Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 00:04, курс лекций
Охрана труда – система мероприятий техники безопасности на предприятиях. В Украине контроль над состоянием охраны труда осуществляют специальные центральные и территориальные структуры Министерства труда и социальной политики Украины, а также Минздрав, Минэкологии и МЧС. Основная ответственность за безопасность людей возложена на работодателя, он обязан создать безопасные условия труда для своих работников.
Классификация опасных воздействий на человека
Как уже отмечалось ранее, опасность представляет собой свойство системы «человек – среда обитания». Данное свойство проявляется в виде опасных воздействий на человека и (или) элементы среды его обитания.
Опасные воздействия на человека по степени и характеру действия подразделяются на вредные и травмирующие.
Вредные воздействия приводят к ухудшению самочувствия человека, снижению работоспособности или к заболеванию (если воздействие продолжительно).
Основными источниками вредных воздействий являются:
воздействия токсичных
веществ, содержащихся в
недостаточность освещения;
повышенная или пониженная температура воздуха;
снижение содержания кислорода в воздухе;
повышенный шум;
вибрации;
электромагнитные поля;
ионизирующие излучения и т.д.
Травмирующие воздействия приводят к травмам, внезапным и резким нарушениям здоровья или к гибели людей при однократном действии. Характеризуются неожиданностью и быстротой.
Основными источниками травмирующих воздействий являются:
электрический ток;
падающие предметы;
подвижные части различных установок и средств транспорта;
падения;
разгерметизация систем повышенного давления;
взрывы;
пожары;
токсины;
низкие температуры и т.д.
Следует понимать, что такое деление достаточно условно: вредные воздействия при определённых условиях могут стать травмирующими.
Виды последствий опасных воздействий на человека
При действии опасных воздействий на человека возникают негативные последствия, которые можно разделить на первичные и отдаленные.
Первичные последствия представляют собой травмы или гибель людей. Они характерны для травмирующих воздействий и острых отравлений.
К таковым можно отнести, например, поражение электрическим током высокого напряжения или упавшей с крыши массивной сосулькой.
Отдаленные последствия
опасных воздействий
Отдалённые негативные последствия может иметь, например, работа покрасочном или кузнечном цеху.
Опасные зоны и опасные ситуации
Определённая часть опасных
факторов (преимущественно в
Опасная зона – область
пространства, в границах которой
проявляются опасные для
Опасные зоны характеризуются высокой вероятностью возникновения в их границах опасных ситуаций.
Опасная ситуация – условия,
при которых создаётся
Количественная оценка вероятности негативного воздействия на человека в той или иной ситуации выражается риском нанесения ущерба.
Риск – вероятность реализации какого-либо негативного для здоровья или жизни человека события в условиях опасной ситуации.
Различают индивидуальный риск (вероятность реализации негативного для здоровья и жизни события для отдельного индивида) и групповой риск (вероятность реализации негативного для здоровья и жизни события для группы людей).
В процессе жизнедеятельности человек может оказаться в достаточно опасной ситуации, когда физические и психические нагрузки достигают таких пределов, что конкретный индивид может потерять способность к рациональным поступкам и действиям, адекватным сложившейся ситуации. Подобные ситуации называются экстремальными.
Экстремальная ситуация – это обстановка, условия которой воспринимаются человеком как значительно отличные от нормальных, содержат в себе угрозу здоровью или жизни человека и требуют от человека значительных (предельных) физических и волевых усилия для противодействия (нейтрализации) таких угроз.
Следует понимать, что экстремальная ситуация – это категория безопасности жизнедеятельности, относящаяся непосредственно к конкретному человеку. Одна и та же ситуация для одного человека может быть стандартной (или сложной, но не угрожающей жизни и здоровью), а для другого являться экстремальной. Например, по разному воспринимают ситуацию вынужденного ночлега (жизни) в лесу лесник и житель мегаполиса; совершенно разные ощущения у попавшего в занос на зимней дороге профессионального автогонщика и рядового автолюбителя.
Между тем предметом изучения курса является безопасность – одно из важнейших понятий и один из важнейших факторов, воздействующих на все стороны жизни личности, общества и государства в современных условиях.
1.3. Понятие «безопасность»
Безопасность – состояние:
Отсутствия опасности.
Защищённости (личности, общества,
государства и среды
В простейшем восприятии безопасность означает отсутствие опасности или угрозы причинения вреда, несчастья, гибели людей. Это первый аспект безопасности.
С другой стороны, о безопасности можно говорить и при наличии опасности, но только в том случае, когда субъект защищён от воздействия опасных факторов, т.е. опасные факторы не могут повлиять на функционирование субъекта.
Основное содержание курса
будет составлять рассмотрение содержания
понятия безопасности для отдельного
человека, условий и направлений
обеспечения такой
Безопасность человека — такое состояние человека, когда действие внешних и внутренних факторов не приводит к смерти, ухудшению функционирования и развития организма, сознания, психики и человека в целом, и не препятствуют достижению определенных желательных для человека целей.
Таким образом, безопасность – это, в первую очередь, ощущение человека, что ему ничего не угрожает. Вместе с тем это и результат деятельности различных элементов государственной системы защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства. Это и совокупность накопленных обществом методик выживания в экстремальных и чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
В связи с тем, что жизнедеятельность человека является потенциально опасной, в мировой практике в настоящее время отвергнута концепция абсолютной безопасности и находит признание концепция приемлемого риска.
Приемлемый риск – предельная
величина риска, при которой защитные
мероприятия позволяют
Таким образом, приемлемый риск представляет собой компромисс между уровнем безопасности и возможностями её достижения. Он сочетает в себе технические, экономические, социальные и политические ас
Введение
В условиях современной социально-политической обстановке в мире, стране и регионе на первый план выступает проблема обеспечения комплексной безопасности образовательных учреждений. Под комплексной безопасностью образовательного учреждения понимается состояние его защищенности от реальных и прогнозируемых угроз как мирного, так и военного времени. Обеспечить безопасность образовательного учреждения от угроз, возникающих при ведении военных действий, призвана Гражданская оборона.
Организация и ведение гражданской обороны является важнейшей функцией государства. Подготовка к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при ЧС природного и техногенного характера. Гражданская оборона организуется и ведется на всех предприятиях, учреждениях, организациях и образовательных учреждениях.
Гражданская
оборона в образовательном
Исходя из общих задач в области ГО основными задачами образовательного учреждения являются:
защита учащихся
и постоянного состава
обучение учащихся и постоянного состава образовательного учреждения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
создание системы оповещения учащихся и постоянного состава образовательного учреждения;
эвакуация персонала и членов их семей и материальных ценностей в безопасные районы;
организация управления и взаимодействия с соседними организациями, территориальными органами управления и силами ГО.
Директор образовательного учреждения несет персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по ГО и защите постоянного состава и учащихся.
Начинается ведение гражданской обороны в образовательном учреждении с издания приказа.
Директором образовательного учреждения издан приказ № 153 от 28.12.07 г. “Об организации защиты персонала и обучающихся школы от опасностей ЧС природного и техногенного характера, опасностей военных действий и назначении должностных лиц”.
Данным приказом назначены должностные лица в области гражданской обороны: работник уполномоченный на решение задач в области ГО и ЧС.
Этим лицом
назначен заместитель директора
по безопасности жизнедеятельности, на
основании Приказа Департамента
образования № 687 от 29.12.2001 г. “Об
утверждении и ведении в
Назначен заместитель директора по материально-техническому обеспечению (МТО) – это заместитель директора по АХЧ.
Для организации и проведения эвакуации персонала и учащихся за пределы зон ЧС – назначена эвакогруппа в составе: председатель эвакогруппы - зам. директора по УВР и члены эвакогруппы из числа постоянного состава образовательного учреждения.
Для защиты учащихся и персонала образовательного учреждения и выполнения неотложных работ при ведении ГО создаются формирования в составе звеньев самозащиты: звено охраны общественного порядка, звено оповещении и связи, противопожарное звено, санитарное звено.
СХЕМА организации ГО в МОУ “Средняя общеобразовательная школа № 30” (Приложение 1)
Функциональные обязанности должностных лиц
Директор образовательного учреждения
По вопросам гражданской обороны директор образовательного учреждения подчиняется начальнику ГО г. Киселевска ( Главе города).
Директор ОУ несет полную ответственность за постоянную готовность, подготовку и проведение всех мероприятий ГО.
На директора образовательного учреждения возлагается:
обеспечение постоянной готовности ГО образовательного учреждения и выполнению возложенных на нее задач;
руководство разработкой документов по ГО ЧС образовательного учреждения, ввод их в действие в установленном порядке;
организация
управления, связи и оповещения при
возникновении опасности в
контроль и направление работы своих заместителей, командиров формирований;
планирование и обсуждение вопросов ГОЧС на заседаниях педсовета;
подбор помещений в подвальных частях зданий для приспособления их под укрытия;
руководство проведением “Дня защиты детей”;
организация и обеспечение в установленном порядке эвакуации в безопасные районы персонала школы и членов их семей.
контроль за обучением педагогического состава по программе БЖД для работающего населения и учащихся по программе курса ОБЖ;
подведение итогов работы за учебный год и издание приказов по ГО;
руководство пропагандой ГО;
представление в органы управления образованием отчетов по ГО и в строго установленные сроки;
согласование с органами управления ГО мест укрытия в защитных сооружениях.
Работник, уполномоченный на решение задач в области ГО и ЧС – заместитель директора образовательного учреждения по безопасности жизнедеятельности.
Подчиняется директору образовательного учреждения и имеет право от его имени отдавать распоряжения (приказания) по вопросам ГО.
Отвечает: за выполнение в установленные сроки и ведению учета мероприятий ГО в образовательном учреждении, в том числе проведение занятий по ГО и ЧС с постоянным составом.
Обязан:
своевременно планировать и ежегодно уточнять документы по ГО образовательного учреждения;
проводить обучение по программе БЖД для работающего населения педагогического и технического состава образовательного учреждения, а так же осуществлять контроль за качеством обучения учащихся по программе курса ОБЖ;
организовывать сбор, анализ и изучение данных по организации и проведению мероприятий;
доводить задачи и организовывать работу формирований образовательного учреждения при выявлении ухудшения обстановки и необходимости выполнения возникающих работ, контроль за их выполнением;
Информация о работе Теоретические основы безопасности жизнедеятельности