Терроризм и его сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 15:14, реферат

Описание работы

Суть терроризма – насилие с целью устрашения. Субъект террористического насилия – отдельные лица или неправительственные организации. Объект насилия – власть в лице отдельных государственных служащих или общество в лице отдельных граждан (в том числе иностранцев, или госслужащих иных государств). Кроме того – частное и государственное имущество, инфраструктуры, системы жизнеобеспечения.

Файлы: 1 файл

ТЕРРОРИЗМ.docx

— 61.50 Кб (Скачать файл)

Периодизация терроризма Нового и Новейшего времени

Политологи  выделяют четыре глобальные волны терроризма Нового и Новейшего времени:

  1. связанная с распространением в 1880-х годах в России, Европе, а затем и Северной Америке революционных идеологий (иногда объединяемых под названием анархизма, хотя ни российские народники, ни ирландские фении анархистами в строгом смысле слова не были);
  2. связанная с антиколониальным, национально-освободительным движением XX века;
  3. имеющая отношение к деятельности «новых левых» в 1970-е годы;
  4. волна, связанная с глобализацией, начавшаяся в конце 1970-х и продолжающаяся до сих пор (в том числе и современный религиозный терроризм).

 

Этика терроризма.

Проблема этики возникает  в террористическом движении с самого начала. Ко времени возникновения  терроризма (начало 19 в.) существовал  этический кодекс тираноборчества, согласно которому, деспот должен быть поражен кинжалом, а убийца не пытается скрыться с места преступления.

Среди основных проблем этики  терроризма – проблема оправдания террора и проблема критериев  допустимости терактов, как средства политической борьбы. Теоретики и  идеологи терроризма исходили из доставшейся  им в наследство тираноборческой  установки. Они начинали с того, что террор допустим в обществах с тираническим режимом, не дававших своим гражданам возможностей легальными способами (в рамках парламентского процесса и демократических процедур) бороться за утверждение своих идеалов и переустройство общества. Логика исторической эволюции терроризма вела идеологов движения к тому, что все и любые правительства, и авторитарные, и демократические объявлялись сатрапами и кровавыми диктатурами. Утверждается принцип революционной необходимости, согласно которому все средства хороши, если они служит делу свержения «антинародного режима».

Не менее существенна  проблема случайных жертв терактов. Практика терроризма начиналась со стремления избегать и минимизировать случайные  жертвы. Однако логика террористической борьбы двигала боевиков ко все большим жертвам. Соответственно, идеологи терроризма стали развивать тезис о допустимости и оправданности любых, в том числе и случайных жертв. Последние объявляются «буржуями» («неверными», «инородцами») или их «прислужниками». Побеждает идея, что все, кто терпит эту власть, ответственны за нее. Они исправные налогоплательщики, с их согласия и на их деньги существует эта власть, они ее слуги и т.д. Есть и другой ответ – в гибели случайных жертв виновата власть, с которой борются террористы.

 

Перечень террористических организаций.

Составить реестр террористических организаций, даже ограничив себя последними десятилетиями, крайне сложно. Составление  списка террористических организаций, охватывающего всю историю терроризма задача еще более сложная и  вряд ли осуществимая.

Одна и та же организация  часто фигурирует под разными  названиями. Террористические организации  переживают расколы; из материнской  организации выделяются новые. Существуют организации – фальшивки, организации  – однодневки. Кроме того, террористические организации разномасштабны. Рядом с действенными, большими существовали и существуют крошечные. Все это порождает проблемы с верификацией и классификацией существующих данных.

Исследователи выделяют наиболее опасные организации, способные  развернуть массовый террор. Среди  них – шиитская «Хезболла» (Партия Аллаха) со штаб квартирой в Ливане, палестинские «ХАМАС» (Исламское движение сопротивления) и «Исламский Джихад», тамильские «Тигры освобождения Тамил Элама» в Шри Ланке, «Аль Кайда» Осамы бен Ладена, «Курдская рабочая партия» Абдуллы Оджалана, египетские «Аль Джихад» («Священная война») и «Вооруженная исламская группа».

Хронология  терроризма с 1960-х по наши дни

  • 1968, 23 июля — террористы захватывают самолёт «Боинг 707», следовавший рейсом Рим — Тель-Авив, израильской авиакомпании Эль-Аль.Самолёт совершил посадку в Алжире. Последние заложники были освобождены 1 сентября 1968 года.  Теракт был организован Жоржем Хабашем (Народный Фронт Освобождения Палестины).
  • 1968, 26 декабря — палестинский боевик открывает огонь около терминала Эль-Аль в аэропорту города Афины. Погиб один пассажир.
  • 1969, 18 февраля — палестинские боевики открывают огонь по сотрудникам Эль-Аль в аэропорту города Цюрих. Погиб помощник пилота, ранено 5 пассажиров. Один из нападавших застрелен сотрудником служб безопасности компании.
  • 1972, 8 мая — Захват рейса Сабена 572. Четверо палестинских террористов из группировки Чёрный сентябрь захватывают самолёт «Боинг 707», следовавший рейсом Вена — Тель-Авив, бельгийской авиакомпании Сабена. Самолёт совершил посадку в Аэропорту Лод. 9 мая спецподразделение Сайерет Маткаль под командованием Эхуда Барака провело операцию по освобождению заложников. В ходе операции двое террористов были убиты, двое других — схвачены; погибла также одна заложница, ещё двое заложников и боец спецназа Биньямин Нетаньяху были ранены.
  • 1972, 30 мая — массовое побоище в аэропорту Лод (Израиль), совершённое боевиками японской организации «Ренго секигун» («Объединённая Красная армия»). Трое японских боевиков открывают огонь по пассажирам. 25 убитых, 72 раненых — в основном, паломники из Пуэрто-Рико. Двое террористов были застрелены, один схвачен.
  • 1972, 5 сентября — захват 11-и израильских спортсменов-олимпийцев в заложники во время Олимпийских игр в Мюнхене (ФРГ). Исполнители — члены палестинской организации «Чёрный сентябрь».
  • 1973, 27 января — Генеральный консул Турции в США Мехмет Байдур и консул в Лос-Анджелесе Бахадур Демир были убиты 78-летним армянином Гургеном Яникяном.
  • 1975, 24 апреля — захват посольства ФРГ в Стокгольме. Осуществлён членами организации Фракция Красной Армии (РАФ, Rote Armee Fraction).
  • 1975, 21декабря — захват штаб квартиры ОПЕК в Вене (Австрия). Осуществленлена миорганизации Фракция Красной Армии.
  • 1976, 27 июня — Операция «Энтеббе» — угон израильского пассажирского самолёта в аэропорт Энтеббе (Уганда). Организаторы — Народный Фронт Освобождения Палестины и Фракция Красной Армии.
  • 1977, 8 января — серия террористических актов в Москве. В осуществлении были признаны виновными трое жителей Еревана Степанян, Багдасарян и Затикян. Все трое являлись членами нелегальной на тот момент националистической партии «Национальная объединённая партия Армении».
  • 1978 — захват рейсового израильского автобуса.
  • 1983, 15 июля — Взрыв в аэропорту Орли.
  • 1985, 7 октября — захват итальянского теплохода «Акилле Лауро». Осуществлён членами организации Народный Фронт Освобождения Палестины.
  • 1987 — Взрыв в супермаркете в Барселоне, Испания. Организатор — ЭТА.
  • 1993, 26 февраля — взрыв в подземном гараже здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке (США).
  • 1993, 16 марта — захват посольства Никарагуа в Коста-Рике.
  • 1993, 23 марта — взрыв в торговом центре Уоррингтон (Великобритания). Организатор — Ирландская республиканская армия.
  • 1994, 11 марта — миномётный обстрел лондонского аэропорта «Хитроу» (Великобритания). Организатор — Ирландская Республиканская Армия.
  • 1994 — взрыв в израильском культурном центре в Аргентине. Осуществлён организацией «Исламский Джихад».
  • 1994, 24 декабря — захват французского аэробуса А-300 алжирскими террористами.
  • 1995, 20 марта — газовая атака в метро Токио (Япония). 10 террористов, разбившись на пары, распылили в воздухе 6 контейнеров с отравляющим газом зарин. Теракт организовала религиозная организация Аум Синрикё (руководитель — Сёко Асахара). 12 погибших, 5 тыс. пострадавших.
  • 1995,19 апреля — взрыв в административном здании Оклахома-Сити США, 168 погибших, организатор американский нацист Тимоти Маквей.
  • 1995, 14-20 июня — рейд Басаева на Будённовск (Россия), массовый захват заложников в здании больницы. Погибло более 200 человек.
  • 1995, 25 июля — взрыв газового баллона на станции Saint Michel (Франция), 8 человек было убито, 200 получили ранения. Вооружённая Исламская Группа.
  • 1995 6 октября — взрыв газового баллона на станции парижского метро Maison Blanche, 30 человек получили ранения. Вооружённая Исламская Группа.
  • 1995, 17 октября — взрыв газового баллона на станции Orsay (RER B), 30 человек получили ранения. Вооружённая Исламская Группа.
  • 1996, 9-15 января — рейд Радуева на Кизляр (Россия). Захват больницы.
  • 1996, 11 июня около 21:00 на перегоне между станциями «Тульская» и «Нагатинская» в вагоне поезда сработало самодельное взрывное устройство мощностью 400—500 г в тротиловом эквиваленте. Погибли 4 человека, 16 ранены.
  • 1996-22 апреля 1997 — захват посольства Японии в Перу. Революционное движение имени Тупак Амару.
  • 1997, 28 июля — двое террористов-смертников подорвали себя на рынке Иерусалима. 15 человек погибло. Ответственность на себя взяла организация Хамас.
  • 1998, 7 августа — террористы-смертники организовали взрывы возле посольств США в Кении и Танзании. Погибло 225 человек, ранено более 4000.
  • 1999 — взрывы жилых домов в Москве. Погибшие 307.Раненые 1700
  • 2001, 11 сентября — атака самоубийц на здания Всемирного Торгового Центра в Нью-Йорке и на Пентагон (США). Погибшие 2998.Раненые ок. 6300.
  • 2002, 12 октября — взрывы на острове Бали (Индонезия) у ночных клубов. 183 убитых.
  • 2002, Норд-Ост — захват театра в Москве. Риядус-Салихин. 130 (официальные данные), 174 (по утверждению общественной организации «Норд-Ост») Раненые более 700.
  • 2003, 29 марта — Террористка-смертница по имени Мариам Шарипова взорвала себя на рок-концерте «Крылья» на Тушинском аэродроме. 102 убитых.
  • 2003, 13 мая — атака террористов-смертников на квартал, где проживают иностранцы в Эр-Рияде (Саудовская Аравия). 50 убитых.
  • 2004, 6 февраля произошёл мощный взрыв в вагоне поезда между станциями метро «Автозаводская» и «Павелецкая». Погибло 39 человек, ранено 120. В организации взрыва были обвинены чеченские сепаратисты.
  • 2004, 11 марта — серия взрывов в поездах на железнодорожных вокзалах «Аточа», «Эль-Посо» и «Санта Эухения» в Мадриде (Испания), 191 человек погиб, около 1500 ранено. Организатор — Аль-Каида.
  • 2004, 29-30 мая — драма с захватом и освобождением заложников в Хобаре (Саудовская Аравия).
  • 2004, 24 августа — взрыв двух российских пассажирских самолётов чеченскими террористками-смертницами. 87 убитых. Организатор — Риядус-Салихин.
  • 2004, 31 августа — террористка-смертница привела в действие взрывное устройство рядом со станцией метро «Рижская». 10 человек погибли, более 50 получили ранения. Организатор — Риядус-Салихин.
  • 2004 — захват школы в Беслане. Организатор — Риядус-Салихин.
  • 2005, 7 июля — серия взрывов в лондонском метро и городских автобусах, около 50 человек погибло, более 1000 ранено. Организатор — Аль-Каида.
  • 2007, 13 августа — подрыв поезда «Невский экспресс».
  • 2008, 6 ноября — подрыв террористской-смертницей маршрутного такси во Владикавказе. Организатор — Риядус-Салихин.
  • 2009, 27 ноября — подрыв поезда Невский экспресс под Угловкой
  • 2010, 29 марта — взрывы в Московском метро: станции «Лубянка» и «Парк Культуры». Ответственность за этот теракт взял на себя лидер «Кавказского эмирата» Доку Умаров.
  • 31 марта 2010 года двумя смертниками были произведёны взрывы в городе Кизляр, вследствие которого погибло 12 человек (из них 9 сотрудников милиции) и ранено около 30-ти
  • 4 апреля 2010 года в 03:50 по московскому времени на железной дороге вблизи города Избербаш (Дагестан) был произведён взрыв на пути следования товарного поезда; с рельсов сошли восемь вагонов и локомотив, жертв и пострадавших нет
  • 5 апреля 2010 года в Карабулаке (Ингушетия) возле городского отдела внутренних дел также было произведено 2 взрыва. Погибло 2 сотрудника милиции, всего было ранено 13 человек

Контроль и  предупреждение терроризма.

Для успешного предупреждения и контроля над  терроризмом  необходимы  усилия всех основных компонентов  общественно-политической  жизни,  а  также  нужно иметь государственно-политическую волю, чтобы добиться успехов  в  борьбе  с терроризмом. Все формы контроля и предупреждения должны  быть  взаимосвязаны и должны дополнять друг друга.

 

На   современном   этапе   существуют   такие   формы   предупреждения   как внутригосударственный    политический,    правовой,    институционный  и международный политический, правовой и институционный контроль.Остановимся подробнее на внутригосударственном контроле.

Внутригосударственный политический контроль над терроризмом и  международным терроризмом включает в себя:

А) общеуголовную политику государства;

Б) антитеррористическую политику.

 

Под общеуголовной политикой государства в отношении терроризма  следует понимать : самостоятельное направление деятельности  государства в сфере законодательства,   регулирующей   борьбу   с   преступностью,   определения структуры органов уголовной юстиции, порядок и  форму  их  функционирования, степень участия общества в борьбе с преступностью.

 

Для контроля и предупреждения терроризма в государстве  должна  существовать программа противодействия  террористическому  насилию,  которая  включает  в себя :

- сотрудничество  между   правоохранительными,  следственными   и  судебными органами;

- активизация просвещения  и улучшение подготовки сотрудников правоохранительных    органов  по  вопросам  предупреждения  преступности, включая разработку специальных  курсов  профессиональной  подготовки  по борьбе с терроризмом;

- обеспечение эффектного  контроля над оружием,  боеприпасами,  взрывчатыми веществами и другими опасными материалами, которые попадают в руки  лиц,могущих использовать их в террористических целях;

-  расширение  сотрудничества  между  различными   правоохранительными   и судебными органами с уделением должного внимания уважению основных  прав человека;

-  разработка  программ  общего   правового   просвещения   и   расширения осведомленности общества путем привлечения средств массовой информации с целью разъяснения населению той опасности,  которую  представляет  собой террористическое насилие;

- эффективная защита свидетелей  террористических актов, судей  и работников уголовного правосудия , участвующих в судебных  процессах по  делам о террористических актах;

- разработка руководящих  принципов для средств массовой  информации в целях недопущения создания сенсаций и оправдания террористического насилия;

- определение направлений  сотрудничества между государствами   в  уголовно-правовых вопросах  на всех уровнях системы обеспечения  соблюдения законов

и уголовного правосудия.

 

Антитеррористическая политика государства  должна  строиться  на  следующих основаниях:

-  совершенствование   законодательной  и  международно-правовой  базы   по контролю над терроризмом;

- сочетание секретности  при проведении  контртеррористических  операций  и актов с обеспечением гласности в деятельности правоохранительных органов при профилактике терроризма;

- обеспечение полноценных  юридических прав  всем  участникам  процессов, связанных с контролем над терроризмом;

-  осуществление  контроля  в  условиях   национальной   и   международной законности.

- взаимодействие правоохранительных  органов и специальных подразделений  по предупреждению и борьбе с терроризмом;

- разработка  и  использование   общих  и  специальных   методов  социальной профилактики террористических актов;

-  использование  в   предупреждении  актов  терроризма  и   международного терроризма достижений правовых, гуманитарных, технических наук.

 

Правовой контроль призван  для  того, чтобы  государственно-официально, юридически  оформить  правовую  базу   для   борьбы   и   предупреждения терроризма,  путем  принятия   специальных    нормативных   актов.   Эти нормативные акты должны включать в себя такие принципы как:

1. законность:

2. приоритет мер предупреждения  терроризма;

3.   неотвратимость   наказания   за    осуществление    террористической деятельности;

4. сочетание гласных и  негласных методов борьбы с  терроризмом;

5. комплексное  использование   профилактических  правовых,  политических, социально-экономических, пропагандистских мер;

6. приоритет защиты  прав  лиц,  подвергающихся  опасности   в  результате террористических акций;

7. минимальные уступки  террористу;

8. единоначалие в  руководстве   привлекаемыми  силами  и   средствами  при проведении контртеррористических операций;

9. минимальная огласка  технических приемов и  тактики проведения контртеррористических операций, а также состава участников  указанных операций.

 

Институционный контроль подразумевает собой создание  систем,  которые нацелены на борьбу и противодействие терроризму. В Российской  Федерации эта системы состоят из двух институтов : институт  уголовной юстиции и система  обеспечения  национальной  безопасности.  Систему  национальной безопасности  России  определяет  Концепция  национальной   безопасности Российской Федерации 1997 г.

Основу системы обеспечения  национальной безопасности России   составляют органы,  силы  и   средства   ,   осуществляющие   меры   политического, экономического, военного и иного характера, направленные на  обеспечение безопасности личности, общества и государства. Полномочия органов и  сил обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, их состав  и структура   определяются   соответствующими   законодательными    актами

Российской  Федерации.  Президент  Российской  Федерации   руководит   в пределах своих конституционных полномочий органами и силами  обеспечения национальной  безопасности  Российской  Федерации.  Основным   субъектом руководства борьбой с терроризмом и обеспечения ее  необходимыми  силами согласно  ст.6  Закона  о  борьбе  с  терроризмом  1998  года   является правительство  Российской  Федерации,  а  субъектами  ,  непосредственно

осуществляющими борьбу с терроризмом в  пределах  своей  компетенции: Федеральная служба безопасности  РФ;  Министерство  внутренних  дел  РФ;Служба внешней разведки РФ; Федеральная служба охраны  РФ;  Министерство обороны РФ; Федеральная пограничная служба РФ. Основная  организационно-аналитическая   работа   по   контролю   над   проблемами   национальной безопасности  России  возлагается  на  Совет   Безопасности   Российской Федерации.  Также  нужно  отметить  что,  для  координации  деятельности субъектов осуществляющих борьбу с терроризмом, согласно п.6ст.6 Закона о борьбе с терроризмом, в соответствии с решениями  Президента  Российской Федерации или решениями Правительства Российской Федерации могут создаваться антитеррористические комиссии на федеральном и  региональном уровнях.

 


Информация о работе Терроризм и его сущность