Структура и функции госэнергонадзора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 09:08, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с п.9 Постановления Правительства РФ от 12.08.1998 № 938 "О государственном энергетическом надзоре в РФ" управлению разрешается оказывать в установленном Министерством топлива и энергетики РФ порядке отдельные виды платных услуг, не связанных с выполнением контрольных и надзорных функций, предусмотренных Положением о государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации. Перечень этих услуг, не противоречащих целям и задачам управления, определяется самостоятельно Управлением госэнергонадзора в субъектах РФ

Содержание работы

Введение 3
1. Структура и функции госэнергонадзора 4
2. Деятельность по осуществлению государственного энергетического надзора 6
3. Технический надзор 6
4.Допуск в эксплуатацию новых и реконструированных энергоустановок 9
5. Надзор и контроль за рациональным и эффективным использованием ТЭР 9
6. Создание системы управления энергосбережением 15
7. Государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений 21
Заключение 22
Список используемых источников 23

Файлы: 1 файл

(БЖД) Государственный энергетический надзор.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

В соответствии с новыми критериями отбора федеральных целевых программ на среднесрочную перспективу и на основании решения Правительства Российской Федерации от 23.01.2001 г. №83-р, Минэнерго России определено государственным заказчиком – координатором новой ФЦП «Энергоэффективная экономика». Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2001 г. №796 эта федеральная целевая программа утверждена.

Новая программа –  это укрепление позиций энергосбережения, так как впервые предпринята  попытка рассмотреть решение проблем ТЭК как в производстве энергоресурсов, так и в сфере потребления с позиций энергоэффективности.

В качестве базовых целей  программы на 2002–2010 годы определены:

– достижение потенциала энергосбережения на уровне 360–430 млн. т у.т.;

– снижение энергоемкости ВВП на 11,9%.

Затраты на реализацию программных  мероприятий оценены в 198–213 млрд. руб.

Наиболее важной в  социальном плане подпрограммой  указанной ФЦП является «Энергоэффективность в сфере потребления», состоящая  из 6 разделов: «Энергоэффективность ЖКХ», «Энергоэффективность энергоемких отраслей промышленности», «Энергоэффективность федеральной бюджетной сферы», «Энергоэффективность в сельском хозяйстве», «Энергоэффективность на транспорте» и «Энергосбережение в ТЭК».

Подпрограмма базируется на реализации первоочередных инвестиционных проектов в области энергосбережения. Главная цель отбора проектов, которую определило Минэнерго России, – направлять средства федерального бюджета на поддержку энергосбережения только в те регионы, где создана эффективная система управления энергосбережением и осуществляется реальное финансирование указанного направления. Руководствуясь данным принципом, предусмотрено выделение базовых регионов для первоочередного внедрения технологий и оборудования по эффективному использованию ТЭР.

К числу таких субъектов  Российской Федерации отнесены Архангельская, Астраханская, Вологодская, Иркутская, Московская, Нижегородская, Новосибирская, Ростовская, Самарская, Свердловская, Томская, Тюменская области, Краснодарский и Приморский края, а также Ямало-Ненецкий автономный округ и г. Санкт-Петербург.

Острие проблем энергосбережения на сегодня сосредоточено в жилищно-коммунальном секторе. Поэтому разработке соответствующего раздела в федеральной целевой  программе «Энергоэффективная экономика» было уделено особое внимание.

Коммунальная энергетика сегодня – это одно из самых  узких мест проблемы

эффективного использования  ТЭР, решение которой за счет повышения  надежности и устойчивости энергоснабжения  населения во многом поможет снять социальную напряженность и обеспечить рост энергетической безопасности регионов и страны в целом.

В жилищно-коммунальном хозяйстве страны в настоящее  время эксплуатируется порядка 68 тыс. (включая ведомственные) котельных, которые вырабатывают около 600 тыс. Гкал тепловой энергии в год, из них 47,5% на твердом топливе, 40,7% – на газе и 11,8% – на жидком топливе.

Около 50% объектов и инженерных сетей требует замены, не менее 15% находится в аварийном состоянии. На каждые 100 км тепловых сетей ежегодно регистрируется в среднем 70 повреждений. Потери в тепловых сооружениях и сетях достигают 30%. Главные резервы экономии ТЭР сосредоточены у потребителя и в инженерных сетях, в том числе 25–60% по теплу и 15–25% – по электрической энергии.

Причин такого состояния коммунальной энергетики много. Это и дефицит финансов, и износ оборудования и тепловых сетей, и слабое управление, и нерешенные вопросы разграничения зон полномочий и ответственности в коммунальной энергетике, и отсутствие перспективных схем развития систем теплоснабжения, и т.д.

Представляется, что теплоснабжение такой северной страны, как Россия, должно относиться к числу важнейших  приоритетов. Причем основная задача государства  – не контроль за теплоснабжением  в каждом поселке и районе, а  создание системы, обеспечивающей координированную работу различных государственных и частных организаций в интересах потребителей. После создания указанной системы за государством должны остаться разработка стратегических направлений развития отрасли, анализ возможных проблем и поиск путей их решения, государственный надзор.

Для выработки соответствующих  предложений по инициативе Департамента государственного энергетического  надзора и энергосбережения Минэнерго  России завершается разработка концепции  теплоснабжения России, включая коммунальную энергетику, на среднесрочную перспективу. По результатам проработки проблемы будет подготовлен доклад в Правительство Российской Федерации.

В условиях необходимости  обеспечения со стороны государства  безопасности функционирования единого  энергетического комплекса страны, предотвращения аварийных ситуаций, прежде всего в системах коммунального электро- и теплоснабжения населения в период прохождения осенне-зимнего периода, и контроля за рациональным и эффективным использованием ТЭР целесообразно существенно повысить эффективность деятельности государственного энергетического надзора и его специализированных учреждений – нефтяных, газовых и торфяных инспекций, учитывая особенности рыночного развития экономики.

 

 

 

7. Государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений

Министерство энергетики в соответствии с Федеральным  законом от 23 июля 1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»  и постановлениями Правительства  Российской Федерации от 16.10.97 г. №1320 и от 13.08.98 г. №950 осуществляет государственный надзор за безопасностью гидротехнических

сооружений, находящихся  в ведении, собственности и эксплуатации организаций ТЭК. Основными функциями  Департамента государственного энергетического  надзора и энергосбережения Минэнерго  России, региональных и территориальных управлений Госэнергонадзора и созданного в 1997 году Научно-технического центра надзора за плотинами и энергосооружениями (НТЦ энергонадзора) в указанной области являются:

– надзор за соблюдением  норм и правил безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений, проведение их инспекционных проверок и обследований;

– формирование и ведение  соответствующего компетенции Минэнерго  России раздела Российского регистра гидротехнических сооружений;

– выдача разрешений на эксплуатацию гидротехнических сооружений и надзор за соблюдением указанных в разрешении условий по эксплуатации;

– организация декларирования безопасности гидротехнических сооружений, государственная экспертиза и утверждение  деклараций безопасности;

– разработка проектов законодательных и нормативных правовых актов, разработка и утверждение ведомственных правил и нормативно-технической документации по безопасности гидротехнических сооружений;

– контроль за формированием  и утверждением величины финансового  обеспечения гражданской ответственности собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций.

 

Заключение

 

Россия имеет очень  большую территорию, большое количество крупных энергетических объектов, а  также зоны децентрализованного  энергоснабжения. От надежной устойчивой работы этих энергетических объектов в системе централизованного и децентрализованного энергоснабжения, зависит в конечном итоге развитие экономики страны, и естественно, уровень жизни населения.

В этом направлении есть две нерешенные задачи. С одной стороны, это большой процент износа основного оборудования энергетических объектов, т. к. большинство крупных энергетических объектов России было построено в 60-70- х гг. На настоящий момент износ основных фондов иногда достигает порядка 60% на отдельных объектах. Большая энергетика требует больших инвестиций , именно для этого сейчас в большой энергетике России проводится структурная перестройка. Вторая проблема - это природные катаклизмы .

Все эти факторы требуют  повышенного внимания государства к обеспечению энергетической безопасности, поэтому роль органов Госэнергонадзора на данном этапе развития экономики нашей страны должна повышаться.

Второй важной задачей  Госэнергонадзора в РФ является обеспечение  координации и реализации политики энергосбережения в России. Правительство РФ, Министерство Энергетики РФ, в частности, в проекте энергетической стратегии России, планируют дальнейшее развитие экономики страны при реализации политики энергосбережения.

Потенциал энергосбережения в России оценивается величиной 360- 430 млн. т у. т. Поэтому для органов Госэнергонадзора так важна реализация энергосберегающих и энергоэффективных проектов.

 

Список используемой литературы

 

1. Иванов Б.С., Резчиков  В.А., Крылов С.П. БЖД ч.1. – М.: МГИУ, 2005. – 216 с.

2. Пилипенко В.Ф. Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура: Словарь-справочник. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – 298 с. 

3. Основы безопасности  жизнедеятельности /авт. – сост. С.Н. Зигуненко, худож. В.Н. Родин.  – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 398 с.

4. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие /А.С. Гринин, В.Н. Новиков. – М.: Фаир-Пресс, 2002. – 288 с.

5. Безопасность жизнедеятельности: Экология и охрана труда, количественная оценка и примеры. Учеб. пособ. для вузов. – М.: Юнити-Дана. 2003 – 188 с.

6. Богданов В.Д., Голованов Ю.П., Дедов В.Н., Дмитриев П.С., Турищев Г.Ф. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях. – М.: МГАУ, 1994. – 251 с. 


Информация о работе Структура и функции госэнергонадзора