Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 16:19, доклад
Основу содержания социально-культурной деятельности составляют общечеловеческие ценности. По мнению целого ряда педагогов-исследователей (В.А. Караковский и др.), в социально-культурной деятельности необходимо базироваться на фундаментальных ценностях, благодаря которым у человека формируются добрые черты, рождаются высоконравственные потребности и поступки. Это Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир. Каждая из этих ценностей обладает огромной значимостью для содержания и организации социально-культурных процессов.
Основу содержания социально-культурной деятельности составляют общечеловеческие ценности. По мнению целого ряда педагогов-исследователей (В.А. Караковский и др.), в социально-культурной деятельности необходимо базироваться на фундаментальных ценностях, благодаря которым у человека формируются добрые черты, рождаются высоконравственные потребности и поступки. Это Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир. Каждая из этих ценностей обладает огромной значимостью для содержания и организации социально-культурных процессов.
Систематизация социально-
В социологии расчленение понятий «общество» (в узком смысле слова) и «культура» имеет большое практическое и познавательное значение, ибо позволяет лучше уяснить сущность общественной жизни, ее отличие от природы в целом и коллективных форм поведения в животном мире.
Во-первых, обращается внимание на то, что «социум» и «культура» являются двумя взаимосвязанными подсистемами единой общественной жизни. Во-вторых, особенность социальной системы заключается в том, что это понятие отражает форму социальных отношений между людьми, которая представлена различными социальными группами и отношениями внутри и между группами. Под культурой понимаются содержательные аспекты человеческой жизнедеятельности, определяемые ценностями, значениями, идеалами, нормами и др. Стало быть, термин «социальная система» обозначает отношения между индивидами и коллективами, тогда как культура определяет их ценностно-смысловое значение.
Любому из субъектов, представляющих общество (социум), присуща активность, которая проявляется в его конкретных действиях, актах, поступках. Деятельность - основа человеческого бытия, специальная форма проявления активности человека. Это многогранный процесс, характеризующий определенный тип отношения к миру и тип бытия в мире. В общесоциологическом аспекте понятие «деятельность» характеризует и активность социального субъекта.
Что касается понятия «социальная активность», то наиболее точным, по нашему мнению, является определение Н. С. Мансурова, считающего, что социальная активность — это «проявление существенных свойств личности в общественной жизни, то есть в тех социальных условиях, в которых протекает ее бытие». Такая трактовка понятия многогранна. Ее «непривязанность» к общественным формациям обогащает и возвышает философское обобщение, делает его современным, приближает к пониманию общечеловеческих норм, явлений, ценностей.
Социальная активность как проявление
сущностных свойств личности выражается
через деятельность, непосредственно
с ней связана. Социальная активность
значительно шире социальной деятельности.
Наряду с последней она включает
в себя еще и предшествующий деятельности
процесс — образование
Социально-культурная деятельность отличается
глубокой личностной направленностью,
поскольку несет в себе черты
индивидуальности, определяемые ее биологическими
особенностями и социально-
Человек - сложная живая система.
Его жизнедеятельность
Первый уровень —
Критерии физического здоровья:
1. болезнь (нарушение
2. функциональное состояние
3. резистентность организма к факторам окружающей среды
4. анатомические дефекты +, -
5. психоэмоциональные и другие качества
6. физическое развитие
Второй уровень — психическое
(или душевное) здоровье связано
с личностью и зависит от развития
эмоционально-волевой и
К компонентам психического здоровья относят нравственное здоровье — система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе – его мораль. Нравственное здоровье определяет духовность человека .
Третий уровень — социальное здоровье связано с влиянием на личность других людей, общества в целом и зависит от места и роли человека в межличностных отношениях, от нравственного здоровья социума. Социальное здоровье — мера социальной активности и, прежде всего, трудоспособности, форма активного, деятельного отношения к миру. Социальная составляющая здоровья складывается под влиянием родителей, друзей, одноклассников в школе, сокурсников в вузе, коллег по работе, соседей по дому и т. д. и отражает социальные связи, ресурсы, межличностные контакты.
Различие между психическим
и социальным здоровьем условно,
психические свойства и качества
личности не существуют вне системы
общественных отношений. Люди со здоровой
психикой чувствуют себя достаточно
уверенно и благополучно в любом
обществе. В здоровом обществе, как
правило, формируются здоровые личности.
Недостатки воспитания и неблагоприятные
влияния окружающей среды могут
вызвать деградацию личности. Личность
с развитым сознанием и самосознанием
может противостоять
Одной из объединяющих социальное и психическое здоровье является творческая компонента здоровья. Присутствие элементов творчества в работе рассматривают как источник здоровья. Чем больше в трудовой деятельности выражено творческое начало, инициатива, применяются личные способности и знания, тем больше приносит она удовлетворение, тем заметнее ее оздоровительное воздействие, и наоборот.
Работа может быть источником
укрепления здоровья, так как
она дает чувство
Критерии социального
- % валового внутреннего продукта на душу населения
- траты на здравоохранение
- состояние медико-санитарной
- смертность
- средняя продолжительность
Трактовка понятия «благополучие» затрагивает все стороны жизни человека. Человек находится в состоянии совершенно полного благополучия, когда гармонично сочетаются физические, социальные, психические (интеллектуальные), духовные, эмоциональные составляющие его жизни, когда удачно складывается рост его карьеры.
Состояние самого человека и того мира, который его окружает – условия жизни, семья, коллектив, общество, природа. Но более всего – деятельность человека в этом мире.
Именно она (деятельность) способна поддерживать или нарушать динамическое равновесие между организмом и окружающей средой, определяя диапазон состояний, называемых нами «здоровьем» или «болезнью». Весь спектр деятельности человека называют его образом жизни.
Состояние человека определяется:
Его изначальным потенциалом
Окружающие условия
Бытовых; Семейных; Трудовых; Общественных.
Состояние общества характеризуется:
Традициями; Уровенем социально-экономического развития; Политическим строем; Внешнеэкономическими и культурными связями.
Недостатком рассматриваемого определения здоровья является отсутствие в нем упоминаний о мировоззрении человека, его отношении к самому себе, к окружающей действительности и месту человека в ней. Мировоззрение складывается на базе тех знаний, навыков и умений, которые человек получает в самом раннем детстве. Именно знания формируют мировоззрение, а оно, в свою очередь, формирует культуру человека. Таким образом, здоровье человека - это не только отсутствие болезней и благополучие, это в не меньшей степени наличие высокой культуры.
Именно мировоззрение, т.
е. определенный набор знаний,
усвоенных культурных