Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 10:57, контрольная работа
1. С каждым годом чрезвычайные ситуации (ЧС), порождаемые производственными и транспортными авариями, катастрофами и стихийными
бедствиями, становятся все более частыми, масштабными и опасными, сопровождаются все большими человеческими жертвами, материальным
ущербом и деградацией природной среды.
1. Защита населения и территорий от ЧС – важнейшая государственная задача. Правовая основа защиты населения России от ЧС. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС.
2. Экологическая безопасность предприятий и территорий. Экологический паспорт объекта.
3. Электромагнитные поля: источники, действия, нормирование, методы защиты.
4. Мероприятия по обеспечению безопасности производственных процессов.
Вариант №1.
1. Защита населения и территорий от ЧС – важнейшая государственная задача. Правовая основа защиты населения России от ЧС. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС.
2. Экологическая безопасность предприятий и территорий. Экологический паспорт объекта.
3. Электромагнитные поля: источники, действия, нормирование, методы защиты.
4. Мероприятия по обеспечению безопасности производственных процессов.
1. С каждым годом чрезвычайные ситуации (ЧС), порождаемые производственными и транспортными авариями, катастрофами и стихийными
бедствиями, становятся все более частыми, масштабными и опасными, сопровождаются все большими человеческими жертвами, материальным
ущербом и деградацией природной среды.
По причинам возникновения и своему характеру чрезвычайные ситуации могут быть разделены на три группы:
1. Техногенные аварии и катастрофы (транспортные аварии, пожары
и взрывы, выбросы сильнодействующих ядовитых, радиоактивных
и биологически опасных веществ, обрушения сооружений, электро-энергетические аварии, аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения, гидродинамические аварии).
2. Опасные природные явления и стихийные бедствия (геокосмические,
геофизические, геологические, метеорологические, гидрологические,
природные пожары, инфекционная заболеваемость, распространение
природных вредителей).
3. Экологические бедствия (аномальные изменения состояния сфер при-
родной среды - суши, атмосферы, гидросферы и биосферы).
Как свидетельствует анализ статистических данных, большая часть
чрезвычайных ситуаций возникает в Российской Федерации в регионах
с высокой концентрацией предприятий угольной, химической и газовой
промышленности с разветвленной сетью автомобильных дорог. В основ-
ном это чрезвычайные ситуации техногенного характера (свыше 70% от
общего числа).
Для решения задач предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, снижения возможных потерь населения и ущерба экономике в случае их возникновения в Российской Федерации создана и действует единая государственная система предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций.
Вместе с тем, число пострадавших и размер ущерба в чрезвычайных
ситуациях в значительной степени зависит от умения людей правильно
действовать в этих условиях, от принимаемых каждым гражданином мер
по заблаговременной подготовке к возможным в данной местности чрезвычайным ситуациям. Вот почему вопросы подготовки населения к действиям в чрезвычайных обстоятельствах имеют важное значение.
Правовая основа защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций регулируется Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера",
принятым Государственной Думой 11 ноября 1994 г.
Законом также определены основные понятия в области защиты на-
селения и территорий:
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории,
сложившаяся в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или по-
влекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий,
проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также
на сохранение жизни и здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения;
Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные
и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и здоровья людей,
снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действий характерных для них опасных факторов;
Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась
чрезвычайная ситуация.
В соответствии с законом "О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в стране
функционирует единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), которая располагает органами
управления, силами, техническими средствами и другими материальными
ресурсами для того, чтобы защитить население и национальное достояние
от воздействия аварий, катастроф, экологических и стихийных бедствий
или уменьшить их воздействие.
Основной целью создания этой системы является объединение
усилий центральных органов исполнительной власти, органов исполни-
тельной и представительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов и районов, а также организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств в деле предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в пределах территорий субъектов Российской Федерации и состоят из звеньев, соответствующих административно-
Каждая территориальная подсистема предназначена для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подведомственной территории. Она включает в себя руководящий орган - республиканскую, краевую или областную комиссию по чрезвычайным ситуациям, постоянно
действующий орган управления, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территории республики, края,
области от чрезвычайных ситуаций, собственные силы и средства территории, а также силы и средства функциональных подсистем. Указанные
органы имеются вплоть до сельского района и производственного объекта.
Силы и средства наблюдения включают органы, службы и учреждения, осуществляющие государственный надзор, инспектирование, мониторинг, контроль, анализ состояния природной среды, потенциально
опасных объектов, веществ, материалов, здоровья людей и т.д. Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций состоят из[1]:
военизированных и невоенизированных противопожарных, поисково-спасательных и аварийно-восстановительных формирований федеральных органов исполнительной власти и организаций России;
учреждений и формирований службы медицинской помощи Минздравмедпрома России и других федеральных органов исполнительной
власти и организаций Российской Федерации;
формирований службы защиты животных и растений Минсельхозпрода России;
военизированных противоградовых и противолавинных служб Росгидромета;
территориальных аварийно-спасательных формирований Государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации Мин-
природы России;
подразделений Государственной противопожарной службы МВД
России;
соединений и воинских частей радиационной, химической, биологи-
ческой защиты и инженерных войск Минобороны России, предназначенных для ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных и иных
бедствий;
военизированных горноспасательных, противофонтанных и газоспасательных частей Минтопэнерго России;
подразделений органов внутренних дел и муниципальной милиции;
аварийно-технических центров, специализированных отрядов атом-
ных электростанций Минатома России;
восстановительных и пожарных поездов МПС России;
территориальных и объектовых нештатных аварийно-спасательных
и аварийно-восстановительных формирований;
Центрального аэромобильного спасательного отряда МЧС России;
аварийно-спасательных служб Военно-Морского флота;
отрядов и специалистов добровольцев общественных объединений.
2. Экологический паспорт промышленного предприятия – нормативно-технический документ, включающий
данные по использованию предприятием природных и вторичных ресурсов и определению влияния производства на
окружающую среду. В экологическом паспорте отражаются данные о влиянии на окружающую среду всех элементов, представленных на схеме:
– сведения о применяемых предприятием технологиях;
– количественные и качественные характеристики используемых ресурсов: сырья, топлива, энергии (т.е. то-
го, что предприятие потребляет);
– количественные характеристики выпускаемой продукции;
– количественные и качественные характеристики выбросов (сбросов, отходов) загрязняющих веществ от
предприятия.
Эта информация содержится как в описательной, так и в табличных частях, причем табличные данные преобладают. Паспорт состоит из 19 приложений, каждое из которых характеризует определенное направление природоохранной деятельности. После составления паспорта его утверждает главный инженер. Затем проводится его согласование в местных органах Минприроды России. Ежегодно паспорт уточняется и пересогласовывается.
Для составления экологического паспорта используются технологическая документация, показатели работы
очистных установок, данные анализа воздушных и водных сред. Этих данных обычно оказывается недостаточно,
поэтому работа по составлению экологического паспорта требует детального рассмотрения всего комплекса природоохранных вопросов. Часто эту работу предприятие не может выполнять собственными силами и привлекает специализированные организации.
Как и в общегражданском, в экологическом паспорте:
– содержатся общие сведения о предприятии, но эти сведения имеют экологическую направленность;
– указываются взаимное расположение данного предприятия с граничащими объектами;
– приводится карта-схема с нанесенными на нее источниками загрязнения атмосферы и поверхностных вод,
местами забора воды (водозаборами), складирования отходов;
– указываются границы санитарно-защитной зоны (площадь от территории предприятия до ближайшей за-
стройки), жилых массивов, лесов, сельскохозяйственных угодий, транспортных магистралей, зон отдыха,
рекреаций (территорий заповедников, музеев, памятников архитектуры), постов наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха предприятием и сбросом сточных вод вводные объекты, стационарных постов
природоохранных органов России;
– дается краткая природно-климатическая характеристика района расположения предприятия: метеорологические характеристики и коэффициенты, определяющие условия рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере.
Это необходимо для установления нормативов возможных выбросов вредных веществ в атмосферу, так называемых предельно допустимых выбросов (ПДС). Дело в том, что предприятие может выбрасывать очень незначительное количество вредных веществ, но в данном районе такие же небольшие количества этих же веществ может
выбрасывать другой, третий промышленный объект. Тогда нагрузка на природную среду может оказаться существенной, поэтому территориальные органы охраны природы, обладая данными о выбросах всех предприятий данной
местности, имея экспериментальные данные о наличии в воздушном бассейне загрязняющих веществ и о движении
воздушных потоков, устанавливают каждому предприятию норму выброса в атмосферу того или иного загрязняющего вещества. Такие расчеты выполняются с использованием специальных стандартных программ, утвержденных Минприродой РФ.
В паспорте приводится характеристика источников водоснабжения и приемников сточных вод, местоположение
водного объекта, минимальный среднемесячный расход води в реке, показатели качества воды выше и ниже выпуска или
забора воды. Эти данные затем используются для разработки проекта предельно допустимого сброса (ПДС).
Как было указано выше, качество окружающей среды прямо связано с технологическим процессом, поэтому в
экологическом паспорте приводится краткая характеристика производства, данные об объеме выпускаемой продукции, технологические схемы с указанием вида исходного сырья и промежуточных продуктов.
Сведения об использовании земельных ресурсов включают характеристику использования земли под здания и
сооружения, склады, дороги, хранилища и свалки твердых отходов, накопители сточных вод, санитарно-защитные
зоны.
В экологическом паспорте приводятся данные о составе и расходе сырья, вспомогательных материалов и энергоресурсов по видам продукции. Данные по расходу материала должны быть увязаны с балансовой схемой материальных потоков. Это в полной мере согласуется со схемой, только вместо элемента «промышленное предприятие»
выступает установка. Расход энергоресурсов дается с расшифровкой: расход электроэнергии, газа, мазута, угля и других видов топлива.
Обширной является характеристика выбросов в атмосферу, Для их оценки предварительно проводится инвентаризация всех источников выделения и загрязнения атмосферы, как организованных, так и неорганизованных.
Источник загрязнения атмосферы – это объект, от которого загрязняющее вещество поступает в атмосферу.
Источник выделения – это объект, в котором образуются загрязняющие вещества (технологическая уста-
новка, склад сырья или продукции и т.д.). Загрязняющие вещества от источника выделения могут поступать в
атмосферу либо через специальные газоотводные устройства (дымовая труба, вентиляционная шахта и т.д.), –
организованные источники загрязнения, либо – непосредственно в атмосферу. В этом случае источник выделе-
ния становится неорганизованным (емкости для хранения топлива, площадки складирования отходов и т.д.).
Если источник выделения оснащен газоочистительной установкой (ГОУ), то приводятся подробные сведения о
ее работе.
В экологическом паспорте дается развернутая характеристика водопотребления, водоотведения и очистки