Суицид как социальная опасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 17:08, реферат

Описание работы

Суициды занимают одно из ведущих мест среди причин смертности населения. В последние годы число суицидов и покушений на самоубийство неуклонно возрастает в большинстве стран Европы и Америки. Россия вышла на одно из первых мест в мире по этому показателю.
Так, по данным государственной статистической отчетности число завершенных самоубийств в стране возросло с 26,4 случаев на 100 000 населения в 1990 г. до 37,8 в 2000 г.

Содержание работы

Введение
1. Суицид как социальная проблема
1.1 Основные социологические понятия и подходы к проблеме суицида
1.2 Факторы, влияющие на самоубийство
1.3 Профилактика самоубийств
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Суицид как социальная опасность.docx

— 51.03 Кб (Скачать файл)

Ислам строго осуждал самовольное лишение  себя жизни, и до сих пор это  явление практически не встречается  в странах, исповедующих мусульманскую  религию. В иудаизме также подчеркивалось ценность жизни для бога, и потому ради сохранения жизни правоверным  евреям разрешалось преступать все  религиозные законы, за исключением  отказа от бога, убийства и кровосмешения.

Христианство  после волны самоубийств первых христиан-мучеников, стремящихся таким  образом как можно быстрее  предстать перед лицом всевышнего, также довольно скоро наложило запрет на добровольный уход из жизни. Самоубийцам отказывалось в христианском погребении, они карались позорным захоронением на перекрестках дорог, вне кладбища, а в правовом плане — семья самоубийцы лишалась законного наследства. Люди же, совершившие неудачную попытку суицида, подвергались заключению и каторжным работам как за убийство.

Такие восточные  религии, как брахманизм и буддизм, следующие доктрине: все, что привязывает  человека к жизни, есть причина страдания, спокойно относятся к отречению  от плоти. И самосожжение буддистских  монахов как акт протеста против войн и других варварств современной  цивилизации вполне укладывается в  рамки религиозных норм. Впрочем, массовые религиозные самоубийства предпринимались и в России, например, при многих государственных нововведениях  и реформах; примером тому — многочисленные самоубийства как протест против политики, проводимой Петром.

Современными  исследователями установлено, что  в целом в государствах, где  влияние религии слабее и религиозные  нормы, в частности, связанные с  самоубийством, мягче, процент суицидальных действий выше.

Типы  самоубийств. Психотерапевт Ю. Поляков  на основе длительных наблюдений выделил  три основных типа суицидального  поведения: демонстративное, аффективное  и истинное.

Демонстративный тип. Характеризуется стремлением  показать реальность суицидных намерений, обратить тем самым на себя внимание, вызвать сочувствие. Как правило, такие суицидальные попытки совершаются  открыто, громко и артистично. Тем  не менее этот вид поведения требует к себе серьезного отношения, так как нередки случаи, когда суицидная попытка, начавшаяся как демонстрация, из-за нелепой случайности может окончиться катастрофой.

Аффективный тип. Определяется тем, что попытка  самоубийства совершается на высоте сильного переживания и страдания. Эта вспышка эмоций, как правило, непродолжительна. Здесь также могут  быть элементы демонстративности.

Истинный  тип. В случае истинного суицидального  поведения имеет место обдуманное укрепившееся желание покончить  с собой. Применяются меры к реальному  и полному осуществлению плана, все необходимые приготовления  проводятся скрытно.

Примечательно, что значение разного рода проблем, приводящих к трагическому концу, неодинаково. Семейные и сексуальные проблемы являются ведущими во всех видах суицидального  поведения. При этом стоит знать, что молодежь формирует свое сексуальное  поведение по образу и подобию  того, что видят ежедневно, и на основе той информации, которая им становится доступной. Уровень их понимания  собственной сексуальной полноценности  и соответствующих притязаний зависит прежде всего от установок семьи, от такта, культуры и интеллекта родителей, иными словами, значительная часть трагических последствий неумелого решения подростком своих сексуальных проблем также должна быть предупреждена в семье.

 

1.3 Профилактика самоубийств

 

Для профилактики самоубийств важное значение имеет выяснение состояния эмоционально-волевой сферы человека, покончившего с собой, его психическое отношение к предстоящему суициду. Поскольку самоубийство — деяние умышленное, то, прежде чем говорить об их предупреждении, необходимо рассмотреть мотивы и причины самоубийств.

Так, например, суицидальные проявления у детей  и подростков является одной из форм поведения (аутоагрессия) и имеют определенные отличия от суицидального поведения у взрослых. Так, в 90% случаев суицидов в подростковом возрасте – это "крик о помощи", и лишь в 10% случаев имело место истинное желание покончить с собой.

Наиболее  типичные мотивы суицидального поведения  у подростков:

  • переживание обиды, одиночества, отчужденности, не возможность быть понятым;
  • действительная или мнимая утрата родительской любви, ревность;
  • переживания, связанные со смертью, разводом, уходом родителей из семьи;
  • чувство вины, стыда, угрызения совести, оскорбленное самолюбие, боязнь позора, насмешек, унижения;
  • страх наказания, нежелание принести извинения;
  • любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность у девочек;
  • чувство мести, злобы, протеста, угроза, предупреждение, вымогательство;
  • желание привлечь внимание к своей судьбе, вызвать сочувствие к себе, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации;
  • сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильма.

Характеристики  подростков с риском самоубийства:

1. Дети  и подростки, переживающие острые, экстремальные или длительные, психологически  тяжелые ситуации.

  1. Подростки, в поведении которых имеются аффективные расстройства в форме депрессии, дисфории (состояние ничем не обоснованной грусти).
  2. Подростки с патохарактерологическими, психопатическими реакциями и психопатоподобными состояниями с преобладанием возбудимости, неустойчивости, демонстративности и психастенических расстройств в поведении.
  3. Подростки, употребляющие спиртные напитки и склонные к асоциальным формам поведения.
  4. Подростки из конфликтных семей, а также проживающие с психически больными родственниками, родителями-алкоголиками и наркоманами, в семьях, где были случаи суицидов у кого-либо из близких.
  5. Подростки, страдающие хроническими соматическими и неврологическими заболеваниями, приводящими к социально-психологической изоляции и сопровождающимися депрессивными переживаниями.
  6. Подростки, совершившие в прошлом попытку самоубийства, а также высказывающие угрозу суицида.

Формы профилактики подростковой суицидности. Предупреждение побуждений к самоубийству и повторных суицидальных попыток у подростков группы риска относится к одной из важных задач родителей, воспитателей и школьных психологов. Вот некоторые формы профилактики подростковой суицидности:

  • неукоснительное соблюдение педагогической этики, требований педагогической культуры в повседневной работе каждого воспитателя или учителя;
  • освоение хотя бы минимума знаний возрастной психопатологии, а также соответствующих приемов индивидуально-педагогического подхода, лечебной педагогики и психотерапии;
  • раннее выявление контингента риска на основе знания его характеристики в целях динамического наблюдения и своевременной психолого-педагогической коррекционной работы;
  • активный патронаж семей, в которых проживают учащиеся группы риска, с использованием приемов семейной психотерапии, оказанием консультативной помощи родителям и психолого-педагогической помощи детям;
  • неразглашение факторов суицидальных случаев в школьных коллективах;
  • рассмотрение угрозы самоубийства в качестве признака повышенного суицидального риска;
  • усиление внимания родителей к порядку хранения лекарственных средств, а также к суицидогенным психологическим факторам;
  • проведение при необходимости тактичной консультации подростка с психологом, психотерапевтом, психиатром;
  • формирование у учащихся таких понятий, как "ценность человеческой жизни", "цели и смысл жизни", а также индивидуальных приемов психологической защиты в сложных жизненных ситуациях;
  • повышение стрессоустойчивости путем психологической
  • подготовки подростка к сложным и противоречивым реалиям современной жизни, формирование готовности к преодолению ожидаемых трудностей;
  • психологическая помощь школе, семье и подростку в целях предупреждения или ослабления действия факторов, обусловливающих возникновение психогенных реакций или декомпенсацию имеющихся у школьника нервно-психических расстройств.

Для осуществления  этого перечня необходимо:

  • повышение уровня психологической подготовки учителей, социальных педагогов, родителей;
  • увеличение численности школьных психологов, владеющих знаниями возрастной патопсихологии и психотерапии;
  • создание различных внешкольных форм психологической помощи: территориальных психологических консультаций, включающих в свою структуру психиатра, психотерапевта, юриста и других специалистов; телефона
  • доверия для анонимной психологической помощи при кризисных состояниях и др.

Таким образом, для создания системы профилактики суицидов у детей и подростков необходим комплекс организационно-педагогических мер, который бы на деле обеспечил  реализацию провозглашаемых принципов  гуманизации в воспитании и образовании.

Относительно  людей более старшего возраста: сегодня существует Международная ассоциация по предотвращению самоубийств, по рекомендации которой во многих городах мира и нашей страны были созданы службы предупреждения самоубийств. Это новая форма организации медицинской и социально-психологической помощи людям, нуждающимся в квалифицированном совете или медикаментозном лечении. Службы ориентированы на широкие круги населения и в первую очередь на лиц, испытывающих состояние психологического кризиса, людей, подверженных влиянию стрессогенных факторов и являющихся потенциально суицидоопасными.

Одним из главных принципов деятельности служб является их анонимность. Сознание, что личные, мучительные для человека вопросы не получат огласку, делает пациента более раскованным, облегчает  установление с ним контакта. Неукоснительно соблюдается еще один принцип, рекомендуемый  международными суицидологическими организациями, — подразделение службы не должно располагаться на территории психиатрических учреждений. Это устраняет барьер, мешающий человеку обратиться к психотерапевту. Ведь нередко такому шагу препятствует страх прослыть психически больным, быть поставленным на психиатрический учет.

Службы  могут быть укомплектованы как добровольцами, так и специалистами-психотерапевтами. Главное преимущество службы состоит  в том, что ее основные звенья действуют  не автономно, а объединены в систему. Структурные подразделения — "телефон  доверия", кабинеты социально-психологической  помощи, кризисные стационары —  имеют преемственную связь и  координируются центром.

Основным звеном в деле предотвращения самоубийств является анонимная  телефонная служба ("телефон доверия"), которая была основана в 1953 г. в Лондоне  священником Чад Вара и стала  быстро распространяться во всех государствах Европы и Америки. В настоящее  время службы доверия существуют и в нашей стране. Цель этой телефонной службы — стремление предложить, молодому человеку, находящемуся в кризисной  ситуации и помышляющему о самоубийстве, телефонный контакт с сотрудником, готовым выслушать его как  друг, способным помочь абоненту преодолеть кризисную ситуацию, с которой он столкнулся. Среди принципов службы особое место занимает доверительность, абсолютная секретность, запрет требовать вознаграждения за услуги и запрет оказания любого давления. Принципы работников служб — "не судить, не критиковать и даже не удивляться", а помочь абоненту самостоятельно прийти к правильному решению. Люди широко информируется о наличии "телефона доверия". Очень часто в автобусах и на улицах города можно видеть плакаты с лозунгом "Не замыкайся в себе, позвони нам!". Самоубийства при этом не упоминаются, сообщается только, что оказывается "помощь в беде, безнадежности и депрессии".


Проблема  молодежного суицида является одной  из первостепенных для России. Мы переживаем демографический кризис. Под вопрос поставлена способность нации к  самовоспроизводству. Статистические данные показывают, что за один день в России в среднем кончают жизнь самоубийством сто восемь человек. Легко подсчитать, что за год около сорока тысяч человек добровольно уходят из жизни. Если учесть также все неудавшиеся по той или иной причине суицидальные попытки, то эта цифра, очевидно, многократно увеличится. Число молодежных суицидов занимает здесь не маленькое значение. Самоубийства совершаются по различным мотивам и поводам, но всегда вытекают из конфликта либо внутри личности, либо личности и окружающей среды, когда индивид не может разрешить такой конфликт. Наша задача помочь людям преодолеть этот конфликт более позитивным путем. Необходимо создавать объединения, организации, чтобы человек не чувствовал себя одиноким, чтобы были общие идеи, цели, связывающие людей.


 

 

Заключение

 

Причины суицидального поведения многообразны и разносторонни, во всех случаях  человеку необходима комплексная медико-психо-социальная помощь. Понимание дифференциальных основ психологии личности подростка и юноши, использование адекватных психодиагностических методик позволяет прогнозировать склонность к суицидальному поведению, предотвращать действие психогенных факторов, способствующих трагическому исходу, оказывать психопрофилактическую помощь личности в решении жизненных проблем.

Суицидальное  поведение непосредственно связано  с психологическим кризисом, который  вызывается депривацией и фрустрацией  важнейших потребностей. Психологическая  боль является общим признаком тяжелых  кризисных состояний. Непереносимость  душевной боли приводит к стремлению прекратить ее любым путем и суицид может казаться человеку, находящемуся в кризисном состоянии, единственным способом избавления и разрешения всех проблем. Распознавание суицидальной опасности, психотерапевтическая беседа с суицидентом о его намерениях – первая психокоррекционная помощь. Одним из возможных способов оказания дальнейшей помощи человеку в решении его психологических проблем является изменение его «Я» – концепции в позитивном направлении; профилактика суицидального поведения в подростковом и юношескомвозрасте проводится с использованием методик психологического тренинга, нацеленного на личностный рост участников, динамического наблюдения и контроля за лицами суицидальной опасности.

 

 

Список литературы

Информация о работе Суицид как социальная опасность