Социально-культурная активность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 16:19, доклад

Описание работы

Основу содержания социально-культурной деятельности составляют общечеловеческие ценности. По мнению целого ряда педагогов-исследователей (В.А. Караковский и др.), в социально-культурной деятельности необходимо базироваться на фундаментальных ценностях, благодаря которым у человека формируются добрые черты, рождаются высоконравственные потребности и поступки. Это Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир. Каждая из этих ценностей обладает огромной значимостью для содержания и организации социально-культурных процессов.

Файлы: 1 файл

социально-культурная активность.docx

— 17.72 Кб (Скачать файл)

Основу содержания социально-культурной деятельности составляют общечеловеческие ценности. По мнению целого ряда педагогов-исследователей (В.А. Караковский и др.), в социально-культурной деятельности необходимо базироваться на фундаментальных ценностях, благодаря которым у человека формируются добрые черты, рождаются высоконравственные потребности и поступки. Это Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир. Каждая из этих ценностей обладает огромной значимостью для содержания и организации социально-культурных процессов.

Систематизация социально-культурных ценностей производится по самым  различным типологическим признакам. Наиболее распространены классификации: 1) по происхождению ценностей: искусственные (созданные руками человека) и естественные (созданные природой); 2)по их сущностной характеристике: материальные (овеществленные) и духовные (неовеществленные); 3) по их создателям и пользователям: социальные ценности (создатель и пользователь - социум) и индивидуальные ценности (создатель и пользователь - индивид, личность).

В социологии расчленение понятий  «общество» (в узком смысле слова) и «культура» имеет большое практическое и познавательное значение, ибо позволяет  лучше уяснить сущность общественной жизни, ее отличие от природы в  целом и коллективных форм поведения  в животном мире.

Во-первых, обращается внимание на то, что «социум» и «культура» являются двумя взаимосвязанными подсистемами единой общественной жизни. Во-вторых, особенность социальной системы  заключается в том, что это  понятие отражает форму социальных отношений между людьми, которая  представлена различными социальными  группами и отношениями внутри и  между группами. Под культурой  понимаются содержательные аспекты  человеческой жизнедеятельности, определяемые ценностями, значениями, идеалами, нормами  и др. Стало быть, термин «социальная  система» обозначает отношения между  индивидами и коллективами, тогда  как культура определяет их ценностно-смысловое  значение.

Любому из субъектов, представляющих общество (социум), присуща активность, которая проявляется в его  конкретных действиях, актах, поступках. Деятельность - основа человеческого  бытия, специальная форма проявления активности человека. Это многогранный процесс, характеризующий определенный тип отношения к миру и тип  бытия в мире. В общесоциологическом  аспекте понятие «деятельность» характеризует и активность социального  субъекта.

Что касается понятия «социальная  активность», то наиболее точным, по нашему мнению, является определение Н. С. Мансурова, считающего, что социальная активность — это «проявление существенных свойств личности в общественной жизни, то есть в тех социальных условиях, в которых протекает ее бытие». Такая трактовка понятия многогранна. Ее «непривязанность» к общественным формациям обогащает и возвышает философское обобщение, делает его современным, приближает к пониманию общечеловеческих норм, явлений, ценностей.

Социальная активность как проявление сущностных свойств личности выражается через деятельность, непосредственно  с ней связана. Социальная активность значительно шире социальной деятельности. Наряду с последней она включает в себя еще и предшествующий деятельности процесс — образование источника  напряженности, осознание необходимости  действия, формирование соответствующих  целей, установок, задач. Сама же деятельность приобретает конкретную предметную направленность, в ходе ее определяются цель, программа действий, их последовательность, управление (самоуправление) самим  процессом деятельности. В специальной  литературе последних лет деятельность определяется человеческими характеристиками, поскольку является специфической  формой именно человеческой деятельности.

Социально-культурная деятельность отличается глубокой личностной направленностью, поскольку несет в себе черты  индивидуальности, определяемые ее биологическими особенностями и социально-психологической  структурой. Эта деятельность может  протекать как индивидуально, так  и коллективно. Ей присуща целенаправленность. Именно сознательно поставленная цель приводит в движение деятельность: предварительная продуманность  действий после ее постановки, анализ ситуации, в которой человеку предстоит  действовать, выбор способов и средств  достижения цели определяют последовательность действий личности в социально-культурной сфере.

Человек - сложная живая система. Его жизнедеятельность обеспечивается на трех уровнях: биологическом, психическом  и социальном. Они находятся в  диалектическом единстве и противоречии. Это происходит всегда, когда биологическое  состояние зависит от социального, а социальное, в свою очередь, — от биологического.

Первый уровень — биологическое  здоровье связано с организмом и  зависит от динамического равновесия функций всех внутренних органов, их адекватного реагирования на влияние  окружающей среды.

Критерии физического здоровья:

1. болезнь (нарушение жизнедеятельности) +,-

2. функциональное состояние организма

3. резистентность организма к факторам окружающей среды

4. анатомические дефекты +, -

5. психоэмоциональные и другие качества

6. физическое развитие

Второй уровень — психическое (или душевное) здоровье связано  с личностью и зависит от развития эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сфер личности, от развития самосознания личности и от осознания ценности для личности собственного здоровья и здорового образа жизни. Психическое здоровье — это состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Психическое здоровье относится к разуму, интеллекту, эмоциям (психологическое благополучие, уровни тревоги и депрессии, контроль эмоций и поведения, познавательные функции).

К компонентам психического здоровья относят нравственное здоровье —  система ценностей, установок и  мотивов поведения индивида в  обществе – его мораль. Нравственное здоровье определяет духовность человека .

Третий уровень — социальное здоровье связано с влиянием на личность других людей, общества в целом и  зависит от места и роли человека в межличностных отношениях, от нравственного  здоровья социума. Социальное здоровье — мера социальной активности и, прежде всего, трудоспособности, форма активного, деятельного отношения к миру. Социальная составляющая здоровья складывается под влиянием родителей, друзей, одноклассников в школе, сокурсников в вузе, коллег по работе, соседей по дому и т. д. и отражает социальные связи, ресурсы, межличностные контакты.

Различие между психическим  и социальным здоровьем условно, психические свойства и качества личности не существуют вне системы  общественных отношений. Люди со здоровой психикой чувствуют себя достаточно уверенно и благополучно в любом  обществе. В здоровом обществе, как  правило, формируются здоровые личности. Недостатки воспитания и неблагоприятные  влияния окружающей среды могут  вызвать деградацию личности. Личность с развитым сознанием и самосознанием  может противостоять воздействию  внешних условий, бороться с трудностями  и оставаться здоровой физически, психически и социально.

Одной из объединяющих социальное и  психическое здоровье является творческая компонента здоровья. Присутствие элементов  творчества в работе рассматривают  как источник здоровья. Чем больше в трудовой деятельности выражено творческое начало, инициатива, применяются личные способности и знания, тем больше приносит она удовлетворение, тем  заметнее ее оздоровительное воздействие, и наоборот.

 Работа может быть источником  укрепления здоровья, так как  она дает чувство принадлежности  к обществу, чувство нужности, ценности, возможность выражения своих  способностей, раскрытия личности. Развитие духовного мира человека, его творческих способностей, творческое  отношение к себе, своим близким,  к работе, к отдыху — является  стратегическим изменением образа  жизни по направлению к индивидуальному  здоровью.

Критерии социального благополучия населения:

- % валового внутреннего продукта  на душу населения

- траты на здравоохранение

- состояние медико-санитарной помощи

- смертность

- средняя продолжительность жизни  и др.

Трактовка понятия «благополучие» затрагивает все стороны жизни  человека. Человек находится в  состоянии совершенно полного благополучия, когда гармонично сочетаются физические, социальные, психические (интеллектуальные), духовные, эмоциональные составляющие его жизни, когда удачно складывается рост его карьеры.

Состояние самого человека и того мира, который его окружает –  условия жизни, семья, коллектив, общество, природа. Но более всего – деятельность человека в этом мире.

Именно она (деятельность) способна поддерживать или нарушать динамическое равновесие между организмом и окружающей средой, определяя диапазон состояний, называемых нами «здоровьем» или  «болезнью». Весь спектр деятельности человека называют его образом жизни.

Состояние человека определяется:

Его изначальным потенциалом здоровья (наследственность, генотип); Характером – психотипом; Интеллектом, а значит способностью управлять обстоятельствами жизни, эмоциональным состоянием и соответственно здоровьем; Индивидуальным стилем жизни.

Окружающие условия складываются из:

Бытовых; Семейных; Трудовых; Общественных.

Состояние общества характеризуется:

Традициями; Уровенем социально-экономического развития; Политическим строем; Внешнеэкономическими и культурными связями.

Недостатком рассматриваемого определения  здоровья является отсутствие в нем  упоминаний о мировоззрении человека, его отношении к самому себе, к  окружающей действительности и месту  человека в ней. Мировоззрение складывается на базе тех знаний, навыков и  умений, которые человек получает в самом раннем детстве. Именно знания формируют мировоззрение, а оно, в свою очередь, формирует культуру человека. Таким образом, здоровье человека - это не только отсутствие болезней и благополучие, это в не меньшей степени наличие высокой культуры.

 Именно мировоззрение, т.  е. определенный набор знаний, усвоенных культурных ценностей,  изначально определяет поведение  человека, его медицинскую или  гигиеническую активность, направленную  на сохранение и укрепление  здоровья на различных этапах  его роста и развития. Именно  мировоззрение определяет потребность  в хорошем здоровье. Забота о  здоровье и его укреплении  является естественной потребностью  культурного человека, неотъемлемым  элементом его личности.

 


Информация о работе Социально-культурная активность