Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 03:27, статья
Сельская малокомплектная школа - весьма специфическое явление на образовательной карте России. Специфика работы в сельской школе имеют свои положительные стороны. Учитель хорошо знает каждого ученика, и есть возможность продуктивно вести индивидуальное обучение, увеличивается плотность урока, возможна взаимопомощь старших и младших школьников, все учащиеся находятся в поле зрения учителя. Индивидуальный подход состоит в учёте особенности развития и физической подготовленности каждого учащегося в конкретном случае обучения или развития физических качеств.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
БАБУЖАПОВА И.Б.
МБОУ «Северная СОШ» Баунтовского эвенкийского района РБ
Сельская малокомплектная школа - весьма специфическое явление на образовательной карте России. Специфика работы в сельской школе имеют свои положительные стороны. Учитель хорошо знает каждого ученика, и есть возможность продуктивно вести индивидуальное обучение, увеличивается плотность урока, возможна взаимопомощь старших и младших школьников, все учащиеся находятся в поле зрения учителя. Индивидуальный подход состоит в учёте особенности развития и физической подготовленности каждого учащегося в конкретном случае обучения или развития физических качеств. Малочисленная школа позволяет в полной мере осуществить индивидуальный подход или предоставляет (в полной мере) для этого богатые возможности, что практически невозможно в городских школах с большой наполняемостью в классах.
В современном мире решающим фактором экономического, политического и социального развития является сохранение здоровья людей, и, прежде всего, здоровья подрастающего поколения. Для многих государств воспитание здорового образа жизни является важнейшей составной частью идеологической и воспитательной работы с детьми.
Приоритет решения проблем здоровья и здорового образа жизни никем не ставится под сомнение. По своей природе данная проблема выходит за рамки медицинской науки. Различные её аспекты изучаются не только врачами, но специалистами в области биологии, психологии, педагогики, социологии и социальной работы.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды. В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников.
Здоровьесберегающее образование
можно рассматривать как
В нашей малокомплектной школе уже несколько лет реализуется программа «В здоровом теле - здоровый дух» - это физкультурно-оздоровительное направление учебно-воспитательной деятельности школы. Программа направлена на формирование у школьников здоровьесберегающей компетентности, как готовности решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья.
Деятельность по программы предполагает:
При реализации программы, мы хотим, чтобы учащиеся понимали и осознавали триады здоровья: «Хочу быть здоровым», «Знаю, как сохранить здоровье», «Я буду здоров». Приобрели ЗУН от элементарных правил гигиены до формирования ЗОЖ, сохранения своего здоровья и здоровья окружающих. Здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся», т.е основной принцип: «Не навреди!». Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. Пропаганда ЗОЖ в нашей школе идет постоянно через систему мероприятий с активным участием семьи и других социальных институтов (МБДОУ «Росинка», МКУК СДК, сельская библиотека, ФАП МБУЗ «ЦРБ», поселение Северное).
Учитель культуры здоровья работает в тесной связи с классными руководителями. Классный руководитель работает по 4 направлениям: диагностика, анализ данных о состоянии здоровья, оздоровление и формирование полезных привычек.
Участие семьи – обязательный компонент процесса воспитания культуры здоровья, так как именно родители должны стать для своих детей положительным примером в вопросах сохранения и укрепления здоровья. Для повышения знаний родителей о здоровом образе жизни, культуре здоровья классные руководители проводят классные родительские собрания, практикумы, которые организуются совместно с учителями и родителями, где происходит подробное исследование какого- либо вопроса или проблемы.
Такой комплексный подход обеспечивает объективность, полноценность и учет различных факторов – способствующих, решению задач сохранения и укрепления здоровья учащихся. Это для нашего коллектива главная задача для решения которой мы направляем все усилия
Традиционными в школе стали Дни здоровья, которые проводятся в сентябре и в конце учебного года: мае. Каждый месяц по плану спортивно-оздоровительных мероприятий в школе проводятся такие мероприятия как: «Веселые старты», «Большие гонки», мини-футбол, волейбол, легкая атлетика и многое другое.
Также сельское поселение каждый год придумывают спортивные игры. Например: игра «Пираты». Где играли кроме команд школьников, команды учителей, все организации которые есть у нас в поселенье.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это мера цивилизованности и человечности, характеризующая как отдельного человека, так и общество в целом. Он складывается из ориентации на здоровье как абсолютную жизненную ценность, на идеалы личности, семьи, нации и природы, из эффективных мер питания, образования, физкультуры и спорта, гигиены тела и духа. Таким образом, единственный путь решения проблемы формирования ЗОЖ - создание системы воспитания здорового образа жизни учащихся в учреждениях образования с активным участием семьи и других социальных институтов. Все меры, направленные на предупреждение употребления алкоголя, табака, наркотиков среди учащейся молодежи и пропаганду здорового образа жизни, должны представлять собой не единичные мероприятия, а являться составной частью долгосрочных программ, направленных на формирование безопасного и ответственного поведения подрастающего поколения.
Информация об авторе: Бабужапова Ирина Батомункуевна
Место работы: МБОУ «Северная СОШ» Баунтовского эвенкийского района РБ
Должность: учитель биологии и химии
E-mail: argalei88@mail.ru
Список литературы