Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 14:17, доклад
Роль и место России в современном мире во многом определяется ее геополитическим положением, т.е. размещением, мощью и соотношением сил в мировой системе государств. Геополитическое положение России специалисты рассматривают с учетом географических, политических, военных, экономических и других факторов.
Одной из важных составляющих геополитического положения является способность контролировать ключевые пространства и географические точки. Такая способность является производной от степени самодостаточности (жизнеспособности) геополитического субъекта.
геополитическое положение РФ
Роль и место России
в современном
мире во многом определяется ее геополитическим положением, т.е.
размещением, мощью и соотношением сил
в мировой системе государств. Геополитическое положение
России специалисты рассматривают с учетом
географических, политических, военных,
экономических и других факторов.
Одной из важных составляющих геополитического положения является
способность контролировать ключевые
пространства и географические точки.
Такая способность является производной
от степени самодостаточности (жизнеспособности) геополитического
субъекта. С точки зрения своего геополитического положения Россия
как прямая преемница СССР и Российской
империи оказалась в новой ситуации. Эта
ситуация сложилась в результате действий
определенных геополитических закономерностей.
Со второй половины 1980-х гг. Советский
Союз постепенно стал утрачивать контроль
сначала над странами социалистического
лагеря, а затем и союзными республиками.
После распада СССР в России осталось
17 из 22 млн кв. км территории. Возможности
России в немалой степени определяются
транспортно-географическим фактором.
Территориальный массив России перестал
соответствовать каркасной транспортной
инфраструктуре, существовавшей в СССР.
Основные магистрали России — Южсиб и
Транссиб — проходят через территорию
Северного Казахстана (Транссиб в районе
Петропавловска), там же оказались участки
линий высоковольтных электропередач,
связи, трубопроводы.
Новые геополитические
реалии сложились на западных, границах.
Россия оказалась отделенной от Европы
поясом самостоятельных, независимых
государств и в настоящий момент имеет
ограниченные выходы к Балтийскому и Черному
морям. Крупнейшие порты на Черном и Балтийском
морях стали для России иностранными.
Из крупных портов на Балтике остался
Санкт-Петербургский, на Черном — Новороссийский
и Туапсинский.
На западной границе до распада
СССР имелось 25 железнодорожных переходов, современная же Россия
располагает всего одним — из Калининградской
области в Польшу. Главные перевалочные
железнодорожные узлы находятся на территории
Белоруссии, Украины и Молдовы.
Геополитические изменения коснулись
границ России. В рамках СССР из 77 российских
административно-политических единиц
только 13 были пограничными, сегодня пограничными
являются более половины. Изменилось и
число зарубежных стран, граничащих с
Россией: ранее имелось 8 стран-соседей,
сейчас — 16. Ни у одной страны в мире такого
числа соседей-государств нет.
Значительная часть новых
Пространственно-географическое сужение
за счет Балтийского побережья, Причерноморья,
Крыма вернули Россию, как отмечают геополитики,
к «допетровским временам». Данные территории
обеспечивали широкий выход бывшего СССР
во внешний мир. В новых условиях Россия
на северо-западе и юге не сохранила прежнего
контроля над ключевыми пространствами.
Со стороны новых геополитических субъектов
— Балтийских стран — наблюдалось ужесточение
своих позиций, вплоть до территориальных
претензий; по ряду моментов нарастал
российско-украинский конфликт; заявил
о себе сложный узел противоречий Молдавия
— Приднестровье. В начале 90-х гг. на территории
бывшего СССР было зафиксировано 180 территориально-этнических
споров.
Обеспечение процессов формирования государственности
России и защиты ее территориальной целостности
считается приоритетной в области внешней
политики. Для России является важным
завершить процесс становления в нынешних
границах как современного российского
государства. При этом укрепление государственности
таких республик, как Украина, Казахстан,
Белоруссия, а также экономическая интеграция
с ними со стороны России должны поддерживаться
самым активным образом. Именно эти три
государства наиболее важны с точки зрения геополитических интересов
России.
Для России немаловажным является вопрос:
будет ли она контролировать нефтепотоки
с открытых крупных месторождений нефти
и газа на шельфе Каспия? Каспийский бассейн,
как Черноморский и Балтийский, составлял
значительную часть рос-сийского геостратегического
потенциала. Одна из закономерностей геополитического процесса
заключается в том, что если контроль над
пространством теряет один из геополитических субъектов,
то его приобретает другой субъект. «Тюркский»
и «исламский» фактор в условиях ослабления
России как геополитического субъекта
стал активно проявлять себя в направлении
Центральной Азии, Поволжья и Северного
Кавказа, используя при этом разные плацдармы,
в том числе и азербайджанский.
Руководители Азербайджана заявляют о
желательности транспортировки нефти
в Турцию, а через нее — на Запад, в обход
России по так называемому транскавказскому
коридору. Эксперты считают, что товарный
поток, движущийся из Центральной Азии
через Россию, скрепляет Урал, Поволжье,
Западную Сибирь, Дальний Восток и европейскую
часть России в единое целое. В случае
реализации транскавказского коридора
проблемы территориальной целостности
России могут обостриться.
Для российского геополитического положения небезразличны
изменения, происходящие на европейском
пространстве и связанные с продвижением
НАТО на Восток. Геополитически это означает
вторжение Запада в ту сферу, которая исконно
была «незападной». «Рубеж конфликта длительностью
в тринадцать веков» (С. Хантингтон) передвинулся
на пространство Киевской Руси.
Существует точка зрения, согласно которой
на западных рубежах возникает своего
рода «санитарный кордон» стран НАТО,
отрезающий Россию от Балтики и Черного
моря, контролирующий все транспортные
выходы на Запад и превращающий Калининградскую
область в оторванный от основной российской
территории эксклав.
Другая точка зрения в менее драматизированной
форме представляет, что ряд стран Центральной
Европы, присоединившиеся к НАТО, в прошлом
составляли для России плацдарм и буфер,
а сейчас — только буфер, т.е. слабо милитаризованную
зону ста-бильности между Россией и НАТО.
В нынешних сложных условиях реализовать
свои стратегические интересы в западноевропейском
и восточноевропейском регионах удастся,
если Россия будет опираться не на «геополитический
императив», реанимируя свои прошлые имперские
амбиции, а на свой экономический потенциал.
Если иметь в виду восточное направление,
то российские позиции на Дальнем Востоке,
Восточной Азии и западной части Тихого
океана оказались под угрозой. Место России
в качестве «сверхдержавы» сегодня занимает
Китай, так как он оказался более конкурентоспособным.
По ВВП Китай передвинулся в лидирующие
страны: вместе с Японией делит 2—3 места
в мире, прогнозам Мирового банка, Китай
через 20 лет переместится на первое место
в мире, США спустится на второе место,
за ним будут следовать Япония, Индия и
Индонезия.
И в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который
будет представлять собой самый перспективный
регион в XXI в., геополитический статус России как
мировой державы будет определяться в
первую очередь основными показателями
экономической политики. Россия на протяжении
всей своей истории всегда была серьезным геополитическим
субъектом. Она и сегодня является страной
с самой большой в мире территорией, которая
расположилась на двух континентах.
Задача, которую Россия сама должна решить,
— не допустить, во-первых, ущемления своих
позиций на мировой арене, во-вторых, оттеснения
от участия в решении проблем, затрагивающих
ее стратегические интересы
Документы, необходимые для идентификации лица, запрашивающего сведения о бюро кредитных историй, в котором(ых) хранится кредитная история:
для представителя:
помимо документа, удостоверяющего
личность, необходимо наличие оформленного
в соответствии с законодательством
Российской Федерации документа, подтверждающего
наличие соответствующих
для представителя: документ удостоверяющий личность (подробнее см. выше), а также оформленный в соответствии с законодательством Российской Федерации документ, подтверждающий наличие соответствующих полномочий (доверенность, протокол общего собрания учредителей (участников) юридического лица и иные документы, подтверждающие наличие соответствующих полномочий);
для
представителя: указанные выше документы,
а также оформленный в
Перечень документов, удостоверяющих личность:
Внимание! Водительские права не являются документом, удостоверяющим личность.