В последние годы терроризм
стал особенно изощрен, кровав и безжалостен.
Взрывы в публичных местах: поездах, на
вокзалах, ресторанах; похищения государственных
деятелей, дипломатов, партийных лидеров;
убийства, ограбления, захваты государственных
учреждений, посольств, самолетов. Возникают
новые невиданные прежде направления
терроризма: воздушный, ядерный, биологический,
экологический и информационный. Все они
носят явные черты политического терроризма.
Его цель гораздо масштабнее и грандиознее,
чем получение денежного выкупа или освобождение
из тюрем арестованных боевиков, - поставить
на колени целые народы и государства.
История показывает, что все самые громкие
террористические события современности
приходятся на конец XX начало XXI века. Именно
в этот период разрабатывается стратегия
современного терроризма, совершенствуется
и оттачивается его тактика. Террористы
начинают объединяться, ставят себе на
службу новейшие научные достижения человечества.
Проявления терроризма весьма разнообразны
по своим масштабам, целям, формам, методам,
природе и т.п. Однако единого толкования
этого явления пока не существует. Специалистами
предпринимались и продолжают предприниматься
шаги по систематизации его проявлений
по различным основаниям (см. схему).
В качестве субъектов терроризма могут
выступать: государство, его специальные
службы, международные или национальные
террористические центры и организации,
политические течения и партии экстремистского
толка, группы граждан и даже отдельные
лица, стремящиеся достичь своих целей.
В настоящее время произошла трансформация
тактики терроризма. Раньше он существовал
в основном в форме единичных покушений
на руководителей государств, правительств
и высокопоставленных чиновников. Сейчас
ситуация кардинально изменилась. Современный
терроризм - это уже не разрозненные индивидуальные
действия. А серии разнообразных террористических
акций, направленных против широкого круга
лиц и объектов, тщательно подготовленные
и осуществляемые квалифицированными
кадрами и хорошо организованными группировками.
При этом наблюдается резкий количественный
рост террористических актов с многочисленными
жертвами и значительными материальными
потерями, а также объединение усилий
отдельных экстремистских формирований
и криминальных структур на международном
уровне для достижения своих политических
целей.
Усовершенствовалась структура террористических
группировок и усилилась конспиративность
их деятельности. Террористы стали во
многих случаях действовать малочисленными
подразделениями, ужесточили проверку
новых членов. В рамках террористических
организаций практикуется специализация
подразделений по их предназначению: финансирование,
разведка и контрразведка, поставка оружия
и спецсредств, исполнение террористических
актов.
Вместе с тем произошло ужесточение
террора. Использование террористическими
организациями крайне жестоких форм и
методов борьбы повышает опасность совершения актов так называемого технологического
терроризма. К ним в первую очередь относятся
использование или угроза применения
ядерного, химического и бактериологического
оружия, радиоактивных или высокотоксичных
химических, биологических веществ, а
также попытки захвата экстремистами
ядерных и иных промышленных объектов.
Современными террористами взят курс
на использование достижений научно-технического
прогресса, который порождает новые виды
терроризма, все более и более разрушительные.
Так, жизнь современного общества зависит
от электронных баз данных и передаваемой
информации. От этого зависит также оборона,
деятельность спецслужб и правоохранительных
органов, банковское дело, работа жизнеобеспечивающих
систем городов и т.д. В этой связи жизненно
важные сферы деятельности любого государства
стали открытыми для компьютерных хакеров.
Их согласованные действия могут не только
парализовать всю страну, но и привести
к многочисленным человеческим жертвам.
Поэтому угроза нового вида терроризма
- информационного или электронного - сегодня
приобретает особое значение.
Кроме этого, опасность представляют не
только группы боевиков, участвующих непосредственно
в боевых действиях, но и многочисленные
отряды проповедников ислама радикального
толка, в том числе воинствующего, прошедшие
обучение в исламских учебных заведениях
Саудовской Аравии, Пакистана, Египта
и завербованные исламистами. Сравнительный
анализ развития ситуации на Балканах,
на Северном Кавказе и в Центральной Азии
показывает, что именно перед исламскими
проповедниками ставится цель первыми
реализовать рассчитанные на долговременную
перспективу задачи распространения идей
сепаратизма и религиозного экстремизма
в различных регионах мира.
Терроризм можно рассматривать сегодня
и в качестве своеобразной платы мирового
сообщества за глобализацию международных
отношений. Одним из ее следствий являются
крупномасштабные миграционные процессы,
которые могут представлять собой серьезную
угрозу стабильности и безопасности всего
международного сообщества.
В связи с этим сегодня возникла необходимость
противодействовать террористическим
проявлениям, в том числе и используя Вооруженные
Силы. |
Смысл термина «противодействие
терроризму» более широк, чем борьба с
терроризмом, которая подразумевает непосредственное
пресечение теракта или наказание виновных.
Это совокупность законодательных, идеологически-информационных,
организационных, административно-правовых,
воспитательных и других функций.
Терроризм становится долговременным
фактором, негативно влияющим на развитие
общественных отношений как в России,
так и в ряде сопредельных государств.
Следовательно, опасность угроз, связанная
с деятельностью террористических организаций,
в ближайшее время не только сохранится,
но, скорее всего, еще более усилится. В
перспективе в случае ослабления противодействия
террористам существует опасность их
объединения с целью дальнейшей дестабилизации
ситуации в кризисных регионах. Поэтому
нужно опираться на опыт по использованию
войск в борьбе с терроризмом.
Во-первых, при привлечении воинских формирований
к урегулированию различных конфликтов
и пресечению террористических акций
необходимо соблюдать нормы международного
права и законы своего государства.
Во-вторых, применение вооруженных сил
внутри страны осуществляется в зависимости
от исторически сложившихся систем обеспечения
внутренней безопасности. В одних государствах
от использования вооруженных сил против
террористов полностью отказались, в других
- для этих целей применяют специально
подготовленные воинские формирования,
в третьих - выделяют для этого из сил общего
назначения отдельные соединения и части,
которые также проходят специальную подготовку.
В случае же непосредственной опасности,
грозящей государственному строю изнутри,
конституции большинства стран (Россия
не входит в их число) предусматривают
практически неограниченное применение
всех своих силовых структур, включая
и вооруженные силы. В ряде зарубежных
государств право принятия решения об
использовании военных формирований при
урегулировании конфликта предоставлено
не только высшему должностному лицу государства,
но и региональному руководителю, что
позволяет существенно повысить оперативность
действий войск, привлекаемых для борьбы
с терроризмом.
В-третьих, использование вооруженных
сил во внутреннем вооруженном конфликте,
как правило, должно быть ограничено и
осуществляться специально подготовленными
частями. Первоочередной и самой главной
задачей для них является ликвидация источников
материально-технического обеспечения
противозаконных действий и устранение
иных предпосылок возникновения экстремистских
движений.
В Вооруженных Силах Российской Федерации
борьба с терроризмом организуется на
основании
Конституции Российской Федерации, Федерального
закона «О борьбе с терроризмом», международных
договоров Российской Федерации, распоряжений
Президента Российской Федерации, постановлений
и распоряжений Правительства Российской
Федерации, приказов и директив министра
обороны Российской Федерации, начальника
Генерального штаба Вооруженных Сил Российской
Федерации, главнокомандующих видами
Вооруженных Сил Российской Федерации,
командующих родами войск, войсками военных
округов (флотов).
В Концепции национальной безопасности
РФ. утвержденной Указом Президента РФ
10 января 2000 г., подчеркивается, что серьезную
угрозу национальной безопасности России
представляет международный терроризм,
борьба с которым должна осуществляться
на основе общегосударственного комплекса
контрмер. Кроме того, в этом документе
особая роль отводится федеральным органам
государственной власти, которые должны
преследовать на территории страны лиц,
причастных к террористической деятельности,
независимо от того, где планировались
или осуществлялись террористические
акции.
В военной доктрине Российской Федерации
говорится, что одной из основных внешних
угроз военной безопасности России является
международный терроризм, а внутренней
угрозой - противоправная деятельность
экстремистских националистических, религиозных,
сепаратистских и террористических движений,
организаций и структур, направленная
на нарушение единства и территориальной
целостности России, дестабилизацию внутриполитической
обстановки в стране.
В соответствии с Федеральным законом
Российской Федерации № 130-ФЗ «О борьбе
с терроризмом» от 25 июля 1998 г. Министерство
обороны Российской Федерации, являясь
субъектом, непосредственно участвующим
в борьбе с терроризмом, организует взаимодействие
с иными субъектами, ведущими борьбу с
терроризмом, при решении следующих задач:
- защиты объектов Министерства обороны
Российской Федерации;
- обеспечения безопасности национального
морского судоходства, воздушного пространства
Российской Федерации;
- проведения контртеррористических операций.
При выполнении перечисленных задач Генеральный
штаб Вооруженных Сил РФ отвечает за:
- планирование и организацию антитеррористической
деятельности в Вооруженных Силах РФ;
- координацию планирования антитеррористической
деятельности в видах Вооруженных Сил
РФ и родах войск;
- поддержание постоянного взаимодействия
с федеральными органами власти, осуществляющими
борьбу с терроризмом;
- работу представителей Вооруженных Сил
РФ в Федеральной антитеррористической
комиссии.
Главнокомандующие видами Вооруженных
Сил РФ, командующие родов войск отвечают
за планирование и организацию антитеррористической
деятельности в видах Вооруженных Сил,
родах войск, подготовку войск (сил) к борьбе
с терроризмом.
Командующие войсками военных округов
(флотами) отвечают за планирование, организацию
и поддержание войск (сил) в постоянной
готовности к борьбе с терроризмом, за
поддержание постоянного взаимодействия
с федеральными органами власти, осуществляющими
борьбу с терроризмом, организацию работы
в Региональных антитеррористических
комиссиях.
Командиры соединений (воинских частей,
учреждений), начальники гарнизонов непосредственно
отвечают за планирование, организацию
и проведение антитеррористических действий
в соединениях (воинских частях, учреждениях)
и гарнизонах, их постоянную готовность
к борьбе с терроризмом, поддержание на
высоком уровне караульной, гарнизонной
служб, службы внутреннего наряда, поддержание
постоянного взаимодействия с органами
федеральной власти и местными органами
исполнительной власти.
Взаимодействие с субъектами, ведущими
борьбу с терроризмом, осуществляется
в целях защиты личности, общества и государства
от терроризма, предупреждения, выявления,
пресечения террористической деятельности
и минимизации ее последствий, устранения
причин и условий, способствующих ее возникновению,
координации их деятельности для достижения
согласованности действий.
Основными стратегическими задачами,
возложенными на Министерство обороны
Российской Федерации по противодействию
международному терроризму, являются:
- анализ поступающей информации о состоянии,
динамике и тенденциях распространения
международного терроризма;
- выработка предложений о направлениях
развития сотрудничества в данном направлении;
- участие в формировании и развитии эффективной
системы выявления, предупреждения и пресечения
террористических акций, соответствующей
оперативной, обстановке и тенденциям
развития терроризма;
- координация совместной деятельности
по недопущению совершения террористических
актов на ядерных объектах, а также терактов
с использованием средств массового поражения;
- участие в организации мероприятий по
ликвидации существующих террористических
организаций и незаконных вооруженных
формирований, перехвату и закрытию каналов
незаконного оборота оружия, боеприпасов,
расщепляющихся и высокотоксичных материалов;
- проведение согласованных мероприятий
по информационному и организационному
противодействию формирования у граждан
террористических намерений и настроений.
Российский опыт использования Вооруженных
Сил для борьбы с террористами позволяет
извлечь из него следующие уроки.
Во-первых, части и подразделения, осуществляющие
силовые акции против незаконных формирований,
должны быть подготовлены для решения
специфических военных, разведывательных,
полицейских, административных и иных
задач, большая часть которых в обычной
обстановке является обязанностью гражданских
властей.
Во-вторых, задачей борьбы с незаконными
вооруженными формированиями является
не только физическое, уничтожение противника,
в первую очередь его террористического
ядра, а создание таких условий, в которых
достижение террористами своих политических
целей становится практически неосуществимым.
В-третьих, действия по борьбе с террористами
предъявляют специфические требования
к составу Вооруженных Сил, их оснащению
и уровню подготовки. Главным из них является
способность к быстрой переброске, оперативному
развертыванию и ведению боевых действий
на слабооборудованных ТВД, на значительном
удалении от баз снабжения.
В-четвертых, командиры всех степеней
должны постоянно заниматься морально-психологической
подготовкой своих подчиненных, с тем
чтобы нейтрализовать воздействие на
них моральных и психологических факторов,
связанных с необходимостью действовать
среди подчас враждебно настроенного
населения. Кроме того, такая подготовка
преследует еще одну цель: войска должны
производить благоприятное впечатление
на местных жителей своей дисциплинированностью
и умением обеспечить безопасность и охрану
местных гарнизонов и объектов.
В-пятых, сейчас во многих странах мира
существует мнение, что вооруженные силы
должны достаточно осторожно применять
силу - только в том случае, когда на карту
поставлены интересы страны. При этом
необходимо использовать только достаточную
силу, чтобы обеспечить достижение поставленных
целей быстро и с минимальными потерями.
Поэтому очень важно обеспечить решительную
поддержку общественности и местного
населения.
В-шестых, в сельской местности оппозиционным
формированиям легче, чем в городах, создавать
подконтрольные им органы власти. Поэтому
установление и поддержание власти, лояльной
Центру - одна из основных задач контртеррористической
борьбы.
Сегодня абсолютно очевидно, что международный
терроризм не отказался от агрессивных
намерений и планов в отношении России.
Борьба с ним будет длительной. Необходимо
сделать все, чтобы эти устремления терроризма
были обречены на провал. |