Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 11:38, реферат
Попадая в зону работы железнодорожного транспорта, человек подвергается повышенной опасности механического травматизма, электротравматизма, вредного воздействия шума, вибрации, электромагнитных полей, загрязненного атмосферного воздуха. Безопасность работника в условиях любого современного производства обеспечивается правовой, социально-экономической, организационно-технической, санитарно-гигиенической, лечебно-профилактической защитой. Защита человека - основа охраны труда. Главное же то, чему и как в области охраны труда научили будущего специалиста в школе, колледже, институте.
Введение...................................................................................................................3
Характеристика вредных и опасных факторов, присущих отрасли железнодорожного транспорта .........................................................................4
Шум как вредный производственный фактор...................................................6
Производственная вибрация как вредный производственный
фактор.............................................................................................................8
Электромагнитные, электрические и магнитные поля как вредные производственные факторы..........................................................................10
Микроклимат как вредный производственный фактор………………...……12
Химические вещества как вредный производственный фактор……….……16
Пути увеличения безопасности производства работ на железнодорожном транспорте………………………………………………………………………18
Заключение…………………………………………………………………………….20
Литература......................................................................................................................21
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
"Иркутский
государственный университет
ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА -
филиал федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения
высшего профессионального
"Иркутский
государственный университет
(ЗабИЖТ ИрГУПС)
Кафедра "БЖД"
Реферат
по дисциплине «Охрана труда» на тему
«Вредные производственные факторы»
Выполнил
студент гр. С-51
Горбунов И.П. Авсеенко Н.Д.
Чита 2013
Содержание
Введение......................
фактор........................
Заключение……………………………………………………
Литература....................
Введение
Основным направлением государственной политики в области охраны труда является обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников. Никакие производственные показатели не должны ставиться выше, чем обеспечение безопасности человека.
Попадая в зону работы железнодорожного транспорта, человек подвергается повышенной опасности механического травматизма, электротравматизма, вредного воздействия шума, вибрации, электромагнитных полей, загрязненного атмосферного воздуха.
Безопасность работника в условиях любого современного производства обеспечивается правовой, социально-экономической, организационно-технической, санитарно-гигиенической, лечебно-профилактической защитой. Защита человека - основа охраны труда. Главное же то, чему и как в области охраны труда научили будущего специалиста в школе, колледже, институте. Профессиональная грамотность, а также привитая при обучении культура четкого соблюдения норм и правил, регламентированных правовыми и нормативными документами, значительно снизят вероятность травмирования или возникновения у работника профессиональных заболеваний.
Специфичность условий функционирования железнодорожного транспорта, особенности производственных процессов в данной отрасли, сложность, новизна и разнообразие технологий, их частая смена, быстродействие современных машин и механизмов, сложность и определенная опасность процессов их обслуживания заставляют уделять значительное место идеологии безопасности, определяют профессиональные задачи и направленность охраны труда в этой отрасли.
Производственная
безопасность как жизненная позиция
работников железнодорожного транспорта
обеспечивается необходимыми знаниями
о грозящих человеку на транспорте
опасностях и вредных факторах, соблюдением
определенных правил взаимодействия человека
с техникой и с производственной
средой. Каждому специалисту, в сфере
его должностных обязанностей, следует
уметь идентифицировать опасности,
для чего необходимо знать их суть
и возможные источники
Человечество, решая задачи своего
материального благосостояния
Опасный фактор - это фактор, который при кратковременном воздействии (даже однократном) на человека приводит к развитию заболевания, травматизму, ожогам, увечью или смертельному исходу. Это могут быть ударная волна, опасные химические вещества, транспорт.
Вредный
фактор - фактор, который при длительном
воздействии на организм человека приводит
к нарушению состояния
Носителями опасностей в транспортной среде могут являться: человек, подвижной состав, машины, станки, инструменты, здания, сооружения, дороги, используемая энергия, материалы, технологии, информатизация и т.п. Носителями вредности - шумы, вибрации, пыли, электромагнитные поля, неблагоприятные микроклиматические условия, химические вещества и др. Железнодорожный транспорт как среда, в которой формируются факторы повышенной опасности и вредности, создает для работников на их рабочих местах комплексы негативных воздействий, определяя их сочетанное влияние на человека. Прежде всего, это относится к рабочим местам работников путевых машинных станций (ПМС). Они представляют собой значительную профессиональную группу работников железнодорожного транспорта, здоровье которых зависит от целого комплекса производственных факторов. Высокие уровни шума (113...116 дБА). Уровни вибрации на большинстве машин по ремонту пути так же значительно превышают нормируемые величины. На машинах вибрационно-прессового принципа действия вертикальные колебания на полу и сиденьях превышают допустимые уровни почти в шесть раз.
На
машинистов оказывают негативное воздействие
тепловые и электромагнитные излучения,
акустические и вибрационные колебания.
В современных двигателях внутреннего
сгорания только 50% энергии, выделяющейся
при сгорании топлива, переходит
в полезную механическую энергию, остальная
- в основном в тепловую, создавая
неблагоприятные
Объекты железнодорожного транспорта потребляют большое количество кислот, щелочей и других химикатов, которые отработав, могут попасть в стоки, а затем, после недостаточной очистки, - в сбросы, далее в реку, откуда возвращаются в производственную и бытовую среду. Такими загрязняющими объектами являются промывочно-пропарочные пункты обработки вагонов, шпалопропиточные заводы, локомотивные и вагонные депо. Загрязнение водных объектов негативно сказывается на здоровье населения железнодорожных поселков, примыкающих к указанным объектам.
Загрязнение рабочих зон происходит распыляемыми сыпучими грузами. При погрузке и выгрузке они попадают в организм работников, осуществляющих грузовые операции, при транспортировании - в организм путевых рабочих, нанося таким образом ущерб здоровью и сокращая продолжительность жизни людей.
2. Шум как вредный производственный фактор
Шум – один из наиболее распространенных неблагоприятных физических факторов окружающей среды, приобретающих важное социально-гигиеническое значение, в связи с урбанизацией, а также механизацией и автоматизацией технологических процессов, дальнейшим развитием авиации, транспорта. Шум определяют как звук, оцениваемый негативно и наносящий вред здоровью.
Шум – это совокупность апериодических звуков различной интенсивности и частоты (шелест, дребезжание, скрип, визг и т.п.). С физиологической точки зрения шум – это всякий неблагоприятно воспринимаемый звук.
По спектральному составу в зависимости от преобладания звуковой энергии в соответствующем диапазоне частот различают низко-, средне- и высокочастотные шумы. Шум по временным характеристикам может быть постоянным по уровню и непостоянным. Непостоянный шум может быть колеблющимся по уровню, прерывистым и импульсным, по длительности действия – продолжительным и кратковременным. Шум как акустический процесс характеризуется с физической и физиологических сторон. С гигиенических позиций придается большое значение амплитудно-временным, спектральным и вероятностным параметрам непостоянных шумов, наиболее характерных для современного производства. С физической стороны он представляет собой явление, связанное с волнообразным распространением колебаний частиц упругой среды.
В различных отраслях железнодорожного транспорта имеются источники шума – это машины и механическое оборудование.
По
источникам возникновения шум
1)
Механический шум,
2)
Аэрогидродинамические шумы
3)
Электромагнитный шум
Воздействие шума на организм человека вызывает негативные изменения прежде всего в органах слуха, нервной и сердечно- сосудистой системах. Степень выраженности этих изменений зависит от параметров шума, стажа работы в условиях воздействия шума, длительности действия шума в течение рабочего дня, индивидуальной чувствительности организма.
Субъективная реакция человека на шумовое воздействие зависит от степени умственного и физического напряжения, возраста, пола, состояния здоровья, длительности влияния и уровня шума.
Под влиянием шума у людей изменяются показатели переработки информации, снижается темп и ухудшается качество выполняемой работы.
Защита от шума достигается разработкой шумобезопасной техники, применением средств и методов коллективной защиты, индивидуальной защиты и строительно-акустическими методами.
Акустические средства защиты от шума в зависимости от принципа действия подразделяются на средства звукоизоляции, средства звукопоглощения, глушители шума. Наиболее эффективным методом защиты является уменьшение шума в источнике его образования, что достигается применением технологических процессов и оборудования, не создающих чрезмерного шума. Наиболее эффективными звукоизолирующими материалами являются:
– трипласт.
– полимерные покрытия.
– пластобетон.
3. Производственная вибрация как вредный производственный фактор
Вибрация - это механическое колебательное движение системы с упругим
связями.
Вибрацию по способу передачи на человека (в зависимости от характера контакта с источниками вибрации) условно подразделяют на:
местную (локальную), передающуюся на руки работающего, и общую, передающуюся через опорные поверхности на тело человека в положении сидя (ягодицы) или стоя (подошвы ног). Общая вибрация в практике гигиенического нормирования обозначается как вибрация рабочих мест. В производственных условиях нередко имеет место сочетанное действие местной и общей вибрации.
Производственными источниками вибрации являются ручные механизированные машины ударного, ударно-вращательного и вращательного действия с пневматическим или электрическим приводом.
Инструменты ударного действия основаны на принципе вибрации. К ним относятся клепальные, рубильные, отбойные молотки, пневмотрамбовки.
К машинам ударно-вращательного действия относятся пневматические и электрические шпалоподбойки (ЭШП).
К ручным механизированным машинам вращательного действия относятся шлифовальные, сверлильные машины, рельсорезные станки.
Вибрация также имеет место при точильных, наждачных, шлифовальных, полировальных работах, выполняемых на стационарных станках с ручной подачей изделий; при работе ручными инструментами без двигателей, например, рихтовочные работы.
Наиболее действенным средством защиты человека от вибрации является устранение непосредственно его контакта с вибрирующим оборудованием. Осуществляется это путем применения дистанционного управления, промышленных роботов, автоматизации и замены технологических операций.