Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 14:30, реферат
Черноморский регион – это пограничная зона столкновения цивилизационных интересов. Здесь сходятся территории и пересекаются влияния трех (хотя на самом деле четырех) активных геополитических субъектов: России, Запада (континентального и атлантического) и Азии. На этом стыке цивилизаций даже, казалось бы, банальные бытовые отношения, традиционные операции на продуктовом рынке могут быть эпизодом геополитических актов, влияние и характер которого рядовым участникам, как правило, не очевиден.
Очевидно, что стабильный и безопасный регион, который является частью Европейского мира и страны которого имеют демократическое устройство, развитую экономическую систему, направленную на благосостояние собственного населения, в значительной мере будет способствовать укреплению как геоэкономического, так и геополитического статуса консолидированной Европы.
Стратегия европейской безопасности предусматривает содействие стабильности демократическим государствам, прежде всего, в ближайшем окружении Евросоюза. Согласно стратегии ЕС наилучшие средства поддержки мирового порядка — это формирование доброкачественного государственного управления, поддержка социальных и политических реформ, решение проблем, связанных с коррупцией и злоупотреблением властью, а также защита прав человека. Обращает на себя внимание жесткость формулировок относительно стран, которые попирают международные нормы: такие страны должны сознавать, что за это им придется «расплачиваться ценой отношений с ЕС».
На первом этапе реализации стратегии соседства основные задачи сосредотачиваются на трансграничном и региональном сотрудничестве. В связи с этим необходимо содействие экономическому и социальному развитию пограничных областей, которое составляет ключевой элемент для укрепления стабильности с обеих сторон границы, развитие активности в решении общих проблем в таких сферах, как охрана окружающей среды и борьба с организованной преступностью, обеспечение эффективности и безопасности границ, содействие контактам между людьми, в частности, решению проблемы визового режима, отсутствие коего способно создать новые распределительные линии по границам расширенной Европы.
Учитывая все обстоятельства, Европейский Союз может отнестись более благосклонно к локальным региональным структурам сотрудничества в своем «ближнем зарубежье». Реально региональные страны-соседи могут рассчитывать на поддержку ЕС в реализации собственных экономических проектов и формировании масштабных программ подобно тем, которые реализуются в границах Барселонского процесса по отношению к странам Средиземноморья.
Странам региона целесообразно сконцентрировать экономическое и политическое сотрудничество в тех сферах, где регион имеет серьезные преимущества, прежде всего, в сфере транзита энергоносителей и транспортных коридоров, ведущих из Европы в Азию, или же там, где присутствуют европейские и международные интересы: энергетическая безопасность Европы, расширение демократии, борьба с нелегальной миграцией, международным терроризмом и криминалитетом, урегулирование локальных конфликтов.
Создание действенных региональных механизмов безопасности будет способствовать преодолению внутрирегиональных линий размежевания, отделяющих часть Европы с гарантированной безопасностью от той ее части, будущее которой еще не определено. Главной функцией таких структур может быть координация усилий по предотвращению современных угроз и вызовов региональной безопасности, а также создание эффективных институций для обеспечения общей региональной политики по проблемам безопасности.
Заключение
В обозримом будущем геополитическая обстановка в Черноморье будет характеризоваться столкновением геостратегических интересов НАТО, ЕС и России. Возможная «балканизация» превратит Черноморье в самый нестабильный регион в Евразии. Геополитическая обстановка будет определяться так же реальными политико-экономическими возможностями контроля транспортировки каспийской нефти и газа.
Черное море становится зоной «жизненных интересов» Соединенных Штатов, что уже по сложившейся традиции может привести к дестабилизации в регионе. Попытки США вытеснить Россию из Черноморского региона за счет усиления роли Украины и превращения её в региональную державу пока не увенчались успехом. Однако отсутствие у России последовательной и твердой черноморской политики может привести к утрате геополитических позиций в регионе.
Украина и Грузия не имеют самостоятельной региональной политики, служат пешками в чужой геополитической игре. Болгария и Румыния не только вступили в НАТО, но и предоставили свои территории для размещения американских военнослужащих.
В Черноморском регионе гарантами безопасности должны выступать в первую очередь Россия и Турция, имеющие многовековой исторический опыт решения региональных проблем и присутствия на Кавказе. Главный союзник Турции на Южном Кавказе — Азербайджан, проводит традиционно умеренно дружескую политику в отношении России. Для Москвы главным союзником на Южном Кавказе остается Армения. Соединенные Штаты не обладают глубокой исторической памятью и опытом разрешения сложных этнонациональных и этноконфессиональных конфликтов за исключением создания индейских резерватов. Это показали события на Балканах, Ираке, Афганистане. Но вероятно этого мало. Америка еще претендует на роль кавказской пленницы, способной создать хаос в Черноморском регионе по аналогии с Ираком и Афганистаном.
Список использованной литературы
1. Бжезинский Зб. Великая шахматная доска. — М: Международные отношения, 1999.
2. Бжезинский Зб. Выбор. – М.: Международные отношения, 2005.
3. Мирные договоры 1947 года. Дипломатический словарь. — http://diplogo.ru/index.php?a=
4. Дергачев В. А. Черноморский район экономического сотрудничества, 1992.
5. Статья «Главные угрозы и вызовы в Черноморском регионе» Автор Дмитрий Штыбликов 19.09.2011 г. http://nomos.com.ua/content/
13