Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 16:18, реферат
Геополитика — (исторически) научная дисциплина, изучающая физико-географические зависимости этнических, конфессиональных и некоторых других социальных процессов. Современные источники рассматривают Геополитику как науку, предметом исследования которой является «взаимодействие и взаимное соотношение географических пространств», а основным методом — «системный анализ пространственного положения географических факторов». С формальной точки зрения геополитическая наука изучает физико-географическую, экономико-географическую, расово-антропологическую, культурно-конфессиональную, семантическую и, наконец, цивилизационную обусловленности динамики международных отношений, мировой торговли и мировых онтологических систем. В языке метанауки Геополитика трактуется более широко — как способ «упаковки» разнообразной научной, трансцендентной (религиозной), социальной, культурной, технологической и иной информации, связывающей социальные движения с региональной и глобальной физической географией.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Анализ категории пространства в геополитике 4
1.1.Понятие пространства. Соотношение категорий «пространство» и «территория» 4
1.2. Категория «пространство» в международной политике 8
Глава 2. Фактор пространства в международной политике государств………………………………………. 14
2.1.Пространственный потенциал государства как фактор влияния в международной политике 14
2.2.Проблемы формирования нового геополитического пространства России 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. расширила круг условий свободы открытого моря и изложила их чуть иначе. Отныне свобода открытого моря включает, в частности, как для прибрежных государств, так и для государств, не имеющих выхода к морю:
а) свободу судоходства;
b) свободу полетов;
c) свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы, с соблюдением Части VI Конвенции;
d) свободу
возводить искусственные
e) свободу
рыболовства, с соблюдением
f) свободу научных исследований, с соблюдением Частей VI и XIII Конвенции.
В частности, верхней границей воздушного пространства является граница земного пространства в целом, отделяющая последнее от космоса. Под границей земного пространства понимают шаровидную поверхность, повторяющую конфигурацию Земли и расположенную на некотором расстоянии от ее поверхности (уровня моря). Обычно исходят из того, что эта шаровидная поверхность должна располагаться на таком уровне, который позволит спутникам Земли вращаться без существенного торможения и сгорания в земной атмосфере. Такое высотное расположение определяют в 110 км.
Дно морей и океанов за пределами национальной юрисдикции провозглашено Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. общим наследием человечества (п. 6 Преамбулы Конвенции). Территория дна морей и океанов за пределами континентального шельфа, получившая название международного района морского дна, не подлежит национальному присвоению.
Ни одно государство не может претендовать на суверенитет или суверенные права или осуществлять их в отношении какой бы то ни было части района или его ресурсов и ни одно государство, физическое или юридическое лицо не может присваивать какую бы то ни было их часть (ст. 137 Конвенции).
Статус
этого вида международной территории
характеризуется несколькими
1) исключение национальной юрисдикции;
2) деятельность
на ней на благо всего
3) использование исключительно в мирных целях (ст.141);
4) осуществление
всех прав на ресурсы
5) параллельная
разработка ресурсов: международным
органом через свое
6) непризнание
многими ведущими промышленно
развитыми государствами мира. Так,
в августе 1984 г. США, Великобритания,
ФРГ и еще пять государств
заключили сепаратные
Антарктика занимает площадь около 52,5 млн. кв. км, включая в себя ненаселенный материк Антарктиду (площадь 13 975 тыс. кв. км, в том числе 1582 тыс. кв. км - шельфовые ледники и острова, причлененные к Антарктиде ледниками), прилегающие к нему острова (в том числе Южные Оркнейские, Южные Сандвичевы, Южные Шетлендские), а также части Атлантического, Тихого и Индийского океанов, называемые нередко Южным или Антарктическим океаном.
Границей антарктической территории обычно считают зону схождения северных, относительно более теплых, и южных, холодных поверхностных вод, которая проходит в основном в пределах 48-60° южной широты. Но режим Договора 1959 г. распространен на район южнее 60-й параллели южной широты (ст.VI).
К Арктике прилегают и имеют в ней свои сектора пять государств: Россия, США, Канада, Норвегия, Дания. Арктическим сектором каждого из этих государств является пространство, основанием которого служит побережье этого государства, а боковой линией - меридианы от Северного полюса до восточной и западной границ этого государства. Суда и самолеты других государств могут плавать и летать в пределах Арктического сектора лишь с согласия прилежащего государства, причем лишь с мирными и научными целями.
Космическое пространство. Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, открыто для исследования и использования всеми государствами без какой бы то ни было дискриминации на основе равенства и в соответствии с международным правом, при свободном доступе во все районы небесных тел (ст.I Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 г.). Космическое пространство также не подлежит национальному присвоению.
Таким образом, категория пространство в геополитике имеет свои специфические черты и отличное значение по сравнению с категорией территория. Категория пространство шире, оно включает как территорию государств, так и территорию за пределами государств. Кроме того, пространство включает внешние связи государств как субъектов международной политики и права.
Основные внешние функции
Пространственный потенциал государства помимо влияния на его основные внешние функции сказывается и на таких сферах деятельности государства, как:
- участие
в поддержании мира в
- оказание
помощи слаборазвитым
- координация
внешней и внутренней политики,
а также планов развития
При этом
пространство - важный, но, конечно же,
не единственный фактор, предопределяющий
внешнюю политику. Любое внутренне
слабое государство теряет контроль
над своим будущим, поскольку
вынуждено становиться
Наглядный пример - Соединенные Штаты Америки.
Еще в начале ХХ столетия Соединенные Штаты были для европейских стран не более чем «мировой периферией», но менее чем через двадцать лет в Европе появились американские войска; по окончании Первой мировой войны президент Вильсон, несмотря на экономическую мощь США, все еще оставался младшим партнером европейских политиков, но после Второй мировой войны президент Ф.Рузвельт, обращаясь к нации, скажет «Нападение на Соединенные Штаты может фактически начаться с установления контроля над любой из баз, от которых зависит наша безопасность, будь то на севере или на юге».
Специалисты считают, что основными центрами политической и экономической силы являются сегодня сообщества постиндустриальных государств, к числу которых можно отнести, прежде всего США, страны Западной Европы и Японию. В то время как бывшие страны СЭВ после распада политических и экономических альянсов оказались отброшенными далеко назад, оказавшись на среднем уровне развивающихся стран Мировая экономика.
Известный теоретик научного менеджмента Р.Дафт отмечает, что штаб-квартиры большинства международных фирм располагаются в богатых, экономически развитых странах, тогда как рынки потенциальных покупателей - в развивающихся странах.
Эти процессы нашли отражение в современных научных теориях. Например, теория мировой системы Уоллерстайна Wallerstein I. The Modern World System II. New York: Academic Press, 1980; Wallerstein I. The Modern World System III. San Diego: Academic Press, 1989. исходит из концепции мировой капиталистической экономики, которая в Новое время распространилась по всей планете. Интеграция, по его мнению, представляет собой основанную на эксплуатации трехполюсную структуру: центр - полупериферия - периферия.
Вместе
с тем, на Западе применение классического
геополитического подхода к анализу
международных отношений
Большинство
постиндустриальных государств отказались
от территориальной экспансии как
самоценной политической цели. Вместо
этого они сконцентрировались на
экономическом и
Следует
отметить, что трехполюсной структуре
(центр - полупериферия - периферия) сегодня
противостоит образование различных
субнациональных пространств. К
таковым можно отнести южные
и восточные региональные кооперации,
чье автаркичное развитие способствует
образованию противоположного центра
власти по отношению к старым индустриальным
странам. Последние стремятся к
унификации ряда национальных законов,
прав и обязанностей. Цель этих попыток
- создание определенных интернациональных
пространств с общей политикой
в экономической и общественной
сферах (один из последних примеров
- процесс разработки единой Конституции
для стран ЕЭС) - «супер-рынков»
в каком-либо определенном регионе
мира. Основная сложность при создании
и дальнейшем расширении таких пространств
состоит в том, что политика глобализации
требует от национального государства
координации определенных, прежде независимых
решений с другими
В области социологии развития всерьез обсуждают проблему «конца третьего мира». При этом ученые ссылаются не только на утрату великих теорий развития семидесятых годов, но и на усиливающееся вытеснение третьего мира из трансферных финансовых потоков, ограничение доступа его во внутренние пространства системы, лишение его сознания участника и выдавливание из периферии за пределы системы.
Так, по
мысли Пребиша, периферию составляют
регионы с хроническим
В ситуации зависимого развития теряют значение популизм и национализм - эти столь мощные политические движения, формирующие и укрепляющие внутренний рынок и национальную экономику. Важнейшими как во внутренней, так и во внешней политике оказываются отношения между государством и капиталом: «Зависимое развитие реализуется через трения, соглашения и альянсы государства и частного предпринимательства. Данный вид развития потому и имеет место, что и государство, и частный капитал проводят в жизнь политику, способствующую созданию рынков на основе концентрации дохода и социального исключения большинства. Такая политика требует базового единства этих двух исторических акторов перед лицом народной оппозиции».
Общая тенденция
такова: региональные экономические
и политические пространства все
более противостоят возникновению
исторически складывающегося
1.Нарастание
соперничества между
Информация о работе Фактор пространства в международной политике государств