Геополитические идеи Н. Я. Данилевского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 11:46, творческая работа

Описание работы

Н. Я. Данилевский оставил труды, например, в естественных науках (книга “Дарвинизм”) и политической экономии (“О низком курсе наших денег”). Но наиважнейшее его сочинение – фундаментальная книга по геополитике под названием “Россия и Европа” (1869).
«Россия и Европа» (1869) - самое известное сочинение Данилевского, в котором изложена концепция культурно-исторического процесса.

Файлы: 1 файл

Geopoliticheskie_idei.ppt

— 319.00 Кб (Скачать файл)

Геополитические  идеи Н. Я. Данилевского

 

 

Данилевский  Николай Яковлевич  
(1822-1885), русский публицист 
и социолог, идеолог панславизма. 

Он анализирует  историю России почти за 200 лет. В этом труде ученый дал образец системного подхода к анализу взаимодействия России с государствами Европы.

 

Великий русский мыслитель Николай Яковлевич Данилевский заложил цивилизационные основы русской геополитики.

 

 

Н. Я. Данилевский оставил труды, например, в естественных науках (книга “Дарвинизм”) и политической экономии (“О низком курсе наших денег”). Но наиважнейшее его сочинение – фундаментальная книга по геополитике под названием “Россия и Европа” (1869).

«Россия и  Европа» (1869) - самое известное сочинение  Данилевского, в котором изложена  концепция культурно-исторического  процесса.

 

В своем сочинении он выдвинул теорию обособленных «культурно-исторических типов» (цивилизаций), развивающихся подобно биологическим организмам; качественно новым считал «славянский» тип.

 

 

По мнению Данилевского, общечеловеческой цивилизации нет и быть не может. Существуют лишь различные культурно-исторические типы цивилизации, такие, как египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, еврейский, греческий, римский. В современной истории Данилевский более всего уделяет внимания германо-романским и славянским типам, последний из которых только еще начинает оформляться. Основы цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются цивилизации другого типа. Временами возможны лишь отдельные случаи выживания чуждых цивилизаций, и то в ограниченной форме (это касается второстепенных черт цивилизации).

 

 

Главный вывод «России и Европы» столь же самостоятелен и столь же поразителен своею простотою и трезвостью, как и вся эта теория: славяне не предназначены обновить весь мир, найти для всего человечества решение исторической задачи; они суть только особый культурно-исторический тип, рядом с которым может иметь место существование и развитие других типов. Вот решение, разом устраняющее многие затруднения, полагающее предел иным несбыточным мечтаниям и сводящее нас на твердую почву действительности.

 

 

Учение о нациях, их сущности, происхождении, признаках и законах – это и есть теория о культурно-исторических типах Данилевского.

Данилевский  выделяет в хронологическом порядке  одиннадцать цивилизаций, или культурно-исторических  типов:   

 

  • 1)     египетская;
  • 2)     китайская;
  • 3)      ассирийско-вавилоно-финикийская, халдейская или древнесемитская;
  • 4)     индийская;
  • 5)     иранская;
  • 6)     еврейская;
  • 7)     греческая;
  • 8)     римская;
  • 9)     аравийская или новосемитская;
  • 10) европейская или германо-романская;
  • 11) славянская.

 

 

 

Рассматривая  главный вопрос — о взаимоотношениях России со странами Европы, Данилевский, естественно, отмечал факты не только сотрудничества и совместных союзнических действий, которые, не отличаясь стабильностью, чаще всего были неравными и невыгодными для России, но и частые случаи несовпадений интересов, а то и противостояний, переходящих в военные столкновения, в борьбу России за выживание.

 

 

 

Анализируя  отношения России со странами Европы, ученый отмечал, что они чаще всего были неравными и невыгодными для России. И он делает вывод: “Европа враждебна России”. История, справедливо утверждал он, учит, что экспансия с Запада – явление постоянное. Европейские политики при принятии решений, особенно касающихся России, всегда руководствуются “двойным стандартом”. Для безопасности России и всего славянского мира, убеждению Данилевского, нужно уметь добиваться разобщенности целей Англии, Франции, Германии, Австрии – их объединение всегда опасно для русских и всех славян.

 

 

 

Заслугой Н.Я. Данилевского является также открытие 5 основных законов развития цивилизации, которые позволили подойти к пониманию основных геополитических закономерностей ее развития в пространстве:

Первый основной  закон развития цивилизации:

 

  Любые народы, говорящие на одном языке или принадлежащие к одной языковой группе, могут стать «культурно-историческим типом», если они духовно способны к историческому развитию.

 

Второй основной  закон развития цивилизации:

 

Непременным  условием развития цивилизации является политическая независимость.

 

Третий основной закон развития цивилизации:

 

Начала цивилизации  невозможно передать от одного  культурно-исторического типа к  другому, возможны только взаимные  влияния.

 

Четвертый  основной закон развития цивилизации:

 

Цивилизация  достигает своего полного расцвета лишь в том случае, если ее «этнографический материал» разнообразен.

 

Пятый основной закон развития цивилизации:

 

Каждый культурно-исторический  тип проходит определенные ступени  или «фазы эволюции» по аналогии  с жизненным циклом растений, животных и человека — цивилизации  и на­роды, их составляющие, рождаются, достигают различных ступеней  развития, стареют, дряхлеют и умирают.

 

 

 

Таким образом, цивилизация — это живой организм, возникающий и развивающийся в пространстве по некоторыми законам. И особенно важно осознать, как происходит цивилизационное освоение пространства.

Размышляя  над этим вопросом,  Данилевский открывает закон сохранения запаса исторических сил. Он проявляется в следующем: в начале истории цивилизации, в этнографический период ее развития, часто происходит так, что интенсивное освоение своего пространства цивилизация начинает лишь в некоторых частях, находящихся в особенно выгодных географических условиях или в близких, непосредственных отношениях с народами, достигшими более высокого уровня культурного развития. В этой части цивилизации развиваются просвещение и наука, достигает высокого уровня политическая, культурная и религиозная жизнь.

 

 

 

За последние годы теория Н. Я. Данилевского, как это и пред­сказывали наиболее проницательные русские ученые – Н. Н. Страхов, К. Н. Бестужев-Рюмин, П. А. Сорокин, – получает все большее признание не только за рубежом, но и у нас.  Цивилизационный метод в постсоветской  историчес­кой науке завоевывает все больше позиций. Отталкиваясь от него, исто­рики выходят на новые направления в своих исследованиях. Но это не значит, что новая методология, основателем которой был Н. Я. Данилевский, полностью доминирует на огромном простран­стве исторической науки. Ряд ученых придерживаются политизирован­ной цивилизационно-формационной методологии, когда каждая циви­лизация рассматривается через призму сменяющихся в ней традицион­ных формаций.     

 

 

Идеи Данилевского и сейчас имеют большое значение для формирования геополитического мировоззрения современного русского общества.


Информация о работе Геополитические идеи Н. Я. Данилевского