Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 22:40, доклад
После обретения независимости страны Балтии встали перед выбором концептуального и практического характера формирования внешней политики. Существовало несколько возможных вариантов:
• опора на свои собственные силы;
• нейтралитет;
• равноудаленность от военных союзов, группировок более сильных государств при максимальном соучастии в экономической, культурной, правовой и прочих видах гражданской деятельности заинтересованных окружающих государств;
• союз с более сильными государствами-соседями, находящимися по одну сторону и способными защитить от других сильных соседей, находящихся по другую сторону границ.
Геополитические ориентиры стран Балтии
После обретения независимости
страны Балтии встали перед выбором
концептуального и
Первый вариант был неприемлем для стран Балтии в силу того, что являясь небольшими государствами, даже при полном напряжении всех сил и ресурсов, они бы при всем желании не смогли достигнуть такого уровня обороноспобности, который обеспечил бы их безопасность в случае серьезного конфликта регионального уровня.
Нейтральный статус не устраивает Балтийские республики.
Модель разностороннего сотрудничества при активной роли Эстонии, Латвии и Литвы в экономической, культурной, правовой и иной гражданской деятельности окружающих государств – могла бы стать наиболее продуктивной с учетом перспектив развития ситуации в регионе Балтики и Северной Европы, равно как и более широком контексте европейской и евроатлантической безопасности. Однако логичным и оправданным странам Балтии представлялось доверить свою безопасность наиболее мощному военно-политическому альянсу.
Официальное направление внешнеполитического курса Эстонии, Латвии и Литвы было четко сформулировано уже на ранних этапах становления их государственности. Это был курс, ориентированный на Запад, поиски гарантий безопасности со стороны западных стран и институтов от возможных угроз в случае реанимации имперских амбиций в российской политике; скорейшее интегрирование в экономическую и политическую систему западного мира. Таким образом, в выработке внешнеполитической стратегии странами Балтии был сделан явный прозападный и антироссийский акцент. Ориентация на запад ассоциировалась с укреплением суверенитета на международной арене и решением внутренних социально-экономических проблем. Лидеры балтийских стран инициативно продвигали идеи их интеграции в западные институты. Весьма показательны в этом плане выступления глав балтийских государств на встрече в Талине в декабре 1993 г. По случаю открытия Балтийского института стратегических и международных исследований. Президенты Эстонии, Латвии и Литвы были единодушны в том, что они «видят в НАТО главного перспективного гаранта безопасности трех государств». Президент Эстонии Л. Мери подчеркнул, что «Эстония, Латвия и Литва давно настаивают на том, что в балтийском регионе существует вакуум безопасности».
Такую одностороннюю стратегическую линию во внешней политике и политике безопасности стран Балтии Т.Н. Мозель объясняет «синдромом государств, на протяжении многовековой истории подвергавшихся почти постоянным поползновениям на их территорию со стороны соседей», а также «синдромом малых государств, занимающих промежуточное положение между более крупными и мощными государствами и союзами» . Геополитическое положение стран Балтии позволяло им использовать в просьбах о принятии их под защиту Запада аргументы о своей территориальной уязвимости. Важное значение в оформлении внешнеполитического курса балтийских республик имеет их собственная самооценка, определение своего места в системе международных отношений. Балтийские страны относят себя к западной цивилизации и противопоставляют восточной, славянской (прежде всего России) цивилизационной модели. Необходимо также признать, что данное направление внешней политики Эстонии, Латвии и Литвы исходит также из значимости и веса НАТО и ЕС, а также успеха и процветания стран Северной Европы.
В видении балтийских лидеров, европейские и евроатлантические структуры должны были составлять основу и перспективу обеспечения безопасности и предоставить этим государствам возможности быстрого экономического подъема.
Отношения с Северными странами, региональное сотрудничество.
А. Пабрикус и А. Пурс считают, что балтийское сотрудничество и кооперация имеют глубокие исторические корни и основаны на общих чертах и тенденциях в социо-политическом опыте трех стран. Они говорят об общем этническом происхождении литовцев и латышей, акцентируя внимание на том, что это две единственные нации, принадлежащие к Балтийской лингвистической группе внутри индо-европейской группы.
Другая точка зрения ставит под вопрос балтийскую идентичность, указывая на очевидные различия в историческом и культурном развитии Эстонии, Латвии и Литвы . Из этих трех стран только Литва имеет опыт длительной государственности, начиная с 13 века. Эстонские и латвийские земли находились под германским владычеством в течение Средних веков до 17 столетия, когда были захвачены шведами, а к концу 18 века стали частью Российской Империи. И эстонцы, и латыши преимущественно лютеране, тогда как Литва была последним из европейских государств, обратившихся в христианство, и большинство литовцев католики. При этом исторически литовцы ближе к Польше, тогда как эстонцы и латыши испытывали германское и скандинавское влияние. И, пожалуй, нахождение в составе Российской Империи и Советского Союза – единственный действительный общий опыт трех балтийских стран. Таким образом, термин «балтийские страны» - современное политическое изобретение 20 века - на деле мало отражает историческую и культурную идентичность этих трех стран.
«Балтийская» идентичность Эстонии, Латвии и Литвы, на первый взгляд кажущаяся наиболее очевидной и, скажем так, политически значимой, на деле является и наименее признанной внутри самих Балтийских республик. Однако, не смотря на их отрицательное восприятие и отношение к такой «навязанной» общности, трем странам пришлось продемонстрировать до определенной степени тесное сотрудничество на этапе формирования их государственности. На то было как минимум две причины:
1. показать свою социо-
2. развеять сомнения в своей обороноспособности, а соответственно стать пригодными к членству в НАТО.
В 1991 году лидеры трех стран образовали Балтийскую ассамблею, состоящую из двадцати представителей каждого из трех парламентов. Первая сессия Ассамблеи прошла в 1992 году в Риге. 31 октября 1993 года были созданы Балтийский Совет и Совет Министров Балтийских Государств. Назначение Балтийского Совета – содействовать трехстороннему сотрудничеству между законодательной и исполнительной ветвями трех государств. Совет Министров, начавший функционировать в июне 1994, должен осуществлять и следить за межгосударственным и региональным сотрудничеством. 13 августа 1999 в Риге был образован Секретариат Балтийской Ассамблеи.
В первые годы своего существования Балтийская Ассамблея сосредоточила свою деятельность на вопросе вывода российских войск из всех трех Балтийских государств. После вывода войск Ассамблея занялась вопросами вступления в НАТО и налаживания системы государтсвенной безопасности. В августе 1993 года все три балтийских президента встретились в Латвии и приняли соглашение о создании общих миротворческих объединений. В 1994 при поддержке Северных стран, Великобритании и Соединенных Штатов был образован Балтийский Батальон (БАЛТБАТ). Балтийское военное сотрудничество установилось также и в сферах военно-морских и воздушных защитных сил. Так при непосредственном содействии США были образованы БАЛТРОН – совместная военно-морская эскадра – и БАЛТНЕТ – региональная сеть воздушного наблюдения с центром в Каунасе (Литва).
Внутри региона Балтийского моря происходит наращивание сотрудничества. Скандинавские страны были первыми, кто в 1991 году признал независимость Балтийских стран. Еще до фактического обретения независимости Эстония, Латвия и Литва подписали договор о сотрудничестве с Данией. Начиная с 1988 года Дания и Исландия были сторонниками независимости стран Балтии . Эта поддержка проявлялась на двух уровнях. Прежде всего, Дания и Исландия поддерживали страны Балтии в различных международных контекстах. Во-вторых, они продвигали Эстонию, Латвию и Литву в такие международные организации как СБСЕ (ОБСЕ). Фактически изначально внешнеполитическая стратегия стран Балтии была тесно связана с интересами их скандинавских соседей.
Северные страны первыми после
Великобритании ввели безвизовый въезд
на свои территории для граждан Эстонии,
Латвии и Литвы. Они были также
и первыми странами, которые предложили
различные образовательные
В марте 1992 в Копенгагене Дания при поддержке Германии вывела альтернативную стратегию, согласно которой вместо Северобалтийского сотрудничества предлагалась схема: Совет Государств Балтийского Моря (СГБМ). Членами СГБМ являются 11 государств - Дания, Эстония, Исландия, Латвия, Польша, Литва, Норвегия, Россия, Финляндия, Швеция, Германия – и Европейская Комиссия. Статус наблюдателя имеет Италия, США, Соединенное Королевство, Нидерланды, Франция, Словакия и Украина. Верховным орган СГБМ - Совет, состоящий из министров иностранных дел государств-членов и члена Европейской Комиссии. Председателем Совета в течение одного года по ротационному принципу бывает министр иностранных дел одного из государств. Сессии Совета – встречи министров иностранных дел, - во время которых определяются политические вехи деятельности СГБМ, проводятся один раз в два года (до 2003 г. встречи проводились ежегодно).
Периодически организуются встречи отраслевых министров и руководителей ведомств государств СГБМ – по охране окружающей среды, экономике, энергетике, финансам, информационным технологиям, культуре, торговле и промышленности, социальной защите, здравоохранению, образованию, делам детей и молодежи, юстиции, сельскому хозяйству, таможенным вопросам, охране границы, гражданской безопасности.
В период между сессиями Совета по
поручению министров
Под эгидой СГБМ действует несколько рабочих групп по содействию демократическим институтам и правам человека, по экономическому сотрудничеству, ядерной безопасности и другим вопросам.
В 1998 г. в Стокгольме был создан постоянный секретариат СГБМ, оказывающий помощь председательствующему государству, обеспечивающий преемственность деятельности СГБМ при смене председательствующего государства, который уже стал самой большой в регионе базой данных по связям в сфере разностороннего сотрудничества.
СГБМ осуществляет тесное сотрудничество с другими региональными структурами Балтийского моря. СГБМ действует на основе программы действий СГБМ, принятой в июле 1996 г. Программа включает три основных момента:
Изначально Совет пытался сосредоточиться на решении неспорных вопросов, таких как: защита окружающей среды, обмен информацией и знаниями, региональное сотрудничество и развитие интститутов гражданского общества. К темам региональной безопасности, вывода российских войск, прав русскоязычного населения обращались лишь время от времени.
В 1992 г. был создан
Союз балтийских городов (СБГ), куда вошли
86 городов из 10 стран региона. СБГ
– международная
В октябре 1993 г. в Норвегии (г. Станвангер) была образована Организация субрегионального сотрудничества государств Балтийского моря (ОССГБМ). ОССГБМ – это неправительственная организация стран Балтийского моря, в которую входят представители областей, районов и «вольных» городов, расположенных на берегу Балтийского моря. Организация выполняет координационные и посреднические функции для всех регионов Балтийского моря, осуществляет общую целевую политику на международных форумах.