Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 15:14, реферат
Суть терроризма – насилие с целью устрашения. Субъект террористического насилия – отдельные лица или неправительственные организации. Объект насилия – власть в лице отдельных государственных служащих или общество в лице отдельных граждан (в том числе иностранцев, или госслужащих иных государств). Кроме того – частное и государственное имущество, инфраструктуры, системы жизнеобеспечения.
Политологи выделяют четыре глобальные волны терроризма Нового и Новейшего времени:
Этика терроризма.
Проблема этики возникает в террористическом движении с самого начала. Ко времени возникновения терроризма (начало 19 в.) существовал этический кодекс тираноборчества, согласно которому, деспот должен быть поражен кинжалом, а убийца не пытается скрыться с места преступления.
Среди основных проблем этики терроризма – проблема оправдания террора и проблема критериев допустимости терактов, как средства политической борьбы. Теоретики и идеологи терроризма исходили из доставшейся им в наследство тираноборческой установки. Они начинали с того, что террор допустим в обществах с тираническим режимом, не дававших своим гражданам возможностей легальными способами (в рамках парламентского процесса и демократических процедур) бороться за утверждение своих идеалов и переустройство общества. Логика исторической эволюции терроризма вела идеологов движения к тому, что все и любые правительства, и авторитарные, и демократические объявлялись сатрапами и кровавыми диктатурами. Утверждается принцип революционной необходимости, согласно которому все средства хороши, если они служит делу свержения «антинародного режима».
Не менее существенна проблема случайных жертв терактов. Практика терроризма начиналась со стремления избегать и минимизировать случайные жертвы. Однако логика террористической борьбы двигала боевиков ко все большим жертвам. Соответственно, идеологи терроризма стали развивать тезис о допустимости и оправданности любых, в том числе и случайных жертв. Последние объявляются «буржуями» («неверными», «инородцами») или их «прислужниками». Побеждает идея, что все, кто терпит эту власть, ответственны за нее. Они исправные налогоплательщики, с их согласия и на их деньги существует эта власть, они ее слуги и т.д. Есть и другой ответ – в гибели случайных жертв виновата власть, с которой борются террористы.
Перечень террористических организаций.
Составить реестр террористических
организаций, даже ограничив себя последними
десятилетиями, крайне сложно. Составление
списка террористических организаций,
охватывающего всю историю
Одна и та же организация часто фигурирует под разными названиями. Террористические организации переживают расколы; из материнской организации выделяются новые. Существуют организации – фальшивки, организации – однодневки. Кроме того, террористические организации разномасштабны. Рядом с действенными, большими существовали и существуют крошечные. Все это порождает проблемы с верификацией и классификацией существующих данных.
Исследователи выделяют наиболее опасные организации, способные развернуть массовый террор. Среди них – шиитская «Хезболла» (Партия Аллаха) со штаб квартирой в Ливане, палестинские «ХАМАС» (Исламское движение сопротивления) и «Исламский Джихад», тамильские «Тигры освобождения Тамил Элама» в Шри Ланке, «Аль Кайда» Осамы бен Ладена, «Курдская рабочая партия» Абдуллы Оджалана, египетские «Аль Джихад» («Священная война») и «Вооруженная исламская группа».
Контроль и предупреждение терроризма.
Для успешного предупреждения и контроля над терроризмом необходимы усилия всех основных компонентов общественно-политической жизни, а также нужно иметь государственно-политическую волю, чтобы добиться успехов в борьбе с терроризмом. Все формы контроля и предупреждения должны быть взаимосвязаны и должны дополнять друг друга.
На современном этапе существуют такие формы предупреждения как внутригосударственный политический, правовой, институционный и международный политический, правовой и институционный контроль.Остановимся подробнее на внутригосударственном контроле.
Внутригосударственный политический контроль над терроризмом и международным терроризмом включает в себя:
А) общеуголовную политику государства;
Б) антитеррористическую политику.
Под общеуголовной политикой государства в отношении терроризма следует понимать : самостоятельное направление деятельности государства в сфере законодательства, регулирующей борьбу с преступностью, определения структуры органов уголовной юстиции, порядок и форму их функционирования, степень участия общества в борьбе с преступностью.
Для контроля и предупреждения терроризма в государстве должна существовать программа противодействия террористическому насилию, которая включает в себя :
- сотрудничество между правоохранительными, следственными и судебными органами;
- активизация просвещения
и улучшение подготовки
- обеспечение эффектного контроля над оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами и другими опасными материалами, которые попадают в руки лиц,могущих использовать их в террористических целях;
- расширение сотрудничества между различными правоохранительными и судебными органами с уделением должного внимания уважению основных прав человека;
- разработка программ общего правового просвещения и расширения осведомленности общества путем привлечения средств массовой информации с целью разъяснения населению той опасности, которую представляет собой террористическое насилие;
- эффективная защита свидетелей террористических актов, судей и работников уголовного правосудия , участвующих в судебных процессах по делам о террористических актах;
- разработка руководящих
принципов для средств
- определение направлений
сотрудничества между
и уголовного правосудия.
Антитеррористическая политика государства должна строиться на следующих основаниях:
- совершенствование
законодательной и
- сочетание секретности при проведении контртеррористических операций и актов с обеспечением гласности в деятельности правоохранительных органов при профилактике терроризма;
- обеспечение полноценных юридических прав всем участникам процессов, связанных с контролем над терроризмом;
- осуществление контроля в условиях национальной и международной законности.
- взаимодействие
- разработка и использование общих и специальных методов социальной профилактики террористических актов;
- использование в предупреждении актов терроризма и международного терроризма достижений правовых, гуманитарных, технических наук.
Правовой контроль призван для того, чтобы государственно-официально, юридически оформить правовую базу для борьбы и предупреждения терроризма, путем принятия специальных нормативных актов. Эти нормативные акты должны включать в себя такие принципы как:
1. законность:
2. приоритет мер предупреждения терроризма;
3. неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;
4. сочетание гласных и негласных методов борьбы с терроризмом;
5. комплексное использование профилактических правовых, политических, социально-экономических, пропагандистских мер;
6. приоритет защиты прав лиц, подвергающихся опасности в результате террористических акций;
7. минимальные уступки террористу;
8. единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;
9. минимальная огласка технических приемов и тактики проведения контртеррористических операций, а также состава участников указанных операций.
Институционный контроль подразумевает собой создание систем, которые нацелены на борьбу и противодействие терроризму. В Российской Федерации эта системы состоят из двух институтов : институт уголовной юстиции и система обеспечения национальной безопасности. Систему национальной безопасности России определяет Концепция национальной безопасности Российской Федерации 1997 г.
Основу системы обеспечения национальной безопасности России составляют органы, силы и средства , осуществляющие меры политического, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства. Полномочия органов и сил обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, их состав и структура определяются соответствующими законодательными актами
Российской Федерации. Президент Российской Федерации руководит в пределах своих конституционных полномочий органами и силами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Основным субъектом руководства борьбой с терроризмом и обеспечения ее необходимыми силами согласно ст.6 Закона о борьбе с терроризмом 1998 года является правительство Российской Федерации, а субъектами , непосредственно
осуществляющими борьбу с терроризмом в пределах своей компетенции: Федеральная служба безопасности РФ; Министерство внутренних дел РФ;Служба внешней разведки РФ; Федеральная служба охраны РФ; Министерство обороны РФ; Федеральная пограничная служба РФ. Основная организационно-аналитическая работа по контролю над проблемами национальной безопасности России возлагается на Совет Безопасности Российской Федерации. Также нужно отметить что, для координации деятельности субъектов осуществляющих борьбу с терроризмом, согласно п.6ст.6 Закона о борьбе с терроризмом, в соответствии с решениями Президента Российской Федерации или решениями Правительства Российской Федерации могут создаваться антитеррористические комиссии на федеральном и региональном уровнях.