Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 09:08, курсовая работа
В соответствии с п.9 Постановления Правительства РФ от 12.08.1998 № 938 "О государственном энергетическом надзоре в РФ" управлению разрешается оказывать в установленном Министерством топлива и энергетики РФ порядке отдельные виды платных услуг, не связанных с выполнением контрольных и надзорных функций, предусмотренных Положением о государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации. Перечень этих услуг, не противоречащих целям и задачам управления, определяется самостоятельно Управлением госэнергонадзора в субъектах РФ
Введение 3
1. Структура и функции госэнергонадзора 4
2. Деятельность по осуществлению государственного энергетического надзора 6
3. Технический надзор 6
4.Допуск в эксплуатацию новых и реконструированных энергоустановок 9
5. Надзор и контроль за рациональным и эффективным использованием ТЭР 9
6. Создание системы управления энергосбережением 15
7. Государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений 21
Заключение 22
Список используемых источников 23
В соответствии с новыми критериями отбора федеральных целевых программ на среднесрочную перспективу и на основании решения Правительства Российской Федерации от 23.01.2001 г. №83-р, Минэнерго России определено государственным заказчиком – координатором новой ФЦП «Энергоэффективная экономика». Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2001 г. №796 эта федеральная целевая программа утверждена.
Новая программа – это укрепление позиций энергосбережения, так как впервые предпринята попытка рассмотреть решение проблем ТЭК как в производстве энергоресурсов, так и в сфере потребления с позиций энергоэффективности.
В качестве базовых целей программы на 2002–2010 годы определены:
– достижение потенциала энергосбережения на уровне 360–430 млн. т у.т.;
– снижение энергоемкости ВВП на 11,9%.
Затраты на реализацию программных мероприятий оценены в 198–213 млрд. руб.
Наиболее важной в социальном плане подпрограммой указанной ФЦП является «Энергоэффективность в сфере потребления», состоящая из 6 разделов: «Энергоэффективность ЖКХ», «Энергоэффективность энергоемких отраслей промышленности», «Энергоэффективность федеральной бюджетной сферы», «Энергоэффективность в сельском хозяйстве», «Энергоэффективность на транспорте» и «Энергосбережение в ТЭК».
Подпрограмма базируется на реализации первоочередных инвестиционных проектов в области энергосбережения. Главная цель отбора проектов, которую определило Минэнерго России, – направлять средства федерального бюджета на поддержку энергосбережения только в те регионы, где создана эффективная система управления энергосбережением и осуществляется реальное финансирование указанного направления. Руководствуясь данным принципом, предусмотрено выделение базовых регионов для первоочередного внедрения технологий и оборудования по эффективному использованию ТЭР.
К числу таких субъектов Российской Федерации отнесены Архангельская, Астраханская, Вологодская, Иркутская, Московская, Нижегородская, Новосибирская, Ростовская, Самарская, Свердловская, Томская, Тюменская области, Краснодарский и Приморский края, а также Ямало-Ненецкий автономный округ и г. Санкт-Петербург.
Острие проблем
Коммунальная энергетика сегодня – это одно из самых узких мест проблемы
эффективного использования ТЭР, решение которой за счет повышения надежности и устойчивости энергоснабжения населения во многом поможет снять социальную напряженность и обеспечить рост энергетической безопасности регионов и страны в целом.
В жилищно-коммунальном хозяйстве страны в настоящее время эксплуатируется порядка 68 тыс. (включая ведомственные) котельных, которые вырабатывают около 600 тыс. Гкал тепловой энергии в год, из них 47,5% на твердом топливе, 40,7% – на газе и 11,8% – на жидком топливе.
Около 50% объектов и инженерных
сетей требует замены, не менее 15%
находится в аварийном
Причин такого состояния коммунальной энергетики много. Это и дефицит финансов, и износ оборудования и тепловых сетей, и слабое управление, и нерешенные вопросы разграничения зон полномочий и ответственности в коммунальной энергетике, и отсутствие перспективных схем развития систем теплоснабжения, и т.д.
Представляется, что теплоснабжение такой северной страны, как Россия, должно относиться к числу важнейших приоритетов. Причем основная задача государства – не контроль за теплоснабжением в каждом поселке и районе, а создание системы, обеспечивающей координированную работу различных государственных и частных организаций в интересах потребителей. После создания указанной системы за государством должны остаться разработка стратегических направлений развития отрасли, анализ возможных проблем и поиск путей их решения, государственный надзор.
Для выработки соответствующих предложений по инициативе Департамента государственного энергетического надзора и энергосбережения Минэнерго России завершается разработка концепции теплоснабжения России, включая коммунальную энергетику, на среднесрочную перспективу. По результатам проработки проблемы будет подготовлен доклад в Правительство Российской Федерации.
В условиях необходимости обеспечения со стороны государства безопасности функционирования единого энергетического комплекса страны, предотвращения аварийных ситуаций, прежде всего в системах коммунального электро- и теплоснабжения населения в период прохождения осенне-зимнего периода, и контроля за рациональным и эффективным использованием ТЭР целесообразно существенно повысить эффективность деятельности государственного энергетического надзора и его специализированных учреждений – нефтяных, газовых и торфяных инспекций, учитывая особенности рыночного развития экономики.
7. Государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений
Министерство энергетики
в соответствии с Федеральным
законом от 23 июля 1997 года №117-ФЗ «О
безопасности гидротехнических сооружений»
и постановлениями
сооружений, находящихся в ведении, собственности и эксплуатации организаций ТЭК. Основными функциями Департамента государственного энергетического надзора и энергосбережения Минэнерго России, региональных и территориальных управлений Госэнергонадзора и созданного в 1997 году Научно-технического центра надзора за плотинами и энергосооружениями (НТЦ энергонадзора) в указанной области являются:
– надзор за соблюдением норм и правил безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений, проведение их инспекционных проверок и обследований;
– формирование и ведение соответствующего компетенции Минэнерго России раздела Российского регистра гидротехнических сооружений;
– выдача разрешений на эксплуатацию гидротехнических сооружений и надзор за соблюдением указанных в разрешении условий по эксплуатации;
– организация декларирования безопасности гидротехнических сооружений, государственная экспертиза и утверждение деклараций безопасности;
– разработка проектов законодательных и нормативных правовых актов, разработка и утверждение ведомственных правил и нормативно-технической документации по безопасности гидротехнических сооружений;
– контроль за формированием и утверждением величины финансового обеспечения гражданской ответственности собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций.
Заключение
Россия имеет очень большую территорию, большое количество крупных энергетических объектов, а также зоны децентрализованного энергоснабжения. От надежной устойчивой работы этих энергетических объектов в системе централизованного и децентрализованного энергоснабжения, зависит в конечном итоге развитие экономики страны, и естественно, уровень жизни населения.
В этом направлении есть две нерешенные задачи. С одной стороны, это большой процент износа основного оборудования энергетических объектов, т. к. большинство крупных энергетических объектов России было построено в 60-70- х гг. На настоящий момент износ основных фондов иногда достигает порядка 60% на отдельных объектах. Большая энергетика требует больших инвестиций , именно для этого сейчас в большой энергетике России проводится структурная перестройка. Вторая проблема - это природные катаклизмы .
Все эти факторы требуют повышенного внимания государства к обеспечению энергетической безопасности, поэтому роль органов Госэнергонадзора на данном этапе развития экономики нашей страны должна повышаться.
Второй важной задачей Госэнергонадзора в РФ является обеспечение координации и реализации политики энергосбережения в России. Правительство РФ, Министерство Энергетики РФ, в частности, в проекте энергетической стратегии России, планируют дальнейшее развитие экономики страны при реализации политики энергосбережения.
Потенциал энергосбережения в России оценивается величиной 360- 430 млн. т у. т. Поэтому для органов Госэнергонадзора так важна реализация энергосберегающих и энергоэффективных проектов.
Список используемой литературы
1. Иванов Б.С., Резчиков В.А., Крылов С.П. БЖД ч.1. – М.: МГИУ, 2005. – 216 с.
2. Пилипенко В.Ф. Безопасность:
теория, парадигма, концепция,
3. Основы безопасности
жизнедеятельности /авт. –
4. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие /А.С. Гринин, В.Н. Новиков. – М.: Фаир-Пресс, 2002. – 288 с.
5. Безопасность жизнедеятельности: Экология и охрана труда, количественная оценка и примеры. Учеб. пособ. для вузов. – М.: Юнити-Дана. 2003 – 188 с.
6. Богданов В.Д., Голованов Ю.П., Дедов В.Н., Дмитриев П.С., Турищев Г.Ф. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях. – М.: МГАУ, 1994. – 251 с.