГО и ЧС всех уровней;

- дежурно-диспетчерские  службы и специализированные  подразделения федеральных органов  исполнительной власти и организаций. 

Размещение  органов повседневного управления РСЧС осуществляется на пунктах управления, оснащенных соответствующими средствами оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии  постоянной готовности к использованию.

Информационное обеспечение функционирования РСЧС реализуется информационно-управляющей системой, в состав которой входят:

- Центр  управления в кризисных ситуациях  МЧС России;

- информационные  центры федеральных органов исполнительной  власти;

- региональные  информационно-управляющие центры;

- информационно-управляющие  центры органов управления по  делам ГО и ЧС субъектов  РФ;

- абонентские  пункты городских и районных  органов управления по делам  Го и ЧС;

- информационные  центры организаций;

- средства  связи и передачи данных.

Порядок сбора информации и обмена этой информацией  между органами государственной  власти, органами управления по делам  ГО и ЧС определяется Правительством РФ.

Функциональные  подсистемы РСЧС (министерства и ведомства) определены Указом Президента РФ от 30.04.98г. №483 «О структуре федеральных органов исполнительной власти». Они создаются для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики. В соответствии с функциями федеральных органов и Федерального управления специального строительства при правительстве РФ по защите населения и территорий от ЧС на них возложено руководство созданием и деятельностью следующих функциональных подсистем:

1) сил  и средств предупреждения аварий на объектах атомной энергетики (Министерство РФ по атомной энергии);

2) сил  и средств предупреждения и ликвидации последствий аварий на объектах топливно-энергетического комплекса (Министерство топлива и энергетики РФ);

3) предупреждение  и ликвидации на объектах, входящих  в состав отрасли (Миноборонпром России и Минэкономики России);

4) охраны  общественного порядка (МВД РФ);

5) резерва  медицинских ресурсов (Минздрав  России и Минэкономики РФ);

6) авиационноно-космической службы поиска и спасения (Министерство обороны РФ);

7) экологической  безопасности и экологического  мониторинга; наблюдения и контроля  за стихийными гидрометеорологическими  и гелиофизическими явлениями  и загрязнением ОС и предупреждения  цунами (Министерство природных  ресуросов РФ совместно с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу ОС);

8) связи  и освещения (Государственный  комитет по связи и информации);

9) защиты  с/х животных и растений; резервов  продовольственных и кормовых  ресурсов; предупреждения и ликвидации  ЧС на объектах, входящих в  состав отрасли Министерство  с/х и продовольствия РФ);

10) социальной  защиты от ЧС (Министерство труда  и социального развития РФ);

Некоторые министерства и ведомства России отвечают за деятельность ряда функциональных подсистем.

Министерство  транспорта и Министерство путей  сообщения – за подсистемы:

- транспортного  обеспечения ликвидации ЧС;

- сил  и средств поиска и спасения  людей на море;

- поискового  и аварийно-спасательного обеспечения  полетов гражданской авиации;

- сил  и средств ликвидации ЧС на  железнодорожном транспорте.

Министерство  экономики, Министерство финансов, Министерство промышленности и торговли, государственный  комитет по государственным резервам – за подсистемы:

Информация о работе Система РСЧС: определение, решаемые задачи, состав сил и средств, комплектование