Геополитическое положение современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 19:38, лекция

Описание работы

Территориальные ресурсы России.
Экономико-географическое и геополитическое положение России и ее регионов, оценка их влияния на территориальную организацию хозяйства и региональное развитие

Файлы: 1 файл

Алпатова.docx

— 28.03 Кб (Скачать файл)

Геополитическое положение современной России

Территориальные ресурсы России. Экономико-географическое и геополитическое положение России и ее регионов, оценка их влияния на территориальную организацию хозяйства и региональное развитие

Экономико-географическое положение (ЭГП) — это отношение данного объекта (страны, территории, пункта) к расположенным вне этого объекта данностям, имеющим социально-экономическое значение для него. ЭГП страны — это оценка ее положения на экономической карте мира в конкретный исторический момент (период), определяющая ее экономические возможности по отношению к основным районам и центрам экономики.

Различают макроуровень, мезоуровень, микроуровень ЭГП. Макроуровень оценивает положение страны в глобальном мировом масштабе (отношение к материкам, Мировому океану, мировым торговым путям и центрам); мезоуровень — ее положение относительно групп стран, образующих исторически сложившиеся регионы; микроуровень — ее отношение к соседним приграничным государствам, границы, пересекающие их транспортные пути. Транспортно-географическое положение (т. е. транспортные возможности реализации хозяйственных взаимосвязей) в значительной мере определяют ЭГП, его выгоды и недостатки.

Россия занимает 17 075,4 тыс. км2, или 13% суши. Она является крупнейшим по площади государством в мире (за ней следуют: Канада — почти 10 млн км2, Китай — 9,6, США — 9,4 млн км2). Общая протяженность России с запада на восток составляет 9 тыс. км (без Калининградской обл.), а с севера на юг — от 2,5 до 4 тыс. км. Крайняя западная точка России находится около Калининграда (19°38' в. д.), крайняя восточная точка — это о. Ратманов в Беринговом проливе (169°02' з. д.), крайняя северная точка — мыс Флигели на острове Рудольфа в составе архипелага Земля Франца-Иосифа (81°51' с. ш.), а на материке — мыс Челюскин на полуострове Таймыр (77°43' с. ш.). Крайняя южная точка России находится на границе республики Дагестан с Азербайджаном (41° 10' с. ш.). Большая часть территории России расположена между 50-й параллелью и Северным полярным кругом, т. е. в средних и высоких широтах. Территория России расположена в пределах 11 часовых поясов.

Геополитика — это научное направление, изучающее зависимость внешней политики государств и международных отношений от системы политических, военно-стратегических, экологических, экономических связей, обусловленных географическим положением страны и другими физико- и экономико-географическими факторами.

Геополитическое положение (ГПП) — оценка места страны на политической карте, ее отношение к различным государствам. ГПП, как и ЭГП, — категория историческая, меняющаяся со временем.

 Общая характеристика экономического потенциала РФ

РФ – по классификации ООН, - относится к типу стран с переходной экономикой. Экономика РФ – индустриально-аграрного типа с элементами, характерными для индустриальных экономик. То есть, по ряду показателей, РФ в ряду развивающихся стран, однако доля услуг в ВВП превышает 50 %, что характерно для развитых стран. Такое сочетание характерно для стран Центральной и Восточной Европы. ВВП (в долларах США) в 2001 г. – 10 место в мире. (2,25 % мирового ВВП). ВВП на душу населения - 76 место. Отставание от мировых лидеров в 4 и более раза. Рыночные отношения формируются с 1992г., с момента либерализации цен и программы массовой приватизации. В 1992-2001г. форму собственности сменили 47 % предприятий, зарегистрированных на 1991 г. К 2003 г. – зарегистрировано 3.6 млн. предприятий всех форм собственности, ¾ из них – частные. Переход от плановой системы хозяйствования к рыночной – болезненный. Падение ВВП: в 1998 г. – 60 % от уровня 1991 г. С 1999г. – наблюдается экономический подъем - в среднем 6,5 % ежегодно. К 2007г. уровень ВВП вырос на 70 % (от 1998г.). К 2003г. – уровень ВВП – 77 % (в промышленности 65 %) по отношению к 1991 г. Импорт России в 2002г. составлял 0,6 % от мирового и 24 % уровня ВВП России. В последние годы объем экспорта стал выше объема импорта. В 2002 г. – на долю РФ - 1,6 % мирового экспорта (35 % уровня ВВП). Стоимость экспорта заметно зависит от динамики мировых цен на углеводороды, основные экспортные товары РФ. Высокие темпы инфляции: например, за 1992 г. цены выросли в 26 раз, за 1993г. еще в 9, 4 раза. Обесценение реальных доходов населения, снижение инвестиционной активности, макроэкономическая нестабильность. Огромный внешний долг (1998г.) – 140 млрд. долларов. К середине 90-х годов темпы инфляции благодаря жесткой денежной политике ЦБ удалось снизить до 20 % в год. Кризис 1998 г. – девальвация рубля и новый виток инфляции. После кризиса – контроль за темпами инфляции, постепенная финансовая стабилизация, оживление экономики, восстановление золотовалютных резервов (2003 г. – 60 млрд. долларов США). Начался приток ресурсов в реальный сектор экономики, произошло замещение импорта отечественными товарами (из-за девальвации рубля). Рост мировых цен на углеводороды позволил России накопить значительные золотовалютные резервы (2007 г. – 455 млрд. долларов). Россия начала погашать внешнюю валютную задолженность. К 2007г. внешний долг почти полностью погашен. Экономика России в начале 21 века в целом завершила адаптацию к рыночным реформам хозяйствования и постепенно преодолевает трансформационный спад. Политика правительства РФ направлена на упрочение макроэкономической и социальной стабильности, поддержание темпов экономического роста (в среднем 6 % в год). Осуществляется контроль за инфляцией (инфляция в среднем – 8 % в год) и обеспечение стабильности валютного курса. Резко ограничены бюджетные расходы. С 2002 г. – ежегодный профицит бюджета. Восстановлено доверие населения и инвесторов к государству. В социальной сфере увеличен размер социальных пособий и бюджетных зарплат. Продолжение структурных реформ в экономике и снижение административных барьеров. В 2001 г. приняты Налоговый и Земельный кодексы, делаются попытки провести пенсионную реформу, проведена монетизация льгот. Однако экономика страны еще не смогла накопить достаточных средств для реструктуризации производства и модернизации экономики в целом. В 2003 г. была поставлена цель переломить эту тенденцию и добиться реального удвоения ВВП к 2010 году, однако реальные темпы экономического роста в 2005 – 2007 гг. вряд ли позволят осуществить эту цель в предполагаемые сроки. В целом за годы рыночных реформ 90-х годов, и тенденция эта продолжается и в начале 21 века, наблюдалось резко снижение уровня жизни населения страны. В 2002г. средний доход на душу населения в РФ составил 57 % от 1991 г. Доходы населения распределены угрожающе неравномерно: В 2002г. 20 % самых богатых граждан РФ получали 45,8 % всех денежных доходов, 20 % самых бедных – 5,9%. В том же году – 25 % населения РФ имели доходы ниже официального прожиточного минимума. Правительство РФ наметило и приступило к осуществлению программы модернизации промышленности, чтобы уйти от перекоса в сторону сырьевой экономики, прежде всего нацелив ее на высоко-технологичные отрасли. РФ добивается вступления в ВТО – Всемирную торговую организацию, рассчитывая снять ряд торговых и пошлинных барьеров и либерализовать рынки, провести реформы в отраслях естественных монополий, нацеленных на создание конкурентной среды. В социальной сфере увеличен размер социальных пособий и бюджетных зарплат. Продолжение структурных реформ в экономике и снижение административных барьеров. В 2001 г. приняты Налоговый и Земельный кодексы, делаются попытки провести пенсионную реформу, проведена монетизация льгот. Однако экономика страны еще не смогла накопить достаточных средств для реструктуризации производства и модернизации экономики в целом. В 2003 г. была поставлена цель переломить эту тенденцию и добиться реального удвоения ВВП к 2010 году, однако реальные темпы экономического роста в 2005 – 2007 гг. вряд ли позволят осуществить эту цель в предполагаемые сроки. В целом за годы рыночных реформ 90-х годов, и тенденция эта продолжается и в начале 21 века, наблюдалось резко снижение уровня жизни населения страны. В 2002г. средний доход на душу населения в РФ составил 57 % от 1991 г. Доходы населения распределены угрожающе неравномерно: В 2002г. 20 % самых богатых граждан РФ получали 45,8 % всех денежных доходов, 20 % самых бедных – 5,9%. В том же году – 25 % населения РФ имели доходы ниже официального прожиточного минимума. Правительство РФ наметило и приступило к осуществлению программы модернизации промышленности, чтобы уйти от перекоса в сторону сырьевой экономики, прежде всего нацелив ее на высоко-технологичные отрасли. РФ добивается вступления в ВТО – Всемирную торговую организацию, рассчитывая снять ряд торговых и пошлинных барьеров и либерализовать рынки, провести реформы в отраслях естественных монополий, нацеленных на создание конкурентной среды. гнозные запасы для оценки новых месторождений, бассейнов и перспективных территорий. Разведанные и прогнозные запасы объединяются в общие геологические запасы. По народнохозяйственному значению запасы минеральных ресурсов делятся на балансовые – А, В, С1 и в отдельных случаях С2. И забалансовые – С2, прогнозные и общегеологические. Россия полностью обеспечена всеми видами минерального сырья и по их разведанным запасам занимает ведущее место среди крупнейших стран мира. В России сосредоточено более половины мировых запасов угля и торфа – 8 трл.т, 1/3 нефти и газа, 2/5 железных руд, 2/5 калийных солей, 1/4 фосфоритов и апатитов, 1/15 гидроэнергетических ресурсов и половина мировых запасов древесины.

Внешняя торговля россии динамика структура и формы гос регулирования

Данные внешней торговли, показывающие участие России в системе международного разделения труда, свидетельствуют о том, что наша страна по этому показателю занимает положение, неадекватное ее экономическим возможностям и политической значимости.

Обеспечивая в 1996 г.поставку на мировой рынок товаров в объеме, равном 88,3 млрд долл., а в 1999 г. - 72 млрд долл., Россия обладала менее чем 2 % мирового экспорта. При этом впереди оказались такие страны, как Нидерланды, Бельгия, Испания, Республика Корея и др.

Россия же находилась во второй десятке. Такое положение отражает довольно ограниченный уровень вовлеченности страны в мировой товарообмен. Динамика развития российского внешнеторгового товарооборота 1990-е гг. свидетельствует о наличии двух фаз:

1) некотором упадке, связанном с разрывом хозяйственных связей после распада СССР; с 1992 г. наблюдается рост товарооборота, который к 1996 г. увеличился на 52,3 %. Однако в 1997-1998 гг. наблюдался спад товарооборота; 2) стабильном положительном торговом сальдо начиная с 1991 г.

В 1996 г. оно достигло 28,5 млрд долл., а в 1999 г., несмотря на уменьшение внешнеторгового оборота, - 28,4 млрд долл. Это результат либерализации внешнеэкономических связей, совершенствования системы регулирования ВЭД, улучшения доступа российских традиционных товаров на внешние рынки.

Географическое распределение внешней торговли свидетельствует о расширении связей с развитыми странами и прежде всего с Европой и АмерВ экспорте России преобладают товары с неустойчивой ценовой динамикой, спрос на которые слабо меняется при изменении цен и которым в долгосрочном плане присущи тенденции к понижению цен на них. Темпы расширения спроса на эти товары довольно медленны и отличаются низкой ценовой эластичностью. Рынки таких товаров не являются свободными. Рынок нефти и нефтепродуктов находится под контролем стран ОПЕК, рынок черных металлов (с помощью квот и антидемпинговых мер) уже давно регулируется крупнейшими западными странами, сбыт природного газа ограничивается наличием и проводимостью трубопроводной сети.

Удельный вес в российском экспорте машин и оборудования, в мировой торговле являющихся самой перспективной категорией товаров, ничтожен, это относится к высокотехнологичной продукции, которой в экспорте РФ, если не считать военной техники, почти нет.

В импорте России слишком большое место занимают продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, спрос на которые остается высоким даже в условиях повышения цен и падения доходов населения. На развитие внешней торговли в последние годы реформ значительно повлияли три основных фактора, действовавших разнонаправлено:

1)девальвация рубля;

2) повышение мировых  цен на ключевые товары рос-

сийского экспорта;

3) сокращение внутреннего  спроса.

Россия слабо вовлечена:

1) в международную  кооперацию производства;

2) торговлю услугами;

3) международную  миграцию капитала в форме  пряV мых инвестиций;

 Иностранные инвестиции в России и их регулирование

Совместное предпринимательство, базирующееся на инвестиционном сотрудничестве, отличается большей устойчивостью, чем другие формы совместного предпринимательства. Совместное финансирование и освоение капиталовложений формируют более широкие и разнообразные возможности для межфирменного сотрудничества в международных масштабах.

Для иностранных инвестиций в России характерен высокий удельный вес ведущих стран – экспортеров капитала – США, Германии, Турции, Франции. Еще одной особенностью иностранных инвестиций является их концентрация в отдельных регионах России.

Процесс создания коммерческих организаций с иностранными инвестициями состоит из ряда этапов, главными из которых являются выбор организационно-правовой формы предприятия и государственная регистрация коммерческой организации с иностранными инвестициями.

Коммерческие организации с иностранными инвестициями создаются в России в следующих формах:

  • полное товарищество;

  • товарищество на вере (коммандитное);

  • общество с ограниченной ответственностью;

  • общество с дополнительной ответственностью;

  • акционерные общества: (закрытое акционерное общество и открытое акционерное общество).

Рассмотрев каждую из этих правовых форм организаций можно отметить, что для России наиболее приемлемой формой коммерческой организации с иностранными инвестициями оказалось акционерное общество.

Проведя анализ Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» можно сказать, что он содержит наиболее важные положения, регулирующие деятельность иностранных инвесторов на территории Российской Федерации. В частности, он определяет:

1) кто  может выступать в качестве  иностранного инвестора (это иностранное  юридическое лицо, иностранный гражданин, лицо без гражданства, постоянно  проживающее за пределами Российской  Федерации, международные организации);

2) каков  правовой режим деятельности  коммерческих организаций с иностранными  инвестициями (режим их деятельности  не может быть менее благоприятным, чем для российских инвесторов);

3) правовые  гарантии деятельности коммерческих  организаций с иностранными инвестициями (гарантии правовой защиты, гарантия  использования иностранным инвестором  различных форм осуществления  инвестиций на территории Российской  Федерации, гарантии перехода прав  и обязанностей коммерческих  организаций с иностранными инвестициями  другому лицу, гарантии компенсации  при национализации и реквизиции  имущества коммерческих организаций  с иностранными инвестициями  и др.

Государственная регистрация коммерческих организаций с иностранными инвестициями осуществляется на основании Федерального Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В соответствии с ним коммерческие организации с иностранными инвестициями подлежат государственной регистрации в органах Федеральной налоговой службы Российской Федерации в таком же порядке, как и российские юридические лица.

При регистрации в органы ФСН подается тот же пакет документов, что и российскими юридическими лицами (заявление о государственной регистрации, решение о создании коммерческой организации с иностранными инвестициями, учредительные документы, выписку из реестра иностранного юридического лица, документ об уплате государственной пошлины). Помимо общих оснований отказа в государственной регистрации КОИИ, им может быть отказано в ней также в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. иностранный инвестиция коммерческий

 

 


Информация о работе Геополитическое положение современной России