Беларусь на геополитической карте Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 16:14, реферат

Описание работы

Республика Беларусь, которая геополитически относится к наиболее динамично развивающемуся региону Центральной и Восточной Европы, находится в поиске оптимальной формы геополитической идентичности. Вот почему важно не только оценить ныне существующее, но и спрогнозировать ее последующее геополитическое развитие.
Любое государство в своем развитии учитывает природно-климатический и экономический потенциал, способный сформировать особый уклад жизни того или иного общества. Однако, как отмечал В. де ля Бланш, государство как таковое — это результат не только природной деятельности, но в большей степени продукт исторического развития самого человеческого общества.

Файлы: 1 файл

геополитика курсовая.doc

— 56.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра политологии

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

по дисциплине: Геополитика

на тему: Беларусь на геопалитической катре Европы

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка  курса, факультета, группы специальности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2012

 

Беларусь на геопалитической  катре Европы (геополитический статус Республики Беларусь)

Геополитика –  это теория, утверждающая зависимость  политики государства от географических факторов (климат, природные ресурсы, территория, население и др.),  или учение о географической обусловленности политических явлений. Геополитика как научная дисциплина складывается на рубеже XIX – XX вв. в результате осмысления и анализа устройства мира в условиях противоборства основных центров силы, ведущих борьбу за раздел сфер влияния. Термин геополитика ввел шведский историк и политолог Р. Челлен (1864-1922),рассматривавший государство как географический организм. В последнее время геополитика все более концентрирует внимание на учете не только географических, но и связанных с ними экономических, национальных, военных и других факторов, которые влияют на расстановку политических сил на международной арене.

Геополитическое развитие стран и регионов в последнее  десятилетие стало объектом повышенного внимания как отечественных, так и зарубежных исследователей в силу тех кардинальных изменений, которые произошли на политической карте Европы в 1990-х гг. Среди зарубежных авторов необходимо отметить З. Бжезинского [1], С. Хантингтона [13], российских авторов К. Гаджиева [4], А. Дугина [5], К. Коктыша [7], Н. Нартова [9], А. Уткина [12], а также белорусских исследователей А. Киштымова [6], В. Снапковского [10] и др. В их работах рассматривались как вопросы мирового геополитического устройства в начале XXI в., так и варианты регионального геополитического развития.

Республика  Беларусь, которая геополитически относится  к наиболее динамично развивающемуся региону Центральной и Восточной  Европы, находится в поиске оптимальной  формы геополитической идентичности. Вот почему важно не только оценить ныне существующее, но и спрогнозировать ее последующее геополитическое развитие.

Любое государство в своем  развитии учитывает природно-климатический  и экономический потенциал, способный  сформировать особый уклад жизни того или иного общества. Однако, как отмечал В. де ля Бланш, государство как таковое — это результат не только природной деятельности, но в большей степени продукт исторического развития самого человеческого общества. Оно формируется в процессе взаимодействия социальной и природной среды, и от того, насколько активно социальная среда будет воздействовать на природную, зависит экономическая мощь и процветание государства [2, с. 90].

Географическая среда  создает условия для пространственного существования государства, политика же заставляет его динамично развиваться, и двигаться во времени, наделяя такими временными и историческими категориями, как прошлое, настоящее, будущее. Политика, формирует ценности, идеи и универсальный смысл самого существования государства и того народа, который живет в нем.

Политика может не только представлять собой борьбу за власть и управление государством, но и  выражаться во внутренней и внешней  активности населения страны. Американский ученый Н. Спикмен отмечал важность социально-психологических характеристик населения (политическая и государственная воля, социальные предпочтения и желания, идеи и ценности) в формировании внутренней политики государства. Бесспорно, географическое положение страны играет важную роль в ее экономическом и социальном развитии, однако политический потенциал определяет стратегию ее внутреннего и внешнего развития, ее силу и значение на международной арене. Таким образом, взаимодействие природных, социальных и политических факторов формируют геополитическую картину государства [см. 9, с. 51—52, 70].

Беларусь по своему географическому  положению находится в срединной  части Европы. Территория ее компактная: протяженность с севера на юг — 560 км, с запада на восток — 600 км. Республика Беларусь граничит с пятью государствами: на севере и востоке — с Российской Федерацией (протяженность границ — 990 км), на юге — с Украиной (975 км), на западе — с Польшей (399 км), на северо-западе — с Литвой (462 км) и Латвией (143 км); общая протяженность границ составляет 2969 км.

Беларусь — внутриконтинентальная  страна, одна из 37 стран мира, которые  не имеют прямого выхода к морю. Однако этот недостаток компенсируется развитой внутрирегиональной речной системой и возможностью использования морских  портов соседних государств (Калининград, Вентспилс, Клайпеда, Гданьск), которые находятся на расстоянии 250—350 км от белорусских рубежей. Границы с соседними государствами проходят в основном по равнинной местности, что способствует созданию удобных транспортных магистралей и развитию интенсивных экономических связей не только с непосредственными соседями, но и с дальним зарубежьем.

В геополитическом аспекте  Беларусь является страной, находящейся  на стратегическом перекрестке: на пересечении  транспортных путей «север—юг—запад—восток». К западу от нее находятся страны Центральной и Восточной Европы (Польша, Чешская Республика, Словакия, Венгрия), вошедшие в один из крупнейших геополитических центров сил — Европейский союз. К северо-западу располагаются страны Балтии, также активно интегрирующиеся в Европейский союз, а к югу — страны Черноморского бассейна (Украина, Молдова и государства Юго-западной Азии). К востоку простирается Россия. По оси «север—юг» Беларусь является соединительным «мостом» между Черноморским и Прибалтийским регионами, а по восточно-западной оси — жизненно важным коридором для России и стран Центральной Азии, активно развивающих экономические связи с Европейским союзом.

Вместе с тем, необходимо отметить, что Республика Беларусь не является единственным транзитным коридором между Россией и Европой и по этой причине любая попытка получить дополнительную прибыль за счет увеличения транзитных сборов способна привести к смещению основных транспортных потоков на территории стран Балтии и Украины. Это касается и российских энергоносителей, малейшее удорожание транзита которых по нашей территории способно привести к осложнениям в отношениях не только с Россией, но и с потребителями российских энергоносителей в Прибалтике и Европе (в частности, с Польшей, ФРГ).

Являясь транзитным коридором  на пути в Европу, Беларусь также  сталкивается с проблемой нелегальной  миграции из стран третьего мира и  государств СНГ (около 140—180 тыс. человек  ежегодно). В результате состоявшегося  в 2004 г. расширения Европейского союза западная и северо-западная границы республики превратились в последнюю преграду для желающих нелегально попасть в европейские страны, что способно увеличить поток нелегалов из беднейших стран мира на территорию Беларуси. Многие из них, не сумев преодолеть последний барьер, пожелают остаться в нашей стране, что в дальнейшем может нарушить межэтническую и межконфессиональную стабильность республики, которая до настоящего времени считается одним из наиболее ценных геополитических ресурсов белорусского государства.

Немаловажен для республики и демографический фактор. Значительное уменьшение общего уровня рождаемости  и старение населения могут впоследствии стать причиной нехватки трудовых ресурсов и обусловить необходимость привлечения  их извне.

Объективная реальность геополитического положения Беларуси сегодня — это ее экономическая и политическая интеграция в Содружество Независимых Государств. Однако по причине неэффективности функционирования СНГ приоритетными по многим направлениям являются белорусско-российские отношения. Россия — основной экономический, торговый и стратегический партнер Беларуси. Она представляет собой главный рынок сбыта для белорусской промышленности и сельского хозяйства (58 %), является главным поставщиком необходимых стране энергоресурсов. В свою очередь, Беларусь значительно усиливает геополитическое положение России, обеспечивая ей прямой доступ к границам европейских государств. Транспортный коридор по территории республики обеспечивает доступ российского сырья на европейские рынки (через территорию Беларуси проходит около 80 % российских транзитных грузоперевозок в страны ЕС) [9, с. 206]. Общие исторические и социокультурные корни также стимулируют развитие белорусско-российской интеграции.

Обретенная  в 1991 г. политическая самостоятельность  Республики Беларусь предоставила возможность  расширить векторы внешнеполитических отношений. Радикальные социальные и политические преобразования, затронувшие  Республику Беларусь, обусловили популярность геополитических концепций ее развития в качественно изменившихся геополитических условиях (распад СССР, создание СНГ, расширение НАТО и др.). И если в первой половине 1990-х гг. геополитическое позиционирование Беларуси происходило в условиях обретения суверенитета и политической независимости, то начиная со второй половины 1990-х гг. страна все активнее стала претендовать на более весомую геополитическую роль на постсоветском пространстве.

Наиболее динамично  развивающиеся интеграционные процессы между Беларусью и Россией приходятся на вторую половину 1990-х гг., когда российское направление стало приоритетным во внешней политике нашего государства. Это обусловлено следующими факторами:

    —  необходимостью ослабления кризиса в СНГ путем перехода к двусторонней модели сотрудничества как более перспективной форме интеграции;

    —  повышением статуса России в  условиях расширения НАТО и  разрыва «санитарного кордона»  вокруг нее;

    —  практической необходимостью создания  «славянского союза», идея которого была особо привлекательной для славянских народов на постсоветском пространстве.

Нельзя не отметить, что развитие интеграционных процессов  в России и Беларуси в конце 1990-х  гг. вписывалось и в общий контекст российской геостратегии, так как «для Москвы постсоветское пространство в целом и СНГ, в частности, остается ареной соперничества, конкуренции и даже борьбы с другими геополитическими факторами (США, ЕС, КНР, Ираном, Турцией,..) в условиях углубления глобализации» [3, с. 25].

Анализируя  геополитическое состояние республики, можно отметить, что в 1990-е гг. Беларусь была поставлена перед фактом независимости и вынуждена была в соответствии с этим моделировать собственную геополитическую концепцию. Еще не имея самостоятельной стратегии геополитического развития, республика активно начала реанимировать разорванные связи с Россией, переводя это сотрудничество в плоскость своего основного геополитического вектора. Данный процесс был наиболее интенсивным в 1994—2000 гг. и принес Беларуси в первую очередь экономические выгоды (относительно низкие цены на сырье и энергоносители, снятие таможенных барьеров, использование огромного внутреннего рынка России и др.), что позволило уже к 2001 г. восстановить дореформенный (1990 г.) объем промышленного производства. Существует мнение, что активная геополитическая интеграция Беларуси и России в 1990-е гг. была выгодна в первую очередь Беларуси и прежде всего ее политическому руководству [11]. Но, как отмечает известный российский политолог Н. Нарочницкая, «...на самом деле Союз нужен больше России, чем Белоруссии. Белоруссия — недостающий элемент мозаики, который Запад выкладывает от Прибалтики до Черного моря» [8].

С начала нового тысячелетия в республике начала разрабатываться стратегия национального возрождения. С этого периода Беларусь начинает позиционироваться как отдельный геополитический субъект, обладающий собственной внешнеполитической волей и позицией, самостоятельно определяющий внутреннюю и внешнюю политику. Началось активное формирование государственной идеологии, основанной на консолидации общества вокруг национальной идеи возрождения.

В сложившейся  геополитической ситуации нельзя не выделить позицию Беларуси в западном направлении. Для Беларуси как европейского государства вхождение в европейское цивилизационное пространство означает интеграцию в мировое сообщество. Геополитическое положение, исторической опыт, культурные традиции, научно-технический, экономический и интеллектуальный потенциал Беларуси создают благоприятные предпосылки для ее развития в качестве европейского государства, полноценного участника всех европейских процессов. В настоящее время эти отношения можно охарактеризовать как «прохладное взаимопонимание». Сам факт таких отношений объясняется не идеологическими противоречиями сторон, а неприемлемостью для Беларуси западной политики «двойных стандартов» и рекомендаций по демократизации белорусского общества.

Учитывая складывающееся геополитическое положение, Беларусь пытается искать поддержку у новых  стран-партнеров с целью выхода на новые рынки сбыта своей товарной продукции и получения инвестиций (Китай, Индия, Куба, Венесуэла, Вьетнам, Ливан, Сирия, Иран). Эти государства не вмешиваются во внутренние дела республики и способны увеличивать взаимный товарооборот.

Геополитическое положение Беларуси диктует необходимость  поддержания и развития экономических, политических, культурных связей не только с Россией и другими странами СНГ, но и с государствами Европейского союза. Однако недостаточно высокий  уровень производства наукоемкой продукции в Республике Беларусь и структура экспорта в значительной степени ограничивают возможность проведения многовекторной внешней политики на современном этапе.

В белорусском  обществе к настоящему времени нет  и единого мнения в отношении активизации белоруско-российского сотрудничества [11]. В условиях установления Россией «справедливой» (скорее высокой, чем низкой) цены на энергоносители общественное мнение в республике способно существенно склониться в сторону западноевропейского вектора.

Если же российское политическое руководство будет  по-прежнему культивировать прагматическо-олигархический подход в отношении Беларуси, коррекция  «многовекторности» политическим руководством республики вполне реальна.

Информация о работе Беларусь на геополитической карте Европы