Тушение пожаров в театрально-зрелищных учреждениях
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2015 в 14:45, реферат
Описание работы
Актуальность проблемы повышения уровня обеспечения пожарной безопасности людей в зданиях культурно-зрелищных учреждений очевидна из вышеизложенного. Безусловно, вместе с развитием научно-технического прогресса и культурного уровня жизни, развиваются новые современные способы борьбы с пожарами и их предотвращением. Но, необходимость обеспечения безопасности людей, находящихся на объекте, где возможно возникновение пожара, не отпадает.
Содержание работы
Введение 3 1 История и анализ 5 2 Особенности тушения пожаров 8 3 Организация и тушение пожаров в театрах и культурно-зрелищных учреждениях 10 3.1 Эвакуация зрителей 14 3.2 Тушение пожаров в сценической части 15 3.3 Тушение пожара в зрительном зале 17 3.4 Тушение пожаров в цирках и кинотеатрах 18 Заключение 20 Список литературы
- стволы подавать на
сцену со стороны зрительного
зала с одновременной защитой
колосников и карманов сцены,
а также проемов в смежных
со сценой помещения;
- противопожарный занавес
опустить и охлаждать его со
стороны зрительного зала;
- ввести в действие
стационарные средства тушения
защиты (дренчерные и другие установки
пожаротушения, лафетные стволы);
- опустить загоревшиеся
декорации на планшет сцены;
- при недостатке сил
и средств, явной угрозе перехода
огня и дыма в зрительный
зал, а также с целью предотвращения
задымления при наличии в нем
зрителей открыть дымовые люки;
- проверить наличие горения
на чердаке зрительного зала.
При пожаре в трюме, как правило,
применять пену, обеспечить защиту планшета
сцены и оркестрового помещения, затем
ввести стволы на защиту других помещений.
При горении колосников первые
стволы на тушение следует подавать со
стороны лестничных клеток. По наружным
лестницам и автолестницам подавать стволы
на покрытие и вводить резервные стволы
в чердачное помещение зрительного зала.
При пожаре в зрительном зале:
- стволы подавать в
очаг пожара, на защиту сцены
и чердака, затем подавать стволы
на защиту других помещений;
- опустить противопожарный
занавес и непрерывно охлаждать
его;
- принять меры к защите
подвесных потолков, обращая особое
внимание на снижение температуры
на чердаке и на недопустимость
перегрузки потолков;
- проверить вентиляционную
систему, при необходимости вскрыть
воздуховоды и подать в них
стволы;
- обращать особое внимание
на защиту работающих от возможного
падения, лепных и других украшений,
различных конструкций здания, лебедок
и т.д.
При пожаре в цирках организовать
эвакуацию животных с привлечением персонала.
3 Организация и тушение
пожаров в театрах и культурно-зрелищных
учреждениях
К театрально-зрелищным учреждениям
относятся здания, имеющие зрительский
комплекс, состоящий из зрительного зала
и прилегающих к нему помещений.
Это - театры, дворцы и дома культуры,
клубы, кинотеатры и цирки. В зданиях клубов,
дворцов и домов культуры могут размещаться
библиотеки, лекционные залы, выставки,
помещения для проведения кружковой работы,
а в цирках - помещения для размещения
различных животных.
Театральные здания делятся
на две части: сценическую и зрительную,
которые отделяются друг от друга противопожарной
стеной. Сцена состоит из сценической
коробки, трюма, планшета, рабочих площадок
и колосников.
Сценическую коробку выполняют
из негорючих материалов высотой 25-40 м
и более.
Трюм с механизмами поворотных
кругов и подъема или опускания отдельных
участков планшета сцены и противопожарного
занавеса, пунктом управления освещением
располагается под планшетом сцены и может
иметь один, два и три яруса, которые устраивают
из деревянных настилов.
Трюм, как правило, имеет входы
с планшета сцены или засценных помещений
и лестничных клеток сценической части
и выходы в оркестровую яму и на пункт
управления освещением.
Планшет сцены представляет
собой сплошной настил из досок и брусьев,
под которым прокладывают электрические
сети для обеспечения представлений и
в отдельных местах имеет проемы для подключения
электропотребителей. Площадь планшета
может достигать 300-600 м2.
Колосники для подвески декораций
представляют собой настил из брусьев
в виде обрешетки и две-три рабочие площадки
(галереи).
Рабочие галереи располагают
по периметру боковых и задних стен сценической
коробки. И выполняют в виде ленточных
балконов, из металлических и железобетонных
несущих элементов с деревянным настилом.
Выходят на галереи и колосники
лестничных клеток, расположенных по бокам
сценической коробки. Если лестничные
клетки отсутствуют, тогда выходы из колосников
и галерей устраивают на наружные стационарные
пожарные лестницы.
Покрытие сцены безчердачное,
выполненное иногда из горючих элементов.
Для удаления дыма и изменения
направления движения продуктов сгорания
время пожара в покрытии сцены устраивают
дымовые люки, управление которыми осуществляют
с планшета сцены и помещения пожарного
поста театра.
К сцене примыкают карманы для
хранения декораций и бутафории.
Они соединяются со сценой проемами
высотой до 6-8 м.
В некоторых театрах сзади планшета
сцены устраивают сейф для хранения подвесной
декорации, который отделяется от трюма
глухой стеной из негорючих материалов.
Сцена и прилегающие к ней помещения
характеризуются наличием большого количества
горючих материалов в виде конструкций
планшета сцены, трюма колосников, горючей
декорации и бутафории.
Пожарная нагрузка с сильно
развитой поверхностью в сценическом
комплексе достигает 200-350 кг/м2.
Зрительный зал от фойе, гардеробов
и других помещений отделяется стенами
из негорючих материалов и имеет достаточное
количество эвакуационных выходов. Перекрытия
над зрительным залом, как правило, выполняют
подвесными, трудногорючими или горючими
по сложным фермам.
В чердачных помещениях располагают
сборники и шахты вентиляционных систем
зрительных залов.
Полы в зрительных залах устраивают
с уклоном к сцене, поэтому под полами
образуются значительные пустоты.
Большую опасность представляют
ярусы и балконы в зрительных залах, конструкции
которых в зданиях старой постройки выполнены
из горючих материалов с пустотами. Пожарная
нагрузка зрительных залов находится
в пределах 30-50 кг/м2.
В зрительных залах вместимостью
800 и более мест портальные проемы со стороны
сцены защищаются противопожарными занавесами.
В театрально-зрелищных учреждениях
устраивают стационарные системы пожаротушения.
В зрительном зале, в трюме и на сцене на
уровне планшета, на рабочих галереях
и в районе колосников устраивают внутренний
пожарный водопровод. Для обеспечения
работы систем пожаротушения в театрах
устанавливают насосы-повысители. Покрытие
из горючих материалов над сценой, боковыми
и задними карманами, зрительным залом,
а также портальный проем и проемы в карманах
защищают спринклерными и дренчерными
установками.
В театрах на рабочих галереях
и в районе колосников могут устанавливаться
лафетные стволы. Зрелищные учреждения,
как правило, построены по индивидуальным
проектам, и поэтому каждое из них имеет
свои особенности, которые изучаются личным
составом пожарных подразделений в охраняемых
районах.
Быстрому развитию пожаров
на сцене способствует объем сцены, который
достигает до 20 тыс. м3 и более, наличие
большого количества горючих материалов
и образование мощных конвективных потоков.
Если пожар возник на сцене,
когда портальный проем перекрыт противопожарным
занавесом и дымовые люки закрыты или
отсутствуют, то огонь в течение 5-10 мин
охватывает весь объем сцены.
В этих условиях огонь быстро
распространяется по подвешенным декорациям
на колосники и покрытие сцены, может распространиться
в чердак зрительного зала, уйти в трюм,
а через открытые проемы - в смежные помещения
и затем в зрительный зал. Линейная скорость
распространения огня на планшете сцены
достигает 3, а вверх по декорациям 6 м/мин.
В объеме сцены создается значительное
давление продуктов сгорания: 40-60 кг/м2
и более. При пожарах на сцене скорость
выгорания деревянных конструкций и декорации
составляет в среднем до 80 кг/м2ч, а температура
в зоне горения достигает 1100-1200°С. В этих
условиях металлические конструкции быстро
нагреваются и поэтому через 25-30 мин после
начала пожара возможно обрушение покрытия
сцены. При закрытом портальном проеме
и открытых дымовых люках или обрушении
покрытия над сценой происходит подсос
воздуха в объем сцены, который изменяет
направление газообмена и способствует
интенсивному горению.
В этих условиях снижается опасность
распространения огня и дыма в зрительный
зал. Если пожар возник на сцене, когда
портальный проем открыт и закрыты дымовые
люки, то создается явная угроза распространения
огня и дыма в зрительный зал. Практика
показывает, что в этих условиях зрительный
зал заполняется дымом в течение 1-2 мин.
При горении декораций и бутафории,
изготовленных из синтетических веществ
и материалов, продукты сгорания содержат
большое количество отравляющих веществ.
Если в зрительном зале находятся люди,
то уже через 3 мин с начала интенсивного
горения может создаваться угроза из жизни.
Конвективные потоки продуктов сгорания
и огонь быстро перемещается в зрительный
зал и создают угрозу чердачному перекрытию
и чердаку.
Если пожар возник на сцене
при открытых дымовых люках, то продукты
сгорания только частично могут поступать
в зрительный зал, а основная их часть
уходит через дымовые люки. В этом случае
нижняя часть зрительного зала и сцена
находятся под разрежением, несколько
снижаете опасность распространения огня
в зрительный зал и смежные помещения
сценой, а потоки воздуха могут плотно
закрывать двери, ведущие на сцену.
При возникновении пожаров
в трюмах огонь интенсивно распространяется
по конструкциям из горючих материалов,
может проникать на планшет сцены через
дверные проемы в оркестровую яму и на
пульт управления освещением, а затем
в зрительный зал.
Развитие пожаров в трюмах несколько
аналогично развитию пожаров в подвалах
с наличием электрического оборудования.
Если пожар возникает в зрительном
зале, то огонь быстро распространяется
по мебели и конструкциям из горючих материалов,
создается угроза распространения огня
на подвесное покрытие и в чердак. Линейная
скорость распространения огня в зрительном
зале достигает 0,8-1,5 м/мин. Быстрому распространению
огня способствуют системы вентиляции,
воздушного отопления и кондиционирования
воздуха.
По мере развития пожара при
открытом портальном проеме огонь из зрительного
зала более интенсивно распространяется
на сцену, а также может распространяться
через открытые двери в другие смежные
помещения.
При закрытом портальном проеме
огонь интенсивнее распространяется на
перекрытия.
В условиях пожара возможна
деформация металлических конструкций
и обрушение подвесного перекрытия.
Огонь может распространяться
в пустотах под полом.
Это приводит к интенсивному
задымлению зрительного зала и к быстрому
распространению огня по вентиляционным
каналам.
Развитию пожаров в зрительной
части здания цирка способствует большой
объем самого помещения, большое количество
конструкций из горючих материалов, мебели,
амфитеатров, трибун и ярусов, а также
пустот в конструкциях и развитой системе
вентиляции.
При возникновении пожаров
возможно сильное задымление, быстрое
распространение огня и обрушение конструкций.
Пожары в цирках могут возникать в подсобных
посещениях, где содержатся животные.
Быстрое задымление и повышение
температуры в этих помещениях нередко
приводит к гибели ценных цирковых животных.
Пожары в кинотеатрах чаще всего
происходят в киноаппаратных. Огонь может
быстро распространяться по кинопленке,
конструкциям из горючих материалов и
системе вентиляции киноаппаратной. В
этих условиях могут выделяться токсичные
продукты сгорания и проникать в зрительный
зал.
Тушение пожара в зрелищных
учреждениях связано с необходимостью
проведения спасательных работ, особенно
в период их работы.
Статистика показывает, что
пожары в театрах происходили во время
представлений, когда в театре находились
зрители, причем ряд пожаров сопровождался
массовой гибелью людей. При пожарах в
зрелищных учреждениях люди могут погибать
от отравляющих действий продуктов сгорания,
от высокой температуры, от недостатка
кислорода, а также в результате паники.
Первые действия по эвакуации
людей и тушению пожара осуществляет администрация.
При возникновении пожара в
сценической части дежурные местной пожарной
охраны вызывают пожарную охрану, закрывают
декоративный занавес и опускают огнезащитный,
при необходимости включают его орошение
и насосы-повысители и приступают к тушению
пожара. Представители администрации
прерывают представление, под благовидным
предлогом просят зрителей покинуть зал,
включают полный свет, музыку, открывают
все выходы и задействуют обслуживающий
персонал согласно плану эвакуации зрителей.
При этом необходимо в кратчайшее
время освободить зрительный зал и направить
людей в безопасные места.
Разведка пожара устанавливает
наличие зрителей, артистов, обслуживающего
персонала, определяет степень угрозы
их жизни выясняет, как осуществляется
эвакуация.
В дальнейшем определяют место
и характер горения; особенности и пути
распространения огня и дыма, опасность
обрушения конструкций и декораций, опущен
ли огнезащитный занавес, включены ли
стационарные установки пожаротушения
и необходимо ли вскрывать дымовые люки.
При наличии зрителей во многих случаях
разведку целесообразно проводить со
стороны сцены, начиная из комнаты пожарного
поста так, чтобы зрители, находящиеся
в зале, не видели работников пожарной
охраны. Появление работников пожарной
охраны в боевой одежде может вызвать
панику среди зрителей. Разведку пожара
в районе колосников, в трюмах и на чердаке
зрительного зала осуществляют группами
с помощью звеньев или отделений ГДЗС.
3.1 Эвакуация зрителей
Руководитель тушения пожара
обязан в кратчайший срок организовать
и провести эвакуацию людей, а также принять
меры к предотвращению паники.
Если по прибытии на пожар эвакуация
зрителей проходит спокойно, то РТП принимает
меры к полному их удалению из зрительного
зала и других помещений, привлекая для
этой цели обслуживающий персонал.
Основные силы и средства подразделений
в этих случаях используют для спасания
людей из задымленных помещений и тушения
пожара.
Если на пожаре нет опасности
зрителям и к моменту прибытия пожарных
подразделений эвакуация их не начиналась,
то основные силы и средства направляют
для быстрой ликвидации пожаров и принимают
меры предосторожности, чтобы не допустить
возникновения паники.Если для зрителей,
артистов и обслуживающего персонала
создалась реальная угроза от огня и дыма
и пути эвакуации отрезаны, то РТП вводит
все основные силы и средства для защиты
путей эвакуации и проведения спасательных
работ.