Взаимоотношения людей в коллективе. Конфликтные ситуации. Конфликтные личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 01:13, реферат

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть основные психологические типы личностей, показать влияние характерологических и личностных особенностей людей на их поведение в конфликтных ситуациях.

Содержание работы

Введение 3
1. Конфликт и его причины 4
2. Психологические типы личностей 8
3. Конфликтные личности 16
Заключение 26
Список литературы: 27

Файлы: 1 файл

БЖД Взаимоотношения людей в коллективе. Конфликтные ситуации. Конфликтные личности..doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

В конфликты вступают редко, и выступает в них как  пассивная сторона. Обиды не выплескивает наружу, а держит их при себе. Конфликты  с близкими людьми воспринимают как трагедию. Такой человек обычно бывает хорошим семьянином. Но крайняя чувственность, слезливость отталкивают от него окружающих людей.

Демонстративный тип. Эти люди стремятся быть в центре внимания. Добиваются своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычные увлечения, ложь. Они легко забывают о своих неблаговидных поступках. Люди демонстративного типа привлекают окружающих обходительностью, актерским дарованием. Способностью увлечь других, а также своей неординарностью.

Но они имеют множество  черт, которые отталкивают от них людей, и они способствуют конфликту: эгоизм, необузданность поступков, лживость, хвастливость, склонность к интригам, отлынивание от работы. Конфликт с таким человеком происходит при ущемлении его интересов, недооценки заслуг, низвержения с «пьедестала». Эти ситуации вызывают у них истерические реакции.

Застревающий тип. Люди с таким типом акцентуации "застревают" на своих чувствах, мыслях. Они не могут забыть обид и "сводят счеты" со своими обидчиками. У них наблюдается служебная и бытовая несговорчивость, склонность к затяжным склокам. В конфликтах чаще всего бывают активной стороной и четко определяют для себя круг врагов и друзей проявляют властолюбие, "занудливость нравоучителя".

Собеседникам нравится их стремление добиться высоких показателей в любом деле, проявление требований к себе, жажда справедливости, принципиальность устойчивость взглядов. Но в тоже время у людей такого типа есть черты, которые отталкивают их от окружающих: обидчивость, подозрительность, ревнивость, раздутое до фанатизма чувство справедливости. Конфликт возможен при задетом самолюбии, несправедливой обиде, препятствию к достижению честолюбивых целей.

Педантичный тип. У этих людей выражена занудность в виде переживания подробностей, на службе они способны замучить посетителей формальными требованиями, изнуряют домашних чрезмерной аккуратностью.

Для окружающих они привлекательны добросовестностью, аккуратностью, серьезностью, надежностью в делах и в  чувствах. Но такие люди имеют и  отталкивающие черты: формализм, "крючкотворство", занудливость, стремление переложить принятие важного решения на других. Конфликты возможны в ситуации личной ответственности за важное дело, при недооценке их заслуг. Они склонны к навязчивости, психогении.

Тревожный тип. Люди этого типа акцентуации отличаются пониженным фоном настроения, робостью, неуверенностью в себе. Они постоянно опасаются за себя, своих близких, долго переживают неудачу и сомнения в правильности своих действий. Конфликты возможны при ситуациях страха, угрозы, насмешек, несправедливых обвинений. Но в конфликты вступают редко, и играют в них пассивную роль.

Окружающим нравится их дружелюбие, самокритичность, и исполнительность. Но боязливость, мнительность вследствие беззащитности служат подчас "мишенью" для шуток, часто они являются "козлами отпущения".

Экзальтированый тип. Люди с таким типом акцентуации имеют очень изменчивое настроение, словоохотливость, повышенную отвлекаемость на внешние события. Их эмоции ярко выражены и находят свое отражение во влюбчивости.

Такие черты как альтруизм, чувство сострадания, художественный вкус, артистическое дарование, яркость чувств и привязанность к друзьям нравятся собеседникам. Но чрезмерная впечатлительность, паникерство, подверженность отчаянию являются не лучшими чертами. Конфликты воспринимают трагически, имеют склонность к невротической депрессии.

Интровертированный тип. Люди этого типа акцентуации характеризуются малой общительностью, замкнутостью. Они находятся в стороне от всех и вступают в общение с другими людьми по необходимости, чаще всего погружены в себя, свои мысли. Им свойственна повышенная ранимость, но они ничего о себе не рассказывают и не делятся своими переживаниями. Даже к своим близким людям они относятся холодно и сдержано. Окружающие часто их не понимают.

Конфликтуют редко, только при попытке вторгнутся в их внутренний мир. Упорное отстаивание своих нереальных интересов, взглядов, и наличие своей точки зрения отличающейся от мнения большинства, отталкивают от них людей. Одиночество, навязчивость, бесцеремонность, и грубость окружающих усиливают замкнутость.

Конформный тип. Люди этого типа акцентуации обладают высокой общительностью, словоохотливостью. Обычно не имеют своего мнения, несамостоятельны, стремятся быть как все и не выделяться из толпы. Эти люди неорганизованны и предпочитают подчиняться, в общении с друзьями и в семье уступают лидерство другим. Очень подвержены чужому влиянию. Конфликты возможны в ситуации вынужденного одиночества, бесконтрольности. Люди этого типа не обдумывают свои поступки и слова.

Несомненно, существуют "трудные" люди, то есть такие, общение с которыми оказывается сложным и чревато конфликтами для большинства сталкивающихся с ними.

Наиболее явными из трудных  личностей являются грубые, резкие, открыто агрессивные люди. Важно  понимать причины грубого и агрессивного поведения. Ели человек демонстрирует нетипичную для него агрессивную реакцию, эмоциональный взрыв, то часто достаточно бывает сделать перерыв ми дать ему прийти в себя. Но есть некоторые типы личностей, для которых агрессия является привычным типом поведения. Для выбора адекватного способа обращения с ними необходимо учитывать различия между этими типами.

Грубиян-"танк" идет напролом, не обращая внимания на попадающихся на его пути. Он часто даже не видит вас и не слышит, что вы говорите. Наилучшее, что можно сделать – это уклониться от встречи с ним. Если же это невозможно, то следует заранее подготовиться к этой встрече, прежде всего, эмоционально. Важно заранее установить пределы, за которые вы не пойдете, несмотря на его давление. Во время общения с таким человеком следует сохранять эмоциональную сдержанность. Полезно его выслушать, хоть это и непросто, дать спустить пар и стараться, так или иначе, привлечь внимание "танка". Хорошо использовать для этого повторение его имени. Как только внимание у вас – торопитесь высказать то, что вам необходимо, так как это не надолго. Говорите коротко и ясно. Признайте справедливость тех претензий, которые, действительно, таковы. Стремитесь к возможно более быстрому завершению разговора. Не давайте волю эмоциям и после его завершения.

Существует тип "грубияна-крикуна", который немедленно повышает голос, когда разозлен, испуган или расстроен. Важно не перейти на его стиль разговора. Лучше всего проявить понимание и сочувствие, хотя это и непросто, так как это единственный способ утихомирить "крикуна".

К этому типу примыкает "граната" – тип довольно мирного человека, который, тем не менее, совершенно неожиданно может взорваться. Как правило, это является результатом его чувства беспомощности, ощущения контроля за ситуацией. Можно "разрядить гранату", дав такому человеку возможность контроля за ситуацией, и успокоить его.

"Привычный крикун" просто не умеет решать проблемы иначе и переходит на крик при первой же возможности. На самом деле, он совершенно безопасен. Самое простое – зная, с кем вы имеете дело, – не обращать внимания на его манеры и спокойно достигать своей цели.

Менее агрессивный но не менее нервирующий тип – "всезнайка", который постоянно перебивает, принижает значимость сказанного вами и всячески выпячивает свое превосходство в компетентности и свою занятость. Наилучший способ справиться с ним – считаться с его мнением (нередко он и в правду бывает компетентен). Лучше не спорить с ним и не настаивать на продолжении встречи, если уж он утверждает что ему некогда.

"Пессимист" тоже может создать немалые трудности. Стоит внимательно отнестись к его критическим замечаниям, т.к. нередко в них есть рациональное звено Пессимисту необходимо дать время подумать, согласиться с его опасениями и даже утрировать те трудности, которые он видит. Полезно опередить пессимиста в негативных высказывания, найти полезное в его позиции. Скорее всего, тогда он станет вашим союзником.

Один из наиболее сложных  типов – это "пассивно-агрессивный". Он не возражает и не сопротивляется, открыто, но старается достичь своих целей за счет других. Его враждебное отношение то и дело в чем-то проявляется, но вывести его на чистую воду довольно трудно. Например, он может сделать работу только наполовину, не так, не вовремя или небрежно. Этому у него всегда найдутся вполне логичные, псевдоразумные объяснения типа: "Я не знал", "Я забыл". Пассивно-агрессивный человек внешне часто демонстрирует готовность к сотрудничеству и даже предлагает свою помощь. Однако на деле все кончается невыполнением работы. По возможности лучше не связываться с подобными людьми, или, по крайней мере, не рассчитывать на них при выполнении каких-то важных задач. Важно не принимать близко к сердцу их проделки, не проявлять внешне гнев и разочарование – это как раз и есть тот выигрыш, которого они добиваются.

Если же вы вынуждены  иметь дело с "пассивно-агрессивным" человеком, добейтесь, чтобы он точно записал, что от него ожидается. Идеально, если вы сохраните копию обязательства для себя, чтоб потом предъявить ему. Чутко обрисуйте ему значимые для него последствия не выполнения данной задачи. Контролируйте ход невыполнения обещанного. Очень важно держать себя в руках и не предъявлять претензий до того пока человек такого типа еще не сделал нечего плохого, не "программировать" его на невыполнение. Если вы сталкиваетесь с пассивно-агрессивным типом. Который практикует перешептывание за вашей спиной, то важнее всего обнаружить, "обнародовать" его, сохраняя при этом хладнокровие. Он силен только сидя в "кустах". Задайте ему напрямую, возможно, в присутствии других, вопросы о том, чем он недоволен, чего хочет. Скорее всего, он стушуется и растеряется.

"Сверх покладистый" тип может выглядеть очень похоже на пассивно-агрессивного тем, что со всем соглашается. Более того, он настойчиво предлагает свою помощь, но почти нечего не выполняет. Ссылаясь на перегруженность и другие обстоятельства. При этом он склонен обижаться в ответ на высказанное ему по этому поводу замечание, т.к. думает, что хотел помочь от чистого сердца, а его чистый порыв не оценили. Чаще всего это человек, который хочет всем нравиться, и не видит другого способа, кроме как быть полезным. Он панически боится отказывать, и, действительно, набирает такое количество обязательств, что при всем своем старании большую часть из них выполнить не может. Имея дело с таким человеком, важно проверять его обещания на реальность, уточнять сроки, поощрять его искренность в высказывании сомнений по поводу возможности реализации тех или других планов с учетом всех обстоятельств. Необходимо выразить ему симпатию. Создать для него обстановку эмоционального принятия вне зависимости от того, что он делает. Это даст ему возможность взять передышку и не добиваться важного расположения столь непродуктивным способом, какой он практикует.

 

Заключение

 

Несмотря на то, что бытует мнение, что конфликт – явление всегда нежелательное, что его необходимо, по возможности избегать, что его следует немедленно разрешать, некоторые конфликты могут быть и желательны. Последствия его не всегда плохи, так как при грамотном подходе к конфликтным ситуациям можно выявить разнообразие точек зрения, узнать дополнительную информацию, выявить большее число альтернатив, проблем и т.д. Это делает процесс принятия решений более эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли, и получить дополнительную информацию методе искоренения конфликта. Но чтобы эффективно управлять конфликтными ситуациями, необходимо знать причины их возникновения, одна из главных причин коренится в личностном своеобразии членов коллектива, характере и психологических особенностях конфликтующих.

Так что для успешного  исхода конфликтной ситуации нужно обязательно учитывать личностные и типологические предпочтения, как оппонента, так и свои собственные, ведь это мощный дополнительный фактор достижения успеха в общении.

 

Список литературы:

 

  1. Бородин Ф.М. Внимание: конфликт! – Новосибирск: Наука, сиб. отд.,1989.
  2. Гришина Н.В. Опыт построения социально-психологической типологии производственных конфликтов. – Л.: Наука, 1977.
  3. Ермолов А.Л. Личность и коллектив. – М.: Знание, 1986.
  4. Зингер В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М,1990
  5. Конфликтология // под. ред. А.С. Карманина. – М.: Просвещение, 1998.
  6. Кричевский Р.Л. Если Вы руководитель. – М.: Дело, 1993.
  7. Симонов П.В., Ермолов П.М. Темперамент. Характер. Личность. – М.: Наука, 1984.
  8. Столяренко Л.Д. Психология и этика деловых отношений. – Р/Дону: Изд-во "Феникс", 2002.

Информация о работе Взаимоотношения людей в коллективе. Конфликтные ситуации. Конфликтные личности