Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 08:24, контрольная работа
Улучшение условий труда и его безопасности приводит к снижению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, что сохраняет здоровье трудящихся и одновременно приводит к уменьшению затрат на оплату льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда, на оплату последствий такой работы (временной и постоянной нетрудоспособности), на лечение, переподготовку работников производства в связи с текучестью кадров по причинам, связанным с условиями труда.
Необходимо устанавливать оптимальный режим труда и отдыха, а для этого нужен комплексный социально-экономический подход. Целью подобного подхода является полная и всесторонняя оценка его оптимизации с точки зрения учета личных и общественных интересов, интересов производства и физиологических возможностей человека.
Введение………………………………….…………………………….………3
1. Виды трудовой деятельности…………………………...…………………5
2. Классификация условий трудовой деятельности...……….……………..9
3. Заключение…………………………………………….………………….14
Список литературы……………………………..……………………..……..15
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Пермский национально исследовательский политехнический университет»
Березниковский филиал
Контрольная работа
по дисциплине: Безопасность жизнедеятельности
на тему: «Виды и условия трудовой деятельности»
Работу выполнила студент
группы ЭиУ-09-з-1
Мельник Е.С.
Работу проверил
старший преподаватель
Нечаев Н.П.
Березники 2015
Содержание
Введение………………………………….……………………
Список литературы……………………………..…………………
Введение
Безопасность жизнедеятельности - наука, которая изучает проблемы безопасного пребывания человека в окружающей среде в процессе разных видов его деятельности (в т.ч. трудовой).
Вся совокупность видов человеческой активности образует понятие деятельности. Как раз деятельность и выделяет человека от других живых существ, она является специфически человеческой формой активности, необходимым условием существования человеческого общества. Формы деятельности разнообразны. Они охватывают практические, интеллектуальные и духовные процессы, которые протекают в быту, общественной, культурной, производственной, научной и других областях жизни. Деятельностью занимаются все – дети, взрослые, люди, преклонных лет, потому безопасность деятельности имеет отношение ко всем людям. Опасности подстерегают людей не только на производстве, потому изучение лишь производственного травматизма в системе общей безопасности жизнедеятельности не освещает проблему.
Наиболее важными факторами с точки зрения психофизиологических возможностей человека, влияющих на безопасность, являются вид трудовой деятельности, ее тяжесть и напряженность, а также условия, в которых осуществляется трудовая деятельность.
Физический труд характеризуется повышенной мышечной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат, на сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную системы и т.д. Он развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы в организме, но в то же время может иметь и отрицательные последствия, например, вызывать заболевания опорно-двигательного аппарата при неправильной организации и чрезмерной интенсификации рабочего процесса. Сегодня чисто физический труд встречается редко. Современная классификация трудовой деятельности выделяет следующие формы труда.
Механизированный труд — требует меньших затрат энергии и мышечных нагрузок, но характеризуется большой скоростью и монотонностью движений человека.
После окончания работы восстановление функций организма до нормы происходит довольно быстро. При заболевании организма или при отсутствии навыков в работе это восстановление замедляется. Труд на конвейере характеризуется еще большей скоростью и однообразием движений, время выполнения операции строго регламентировано. В сочетании со значительным нервным напряжением, высокой скоростью работы и однообразием работа на конвейере приводит к быстрому нервному истощению и усталости. Работа на полуавтоматическом и автоматическом производстве заключается в периодическом обслуживании механизмов при выполнении простых операций. Она требует меньших затрат энергии и напряженности по сравнению с работой на конвейере.
Умственный труд связан с приемом и переработкой информации, он требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления, характеризуется повышенной эмоциональной нагрузкой и снижением двигательной активности. Продолжительная умственная нагрузка оказывает отрицательное влияние на психическую деятельность — ухудшаются память, внимание, функции восприятия окружающей среды.
Формы интеллектуального труда: операторский, управленческий, творческий, труд преподавателей, врачей, учащихся. Труд учащихся характеризуется напряжением основных психических функций — памяти, внимания, наличием стрессовых ситуаций, связанных с экзаменами, зачетами, контрольными работами.
Творческий труд (труд ученых, писателей, художников, конструкторов, композиторов) — наиболее сложная форма умственной деятельности, он требует значительного нервно-эмоционального напряжения. Решение задач охраны труда немыслимо без учета физических возможностей работника, его работоспособности, способности работать без травм и аварий.
Условия труда - это
совокупность факторов производственной
среды, оказывающих влияние на работоспособность
и здоровье в процессе труда.
Исходя из гигиенических критериев, условия
труда подразделяются на 4 класса:
1.Оптимальные условия
труда обеспечивают максимальную
производительность труда и минимальную
напряженность организма человека. Оптимальные
нормативы установлены для параметров
микроклимата и факторов трудового процесса.
Для других факторов условно применяют
такие условия труда, при которых уровни
неблагоприятных факторов не превышают
принятых в качестве безопасных для населения
(в пределах фона). Сохраняется не только
здоровье работающих, но и создаются предпосылки
для поддержания высокой производительности
труда. При этом за оптимальные принимаются
такие условия труда, при которых неблагоприятные
факторы не превышают уровней, принятых
в качестве безопасных для населения.
2. Допустимые условия
труда. При них вредные воздействия
не превышают уровней, установленных для
рабочих мест, а возможные изменения функционального
состояния организма восстанавливаются
при отдыхе, и не должны оказывать неблагоприятного
воздействия в ближайшем и отдалённом
периоде на состояние здоровья работающих
и их потомства. Изменения функционального
состояния организма восстанавливаются
во время регламентированного отдыха
или к началу следующей смены.
1 и 2 классы соответствуют безопасным
условиям труда.
3. Вредные условия труда, при которых наличие вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормы, оказывает неблагоприятное влияние на организм работающего и его потомство.
4. Опасные условия
труда. Воздействие вредных факторов
в течение смены создаёт угрозу для жизни,
и существует высокий риск возникновения
тяжелых форм острых профессиональных
поражений.
В соответствии с Р.2.2.755-99 различают три класса условий труда по показателям тяжести и напряженности труда:
– Оптимальный (легкий) труд.
– Допустимый труд (средней тяжести).
– Вредный (тяжелый) труд.
Общие принципы гигиенической классификации условий труда.
4.1. Гигиенические
критерии - это показатели, характеризующие
степень отклонений параметров
факторов рабочей среды и
4.2. Исходя из степени отклонения фактических уровней факторов рабочей среды и трудового процесса от гигиенических нормативов условия труда по степени вредности и опасности условно подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.
Оптимальные условия труда (1 класс) – условия, при которых сохраняется здоровье работника и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности. Оптимальные нормативы факторов рабочей среды установлены для микроклиматических параметров и факторов трудовой нагрузки. Для других факторов за оптимальные условно принимают такие условия труда, при которых вредные факторы отсутствуют либо не превышают уровни, принятые в качестве безопасных для населения.
Допустимые условия труда (2 класс) характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работников и их потомство.
Вредные условия труда (3 класс) характеризуются наличием вредных факторов, уровни которых превышают гигиенические нормативы и оказывают неблагоприятное действие на организм работника и/или его потомство.
Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работников условно разделяют на 4 степени вредности:
1 степень 3 класса (3.1)
– условия труда
2 степень 3 класса (3.2) – уровни вредных
факторов, вызывающие стойкие функциональные
изменения, приводящие в большинстве случаев
к увеличению профессионально обусловленной
заболеваемости (что может проявляться
повышением уровня заболеваемости с временной
утратой трудоспособности и, в первую
очередь, теми болезнями, которые отражают
состояние наиболее уязвимых для данных
факторов органов и систем), появлению
начальных признаков или легких форм профессиональных
заболеваний (без потери профессиональной
трудоспособности), возникающих после
продолжительной экспозиции (часто после
15 и более лет);
3 степень 3 класса (3.3) – условия труда,
характеризующиеся такими
4 степень 3 класса (3.4) – условия труда,
при которых могут возникать тяжелые формы
профессиональных заболеваний (с потерей
общей трудоспособности), отмечается значительный
рост числа хронических заболеваний и
высокие уровни заболеваемости с временной
утратой трудоспособности.
Опасные (экстремальные)
условия труда (4 класс) характеризуются
уровнями факторов рабочей среды, воздействие
которых в течение рабочей смены (или ее
части) создает угрозу для жизни, высокий
риск развития острых профессиональных
поражений, в т. ч. и тяжелых форм.
Затраты энергии меняются и зависимости от рабочей позы. При рабочей позе сидя затраты энергии превышают на 5-10% уровень основного обмена; при рабочей позе стоя - на 10...25%, при вынужденной неудобной позе - на 40...50%. При интенсивной интеллектуальной работе потребность мозга в энергии составляет 15... 20% общего обмена в организме (масса мозга составляет 2% массы тела).
Повышение суммарных энергетических затрат при умственной работе определяется степенью нервно-эмоциональной напряженности. Так, при чтении вслух сидя расход энергии повышается на 48%, при выступлении с публичной лекцией - на 94%, у операторов вычислительных машин-на 60...100%.
Уровень энергозатрат может служить критерием тяжести и напряженности выполняемой работы, имеющим важное значение для оптимизации условий труда и его рациональной организации.
Физическая
тяжесть труда - это нагрузка на организм
при труде, требующая преимущественно
мышечных усилий и соответствующего энергетического
обеспечения. С учетом вида нагрузки и
нагружаемых мышц физическая работа делится
на статическую и динамическую..
Статическая работа связанна с фиксацией
орудий и предметов труда в неподвижном
состоянии, с поддержанием тела или его
частей в пространстве (фиксация рабочей
позы).
Внешняя мышечная работа отсутствует, но остаётся напряжённое состояние мышц, длящееся бесконечно долго. Это приводит к сильному утомлению мышц, а с учётом недостаточного их кровоснабжения, к заболеванию мышечной и периферийной нервной системы. Пример статической работы - часовой на посту.
Динамическая работа - процесс сокращения мышц, приводящий к перемещению груза, а так же самого тела человека или его частей, в пространстве. Играют роль: сила, скорость, точность, интенсивность движения.
Тяжесть и напряженность труда характеризуются степенью функционального напряжения организма. Оно может быть энергетическим, зависящим от мощности работы, - при физическом труде, и эмоциональным - при умственном труде, когда имеет место информационная перегрузка.
Напряженность труда характеризуется эмоциональной нагрузкой на организм при труде, требующем преимущественно работы мозга по получению и переработке информации. Наиболее легким считается умственный труд, при котором отсутствует необходимость принятия решений. Такие условия труда считаются оптимальными. Если же оператор работает и принимает решения в рамках одной инструкции, то такие условия труда относятся к допустимым.
К напряженным вредным условиям 1 степени относится труд, который связан с решением задач по известным алгоритмам. Творческая деятельность, требующая решения сложных задач при отсутствии очевидного алгоритма решения, должна быть отнесена к напряженному труду 2-й степени.