Современный терроризм: история возникновения, классификация, правовые основы применения вооруженных сил в борьбе с терроризмом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2015 в 20:59, реферат

Описание работы

1. Классификация современного терроризма.
2. Противодействие терроризму Вооруженными Силам» РФ.

Файлы: 1 файл

Современный терроризм.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

Современный терроризм: история возникновения, классификация, правовые основы применения вооруженных сил в борьбе с терроризмом

 

ВОПРОСЫ: 
1. Классификация современного терроризма. 
2. Противодействие терроризму Вооруженными Силам» РФ.

 

«Рост масштабов международного терроризма в целом и наметившаяся тенденция использования террористами внушительного арсенала средств поражения, насилия и устрашения создает реальную угрозу мировому сообществу для всех без исключения стран, независимо от уровня их финансового состояния и экономического развития, политического устройства и отношения к религии».

 

Министр обороны РФ Сергей ИВАНОВ

 

1

 

В последние годы терроризм стал особенно изощрен, кровав и безжалостен. Взрывы в публичных местах: поездах, на вокзалах, ресторанах; похищения государственных деятелей, дипломатов, партийных лидеров; убийства, ограбления, захваты государственных учреждений, посольств, самолетов. Возникают новые невиданные прежде направления терроризма: воздушный, ядерный, биологический, экологический и информационный. Все они носят явные черты политического терроризма. Его цель гораздо масштабнее и грандиознее, чем получение денежного выкупа или освобождение из тюрем арестованных боевиков, - поставить на колени целые народы и государства. 
История показывает, что все самые громкие террористические события современности приходятся на конец XX начало XXI века. Именно в этот период разрабатывается стратегия современного терроризма, совершенствуется и оттачивается его тактика. Террористы начинают объединяться, ставят себе на службу новейшие научные достижения человечества. 
Проявления терроризма весьма разнообразны по своим масштабам, целям, формам, методам, природе и т.п. Однако единого толкования этого явления пока не существует. Специалистами предпринимались и продолжают предприниматься шаги по систематизации его проявлений по различным основаниям (см. схему). 
В качестве субъектов терроризма могут выступать: государство, его специальные службы, международные или национальные террористические центры и организации, политические течения и партии экстремистского толка, группы граждан и даже отдельные лица, стремящиеся достичь своих целей. 
В настоящее время произошла трансформация тактики терроризма. Раньше он существовал в основном в форме единичных покушений на руководителей государств, правительств и высокопоставленных чиновников. Сейчас ситуация кардинально изменилась. Современный терроризм - это уже не разрозненные индивидуальные действия. А серии разнообразных террористических акций, направленных против широкого круга лиц и объектов, тщательно подготовленные и осуществляемые квалифицированными кадрами и хорошо организованными группировками. При этом наблюдается резкий количественный рост террористических актов с многочисленными жертвами и значительными материальными потерями, а также объединение усилий отдельных экстремистских формирований и криминальных структур на международном уровне для достижения своих политических целей. 
Усовершенствовалась структура террористических группировок и усилилась конспиративность их деятельности. Террористы стали во многих случаях действовать малочисленными подразделениями, ужесточили проверку новых членов. В рамках террористических организаций практикуется специализация подразделений по их предназначению: финансирование, разведка и контрразведка, поставка оружия и спецсредств, исполнение террористических актов.

Вместе с тем произошло ужесточение террора. Использование террористическими организациями крайне жестоких форм и методов борьбы повышает опасность совершения актов так называемого технологического терроризма. К ним в первую очередь относятся использование или угроза применения ядерного, химического и бактериологического оружия, радиоактивных или высокотоксичных химических, биологических веществ, а также попытки захвата экстремистами ядерных и иных промышленных объектов. 
Современными террористами взят курс на использование достижений научно-технического прогресса, который порождает новые виды терроризма, все более и более разрушительные. Так, жизнь современного общества зависит от электронных баз данных и передаваемой информации. От этого зависит также оборона, деятельность спецслужб и правоохранительных органов, банковское дело, работа жизнеобеспечивающих систем городов и т.д. В этой связи жизненно важные сферы деятельности любого государства стали открытыми для компьютерных хакеров. Их согласованные действия могут не только парализовать всю страну, но и привести к многочисленным человеческим жертвам. Поэтому угроза нового вида терроризма - информационного или электронного - сегодня приобретает особое значение. 
Кроме этого, опасность представляют не только группы боевиков, участвующих непосредственно в боевых действиях, но и многочисленные отряды проповедников ислама радикального толка, в том числе воинствующего, прошедшие обучение в исламских учебных заведениях Саудовской Аравии, Пакистана, Египта и завербованные исламистами. Сравнительный анализ развития ситуации на Балканах, на Северном Кавказе и в Центральной Азии показывает, что именно перед исламскими проповедниками ставится цель первыми реализовать рассчитанные на долговременную перспективу задачи распространения идей сепаратизма и религиозного экстремизма в различных регионах мира. 
Терроризм можно рассматривать сегодня и в качестве своеобразной платы мирового сообщества за глобализацию международных отношений. Одним из ее следствий являются крупномасштабные миграционные процессы, которые могут представлять собой серьезную угрозу стабильности и безопасности всего международного сообщества. 
В связи с этим сегодня возникла необходимость противодействовать террористическим проявлениям, в том числе и используя Вооруженные Силы.

 

2

 

Смысл термина «противодействие терроризму» более широк, чем борьба с терроризмом, которая подразумевает непосредственное пресечение теракта или наказание виновных. Это совокупность законодательных, идеологически-информационных, организационных, административно-правовых, воспитательных и других функций. 
Терроризм становится долговременным фактором, негативно влияющим на развитие общественных отношений как в России, так и в ряде сопредельных государств. Следовательно, опасность угроз, связанная с деятельностью террористических организаций, в ближайшее время не только сохранится, но, скорее всего, еще более усилится. В перспективе в случае ослабления противодействия террористам существует опасность их объединения с целью дальнейшей дестабилизации ситуации в кризисных регионах. Поэтому нужно опираться на опыт по использованию войск в борьбе с терроризмом. 
Во-первых, при привлечении воинских формирований к урегулированию различных конфликтов и пресечению террористических акций необходимо соблюдать нормы международного права и законы своего государства. 
Во-вторых, применение вооруженных сил внутри страны осуществляется в зависимости от исторически сложившихся систем обеспечения внутренней безопасности. В одних государствах от использования вооруженных сил против террористов полностью отказались, в других - для этих целей применяют специально подготовленные воинские формирования, в третьих - выделяют для этого из сил общего назначения отдельные соединения и части, которые также проходят специальную подготовку. 
В случае же непосредственной опасности, грозящей государственному строю изнутри, конституции большинства стран (Россия не входит в их число) предусматривают практически неограниченное применение всех своих силовых структур, включая и вооруженные силы. В ряде зарубежных государств право принятия решения об использовании военных формирований при урегулировании конфликта предоставлено не только высшему должностному лицу государства, но и региональному руководителю, что позволяет существенно повысить оперативность действий войск, привлекаемых для борьбы с терроризмом. 
В-третьих, использование вооруженных сил во внутреннем вооруженном конфликте, как правило, должно быть ограничено и осуществляться специально подготовленными частями. Первоочередной и самой главной задачей для них является ликвидация источников материально-технического обеспечения противозаконных действий и устранение иных предпосылок возникновения экстремистских движений. 
В Вооруженных Силах Российской Федерации борьба с терроризмом организуется на основании 
Конституции Российской Федерации, Федерального закона «О борьбе с терроризмом», международных договоров Российской Федерации, распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, приказов и директив министра обороны Российской Федерации, начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, главнокомандующих видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующих родами войск, войсками военных округов (флотов). 
В Концепции национальной безопасности РФ. утвержденной Указом Президента РФ 10 января 2000 г., подчеркивается, что серьезную угрозу национальной безопасности России представляет международный терроризм, борьба с которым должна осуществляться на основе общегосударственного комплекса контрмер. Кроме того, в этом документе особая роль отводится федеральным органам государственной власти, которые должны преследовать на территории страны лиц, причастных к террористической деятельности, независимо от того, где планировались или осуществлялись террористические акции. 
В военной доктрине Российской Федерации говорится, что одной из основных внешних угроз военной безопасности России является международный терроризм, а внутренней угрозой - противоправная деятельность экстремистских националистических, религиозных, сепаратистских и террористических движений, организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности России, дестабилизацию внутриполитической обстановки в стране. 
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» от 25 июля 1998 г. Министерство обороны Российской Федерации, являясь субъектом, непосредственно участвующим в борьбе с терроризмом, организует взаимодействие с иными субъектами, ведущими борьбу с терроризмом, при решении следующих задач: 
- защиты объектов Министерства обороны Российской Федерации; 
- обеспечения безопасности национального морского судоходства, воздушного пространства Российской Федерации; 
- проведения контртеррористических операций. 
При выполнении перечисленных задач Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ отвечает за: 
- планирование и организацию антитеррористической деятельности в Вооруженных Силах РФ; 
- координацию планирования антитеррористической деятельности в видах Вооруженных Сил РФ и родах войск; 
- поддержание постоянного взаимодействия с федеральными органами власти, осуществляющими борьбу с терроризмом; 
- работу представителей Вооруженных Сил РФ в Федеральной антитеррористической комиссии. 
Главнокомандующие видами Вооруженных Сил РФ, командующие родов войск отвечают за планирование и организацию антитеррористической деятельности в видах Вооруженных Сил, родах войск, подготовку войск (сил) к борьбе с терроризмом. 
Командующие войсками военных округов (флотами) отвечают за планирование, организацию и поддержание войск (сил) в постоянной готовности к борьбе с терроризмом, за поддержание постоянного взаимодействия с федеральными органами власти, осуществляющими борьбу с терроризмом, организацию работы в Региональных антитеррористических комиссиях. 
Командиры соединений (воинских частей, учреждений), начальники гарнизонов непосредственно отвечают за планирование, организацию и проведение антитеррористических действий в соединениях (воинских частях, учреждениях) и гарнизонах, их постоянную готовность к борьбе с терроризмом, поддержание на высоком уровне караульной, гарнизонной служб, службы внутреннего наряда, поддержание постоянного взаимодействия с органами федеральной власти и местными органами исполнительной власти. 
Взаимодействие с субъектами, ведущими борьбу с терроризмом, осуществляется в целях защиты личности, общества и государства от терроризма, предупреждения, выявления, пресечения террористической деятельности и минимизации ее последствий, устранения причин и условий, способствующих ее возникновению, координации их деятельности для достижения согласованности действий. 
Основными стратегическими задачами, возложенными на Министерство обороны Российской Федерации по противодействию международному терроризму, являются: 
- анализ поступающей информации о состоянии, динамике и тенденциях распространения международного терроризма; 
- выработка предложений о направлениях развития сотрудничества в данном направлении; 
- участие в формировании и развитии эффективной системы выявления, предупреждения и пресечения террористических акций, соответствующей оперативной, обстановке и тенденциям развития терроризма; 
- координация совместной деятельности по недопущению совершения террористических актов на ядерных объектах, а также терактов с использованием средств массового поражения; 
- участие в организации мероприятий по ликвидации существующих террористических организаций и незаконных вооруженных формирований, перехвату и закрытию каналов незаконного оборота оружия, боеприпасов, расщепляющихся и высокотоксичных материалов; 
- проведение согласованных мероприятий по информационному и организационному противодействию формирования у граждан террористических намерений и настроений. 
Российский опыт использования Вооруженных Сил для борьбы с террористами позволяет извлечь из него следующие уроки. 
Во-первых, части и подразделения, осуществляющие силовые акции против незаконных формирований, должны быть подготовлены для решения специфических военных, разведывательных, полицейских, административных и иных задач, большая часть которых в обычной обстановке является обязанностью гражданских властей. 
Во-вторых, задачей борьбы с незаконными вооруженными формированиями является не только физическое, уничтожение противника, в первую очередь его террористического ядра, а создание таких условий, в которых достижение террористами своих политических целей становится практически неосуществимым. 
В-третьих, действия по борьбе с террористами предъявляют специфические требования к составу Вооруженных Сил, их оснащению и уровню подготовки. Главным из них является способность к быстрой переброске, оперативному развертыванию и ведению боевых действий на слабооборудованных ТВД, на значительном удалении от баз снабжения. 
В-четвертых, командиры всех степеней должны постоянно заниматься морально-психологической подготовкой своих подчиненных, с тем чтобы нейтрализовать воздействие на них моральных и психологических факторов, связанных с необходимостью действовать среди подчас враждебно настроенного населения. Кроме того, такая подготовка преследует еще одну цель: войска должны производить благоприятное впечатление на местных жителей своей дисциплинированностью и умением обеспечить безопасность и охрану местных гарнизонов и объектов. 
В-пятых, сейчас во многих странах мира существует мнение, что вооруженные силы должны достаточно осторожно применять силу - только в том случае, когда на карту поставлены интересы страны. При этом необходимо использовать только достаточную силу, чтобы обеспечить достижение поставленных целей быстро и с минимальными потерями. Поэтому очень важно обеспечить решительную поддержку общественности и местного населения. 
В-шестых, в сельской местности оппозиционным формированиям легче, чем в городах, создавать подконтрольные им органы власти. Поэтому установление и поддержание власти, лояльной Центру - одна из основных задач контртеррористической борьбы. 
Сегодня абсолютно очевидно, что международный терроризм не отказался от агрессивных намерений и планов в отношении России. Борьба с ним будет длительной. Необходимо сделать все, чтобы эти устремления терроризма были обречены на провал.


 


Информация о работе Современный терроризм: история возникновения, классификация, правовые основы применения вооруженных сил в борьбе с терроризмом