Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 18:59, доклад
Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России — форма торгово-экономической интеграции Белоруссии, Казахстана и России, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер[4]. При этом страны-участники Таможенного союза применяют единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами[5].
Таможенный
союз Беларуси, Казахстана и России — форма торгово-экономической
интеграции Белоруссии, Казахст
В официальных документах ЕврАзЭС используетс
Единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории Белоруссии, Казахстана и России, а также находящиеся за пределами территорий государств — членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства — члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.
Как заявлял в октябре 2011 года ответственный секретарь Комиссии Таможенного союза Сергей Глазьев, «после десятилетия распада и деградации появление регионального Таможенного союза на постсоветском пространстве — важнейшее геополитическое достижение, дающее конкретные выгоды экономикам государств». По его словам, о неоспоримой выгоде создания единой таможенной территории говорят данные статистики внешней и взаимной торговли. Так, общий товарооборот Белоруссии, России и Казахстана за первое полугодие 2011 года вырос более чем на треть по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. Произошёл взрывной рост взаимной торговли внутри Таможенного союза, особенно на приграничных территориях (более чем на 40 процентов). Примерно на треть увеличились поступления от импортных пошлин в Белоруссии и России, а в Казахстане — более чем в три раза
Экспорт
Импорт
При оказании работ и услуг на территории РФ налоговая база, ставки, порядок взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.[23]
В соответствии с международными обязательствами в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, от сумм ввозных таможенных пошлин в бюджет России перечисляется 87,97 %, Белоруссии — 4,7 %, остальные 7,33 % — в бюджет Казахстана[24].
Создание Таможенного
союза и достаточно быстрое его оформление
поначалу вызвало негативную[источник не указан
Белоруссия и Казахстан ведут переговоры о вступлении в ВТО самостоятельно. По словам главы российской делегации Максима Медведкова, «Казахстан вскоре после вступления России в ВТО также станет членом этой организации». В то же время переговоры Белоруссии идут очень медленно и могут завершиться достаточно нескоро.[92]
В октябре 2011 года комиссия ТС привела все нормы Таможенного союза в полное соответствие с нормами ВТО. Кроме того, было решено, что в случае вступления в ВТО нормы этой организации будут иметь большую силу, чем нормы ТС.[93]
22 августа 2012 года
Россия стала полноправным
В 1995 году руководители Казахстана, России, Белоруссии, а чуть позже Киргизии, Узбекистана и Таджикистана, подписали первый договор о создании Таможенного союза, который впоследствии трансформировался в ЕврАзЭС[17].
6 октября 2007 года в Душанбе Белоруссией, Казахстаном и Россией подписан Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза.
В 2009 году на уровне глав государств и правительств были приняты и ратифицированы около 40 международных договоров, составивших основу Таможенного союза[18].
28 ноября 2009 года в Минске прошла встреча Д. А. Медведева, А. Г.
Весной 2010 года между руководствами стран-участников начались разногласия, и 28 мая председатель правительства России В. В. Путин объявил о том, что союз начнёт действовать без участия Белоруссии.
В июне 2010 года Белоруссии подтвердила, что Таможенный союз будет запущен в трехстороннем формате с вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза[19].
1 июля 2010 года Таможенный кодекс начал применяться на территории России и Казахстана.
6 июля 2010 года Таможенный кодекс вступил в силу на всей территории Таможенного союза[20].
1 апреля 2011 года на границе России и Белоруссии отменён транспортный контроль. Его перенесли на внешний контур границ Таможенного союза[21].
1 июля 2011 года на границах России, Казахстана и Белоруссии отменён таможенный контроль. Его перенесли на внешний контур границ Таможенного союза[22].
19 октября 2011 года в Санкт-Петербурге на заседании глав ЕврАзЭС было заявлено о присоединении Киргизии к Таможенному союзу[7].
C целью обеспечения
Председателем коллегии ЕЭК назначен министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко. В совет ЕЭК войдут по одному представителю от каждого государства-члена на уровне вице-премьеров. Коллегия комиссии станет постоянно действующим профессионально-исполнительным органом из девяти членов (по три от каждой страны). Предусмотрена ротация председателей коллегии раз в четыре года.
Формирование ЕЭК стало одним из шагов на пути трансформации Таможенного союза и ЕврАзЭс в Евразийский союз.
Высший Евразийский экономический совет]
Основным органом Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России является Высший Евразийский экономический совет на уровне глав государств стран-участниц Таможенного союза и Единого экономического пространства. В совет входят главы государств и правительств Таможенного союза. Высший совет собирается на уровне глав государств не реже одного раза в год, на уровне глав правительств — не реже двух раз в год. Решения принимаются консенсусом. Принятые решения становятся обязательными для выполнения во всех государствах-участниках. Совет определяет состав и полномочия прочих регулирующих структур Таможенного союза.
Евразийская экономическая комиссия
Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) — постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Таможенного союза и Единого экономического пространства. Основной задачей ЕЭК является обеспечение условий функционирования и развития ТС и ЕЭП, выработка предложений в сфере интеграции в рамках этих объединений, обеспечение необходимых макроэкономических и внешнеэкономических условий для создания к 2015 году Евразийского экономического союза. Евразийская экономическая комиссия, функционирующая с 1 января 2012 года, унаследовала полномочияКомиссии таможенного союза в сферах таможенно-тарифного регулирования, таможенного администрирования и технического регулирования. ЕЭК имеет два уровня управления: Совет ЕЭК и Коллегия ЕЭК.
Совет Комиссии осуществляет общее руководство деятельностью Комиссии. В Совет Комиссии входят по одному представителю от каждой страны, являющемуся заместителем главы правительства. Председательство осуществляется поочередно в течение одного года в порядке русского алфавита по наименованию страны. Совет Комиссии принимает решения консенсусом.
Коллегия Комиссии является исполнительным органом Комиссии. Коллегия Комиссии состоит из 9 членов (по 3 члена от каждой страны-участницы), один из которых решением Высшего совета назначается председателем Коллегии.
ЕЭК функционирует на основе Договора «О Евразийской экономической комиссии» и решения Высшего совета «О регламенте работы Евразийской экономической комиссии» от 18 ноября 2011
Положительные стороны Таможенного союза
Создание таможенного союза по сравнению с зоной свободной торговли предоставляет субъектам хозяйствования, происходящим из государств-участников, следующие преимущества:
Таможенный союз: понятие и примеры из мирового опыта
Таможенный союз представляет собой межгосударственное образование, предполагающее объединение территорий государств-участников, в пределах которых ликвидируются таможенные границы и таможенные барьеры, не применяются таможенные пошлины и административные ограничения во взаимной торговле, что обеспечивает свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, унификацию внутреннего законодательства стран-участниц и создание наднационального правового регулирования, способствует стабильности и росту национальных экономик.
Основными задачами государств в таможенном союзе являются:
По внешней границе в торговых отношениях со странами, не входящими в таможенный союз, предполагается:
Интеграционные экономические объединения, в основе которых лежит отмена тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле, практически всегда выгодны для стран, участвующих в них. Подобные объединения хорошо известны в мире: в настоящее время успешно функционирует Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА), с 1994 года включающая США, Канаду и Мексику; Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР, 1991 год), участниками которого являются Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай; Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР), образованный в 1961 году, в который в разное время входили Гватемала, Никарагуа, Сальвадор, Гондурас, Коста-Рика.
Самое известное экономическое и политическое региональное объединение – Европейский союз – в основе своей также имеет таможенный союз, формирование которого началось с 1 января 1958 г. и завершилось к 1993 году, заняв более 30 лет.
Плюсы и минусы Таможенного
союза
«Это первый шаг. И мы его сделали. Без
него нельзя было сделать второй. Второй
– это ускоренное формирование Единого
экономического пространства наших государств.
Принятые решения, без сомнения, открывают
огромные перспективы», - сказал Президентстраны Нурсултан Назарбаев.
Путь к созданию Таможенного союза был
непростым. Но вот все препятствия пройдены,
и долгожданная цель достигнута. Теперь
обыватели задаются вопросом: что даст
стране вступление в Таможенный союз?
Давайте рассмотрим этот вопрос.
Таможенный союз действует сравнительно
недавно, но уже сейчас можно с уверенностью
сказать о его ощутимых достоинствах:
— Сформирована Единая таможенная территория,
не нарушающая государственных границ
государств-участников;
— На территории Таможенного союза можно
беспошлинно перемещать товары собственного
или иностранного производства при наличии
соответствующих документов;
— Возрастут обороты взаимной торговли
в связи с отменой таможенных барьеров
(затраты на брокеров и оформление экспортных
деклараций);
— С 15 дней до четырех месяцев увеличен
срок подачи деклараций, что дает преимущества
малому и среднему бизнесу;
— Изменен нормативный срок выпуска товаров
в свободное обращение. Его значительно
сократили;
— Отменено нетарифное регулирование:
требование лицензий, разрешений, соблюдения
квот к участникам ВЭД.
Какие преимущества дает Таможенный
союз Казахстану?
Основные преимущества:
- Экономическая и политическая стабильность;
- Существенно расширятся рынки сбыта
топливно-энергетической продукции, цветной
и черной металлургии, зернового хозяйства;
- Появилась надежда на возрождение отраслей,
пришедших в упадок – виноделие, выращивание
фруктов и овощей и так далее;
- Будут созданы более благоприятные условия
для кросс-страновых переливов капитала
и рабочей силы;
- Возрастет конкуренция, что благоприятно
влияет на общеэкономическую динамику.
Но вместе с тем нельзя не заметить и явные
минусы, которые повлекло за собой вступление
в ТС.
Во-первых, это существенное повышение
цен на многие товары на 10-20%. Таможенные
тарифы у России и Белоруссии совпадают,
а у Казахстана они были значительно ниже.
Следовательно, на 80% товарных позиций
будут применены российские тарифы, несмотря
на просьбу Казахстана растянуть этот
процесс на пять-десять лет. Казахстанцев
ждет повышение цен на одежду, строительные
материалы, машиностроение, бытовую технику,
электрооборудование, канцтовары, детские
игрушки, косметику, бытовую химию, лекарства.
К тому же, преимущественное право голоса
у России. В Комиссии Таможенного союза
России принадлежит 57% голосов, Казахстану
и Белоруссии – по 21,5%. Если Казахстан
или Белоруссия захотят внести какие-либо
изменения, они имеет право сделать это
только с одобрения России. Следовательно,
Казахстану трудно будет отстаивать собственные
экономические интересы.
Но все же пока рано делать поспешные выводы.
Как говорится, время покажет. А пока на
нас никак не сказались негативные стороны
вступления в Таможенный союз, надо по
достоинству оценить проделанную работу
правительства.