Здороовьезберегающие технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 03:27, статья

Описание работы

Сельская малокомплектная школа - весьма специфическое явление на образовательной карте России. Специфика работы в сельской школе имеют свои положительные стороны. Учитель хорошо знает каждого ученика, и есть возможность продуктивно вести индивидуальное обучение, увеличивается плотность урока, возможна взаимопомощь старших и младших школьников, все учащиеся находятся в поле зрения учителя. Индивидуальный подход состоит в учёте особенности развития и физической подготовленности каждого учащегося в конкретном случае обучения или развития физических качеств.

Файлы: 1 файл

Бабужапова И.Б..doc

— 44.00 Кб (Скачать файл)

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

БАБУЖАПОВА  И.Б.

МБОУ  «Северная СОШ» Баунтовского эвенкийского района РБ

Сельская малокомплектная  школа - весьма специфическое явление  на образовательной карте России. Специфика работы в сельской школе  имеют свои положительные стороны. Учитель хорошо знает каждого ученика, и есть возможность продуктивно вести индивидуальное обучение, увеличивается плотность урока, возможна взаимопомощь старших и младших школьников, все учащиеся находятся в поле зрения учителя. Индивидуальный подход состоит в учёте особенности развития и физической подготовленности каждого учащегося в конкретном случае обучения или развития физических качеств. Малочисленная школа позволяет в полной мере осуществить индивидуальный подход или предоставляет (в полной мере) для этого богатые возможности, что практически невозможно в городских школах с большой наполняемостью в классах.

В современном мире решающим фактором экономического, политического  и социального развития является сохранение здоровья людей, и, прежде всего, здоровья подрастающего поколения. Для многих государств воспитание здорового образа жизни является важнейшей составной частью идеологической и воспитательной работы с детьми.

Приоритет решения проблем  здоровья и здорового образа жизни никем не ставится под сомнение. По своей природе данная проблема выходит за рамки медицинской науки. Различные её аспекты изучаются не только врачами, но специалистами в области биологии, психологии, педагогики, социологии и социальной работы.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды. В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников.

Здоровьесберегающее образование  можно рассматривать как процесс  воспитания и обучения, результатом  которого является достижение обучающимся  уровня образованности без ущерба своему здоровью. Ключевая роль в формировании здорового образа жизни принадлежит здоровьесберегающим технологиям. Термин "здоровьесберегающие образовательные технологии" можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её "сертификат безопасности для здоровья", и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

В нашей малокомплектной школе уже несколько лет реализуется программа «В здоровом теле - здоровый дух» - это физкультурно-оздоровительное направление учебно-воспитательной деятельности школы. Программа направлена на формирование у школьников здоровьесберегающей компетентности, как готовности решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья.

Деятельность  по программы предполагает:

  1. Объединение учащихся в соответствии с их спортивными интересами для совместных занятий волейболом, баскетболом, футболом, шашками, настольным теннисом;
  2. Проведение разнообразных спортивных праздников и состязаний, игр;
  3. Пропаганда ЗОЖ школьников;
  4. Индивидуальный подход каждому ребенку;
  5. Привлечение внимания родителей и представителей взрослого населения поселка к проблемам формирования и ведения ЗОЖ.

При  реализации программы, мы хотим, чтобы учащиеся понимали и осознавали триады здоровья: «Хочу быть здоровым», «Знаю, как сохранить здоровье», «Я буду здоров». Приобрели ЗУН от элементарных правил  гигиены до формирования ЗОЖ, сохранения своего здоровья и здоровья окружающих. Здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся», т.е основной принцип: «Не навреди!». Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. Пропаганда ЗОЖ в нашей школе идет постоянно через систему мероприятий с активным участием семьи и других социальных институтов (МБДОУ  «Росинка», МКУК СДК, сельская библиотека, ФАП МБУЗ «ЦРБ», поселение Северное).

Учитель культуры здоровья работает в тесной связи с классными руководителями. Классный руководитель работает по 4 направлениям: диагностика, анализ данных о состоянии здоровья, оздоровление и формирование полезных привычек.

Участие семьи  – обязательный компонент процесса воспитания культуры здоровья, так как именно родители должны стать для своих детей положительным  примером в вопросах сохранения и укрепления здоровья. Для повышения знаний родителей о здоровом образе жизни, культуре здоровья классные руководители проводят классные родительские собрания, практикумы, которые организуются совместно с учителями и родителями, где происходит подробное исследование какого- либо вопроса или проблемы.

Такой комплексный  подход обеспечивает объективность, полноценность и учет различных факторов – способствующих,  решению задач сохранения и укрепления здоровья учащихся. Это для нашего коллектива главная задача для решения которой мы направляем все усилия

Традиционными в школе  стали Дни здоровья, которые проводятся в сентябре и в конце учебного года: мае. Каждый месяц по плану спортивно-оздоровительных мероприятий в школе проводятся такие мероприятия как: «Веселые старты», «Большие гонки», мини-футбол, волейбол, легкая атлетика  и многое другое.

Также сельское поселение  каждый год придумывают спортивные игры. Например: игра «Пираты». Где играли кроме команд школьников, команды учителей, все организации которые есть у нас в поселенье.

Здоровый образ  жизни (ЗОЖ) - это мера цивилизованности и человечности, характеризующая  как отдельного человека, так и общество в целом. Он складывается из ориентации на здоровье как абсолютную жизненную ценность, на идеалы личности, семьи, нации и природы, из эффективных мер питания, образования, физкультуры и спорта, гигиены тела и духа. Таким образом, единственный путь решения проблемы формирования ЗОЖ - создание системы воспитания здорового образа жизни учащихся в учреждениях образования с активным участием семьи и других социальных институтов. Все меры, направленные на предупреждение употребления алкоголя, табака, наркотиков среди учащейся молодежи и пропаганду здорового образа жизни, должны представлять собой не единичные мероприятия, а являться составной частью долгосрочных программ, направленных на формирование безопасного и ответственного поведения подрастающего поколения.

Информация  об авторе: Бабужапова Ирина Батомункуевна

Место работы: МБОУ «Северная СОШ» Баунтовского эвенкийского района РБ

Должность: учитель биологии и химии

E-mail: argalei88@mail.ru

Список  литературы

  1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М.: Изд. центр "Академия", 2000. - 192 с.
  2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы / Н.К. Смирнов - М.: АРКТИ, 2003. - 272 с.
  3. Пензулаева Л. И. Физическое воспитание в малокомплектной сельской школе: кн. для учителя. – М. : Просвещение, 1990. – 142 с.

Информация о работе Здороовьезберегающие технологии