Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 08:53, контрольная работа
Наркомания - это проблема нынешнего поколения. Детская наркомания - это проблема будущего поколения. Как защитить будущее наших детей? Как оградить их от наркомании?
Наркомания стремительно распространяется по России. Цифры статистики с каждым днем становятся все ужаснее. Страшно еще и то, что в последнее время отмечается значительная тенденция "омоложения" наркомании - возрастная граница наркозависимых опустилась до 10-12 лет.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БАРНАУЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедра экономики, менеджмента и маркетинга
Безопасность жизнедеятельности
Реферат
Тема: " Взаимодействие семьи, школы и социума в процессе профилактики наркомании среди детей и подростков"
Барнаул 2013
" Взаимодействие семьи, школы и социума в процессе профилактики наркомании среди детей и подростков"
Наркомания - это проблема нынешнего поколения. Детская наркомания - это проблема будущего поколения. Как защитить будущее наших детей? Как оградить их от наркомании?
Наркомания стремительно распространяется по России. Цифры статистики с каждым днем становятся все ужаснее. Страшно еще и то, что в последнее время отмечается значительная тенденция "омоложения" наркомании - возрастная граница наркозависимых опустилась до 10-12 лет.
Даже школа стала отнюдь не безопасным местом для детей. Как не стараются учителя, в школьных туалетах все равно время от времени находят использованные шприцы. Для наркоторговцев каждый школьник - это потенциальный потребитель их "товара". Дети сильно подвержены влиянию, и пользуясь их наивностью, их "взрослые друзья" предлагают им первую дозу совершенно бесплатно. Дети учатся друг у друга, и практика показывает, что один наркоман втягивает еще около 10 человек
Человечество давно пытается найти способы борьбы с этим злом: социальные, политические, медицинские, правовые. Но беда, под названием «наркомания», приходит в дом неожиданно, для неё нет ни возрастных, ни социальных границ.
Наркотики известны с глубокой древности. Многие цивилизации пользовались наркотическими веществами. Майя и ацтеки клали под язык листья коки - для поддержания сил в дальнем походе; китайцы тысячелетиями курили опиум - для снятия стресса и как снотворное; жители древней Аравии с теми же целями употребляли гашиш (от арабского "трава»).
Первый этап профилактики наркоманий относится к 50-70 годам.
Второй этап приходится на 80-е годы.
И вот во второй половине 90-х гг. в список «вредных привычек», профилактикой которых традиционно занималась школа, была добавлена еще одна, новая – наркомания.
Учась в своей школе, мы задумались, а сели среди нас наркоманы, и что нужно делать, чтобы не пополнить ряды зависимых от наркотиков.
)Можно предположить что:
По результатам исследования среди учителей, учеников и родителей, выяснили их мнение:
По результатам данного опроса можно сделать выводы:
1. Обстановка в семье:
2. Психологические
проблемы подросткового
3. Личностные особенности: неумение расслабиться: наркотики становятся способом ухода от проблем; опыт употребления алкоголя, слабый характер.
К употреблению наркотиков склонны в большей степени мальчики по сравнению с девочками, и первое знакомство с наркотиками происходит не раньше 9-10 класса (14-15 лет). Но профилактику наркомании в школах нужно начинать в начальных классах, подыскивая соответствующие возрасту формы и методы, самые же «опасные годы» – это 7–8 классы, «...у них идет становление своего «Я», они должны утвердиться, к 9 классу они уже как-то определились.
В следующей таблицы приведены результаты опроса у полных семей, не полных и неблагополучные семей. С целью определить стиль воспитания в каждой семье и сколько времени проводят дети со своими родителями.
В результате опроса можно сделать выводы:
что в семьях детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, преобладают авторитарный, попустительский стиль воспитания,
в полных семьях преобладают демократический стиль воспитания,
в семьях неполных на первом месте преобладает опекающий стиль, на втором месте демократический стиль.
Оказывается что на вопрос к родителям: « Какое самое запоминающее мероприятие с ребенком они могут назвать выяснилось, что 34% родителей смогли вспомнить только совместныепрогулки в детстве
28%- совместное посещение кинотеатра
12%- совместный просмотр телепередач вечером перед телевизором
9%-не смогли ничего
21%-совместное проведение
По опросу детей можно сделать выводы, что 12% детей назвали совместное посещение зоопарка в детском садике
23% совместное посещение
31 % ничего не смогли назвать
и среди этих детей оказались
, дети попавшие в трудную
18% - совместное проведение отпуска
Результаты опроса позволяют сделать вывод, что родители очень мало уделяют внимание детям. Это связано ( по мнению родителей)с рядом проблем:
Мы делаем вывод ,что большое значение имеет фактор «неполной или конфликтной семьи». Имеются данные о том, что нежеланные дети чаще вовлекаются в употребление наркотических веществ. Практически все исследователи отмечают, к нарушению характера воспитания в семьях подростков относятся жесткий контроль, недоверие к подростку, недостаточность общения родителей с подростком, противоречивое отношение к его самостоятельности, требование уважать родителей и отказ в уважении к нему, а так же хаотичный тип воспитания.
Расположение значимости факторов по степени тяжести и психотравмирующему влиянию на подростка выглядит следующим образом:
Важным фактором, оказывающим влияние на начало употребления наркотиков является стиль взаимоотношений в семье.
Учащимся было предложено составить режим дня и как они предпочитают проводить свободное время от школы. По результатам опроса учащихся были получены следующие результаты:
По результатам нашего исследования мы выяснили, что почти 40 % учащихся предпочитают проводить время у компьютеров, а дети из семей попавших в трудную жизненную ситуацию предпочитают проводить время на улице с друзьями . Среди детей , попавших в трудную жизненную ситуацию 12 % не посещают ни творческие мастерские, не секции.
Анализ времяпрепровождения некоторых подростков и молодых людей убеждает в том, что именно безделье порождает дурные привычки. Возникает чувство сожаления и досады, когда видишь, как в подъездах, на лестничных площадках некоторые подростки буквально изнывают от скуки - ничегонеделание всегда утомляет. При этом они, как правило, в разговоре с взрослыми сетуют на отсутствие организованного досуга. Но общение, необходимое молодым ребятам, подросткам, может быть интересным, когда они сами сделают его таковым.
Чтобы каким-то образом скрасить свое безделье, некоторые подростки начинают прибегать к приему наркотиков, делая, таким образом, сознательно первый шаг к беде.
Были заданы двум группам подростков пятнадцати-шестнадцатилетнего возраста: «Почему вы начали курить?» и «Почему начали прием наркотиков?» Их ответы были следующие: «глядя на других», «от нечего делать», «по глупости», «не задумывался» (просто так).
Но самое главное здесь,
что каждый из ответов говорит
о неоправданности,
Появление свободного времени, а затем его бесцельное препровождение являются благодатной почвой для нее.
Особую роль в противостоянии личности к употреблению наркотических веществ играют ее психологические особенности и внутренние механизмы реагирования.
Гипертимный тип - для этих людей характерно постоянное возбуждение, повышенное настроение. Неиссякаемая энергия, хорошее физическое развитие делают их привлекательными для сверстников. Физическая акселерация, развитый интерес ко всему новому может подтолкнуть к раннему употреблению наркотических веществ и антисоциальным поступкам.
Слабым местом для психологии такого человека является вынужденное ограничение бурной активности, строго регламентируемый режим, одиночество, безделье. В ответ на это они декомпрессируются и выдают бурную реакцию эмансипации.
Истероидный тип. Его часто называют демонстративным по причине постоянной жажды внимания к себе со стороны окружающих в любой форме.
Слабое место-удар по самолюбию или отсутствие внимания окружающих.
Употребление наркотических
Экслюзивный тип-внешне эти люди мелочные, склонные к резким вспышкам злобности и агрессивности. Они склонны делить все вокруг на «правильное» и «неправильное»
Слабое место - ущемление интересов и стремлений. Декомпенсация наступает быстро в виде злопамятности, мстительности. Из-за повышенной развитости инстинктов в сочетании с заботой о своем здоровье, эти личности обычно употребляют официально разрешенные, наркотические вещества. Но при употреблении у них очень быстро развивается тяжелая зависимость.
Неустойчивый тип. Из-за волевого дефицита в поведенческой сфере возникает подчиняемость, ведомость и уход ,как универсальная реакция на любые жизненные трудности
Слабым местом у данных лиц является отсутствие дисциплины, безнадзорность.
Декомпенсация наступает в форме антисоциального поведения, обширного употребления наркотических веществ ,уклонения от работы и учебы
Астенический тип . Они характеризуются прежде всего психологической чувствительностью, тревожностью. Повышенная эмоциональность(переживания по поводу критических замечаний, неудач и т. д. Избыточная критичность к себе и природная осторожность этих лиц приводит к тому, что среди них крайне редко встречается анти социальность и злоупотребление наркотических веществ.
Слабым местом для них является отвержение эмоционально значимых лиц, социальные конфликты.
Аутистический тип. Меньше всего их волнует « что скажут другие» эти люди предпочитают одиночество. Следствие этого их слабое место-необходимость установления контактов и близкие отношения с кем либо. Отсутствие приспособления к реальности, отрыв от действительности приводит к дезадаптации личности. В случае антисоциального поведения, аутисты совершают правонарушения не в компаниях, а в одиночку, хладнокровно, продуманно. Употреблять наркотические вещества они могут для стимуляции навыков общения.
Отсюда мы можем утверждать, что одним из важнейших факторов, влияющих на приобщение подростков к наркотическим веществам, является нарушение личностных особенностей подростка.
Формы профилактической работы с детьми и подростками
Профилактика злоупотребления наркотическими веществами на современном этапе имеет разнообразные формы организации. На уровне государства выделяют два основных направления профилактической деятельности:
Современный этап развития психолого- педагогической профилактики характеризуется многообразием технологических подходов и организационных форм.
Выделяют следующие подходы:
1.Информационный подход-базируется на предоставлении информации о наркотиках, их вреде и негативных последствиях употребления.