Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2015 в 09:38, реферат
За последнее десятилетие значительно возрос интерес к Арктическому региону со стороны всего мирового сообщества. Примечательно, что Арктика сегодня попадает не только в сферу геополитических интересов циркумполярных стран (России, США, Канады, Дании и Норвегии), но и других государств, расположенных далеко от этого региона (Китая, Японии, Южной Корее), а также ряда международных организаций, которые ранее не участвовали в арктических делах (НАТО и ЕС). Для России, начавшей освоение полярного региона еще восемь столетий назад, Арктика и сегодня остается неотъемлемой частью российского геополитического пространства.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
Факультет
Кафедра
Специальность
РЕФЕРАТ
Тема: “Геополитические интересы России в Арктическом регионе”
Исполнитель
Студент группы ____________
2014
За последнее десятилетие значительно возрос интерес к Арктическому региону со стороны всего мирового сообщества. Примечательно, что Арктика сегодня попадает не только в сферу геополитических интересов циркумполярных стран (России, США, Канады, Дании и Норвегии), но и других государств, расположенных далеко от этого региона (Китая, Японии, Южной Корее), а также ряда международных организаций, которые ранее не участвовали в арктических делах (НАТО и ЕС). Для России, начавшей освоение полярного региона еще восемь столетий назад, Арктика и сегодня остается неотъемлемой частью российского геополитического пространства.
Россия имеет богатый опыт освоения полярных областей: еще в 1616 – 1620 гг. царскими указами были закреплены исключительные права России в некоторых регионах Арктики. Именно Россия положила начало освоению Аляски. В 1821 году «единственно российским подданным» были предоставлены права ведения хозяйственной деятельности на островах, в портах и заливах по всему северо-западному побережью Америки, Алеутским островам и по всем берегам Сибири. Нота МИД от 4 сентября 1916 года объявляет земли и острова, открытые экспедицией Б.Вилькицкого в 1913-1914 гг., территорией России. Этот курс был продолжен и в советское время: Постановление Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г. включает в состав СССР «все как открытые, так и могущие быть открытыми в дальнейшем земли и острова, не составляющие <…> признанной правительством Союза ССР территории каких либо иностранных государств, расположенные в Северном Ледовитом океане, к северу от побережья Союза ССР до северного полюса».
Открытие в Арктике богатейших запасов природных ресурсов (в частности, углеводородов и руд), возможность организации и развития новых глобальных маршрутов обусловили переоценку геополитического положения региона и привели к нему внимание многих влиятельных государств мира. В Арктической зоне сконцентрирована добыча 91% природного газа и 80% (от общероссийских разведанных запасов) газа промышленных категорий. Россия – ключевой игрок в Арктике. Общая стоимость минерального сырья в недрах арктических районов России, по оценкам, превышает 30 трлн. долларов. А общая стоимость разведанных запасов – 1,5-2 трлн. долларов. Приведенные данные свидетельствуют о низкой степени разведанности и освоения недр, однако в будущем российский шельф может стать основным источником нефти и газа для России, а также для мирового рынка в целом.
Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу. Согласно документу основными национальными интересами России в Арктике являются:
Сегодня особенно остро стоит проблема укрепления российских позиций в Арктике, поэтому ключевым направлением деятельности становится максимально возможное укрепление стратегического контроля над этими областями. Учитывая малонаселенность территорий, важной стороной является военный контроль над побережьем, информационное сообщение, энергоснабжение и обеспечение продовольственного и жилищного достатка.
В сфере экономического развития приоритетом для России в Арктической зоне является расширение ресурсной базы. В настоящее время Арктическая зона обеспечивает 11% национального дохода России, притом, что здесь проживает около 1,4% населения всей страны. В арктическом регионе находится более половины российских запасов редких и редкоземельных металлов, минералов, руд и другого сырья, имеющего стратегическое значение. В частности, месторождения хрома на Ямале и на Кольском полуострове жизненно важны для экономики, так как с распадом СССР Россия лишилась источников хрома с Кемпирсайского месторождения, которое осталось в Казахстане. На рыбохозяйственный комплекс Арктического региона приходится до 15% от общих объемов уловов водных биоресурсов и производимой рыбной продукции в России.
В организации арктической политики России необходимо делать упор на обеспечение комплексного развития региона и социально ответственной политике. Реализацию экономической составляющей геополитических интересов России в Арктике А.Г.Дугин предлагает проводить на основе многоуровневой интеграции Севера, которая бы значительно повысила автономность и региональную самостоятельность, но не ослабляла бы стратегическую связь с Центром. Основными направлениями деятельности государства в Арктической зоне должны стать обновление инфраструктуры, вложение финансовых средств по принципу государственно-частного сотрудничества в конкретные проекты, привлечение необходимых трудовых резервов и решение социальных проблем коренного населения, реиндустриализация Арктики на базе передовых и экологически безопасных технологий. Кроме того, необходима трансформация сырьевой экономики в экономику знаний: имеется в виду развитие современной нефте- и газоперерабатывающей промышленности, на выходе которой – продукция глубокой переработки (с высокой добавленной стоимостью).
С точки зрения военной безопасности, в условиях жесткой конкуренции и возрастающей милитаризации Арктики, Россия продолжает наращивать военное присутствие в регионе: восстанавливается ряд заполярных аэродромов и базы на Новосибирских островах, происходит оптимизация группировок войск и сил Военно-Морского Флота. Однако ряд специалистов отмечают недостаточную прочность российских позиций в регионе, например, Л.Г.Ивашов подчеркивает: «Арктическая зона оказалась ничейной в российском государстве. Есть Северный флот, подчиненный сухопутному военному округу, – но он разоружен, не имеет ни авиации, ни средств, которые могли бы активно действовать в Арктике. Остались лишь пограничная служба, береговая охрана. Координирующей структуры в военном плане здесь тоже нет. В эту ничейную территорию в основном активно включается бизнес». В условиях повышения геополитического статуса Арктики, усилилось давление на Россию по таким вопросам, как определение внешних границ континентального шельфа, раздел морских территорий, разработка нефтегазовых ресурсов, эксплуатация биоресурсов, доступ иностранных государств к Северному морскому пути (СМП).
Для России Север - гигантская стратегическая военная зона, важнейший пояс безопасности: на северных территориях расположен ряд ключевых предприятий ВПК, крупнейшие военно-морские базы. Не стоит также забывать и об обеспечении комплексной безопасности в Арктике, говоря о которой на заседании Совета Безопасности В.Путин отметил: «Объекты нефтегазодобычи, погрузочные терминалы, трубопроводы должны быть надёжно защищены от террористов и иных потенциальных угроз.<…> Предстоит также повысить надёжность охраны наших арктических рубежей, в том числе за счёт усиления морской составляющей пограничной группировки ФСБ России. Одновременно следует укреплять военную инфраструктуру»
Немаловажным для России является и обеспечение экологической безопасности в Арктике. Уникальные экосистемы Арктики требуют бережного и ответственного отношения, поэтому экономическое освоение региона актуализирует проблему соблюдения экологических требований по охране и защите окружающей среды как со стороны России, так и со стороны ее зарубежных партнеров. Сохраняется опасность радиоактивного загрязнения Арктики, негативное влияние на полярные экосистемы оказывает также атмосферные потоки и течения, приносящие на север загрязняющие вещества из Западной Европы. Кроме того, проблема сохранения арктической биосферы остро встает и в отношении деятельность иностранных компаний на Крайнем Севере. Именно государство должно осуществлять оценку воздействия на окружающую среду и проводить экологическую экспертизу, выработать механизмы финансовой ответственности отечественных и зарубежных компаний в случае аварии, а также поддерживать разработку новых конкурентоспособных и экологически чистых технологий.
В условиях глобализирующейся Арктики России следует больше внимания уделять транспортной и информационной инфраструктуре. Действующая группировка спутников не в состоянии обеспечить связь в приполярных регионах России. По мнению К.Бенедиктова, решение проблемы есть: «Для того чтобы исправить ситуацию, нужна отдельная группировка спутников связи на высокоэллиптических полярных орбитах. Программа выведения такой группировки («Экспресс-РВ») была разработана еще 5 лет назад, <...> однако реализацию программы перенесли на 2016–2025 гг. А до этого времени в Арктике для надежной связи можно будет использовать лишь спутниковую систему Iridium, головная станция которой находится в США». Для спутникового мониторинга Арктики сегодня используются данные с канадского спутника. Однако, в условиях геополитической борьбы, Россия не может зависеть от инфраструктуры одного из соперников.
Одним из перспективных направлений в освоении Арктики являются Северный морской путь и организация транзитных и кроссполярных маршрутов. Северный морской путь (СМП) – национальная транспортная артерия. Для России СМП – единственный транспортный путь, обеспечивающий интеграцию отдаленных районов Крайнего Севера страны и их ресурсы в экономику. В настоящее время США и ряд стран НАТО стремятся интернационализировать СМП и вытеснить оттуда Россию, ведь в случае продолжения таяния льдов, СМП может превратиться в важный транспортный коридор мирового значения. Россия пока сохраняет свое преимущество, поскольку льды у российских берегов тоньше, чем за пределами двухсотмильной зоны, но необходимо развивать инфраструктуру СМП в следующих направлениях:
В арктической стратегии России поставлена задача по организации и эффективному использованию транзитных и кроссполярных воздушных маршрутов требует создания и поддержания соответствующей инфраструктуры. Кроссполярные маршруты представляют наиболее динамично развивающееся направление, для освоения которого России необходимо: модернизировать и заменить изношенный парк малых воздушных судов, поддерживать производство моделей отечественных самолетов, предназначенных для работы в Арктических условиях, обеспечить диспетчерское сопровождение гражданских трансарктических полетов, организовать пункты гидро- и метеонаблюдения и пр.
Одним из факторов обеспечения интересов России в Арктике является развитие техники и технологии: в случае дальнейшего технологического отставания России следует ожидать негативных последствий не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе. Сохраняется риск того, что разработка российских полярных ресурсов будет производиться на условиях поставщика технологий. Сегодня в освоении Крайнего Севера на первый план выходит фактор экономического присутствия – обеспечение которого, в свою очередь, напрямую связано с уровнем развития техники и технологии. Развитие фундаментальной науки также является одной из важных задач, реализация которых обеспечит долгосрочное развитие Арктики: именно научные исследования предоставляют базу для определения правового статуса территорий Крайнего Севера.
Россия стремится к сохранению статуса Арктики в качестве зоны мира и сотрудничества. В своей арктической политике Россия опирается на нормы международного права, в частности, на Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г., участниками которой являются все циркумполярные государства, кроме США. В соответствии с Конвенцией, все прибрежные арктические государства распространили свою юрисдикцию на арктический шельф и эксклюзивную экономическую зону в Северном Ледовитом океане шириной 200 морских миль, с правом дальнейшего расширения шельфа до 350 миль, если они докажут, что шельф является продолжением их континентальных платформ. США, не являясь членами Конвенции 1982, оставляют за собой право не ограничивать ширину своего шельфа в Северном Ледовитом океане, что может служить источником дополнительной напряженности в регионе.
В условиях возрастающего интереса мировых держав к Арктике, намечается опасная тенденция милитаризации региона. Это явно прослеживается в усилении военного присутствия и активности ряда стран в Арктике, в модернизации вооруженных сил и инфраструктуры на Крайнем Севере, а также интенсивном использовании вооруженной силы с целью защиты своих экономических интересов. Ряд государств сегодня проводит политику изменения правового режима арктических пространств: они пока не ставят под сомнение юрисдикцию циркумполярных стран, однако активно стремятся изменить статус-кво.
Так Кирунская декларация по случаю восьмой Министерской сессии Арктического Совета от 15.05.2013 года предоставляет статус наблюдателей Китаю, Южной Корее, Италии, Индии, Японии, Сингапуру и Европейскому союзу. Примечательно также, что в ходе последнего заседания Арктического Совета, ключевым направлением деятельности которого прежде являлась экологическая составляющая, особое внимание уделялось экономическому освоению региона, развитию сотрудничества между государством и бизнесом для обеспечения устойчивого развития Арктики. Общим результатом перечисленных трансформаций в рамках Арктического Совета становится глобализация Арктики, которая перенесет акцент с экологической составляющей освоения региона на экономическую: в центре внимания окажутся добыча полезных ископаемых и развитие транзитных маршрутов. С введением в систему управления арктическим регионом новых игроков, традиционно арктические государства могут утратить часть своего влияния.
Информация о работе Геополитические интересы России в Арктическом регионе