Защита населения в чрезвычайных ситуациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 15:00, реферат

Описание работы

Защита населения в чрезвычайных ситуациях - одна из главных задач гражданской обороны. Объем и характер защитных мероприятий определяются особенностями отдельных районов и объектов, а также вероятной обстановки, которая может сложиться в результате, химического, бактериологического (биологического) и других видов заражения. Защита населения при возникновении чрезвычайных ситуаций в условиях мирного и военного времени организуется и осуществляется в соответствии с определенными принципами

Содержание работы

Введение 3
1. Своевременное оповещение населения 4
2. Укрытие населения в защитных сооружениях 5
3. Рассредоточение рабочих, служащих и эвакуация населения 7
4. Применение средств индивидуальной защиты 11
4.1 Средства защиты органов дыхания 12
4.2 Средства защиты кожи 13
5. Организация пожарной охраны предприятия. Функции Государственного пожарного надзора…………….……….14
Заключение 17
Список литературы………………………………………………………..…………………….….19

Файлы: 1 файл

бжд реферат защита населения.docx

— 57.09 Кб (Скачать файл)

Простейшие средства защиты органов дыхания изготавливаются  самим населением. Они рекомендуются  в качестве массового средства защиты органов дыхания от РВ и БС. Для  защиты от 0В они, как и респираторы, непригодны.

4.2 Средства защиты кожи


По принципу защитного  действия средства защиты кожи подразделяются на изолирующие и фильтрующие. Изолирующие средства защиты, кожи изготовляются из воздухонепроницаемых материалов, обычно специальной эластичной и морозостойкой прорезиненной ткани. Они могут быть герметичными и негерметичными. Герметичные средства защиты закрывают все тело и защищают от паров и капель 0В, негерметичные - только от капель ОВ. Наряду с защитой от ОВ они предохраняют кожные покровы и обмундирование от заражения РВ и БС. К изолирующим средствам защиты кожи относятся защитные комбинезон и костюм, легкий защитный костюм Л-1 и общевойсковой защитный комплект.

Защитный комбинезон состоит  из сшитых в одно целое куртки, брюк и капюшона. Костюм отличается от комбинезона  тем, что куртка с капюшоном и  брюки изготовлены раздельно. В  комплект комбинезона и костюма  входят, кроме того, подшлемник, резиновые  сапоги и резиновые перчатки.

Легкий защитный костюм Л-1 состоит из рубахи с капюшоном, брюк, сшитых вместе с чулками, двупалых перчаток и подшлемника. Размеры Л-1 аналогичны размерам защитного комбинезона (костюма). Л-1 используется в разведывательных подразделениях ГО.

Общевойсковой защитный комплект (О3К) состоит из защитного плаща  ОП-1 и защитных чулок, перчаток. Защитные перчатки зимние - двупалые, летние - пятипалые (резиновые). Защитный плащ имеет рукава и капюшон. Подошва защитных чулок  имеет резиновую основу. Чулки  надеваются поверх обычной обуви  и крепятся к ногам с помощью  хлястиков, а к поясному ремню - с  помощью тесемок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Организация пожарной охраны  предприятия. Функции Государственного  пожарного надзора


Ответственность за обеспечение  пожарной безопасности на предприятии  возлагается на руководителя предприятия  и руководителей структурных  подразделений. Администрация предприятия или наниматель обязаны: - обеспечить полное и своевременное выполнение правил пожарной безопасности и противопожарных требований строительных норм при проектировании, строительстве и эксплуатации подведомственных им объектов; - организовать на предприятии пожарную охрану, добровольную пожарную дружину и пожарно-техническую комиссию; - предусматривать необходимые средства на содержание пожарной охраны, приобретение средств пожаротушения; - назначать лиц, ответственных за пожарную безопасность в структурных подразделениях. Инженерно-технические работники, ответственные за пожарную безопасность в подразделении, обязаны знать пожарную опасность технологического процесса, выполнять правила и требования противопожарного режима, установленного на предприятии, следить за их соблюдением рабочими и служащими. На предприятиях со всеми вновь поступающими на работу должен проводиться противопожарный инструктаж, а на производстве с повышенной пожарной опасностью, кроме этого, занятия по пожарно-техническому минимуму. Для каждого производства или объекта на основе типовых правил пожарной безопасности промышленных предприятий должны разрабатываться противопожарные инструкции. Вся профилактическая работа в области пожарной безопасности на предприятии возлагается на пожарно-техническую комиссию, которая на основании анализа состояния противопожарного режима, выявления технологических нарушений и недостатков разрабатывает противопожарные мероприятия. Руководство в области пожарной безопасности в России осуществляется МЧС через областные управления и местные органы. На МЧС возложены функции управления над деятельностью по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной, промышленной и радиационной безопасности. Структура МЧС включает в себя органы государственного пожарного надзора, департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике, возглавляющий систему органов государственного надзора. Все организаторские, контрольные и административные функции руководящих органов сводятся, в основном, к следующему: - разработке и согласованию противопожарных норм, правил, технических условий для вновь строящихся и реконструируемых объектов различного назначения, а также правил пожарной безопасности действующих объектов; - контролю за соблюдением проектными организациями противопожарных норм, технических условий и правил при проектировании новых и реконструкции существующих объектов, зданий и сооружений; - надзору за противопожарным состоянием действующих хозяйственных объектов, жилых и общественных зданий и соблюдением в них должного противопожарного режима; - учету и анализу причин пожаров; - пропаганде противопожарной профилактики; - административной работе и дознанию. Органы пожарного надзора вправе налагать штрафы на нарушителей противопожарного режима; проводить необходимые действия в качестве органов дознания для выявления виновников пожара или виновных в неудовлетворительном противопожарном состоянии объекта; вправе приостанавливать частично или полностью деятельность объектов, находящихся в пожароугрожающем состоянии.

Основы обеспечения пожарной безопасности Российской Федерации  регулируются Федеральным законом "О пожарной безопасности", принятым 18 ноября 1994 года, и Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденные приказом МЧС N 313 от 18 июня 2003 г. Пожарная безопасность - это состояние  защищенности личности, имущества общества и государства от пожаров. Совокупность сил и средств, а также мер  правового, организационного экономического, социального и научно-технического характера, образуют систему обеспечения  пожарной безопасности. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия  и граждане, принимающие участие  в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством  Российской Федерации. Законом "О  пожарной безопасности" предприятиям предоставлены следующие права: - создавать, реорганизовывать и ликвидировать  в установленном порядке подразделения  пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств, в том  числе на основе договоров с Государственной  противопожарной службой; вносить  в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения  по обеспечению пожарной безопасности; - проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, происшедших на предприятиях; - устанавливать  меры социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности; - получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в  том числе в установленном  порядке от органов управления и  подразделений пожарной охраны. Но, кроме предоставления прав, на предприятия законом возлагаются следующие обязанности: - соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; - разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; - проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; - включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; - содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; - создавать и содержать в соответствии с установленными нормами органы управления и подразделения пожарной охраны, в том числе на основе договоров с Государственной противопожарной службой; - оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров; - предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства, горюче-смазочные материалы, а также продукты питания и места отдыха для личного состава пожарной охраны, участвующего в выполнении боевых действий по тушению пожаров, и привлеченных к тушению пожаров сил; - обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны, при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; - предоставлять по требованию должностных лиц государственной противопожарной службы сведения и документы о состоянии пожарной безопасности в предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территории пожарах и их последствиях; - незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов. Согласно Правилам пожарной безопасности, на каждом предприятии приказом (инструкцией) должен быть установлен соответствующий их пожарной опасности противопожарный режим, в том числе: - определены и оборудованы места для курения; - определены места и допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции; - установлен порядок уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды; - определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня; - регламентированы: порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ; порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы; действия работников при обнаружении пожара; - определены порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначены ответственные за их проведение. В зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре. Руководитель объекта с массовым пребыванием людей (50 человек и более) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре обязан разработать инструкцию, определяющую действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников. Для объектов с ночным пребыванием людей (детские сады, школы-интернаты, больницы и т.п.) в инструкции должны предусматриваться два варианта действий: в дневное и в ночное время. Руководители предприятий, на которых применяются, перерабатываются и хранятся опасные (взрывоопасные) сильнодействующие ядовитые вещества, обязаны сообщать подразделениям пожарной охраны данные о них, необходимые для обеспечения безопасности личного состава, привлекаемого для тушения пожара и проведения первоочередных аварийно-спасательных работ на этих предприятиях. Территория предприятий в пределах противопожарных разрывов между зданиями, сооружениями и открытыми складами должна своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п. Горючие отходы, мусор и т.п. следует собирать на специально выделенных площадках в контейнеры или ящики, а затем вывозить. Противопожарные разрывы между зданиями и сооружениями, штабелями леса, пиломатериалов, других материалов и оборудования не разрешается использовать под складирование материалов, оборудования и тары, для стоянки транспорта и строительства (установки) зданий и сооружений. Дороги, проезды, подъезды и проходы к зданиям, сооружениям, открытым складам и водоисточникам, используемые для пожаротушения, подступы к стационарным пожарным лестницам и пожарному инвентарю должны быть всегда свободными, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда. Для всех производственных и складских помещений должны быть определены категории взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по Правилам устройства электроустановок, которые надлежит обозначать на дверях помещений. Около оборудования, имеющего повышенную пожарную опасность, следует вывешивать стандартные знаки (аншлаги, таблички) безопасности. Для обеспечения пожарной безопасности на предприятии назначается ответственный за противопожарную безопасность. В его обязанности входит: - разрабатывать и обеспечивать меры по обеспечению пожарной безопасности; - проводить противопожарную пропаганду; - обучать работников мерам пожарной безопасности; - содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты; - оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров; - предоставлять противопожарной службе сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятии, выполнять предписания должностных лиц пожарной охраны; - незамедлительно сообщать в пожарную службу о возникновении пожара.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение


Охарактеризовать режим  защиты при непосредственно химическом заражении можно следующим образом. Защита от химических средств поражения  достигается применением средств  индивидуальной и коллективной защиты. При этом необходимо учитывать, что  фильтрующие противогазы ГО защищают органы дыхания не от всех СДЯВ. Для  защиты в зараженной среде аммиаком, сернистым ангидридом, сероводородом  применяются промышленные фильтрующие  противогазы.

Химическое заражение  непосредственного влияния на здания, сооружения и оборудование промышленных предприятий не оказывает. Однако применение этого оружия может сказаться  на производственной деятельности предприятий. Так, рабочие и служащие цехов, не прекращающих работу в условиях химического  заражения, должны работать в средствах  индивидуальной защиты. Там, где возможно, производственный процесс приостанавливается, рабочие и служащие укрываются в  защитных сооружениях ГО. Возобновление  производственного процесса осуществляется после дегазации оборудования, помещений  и прилегающей территории.

Производственный процесс  может не прекращаться в случае проведения его в герметизированных зданиях  и сооружениях. Герметизация производственных помещений и технологических  процессов имеет особо важное значение на объектах пищевой, фармацевтической промышленности, водоснабжения и в сельском хозяйстве.

Говоря же о бактериологическом заражении нужно отметить следующее: для предотвращения распространения  инфекционных болезней, локализации  и ликвидации зон и очагов бактериологического (биологического) поражения распоряжением начальника ГО области устанавливается карантин и обсервация.

Карантин - это система  противоэпидемических и режимно-ограничи-тельных мероприятий, направленных на полную изоляцию всего очага поражения и ликвидацию в нем инфекционных заболеваний. Карантин вводится при бесспорном установлении факта применения противником бактериальных средств и главным образом в тех случаях, когда примененные возбудители болезней относятся к особо опасным.

На внешних границах зоны карантина устанавливается вооруженная  охрана, организуется комендантская  служба и патрулирование, регулируется движение. На объектах, где установлен карантин, организуется внутренняя комендантская  служба. Запрещается выход людей, вывод животных и вывоз имущества. Вход (въезд) может быть разрешен лишь специальным формированиям ГО и  медицинскому персоналу для оказания помощи по ликвидации последствий применения бактериальных средств.

Объекты, оказавшиеся зоне карантина и продолжающие свою производственную деятельность, переходят на особый режим работы со строгим выполнением  противоэпидемических требований. Рабочие  смены разбиваются на отдельные  группы (возможно меньшие по составу), контакт между ними сокращается  до минимума. Питание и отдых рабочих  и служащих организуется по группам  в специально отведенных для этого  помещениях. В зоне карантина прекращается работа всех учебных заведений, зрелищных  учреждений, рынков и базаров.

В том случае, когда установленный  вид возбудителя не относится  к группе особо опасных инфекционных болезней, и нет угрозы массовых заболеваний, введенный карантин заменяется обсервацией.

Под обсервацией понимают проведение в очаге поражения  ряда изоляционно-ограничительных  и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на предупреждение распространения  инфекционных заболеваний. Режимные мероприятия  в зоне обсервации в отличие от карантина включают: максимальное ограничение  въезда и выезда, а также вывоза из очага имущества без предварительного обеззараживания и разрешения эпидемиологов; усиление медицинского контроля за питанием и водоснабжением; ограниченные движение по зараженной территории, общение между отдельными группами людей и другие мероприятия.

В зонах карантина и  обсервации с самого начала их образования  проводятся мероприятия по обеззараживанию (дезинфекция), дезинсекции и дератизации (уничтожение насекомых и грызунов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы


1. Трудовой кодекс Российской  Федерации от 30.12.2001 г №197 - ФЗ.

2. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом  благополучии населения" (Сборник  законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650),

3. Кукин П.П. безопасность  жизнедеятельности. Безопасность  технологических процессов и  производств - М., - 2000 г.

4. Лапин В.Л. Безопасность  жизнедеятельности - М., 2001 г.

5. Малеина М. Ответственность  за нарушение санитарно-эпидемиологических  правил, "Российская юстиция", № 7, июль 2000 г.

6. Ушаков К.З. Безопасность  жизнедеятельности. Учебник - М., 2001 г.

 


Информация о работе Защита населения в чрезвычайных ситуациях