Типы высшей нервной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 22:29, реферат

Описание работы

Особенности типа высшей нервной деятельности (далее по тексту ВИД) и свойств темперамента давно привлекают внимание исследователей. Тем не менее, полученные ими данные крайне противоречивы. Выдвинуто множество теорий и методов изучения. Вместе с тем, только глубокое изучение этого вопроса позволит проявить и правильно интерпретировать специфику связи типа ВНД и свойств темперамента в индивидуальности.
Данное обстоятельство и предопределило актуальность нашего исследования.

Содержание работы

Ведение…………………………………………………………………………3
Раздел 1. Темперамент………………………………………………………4
Раздел 2. Темперамент и профессия…………………………………….10
Заключение……………………………………………………………………12
Использованная литература………………………………………………13

Файлы: 1 файл

Типы высшей нервной системы.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)
    • эргичность (выносливость) - широта или узость степени напряженности взаимодействия организма со средой;
    • пластичность - легкость переключения с одной программы поведения на другую;
    • скорость - скорость исполнения текущей программы поведения;
    • эмоциональность (чувствительность) - чувствительность к несовпадению реального результата действия с его акцептором.

Все эти компоненты темперамента, по мнению В. М. Русалова, биологически и генетически обусловлены. Темперамент зависит от свойств нервной системы, а они в свою очередь понимаются как основные характеристики функциональных систем, обеспечивающих интегративную, аналитическую и синтетическую деятельность мозга, всей нервной системы в целом.

Свойства темперамента необходимо учитывать в специальностях, где труд предъявляет особые требования к динамическим и эмоциональным качествам человека.

 

Раздел 2. Темперамент и профессия

Главное от чего зависит результат это то, насколько у человека сформирован индивидуальный стиль деятельности – т.е. фактор, показывающий насколько человек приспосабливается к деятельности. Если человеку удалось сформировать индивидуальный стиль деятельности, то на результатах его деятельности свойства нервных процессов отражаться не будут.

Изучая различные виды деятельности, было обнаружено, что  есть такие виды деятельности, когда свойства нервных процессов выступают преградой на пути их выполнения, это привело к выводу о том, что можно разделить профессии на: абсолютно профессионально пригодные и относительно профессионально пригодные.

Абсолютно профессионально  пригодные - это профессии, где свойства нервных процессов могут выступать препятствием в выполнение деятельности. Например – для операторов ЭВМ на больших системах, летчиков, космонавтов "слабая" нервная система препятствует возможности человека выполнять такие виды деятельности. Возникновение внезапных, неожиданных ситуаций требует от человека умения собраться, не растеряться (реакция на аварийную ситуацию). Для "инертных" задачи быстрого реагирования, быстрого перехода от деятельности к другой трудны.

Относительно профессионально  пригодные - это профессии, где способны работать люди с различными свойствами нервных процессов, при условии если они сформируют адекватный своим психофизиологическим особенностям стиль деятельности. Например, в труде токарей-наладчиков с инертными нервными процессами тип индивидуального стиля деятельности заключается в том, что в спокойной ситуации они предусматривают все возможные причины аварии и заранее проводят необходимые профилактические действия для устранения этих причин, а при подвижных нервных процессах - стиль индивидуальной деятельности оказывается наиболее эффективным - токарь-наладчик устанавливает причины неполадки преимущественно в процессе самой работы и тут же ее устраняет.

Учебная деятельность не предъявляет специфических требований к свойствам нервных процессов. Психологи показали, что чаще среди  неуспевающих встречаются дети со слабыми и инертными нервными процессами. Это объясняется тем, что учебная деятельность не однородна, состоит из разных ситуаций, действий, разных учебных задач. В одних ситуациях в более выгодном положении оказывались дети с одними свойствами, в других - другие. А сочетание таких ситуаций неравномерно в учебной деятельности, большое количество сложных возникает именно для детей со слабыми нервными процессами, которых больше всего среди неуспевающих.

Важность  учета различных типов темперамента в кадровой работе обусловливается особенностями освоения профессий работниками, их поведения, а также индивидуального стиля деятельности. Лица, тяготеющие к разнообразной работе, характеризуются чаще всего подвижностью нервных процессов, отдающие предпочтение кропотливой работе, требующей терпения,— их инертностью. Монотонную работу выбирают обладатели слабой нервной системы, инертных нервных процессов с преобладанием «внешнего» торможения. Лица с типологическим комплексом боязливости (слабая нервная система, подвижность торможения и преобладание «внешнего» возбуждения) избегают занятий, связанных с риском и опасностью. Склонность к определенному виду деятельности имеет полуосознанный, сходный с влечением характер, и отражает безотчетное стремление человека получить удовлетворение в определенном виде активности. Влияние свойств нервной системы (силы, подвижности, уравновешенности) и связанных с ними типологических особенностей личности на мотивацию деятельности проявляется в том, что у людей с определенным темпераментом обнаруживается предпочтение определенному типу профессиональной деятельности .

 

 

Заключение

Результаты исследований подавляющего большинства авторов, независимо от особенностей исследуемых групп и экспериментальных ситуаций, в которых изучался типичный для данных индивидов способ выполнения действий, показывают, что именно тип нервных процессов, оказывает существенное влияние на формирование определенного стиля деятельности.

Например, перед сангвиником  следует непрерывно ставить новые, по возможности интересные задачи, требующие от него сосредоточенности и напряжения. Необходимо постоянно включать его активную деятельность и систематически поощрять его усилия.

Флегматика нужно вовлечь  в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя переключать с одной задачи на другую. В отношении меланхолика абсолютно недопустимы не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония. Он требует особого внимания, следует вовремя хвалить его за проявленные успехи, решительность и волю. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное действие. Меланхолик - самый чувствительный и ранимый тип - с ним надо быть предельно мягким и доброжелательным.

От темперамента зависит, каким способом человек реализует свои действия, но при этом не зависит их содержательная сторона. Темперамент проявляется в особенностях протекания психических процессов, влияя на скорость воспоминания и прочность запоминания, беглость мыслительных операций, устойчивость и переключаемость внимания.

 

Литература

 

  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., и перераб./  И.А. Зимняя –М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. – 384 с.
  2. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности / Е.А. Климов // Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. - М.:Изд-во МГУ, 1982. - С. 74-77
  3. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы / Е.А. Климов -  Казань: Изд-во Казан.ун-та, 1969. - 278 с.
  4. Краткий психологический словарь/ Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985. – 431 с.
  5. Обзор типологий. Темперамент [Электронный ресурс] / Соционика физиогномическая: сайт содержит фотокаталог соционических типов (более 12000 фото), статьи по соционике и физиогномике, коллекцию ссылок на соционические сайты – 2003 – Режим доступа: http://tipolog.narod.ru/Statyi/obzor_tipologiy_02.html, свободный. – Загл. с экрана.
  6. Обозов Н.Н. Типы личности, темперамент и характер /Методическое пособие / Н.Н. Обозов – Л. 1991. – 36 с.
  7. Общая психология: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / В.В. Богословский, А.А. Степанов, А.Д. Виноградова и др.; Под ред. В.В. Богословского и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1981. – 383 с., ил.
  8. Профессиональная пригодность [Электронный ресурс] /Пси-шпаргалка: сайт содержит информацию для студентов психологических факультетов – 2003 - Режим доступа:  http://dedeve.narod.ru/difpsi/7.htm, свободный. – Загл. с экрана.
  9. Теплов Б.М. Типологические свойства нервной системы и их психологические проявления // Вопросы психологии. 1957. - №5 - С. 108 –130
  10. Шадриков В.Д. Деятельность и способности /  В.Д. Шадриков - М.: Изд. корпорация "Логос", 1994. – 320 с.

 

 




Информация о работе Типы высшей нервной деятельности