Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 11:09, контрольная работа
Актуальные вопросы обеспечения безопасности территорий и поселений, их защиты от воздействия ЧС различного происхождения рассмотрены в Федеральном законе от 21.12.94 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Ст. 18 Закона провозгласила права граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС. Граждане РФ имеют право:
•на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения ЧС;
•использовать средства коллективной и индивидуальной зашиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от ЧС;
1. Пути минимизации риска возникновения ЧС……………………………3
2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (РСЧС)………………………………5
3. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций……………………...9
Список использованной литературы………………………………………..17
Так, в результате радиационной аварии могут образоваться зоны, имеющие различную степень опасности для здоровья людей; зона возможного опасного радиоактивного загрязнения; зона экстренных мер зашиты населения; зона профилактических мероприятий (например, йодной профилактики населения); зона ограничений (например, земледелия); зона радиационной аварии.
После стабилизации радиационной обстановки в районе аварии в целях ускорения ликвидации ее долговременных последствий могут быть установлены зоны: отчуждения, временного отселения людей и жесткого контроля за радиационной обстановкой.
При прогнозировании последствий аварии на химически опасном объекте и в целях определения размеров зон поражения вначале необходимо спрогнозировать, какое количество жидкости или газа поступит в окружающую среду при том или ином виде аварии, для чего используют специальные методики. Далее с учетом рельефа местности, климатических условий, планировки площадки необходимо рассчитать процессы растекания и испарения жидкостей, а также рассеивания паров пролитой жидкости. Полученные данные наносят на ситуационный план поля концентраций паров пролитой жидкости. Кроме того, на плане местности отображают динамику процесса рассеивания паров, прогнозируют временные изменения концентрации вредных веществ в различных точках местности. В случае проливов СДЯВ внешние границы заражения определяют по ингаляционной токсодозе, в качестве которой часто используют среднюю смертельную дозу.
Силы и средства для ликвидации последствий ЧС. В мирное время ликвидация последствий ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ (республики, края, области), на территории которых сложилась ЧС. При этом непосредственное руководство осуществляется соответствующей КЧС. Если масштабы ЧС таковы, что для ее локализации или ликвидации имеющихся возможностей недостаточно, указанные комиссии обращаются за помощью к вышестоящей КЧС. В случае недостаточности имеющихся сил и средств в субъекте РФ привлекаются КЧС федеральных органов исполнительной власти. В исключительных случаях для ликвидации ЧС и ее последствий образуется правительственная комиссия, во главе которой, как правило, стоит член Правительства РФ.
Основу сил МЧС России - ядра РСЧС составляют: 1) Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд (Центроспас); 2) войска гражданской обороны; 3) подразделения поисково-спасательной службы; 4) невоенизированные формирования ГО.
Центроспас создан в целях оперативного выполнения первоочередных поисково-спасательных работ, причем как в России, так и, при необходимости, за рубежом, оказания пострадавшим медицинской помощи и их эвакуации из мест ЧС. Часто Центроспас используется для экстренной доставки гуманитарных грузов (продовольствие, одежда, палатки) в зоны ЧС (примеры последних лет: Югославия, Дагестан, Чечня, Афганистан).
Отряд имеет в своем
составе большегрузные военно-
Отряд находится в состоянии постоянной готовности к экстренному выдвижению в район ЧС, возникшей практически в любой точке России. При этом время готовности к вылету подразделений Центроспаса не превышает 30 минут с момента их оповещения.
Войска ГО. Они не участвуют в боевых действиях и не располагают тяжелым оружием, за исключением относительно небольшого его количества, предназначенного для обеспечения собственной охраны.
Задачами войск ГО в составе МЧС РФ являются следующие: ведение общей и специальной разведки как непосредственно в очагах поражения, зонах заражения и катастрофического затопления, так и на маршрутах выдвижения к ним; проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ; санитарная обработка населения, специальная обработка техники и имущества, обеззараживание зданий, сооружений и территории в целом; выполнение работ по разминированию объектов и территорий; содействие эвакуации населения; восстановление объектов жизнеобеспечения населения, аэродромов, дорог, переправ и других важных элементов народного хозяйства.
В составе войск ГО имеются спасательные бригады, механизированные полки и батальоны, вертолетные отряды и роты специальной защиты. В них, в свою очередь, входят аварийно-спасательные, инженерные, механизированные, пожарные, медицинские, водопроводные, пиротехнические подразделения, подразделения радиационной и химической защиты и другие.
Размещение соединений и частей ГО осуществляют прежде всего в тех регионах и местах, где высока вероятность возникновения ЧС природного или техногенного характера. При этом особенности региона учитываются в структуре и составе соединений ГО: в случае высокой сейсмоопасности региона в состав последних включают больше механизированных подразделений, если существует угроза затопления — включают понтонно-переправочные средства и т.п.
В последние годы в частях и соединениях войск ГО созданы специальные десантные спасательные отряды, предназначенные для экстренной доставки спасателей на вертолетах в труднодоступные районы. Такие спасатели могут десантироваться парашютным способом или с помощью троса и лебедки вертолета.
В настоящее время намечен ряд мероприятий, имеющих целью укрепление служб МЧС России. К ним, в частности, относятся:
Медицина катастроф. Мировой опыт показывает: природные и техногенные катастрофы часто сопровождаются массовыми потерями среди населения, что требует специальных сил и средств здравоохранения, а также служб других ведомств для ликвидации последствий.
Основными медицинскими
последствиями катастроф
Вышеизложенные соображении,
а также неуклонное возрастание
числа природных и техногенных
ЧС с крупными жертвами объективно
вызвало к жизни новое
Согласно профессору В.В. Тарасову, медицина катастроф — это научно-практическое направление медицины (здравоохранения), сформированное для решения специфических задач охраны здоровья общества и его отдельных групп при природных и техногенных катастрофах и чрезвычайных ситуациях.
В процессе ликвидации последствий катастроф выделяются два периода — период спасения, во время которого (от 2 часов до 5 суток) пострадавшим оказываются все виды медицинской помощи, и период восстановления (лечения и реабилитации). Продолжительность периода спасения определяется сроками прибытия спасательных и медицинских сил из-за пределов зоны бедствия. Опыт показывает вопрос выживаемости пострадавших в это время в основном зависит от проведения само- и взаимопомощи. По истечении указанного срок к спасательным работам приступают прибывшие в зону катастрофы силы немедленного реагирования. Это пожарные команды, спасательные отряды, бригады скорой медицинской помощи, подразделения милиции, а также воинские подразделения. Их задачами являются сбор пострадавших, извлечение их из завалов, оказание нуждающимся первой медицинской и первой врачебной помощи, вынос и вывод раненых из опасных зон с последующей эвакуацией в стационарные медицинские учреждения (больницы, госпитали).
При возникновении ЧС медицинской службе приходится часто осуществлять свои действия в крайне неблагоприятной обстановке. Это обусловлено наличием большого числа пострадавших, которые нуждаются в оказании разнообразной медицинской помощи, отсутствием необходимого количества специалистов, неприспособленностью ряда лечебных учреждений к немедленному приему значительного числа раненых и больных.
Медицина катастроф призвана стать составной и неотъемлемой частью развертываемой системы чрезвычайного реагирования при экстремальных ситуациях. Ее отличительная особенность - обеспечение экстренной концентрации в зоне бедствия сил и средств, достаточных для проведения эффективного комплекса всех спасательных мероприятий.
Организация высокоэффективной крупномасштабной системы экстренной медицинской помощи в России невозможна без активного участия медицинской службы Вооруженных Сил РФ, специалисты которой имеют большой опыт такой работы. Только за последние 15 лет военные медики принимали участие в ликвидации последствий более 130 катастроф и аварий, включая ситуации, в которых имело место химическое и радиационное поражение людей. Они работали в составе военно-медицинских отрядов в других странах (Алжир, Никарагуа, Эфиопия, Камбоджа, Вьетнам, Афганистан), хорошо зарекомендовали себя во внутренних военных конфликтах.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон
РФ от 21.12.1994 года 68-ФЗ «О защите
населения и территорий от
ЧС природного и техногенного
характера» (с изменениями и дополнениями)
2. ППРФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС» от 30.12.2003 №794.
3. Постановление Правительства РФ от 21.05.2007 г. № 304 «О классификации ЧС природного и техногенного характера».
4. Закон Республики Карелия от 15 декабря 2005 года № 938 «О некоторых вопросах защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера в Республике Карелия» (в ред. от 21.10.2011 г. № 1538-ЗРК).
5. Учебное пособие
«Защита населения и
6. Учебное пособие «Ликвидация последствий аварий и стихийных бедствий», Михно Е.П.
7. Учебное пособие
«Основы защиты населения и
территорий в кризисных
8. Учебное пособие «Организация и ведение ГО и защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», Москва-2010 г. Институт риска и безопасности (под общей редакцией Кириллова Г.Н.).
9. Электронное учебное
пособие «Предупреждение и
10. Государственный доклад за 2011 г. «О состоянии защиты населения и территории Республики Карелия от ЧС природного и техногенного характера».
Информация о работе Защита населения и территорий в ЧС. Ликвидация последствий ЧС