Виды деятельности, их особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 15:24, реферат

Описание работы

Психика людей познается и проявляется в их деятельности. Человек выступает в жизни прежде всего как деятель, творец и созидатель, независимо от того, каким видом труда он занимается. В деятельности раскрывается богатство духовного и психического мира личности: глубина ума и переживаний, сила воображения и воли, способности и черты характера.
Деятельностью называется совокупность действий человека, направленных на удовлетворе

Файлы: 1 файл

Виды деятельности.docx

— 20.21 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

(ТГПУ им Л.Н.Толстого)

 

 

Кафедра социально-педагогических наук, социологии и политологии

 

Реферат на тему:

«Виды деятельности, их особенности»

                                              

                                                   Выполнила: студентка факультета

                                                               Искусств, социальных и гуманитарных  наук

                                                                                                    Группы 1СР (721731)

                                                                               Гранкина Марина Львовна

                                                                       Проверила:   Свиридова Татьяна Сергеевна

                                                         

                                                          Тула 2013

 

 

1. Сущность, структура и  особенности деятельности людей

Психика людей познается  и проявляется в их деятельности. Человек выступает в жизни прежде всего как деятель, творец и созидатель, независимо от того, каким видом труда он занимается. В деятельности раскрывается богатство духовного и психического мира личности: глубина ума и переживаний, сила воображения и воли, способности и черты характера.

Деятельностью называется совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов.

Деятельность - категория  социальная, она носит общественный характер. Животным доступна лишь жизнедеятельность, проявляющаяся как биологическое  приспособление организма к требованиям  окружающей среды. Для человека характерно сознательное выделение себя из природы. Он ставит перед собой цели, сознает  мотивы, побуждающие его к активности, взаимодействию с другими людьми. Вот почему в деятельности человек  выступает как субъект общения  и социального поведения.

Проблема деятельности органически  связана с проблемой развития личности. Личность и формируется, и  проявляется, и совершенствуется в  деятельности. Здесь же происходит и формирование сознания. Деятельность в то же время - это процесс взаимодействия человека с окружающим миром, но процесс  не пассивный, а активный и сознательно  регулируемый.

Деятельность людей очень  многогранна. В ее ходе человек не только осуществляет действия и движения, но и тратит массу энергии, выполняет  большой объем операций, разнообразно мыслит, затрачивает многочисленные усилия, проявляя волю и переживая  свои поступки и их результаты. Деятельность людей, наконец, не всегда однозначна. Они могут преследовать в ней  как общественно значимые цели, так  и достигать в ее ходе результаты, не одобряемые другими людьми.

Основные характеристики деятельности человека - предметность и субъектность. Специфика предметной определенности в том, что объекты внешнего мира не воздействуют на субъекты непосредственно, они преобразуются в процессе деятельности. В развитой форме предметность свойственна лишь человеческой деятельности. Она проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, в ее связях со значениями, зафиксированными в схемах действия, в понятиях языка, в ценностях, в ролях и социальных нормах. Субъектность деятельности выражается в таких аспектах активности субъекта, как обусловленность психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими направленность и избирательность деятельности; в смысле личностном - "значении для себя", придаваемом мотивами различным событиям, действиям.

Психология различает  три вида деятельности: игру, учение, труд. Игра - вид деятельности в условных ситуациях, направленной на усвоение общественного  опыта. Учение - это процесс систематического овладения знаниями, навыками и умениями, необходимыми для выполнения трудовой деятельности. Труд- это деятельность, направленная на создание общественно  полезного продукта, удовлетворяющего материальные или духовные потребности  людей.

 

Деятельность имеет свои особенности:

общественный характер человеческой деятельности. Какие бы виды деятельности мы ни рассматривали, все они по своему содержанию и способам выполнения - продукт общественно-исторического  развития человека. Занимаясь данным видом деятельности, он выполняет  такие действия, которые были открыты  и усовершенствованы всем обществом  в процессе его исторического  развития, в условиях общественного  труда;

целенаправленность деятельности. Деятельность человека в отличие  от инстинктов животных является сознательной.

В своей деятельности люди всегда руководствуются сознательно  поставленными целями, которые достигаются  ими с помощью тщательно продуманных  и испытанных средств или способов действия. Любая деятельность состоит  из отдельных действий, объединенных единством цели, к которой стремится  человек в данной деятельности, и  направленных на достижение результатов, соответствующих этой цели;

плановость деятельности. Деятельность - это не просто сумма  отдельных действий или движений. В любом ее виде действия, составляющие ее, представляют собой определенную систему, являются взаимосвязанными, располагаются  в известном порядке, строятся по определенному плану;

систематичность деятельности. Когда мы говорим о деятельности того или другого человека, то всегда имеем в виду ее длительный, повседневный, систематический характер. Именно этой особенностью отличается трудовая деятельность. Отдельные движения и даже действия еще не составляют деятельности.

Отечественная психология понимает деятельность как форму активности. Активность побуждается потребностью, т.е. состоянием нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида.

Потребность не переживается как таковая - она представляется как переживание дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения и проявляется в поисковой  активности. В ходе последней происходит идентификация ее с предметом - фиксация на предмете, который может ее удовлетворить. С момента "встречи" активность становится направленной, опредмечивается - как потребность в чем-то конкретном - и становится мотивом, который может уже и осознаваться. Именно в этом случае можно говорить о деятельности.

Деятельность определяется своим объектом, но не прямо, а через  ее "внутренние" закономерности; внешние причины проявляются  через внутренние условия. При объяснении психических явлений в качестве системы внутренних условий выступает  личность с ее сложной многоуровневой структурой. Деятельность следует отличать от поведения. Успех деятельности субъекта зависит от трех компонентов: знаний, умений и мотивации. Единицей анализа  в деятельности является действие. Действиями называются движения, направленные на предмет и преследующие определенную цель. В отличие от движений, которые  зависят лишь от моторной функции  организма, действия носят социальный характер: они зависят от предметов, созданных предшествующим поколением и окружающих человека.

Действия могут быть направлены не только на предмет, но и на окружающих людей. Тогда эти действия становятся актом поведения: поступком, если они  соответствуют установившимся в  обществе нормам поведения, или проступком, если противоречат им.

Совокупность действий, объединенных общей целью и выполняющих  определенную общественную функцию, и  составляет деятельность. Деятельность человека, в отличие от инстинктов животных, является сознательной. В  своей деятельности люди всегда руководствуются  сознательно поставленными целями, которые достигаются ими с  помощью сознательно организуемых средств или способов действия.

Деятельность имеет свою структуру: мотивы, способы и приемы, цель и результат. Мотивами называются внутренние побудительные силы человека, заставляющие его заниматься той  или другой деятельностью. Способы  и приемы - это действия, предпринимаемые  человеком, чтобы достичь целей  деятельности. Способы и приемы достижения результатов в деятельности могут  состоять из одной или нескольких операций.

Цели - это наиболее значимые для человека предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание  которыми составляют существо его деятельности. Цель выступает в образе результата деятельности. Цели могут быть близкими и дальними, личными и общественными, в зависимости от того, какую значимость им придает человек и какую роль в общественной жизни играет его деятельность.

Результат - это то, чего достигает  человек в ходе деятельности. Результаты могут не совпадать с целями деятельности. Человек и люди оценивают результаты деятельности человека, а через них  и его самого, а также значимость его деятельности.

Исследования советских  психологов показали, что умственные действия формируются вначале как  внешние, предметные и постепенно переносятся  во внутренний план. Перевод внешнего действия во внутренний план называется интериоризацией.

Рассмотрим это на примере. Ребенок учится считать. В начале он считает палочки, складывая их друг с другом. Затем наступает время, когда палочки становятся ненужными, так как счет превращается в умственное действие, отчлененное от самих предметов и внешнего действия. Объектом оперирования становятся слова или числа. Постепенно ребенок накапливает умственные действия, которые в совокупности составляют умственную деятельность.

Овладение умственной деятельностью  приводит к тому, что, прежде чем  приступить к внешней деятельности, направленной на достижение желаемой цели, человек проделывает действие в уме, оперируя образами и речевыми символами. Внешняя деятельность в  этом случае готовится и протекает  на основе выполненной умственной деятельности. Реализация умственного действия вовне, в виде действий с предметами называется экстериоризацией.

Действие - произвольная преднамеренная активность, направленная на достижение осознаваемой цели. Действие - структурная  единица деятельности, которая определяется направлением на достижение цели. Действие осуществляется человеком с помощью определенных способов и приемов, соотносимых с конкретной ситуацией деятельности и условиями, в которых она осуществляется. Эти способы и приемы - неосознаваемые или малоосознаваемые операции - представляют самый низший уровень деятельности.

 

Инициация действий - лишь один из этапов определенной активности человека. Ее исходный момент - начало активности головного мозга как результат  сопоставления внутреннего состояния  индивида с объектами или ситуациями. Второй момент - обработка мозгом информации, поступающей от организма и внешнего мира, с целью запустить трети  и этап - наиболее подходящее поведение  с учетом текущих обстоятельств  и прошлого опыта.

Обработка информации при  этом выполняется более или менее  автоматически при рефлекторных реакциях или в процессе инстинктивного поведения. При сложных процессах  научения и особенно при сознательном принятии решений в этом участвуют память и мышление человека.

Как крупные цели членятся на более мелкие, так и крупное  действие есть последовательность действий более низкого порядка с переходами на разные уровни иерархической системы  действий. По структуре действие, в  отличие от привычного или импульсивного  поведенческого акта, непосредственно  определяемого предметной ситуацией, всегда реализуется опосредованно.

В качестве средств могут  выступать различные знаки, роли, ценности, нормы и пр.; применяя их, субъект овладевает действием, превращает его в личностное, принадлежащее ему самому.

В каждом действии выделяются его двигательные (моторные), умственные (внутренние) и чувственные (сенсорные) компоненты.

По способу функционирования действия могут быть произвольными  и преднамеренными. Преднамеренность действия возникает в силу принятия субъектом решения о том, что  образ будущего результата действия отвечает мотиву его деятельности; тогда этот образ действия приобретает  для него личностный смысл и выступает  как цель действия. При наличии  намерения у субъекта возникает  установка к достижению предвосхищаемого результата действия. Она связана  с образом предвидимой цели, который  задает только общее направление  построения действия, тогда как исполнительная часть действия определяется конкретными  условиями ситуации.

Литература:

 

- http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/

- http://www.grandars.ru


Информация о работе Виды деятельности, их особенности