Технологическая безопасность России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 00:52, доклад

Описание работы

Стратегическая цель развития России, поставленная Президентом РФ в 2009 году, - обеспечение технологической безопасности.
Прямое негативное воздействие на обеспечение национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования оказывают отставание в переходе в последующий технологический уклад и несанкционированная передача за рубеж конкурентоспособных технологий, отставание в важнейших областях информатизации, телекоммуникаций и связи, банковской системы и финансового сектора.

Файлы: 1 файл

tekhnolog_bezop (1).docx

— 17.31 Кб (Скачать файл)

Государственное казенное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

 

Кафедра таможенных доходов  и тарифного регулирования

 

 

 

 

ДОКЛАД

по дисциплине «Экономическая безопасность России»

 

на тему «Технологическая безопасность России»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            Москва

2013

Технологическая безопасность

Страна, которая не может  пробиться в круг создателей новых новаторских технологий обречена, предупреждает Президент РФ.

Стратегическая цель развития России, поставленная Президентом РФ в 2009 году, - обеспечение технологической  безопасности.

Прямое негативное воздействие  на обеспечение национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования  оказывают отставание в переходе в последующий технологический  уклад и несанкционированная  передача за рубеж конкурентоспособных  технологий, отставание в важнейших  областях информатизации, телекоммуникаций и связи, банковской системы и  финансового сектора.

Что отличает последующий  новый технологический уклад  от прошлого?

Это тип траектории индустриального  развития: догонной, для советского опыта и опережающей - для новой индустриализации, проектирующей будущий результат с учетом прогресса в различных сферах знания.

В наследство от СССР нам  достался нормативный план-прогноз. Сегодня главную роль играет поисковый  прогноз возникновения новых  междисциплинарных связей и направлений  развития научных сфер.

Необходимо формирование системы научного и технологического прогнозирования и реализацию научных  и технологических приоритетов, стимулирование и поддержку развития рынка инноваций, наукоемкой продукции  и продукции с высокой добавочной стоимостью, развитие перспективных  технологий общего, двойного и специального назначения.

Одним из главных направлений  на долгосрочную перспективу является энергетическая безопасность, энергосберегающими технологиями, а также использование  экологически чистых, альтернативных источников энергии.

Национальную безопасность в сфере здравоохранения обеспечивает инновационное развитие и поддержка  перспективных технологий, разработок в области фармацевтики, биотехнологий  и нанотехнологий.

В Послании ставится задача обновления промышленности, развития науки и технологий, формирования системы целевых фундаментальных  и прикладных исследований, биотехнологий, генной инженерии, информационных технологий, освоения инжиниринга и промышленного  дизайна, Гособоронзаказа и модернизации ОПК, укрепления позиций в космосе, возрождения авиа, - судо и приборостроения,.

Здесь требуется искусство  “раздышать” технологически, с учетом послевоенного опыта СССР, военную промышленность с использованием эффекта “спин-офф” для ее перевода в гражданское русло.

Интеллектуальной платформой для прорыва на рынке высоких  технологий должен стать прогноз  научно-технологического развития и  запуск аналога американского ДАРПА( агентство передовых, оборонных, исследовательских проектов) – фонда перспективных исследований.

Из Послания Президента РФ можно сделать вывод о полном несоответствии инновационной системе  России ФЗ ”Об образовании в РФ”. Для этих целей необходим законодательный  акт типа ФЗ “О соревнующейся Америке” с программной структурой прямого  действия, где четкие предписания, точечный контроль и ответственность за реализацию государственной научно-технической  и образовательной политики, не требуют  дополнительных подзаконных актов.

Ситуация в сфере инноваций

В последнее десятилетие  фактически исчезло выражение «инженерная  мысль». Россию и русских перестали рассматривать в мире как державу и нацию, способные на технологические прорывы, способные изменить весь мир. В отчете Всемирного экономического форума за 2010 год Россия оказалась на 77 месте в рейтинге технологических развитых государств.

Национальная ассоциация инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ) подготовила отчет  об итогах работы инновационного сектора  России за первое полугодие 2011 года. По данным Ассоциации, в 2011 году на выполнение инновационных программ и проектов в рамках федерального и региональных бюджетов России было запланировано 1,2 трлн. рублей. Это на 7% больше, чем  в 2010 году. В первое полугодие было использовано около 470 млрд. рублей, в  это же время частные венчурные  фонды инвестировали около 80 млн. долларов – финансы пошли примерно на 40 проектов. Для примера, за первое полугодие этого же года венчурные  фонды в США вложили в примерно 1600 проектов более 11 млрд. долларов.

Наибольший объем вложений уже традиционно принадлежит  сфере информационно-телекоммуникационных технологий - 23,6%, затем идут энергетика и энергосбережение - 14,1%, третье место  у транспорта и двигателестроения -12,8%, четвертое у биотехнологий  с медициной -11,3%. Наиболее положительная  динамика у ИТ-технологий - + 4,2% (с 19.4% до 23.6%). В негативе остались: авиационные и космические системы - с 2,8% до 2,4% (соответственно с 2010 по 2011 годы); промышленные технологии – с 8,8% до 6,3%; сельскохозяйственные технологии – с 7,9% до 6,6%; строительные технологии - с 3,5% до 1,4%; экология и ресурсосбережение (лидер по сокращению инвестиций) - с 8,2% до 4,5%; электроника и приборостроение – с 4,8% до 3,9%.

информационно- телекоммуникационные технологии

23,6%,

энергетика и энергосбережение

14,1%

транспорт и двигателестроение

12,6%

биотехнологии и медицина

11,3%

авиационные и космические  системы

2,4%

промышленные технологии

6,3%

сельскохозяйственные технологии

6,6%

Строительные технологии

1,4%

экология и ресурсосбережение

4,5%

электроника и приборостроение

3,9%


 

При этом можно отметить серьезный провал, как и в предыдущие годы, в области военной робототехники. В то время как вооруженные силы западных стран, да и восточных стран, активно переходят на массовое применение роботизированных, автономных военных систем - беспилотных летательных аппаратов (БЛА), боевых роботов и роботов по разминированию - в Российской Федерации ни один из существующих проектов подобных военных систем (а их насчитывается более 50) в итоге так и не был запущен в серию.

Сохранилась негативная тенденция  в области «утечки мозгов», молодых  специалистов. Так, Национальная ассоциация инноваций и развития информационных технологий проводит ежегодный опрос  среди выпускников 51 российского  высшего учебного заведения из 11 регионов России. Согласно ему, в 2011 году порядка 7-11% российских выпускников  эмигрируют за границу для продолжения  своей карьеры ученого. Эти негативные показатели продолжают оставаться приблизительно на одинаковом уровне в последние  годы. Особенно большую тревогу вызывает сегмент специалистов, которые окончили вузы России три - пять лет назад. Среди  них доля покидающих Российскую Федерацию  составила порядка 18% и затем увеличилась  на 60% за последние три года. Стоит  заметить, что для молодых ученых из России в качестве нового места  работы и жительства наиболее привлекательными среди государств мира становятся страны члены Европейского Союза, такие как Германия, Франция, Голландия, Англия, Швейцария.


Информация о работе Технологическая безопасность России