Геополитические факторы государственной стратегии регионального развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 20:31, доклад

Описание работы

Экс лавная Калининградская область нуждается в обновленной стратегии регионального развития, основывающейся на общероссийской стратегии модернизации, инновационного развития и одновременно в полной мере учитывающей геополитический фактор. Необходимо продолжить реализацию крупных проектов, стимулирующих развитие всей экономики области и формирующих межотраслевые кластеры с включением как крупных, так средних и малых предприятий. Должна усилиться роль области как «коридора развития» между регионами России и расположенных на Балтике стран ЕС.

Файлы: 1 файл

доклад региональная экономика.docx

— 20.95 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РБ

Бурятский Государственный  Университет

Факультет экономики и  управления

Заочное отделение

 

 

 

 

ДОКЛАД

Геополитические факторы  государственной стратегии регионального  развития (на примере Калининградской области).

 

 

 

 

                                                                       Выполнила: Смирнова А.Е.

                                                                        Проверил: Баяндуев В.Б.

 

 

Улан-Удэ

2013

Экс лавная Калининградская  область нуждается в обновленной стратегии регионального развития, основывающейся на общероссийской стратегии модернизации, инновационного развития и одновременно в полной мере учитывающей геополитический фактор. Необходимо продолжить реализацию крупных проектов, стимулирующих развитие всей экономики области и формирующих межотраслевые кластеры с включением как крупных, так средних и малых предприятий. Должна усилиться роль области как «коридора развития» между регионами России и расположенных на Балтике стран ЕС.

Для экономического развития российского эксклава на Балтике, пространственно оторванного от основной территории страны, особое значение имеет федеральная политика по отношению к Калининградской области.  Проявлением такой политики являются прежде всего закон «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» и Федеральная целевая программа социально-экономического развития региона. Эти документы во многом обусловливают специфику хозяйственной деятельности в регионе, способствуя уменьшению действия отрицательного для экономики области фактора эксклавности. На них основывается реализуемая в области стратегия регионального развития.

Разработка пригодной  к реализации стратегии экономического развития Калининградской области невозможна и без учета ее геополитического положения. Ведь условия транзита пассажиров и грузов между областью и остальной территорией страны определяются состоянием политических отношений России со странами, через которые осуществляется транзит и

Евросоюзом (во многом регламентирующим позицию Литвы и Латвии). А хозяйственная деятельность на территории области в значительной степени определяется характером и интенсивностью экономических связей России с другими странами Балтийского региона.

Таким образом, стратегию  развития Калининградской области не может не определять региональная политика Российской Федерации, с одной стороны, и отношения России с ЕС, в особенности со странами Балтийского региона, а также с Беларусью — с другой. В том и другом случае для экономики области важно преодоление недостатков ее эксклавности. И во внутриполитическом, и во внешнеполитическом отношении эксклавность Калининградской области является тем специфическим геополитическим фактором, который выделяет ее из общего ряда российских регионов и потому требует особого внимания при обосновании успешной стратегии регионального развития. При этом нельзя не учитывать, что все анклавные территории, к которым относится и российский эксклав на Балтике, потенциально конфликтогенны. Речь идет не только о возможности возникновения политических Г.М. Федоров

ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ЭКСКЛАВА

НА БАЛТИКЕ

конфликтов, но и о том, что с серьезными трудностями  может столкнуться экономическое и социальное развитие эксклавного региона. С такими трудностями уже сталкивался и российский эксклав на Балтике, в результате чего его экономика претерпевала серьезные изменения.

Оценка экспертами возможностей преодоления конфликтогенности во многом зависит от того, к какой политологической школе они относятся. Так, если они представители различных школ политического реализма, которые обычно исходят из предпосылки, что единственный субъект международных отношений — государство, отстаивающее собственные интересы (иногда —

также межгосударственные организации), и определенные противоречия между соседними странами неизбежны, то эксклавный регион всегда будет оставаться, по меньшей мере,  потенциально конфликтогенным. Если же речь идет о последователях идей политического идеализма, которые исходят из возможности согласования интересов взаимодействующих на мировой арене сторон (и часто относящих к субъектам международных отношений, помимо государства, также международные организации, внутригосударственные регионы,  транснациональные корпорации и др.), то в таком случае можно прогнозировать и полное преодоление конфликтогенности эксклава.

Поскольку эксперты расходятся во мнениях и не доказано со всей определенностью, какой из подходов верный, постольку целесообразно рассмотреть различные сценарии развития эксклава применительно к постулатам как политического реализма, так и политического идеализма. Их крайним проявлением является соответственно представление будущего области либо в качестве «коридора развития» ,обеспечивающего коммуникации между Россией и ЕС, с одной стороны,  либо в виде их «двойной периферии»— с другой. А так как на практике идеальные модели реализуются крайне редко, действительный вектор развития региона находится, видимо, где-то между двумя этими крайними позициями, но насколько близко к той или иной из них?  Рассмотрим сложившуюся на 2010 г. ситуацию, как она представляется авторам на основе проведенных ими в регионе исследований. Сначала обратим внимание на внутриполитические факторы регионального экономического развития — те действия феде- рального центра по отношению к Калининградской области, которые существенно влияют на развитие ее экономики и способствуют преодолению недостатков эксклавности региона. Затем установим характер и интенсивность действия внешнеполитических факторов. В итоге попы- таемся сформулировать некоторые требования к будущей стратегии развития области, учитывающей ее геополитическую специфику.

Внутриполитические факторы. После периода резкого экономического спада 1992—1998 гг.  (во время которого особенно пострадала промышленность области, где падение производства оказалось намного более значительным, чем в Российской Федерации в целом) с 1999 г. Начался экономический подъем. На первом его этапе (1999—2005 гг.) стала в полной мере сказываться стимулирующая роль принятого в 1996 г. федерального закона «Об Особой экономической зоне в Калининградской области». Закон предоставил возможность беспошлинного импорта сырья и полуфабрикатов в Калининградскую область и беспошлинного вывоза произведенной на их основе готовой продукции, если полученная на предприятиях области добавленная стоимость составляет не менее 30% (а для электроники и сложной бытовой техники 15%). В регионе на основе ускоренно растущего импорта сырья и полуфабрикатов, стали быстро развиваться промышленные производства, основанные на частичном импорт замещении: автомобильные, телевизионные, мебельные, ковровые, мясоперерабатывающие и др. Принятая в 2001 г. Федеральная целевая программа развития области на период до 2010 г. (заменившая слабо реализовывавшуюся программу развития ОЭЗ в Калининградской области на 1998—2005 гг.) содействовала развитию производственной и социальной инфраструктуры региона.

Список литературы

1. Зверев Ю.М., Клемешев А.П., Федоров Г.М. Стратегия развития Калининградской области в условиях расширения ЕС // Расширение Европейского союза и Россия / под ред. О.В. Буториной, Ю.А.  Борко. М.: Изд-воДом «Деловая литература», 2006. С. 340—364.

2. Зверев Ю.М., Федоров  Г.М. Поле взаимодействия России  и Европейского союза // Вестник Воронежского государственного университета. Сер. География, геоэкология. 2009. №2. С. 97—100.

3. Гареев Т., Федоров Г.  Плюсы и минусы режима Особой  экономической зоны // Космополис. 2005. №3(13). С. 83—89.

4. Калининградская область:  диагностика кризиса / под ред.  И. Самсона; Калинингр. ун-т. Калининград,  1998.

5. Клемешев А.П. Российский эксклав: преодоление конфликтогенности. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005.

 

 


Информация о работе Геополитические факторы государственной стратегии регионального развития