Геополитическое
положение современной России
Территориальные ресурсы
России. Экономико-географическое и геополитическое
положение России и ее регионов, оценка
их влияния на территориальную организацию
хозяйства и региональное развитие
Экономико-географическое
положение (ЭГП) — это отношение данного
объекта (страны, территории, пункта) к
расположенным вне этого объекта данностям,
имеющим социально-экономическое значение
для него. ЭГП страны — это оценка ее положения
на экономической карте мира в конкретный
исторический момент (период), определяющая
ее экономические возможности по отношению
к основным районам и центрам экономики.
Различают макроуровень,
мезоуровень, микроуровень ЭГП. Макроуровень
оценивает положение страны в глобальном
мировом масштабе (отношение к материкам,
Мировому океану, мировым торговым путям
и центрам); мезоуровень — ее положение
относительно групп стран, образующих
исторически сложившиеся регионы; микроуровень
— ее отношение к соседним приграничным
государствам, границы, пересекающие их
транспортные пути. Транспортно-географическое
положение (т. е. транспортные возможности
реализации хозяйственных взаимосвязей)
в значительной мере определяют ЭГП, его
выгоды и недостатки.
Россия занимает 17
075,4 тыс. км2, или 13% суши.
Она является крупнейшим по площади государством
в мире (за ней следуют: Канада — почти
10 млн км2, Китай —
9,6, США — 9,4 млн км2). Общая протяженность
России с запада на восток составляет
9 тыс. км (без Калининградской обл.), а с
севера на юг — от 2,5 до 4 тыс. км. Крайняя
западная точка России находится около
Калининграда (19°38' в. д.), крайняя восточная
точка — это о. Ратманов в Беринговом проливе
(169°02' з. д.), крайняя северная точка — мыс
Флигели на острове Рудольфа в составе
архипелага Земля Франца-Иосифа (81°51' с.
ш.), а на материке — мыс Челюскин на полуострове
Таймыр (77°43' с. ш.). Крайняя южная точка
России находится на границе республики
Дагестан с Азербайджаном (41° 10' с. ш.). Большая
часть территории России расположена
между 50-й параллелью и Северным полярным
кругом, т. е. в средних и высоких широтах.
Территория России расположена в пределах
11 часовых поясов.
Геополитика — это научное направление,
изучающее зависимость внешней политики
государств и международных отношений
от системы политических, военно-стратегических,
экологических, экономических связей,
обусловленных географическим положением
страны и другими физико- и экономико-географическими
факторами.
Геополитическое
положение (ГПП) — оценка места
страны на политической карте, ее отношение
к различным государствам. ГПП, как и ЭГП,
— категория историческая, меняющаяся
со временем.
Общая характеристика
экономического потенциала РФ
РФ – по классификации ООН, - относится
к типу стран с переходной экономикой.
Экономика РФ – индустриально-аграрного
типа с элементами, характерными для индустриальных
экономик. То есть, по ряду показателей,
РФ в ряду развивающихся стран, однако
доля услуг в ВВП превышает 50 %, что характерно
для развитых стран. Такое сочетание характерно
для стран Центральной и Восточной Европы.
ВВП (в долларах США) в 2001 г. – 10 место в
мире. (2,25 % мирового ВВП). ВВП на душу населения
- 76 место. Отставание от мировых лидеров
в 4 и более раза. Рыночные отношения формируются
с 1992г., с момента либерализации цен и программы
массовой приватизации. В 1992-2001г. форму
собственности сменили 47 % предприятий,
зарегистрированных на 1991 г. К 2003 г. – зарегистрировано
3.6 млн. предприятий всех форм собственности,
¾ из них – частные. Переход от плановой
системы хозяйствования к рыночной –
болезненный. Падение ВВП: в 1998 г. – 60 %
от уровня 1991 г. С 1999г. – наблюдается экономический
подъем - в среднем 6,5 % ежегодно. К 2007г.
уровень ВВП вырос на 70 % (от 1998г.). К 2003г.
– уровень ВВП – 77 % (в промышленности
65 %) по отношению к 1991 г. Импорт России
в 2002г. составлял 0,6 % от мирового и 24 % уровня
ВВП России. В последние годы объем экспорта
стал выше объема импорта. В 2002 г. – на
долю РФ - 1,6 % мирового экспорта (35 % уровня
ВВП). Стоимость экспорта заметно зависит
от динамики мировых цен на углеводороды,
основные экспортные товары РФ. Высокие
темпы инфляции: например, за 1992 г. цены
выросли в 26 раз, за 1993г. еще в 9, 4 раза. Обесценение
реальных доходов населения, снижение
инвестиционной активности, макроэкономическая
нестабильность. Огромный внешний долг
(1998г.) – 140 млрд. долларов. К середине 90-х
годов темпы инфляции благодаря жесткой
денежной политике ЦБ удалось снизить
до 20 % в год. Кризис 1998 г. – девальвация
рубля и новый виток инфляции. После кризиса
– контроль за темпами инфляции, постепенная
финансовая стабилизация, оживление экономики,
восстановление золотовалютных резервов
(2003 г. – 60 млрд. долларов США). Начался
приток ресурсов в реальный сектор экономики,
произошло замещение импорта отечественными
товарами (из-за девальвации рубля). Рост
мировых цен на углеводороды позволил
России накопить значительные золотовалютные
резервы (2007 г. – 455 млрд. долларов). Россия
начала погашать внешнюю валютную задолженность.
К 2007г. внешний долг почти полностью погашен.
Экономика России в начале 21 века в целом
завершила адаптацию к рыночным реформам
хозяйствования и постепенно преодолевает
трансформационный спад. Политика правительства
РФ направлена на упрочение макроэкономической
и социальной стабильности, поддержание
темпов экономического роста (в среднем
6 % в год). Осуществляется контроль за инфляцией
(инфляция в среднем – 8 % в год) и обеспечение
стабильности валютного курса. Резко ограничены
бюджетные расходы. С 2002 г. – ежегодный
профицит бюджета. Восстановлено доверие
населения и инвесторов к государству.
В социальной сфере увеличен размер социальных
пособий и бюджетных зарплат. Продолжение
структурных реформ в экономике и снижение
административных барьеров. В 2001 г. приняты
Налоговый и Земельный кодексы, делаются
попытки провести пенсионную реформу,
проведена монетизация льгот. Однако экономика
страны еще не смогла накопить достаточных
средств для реструктуризации производства
и модернизации экономики в целом. В 2003
г. была поставлена цель переломить эту
тенденцию и добиться реального удвоения
ВВП к 2010 году, однако реальные темпы экономического
роста в 2005 – 2007 гг. вряд ли позволят осуществить
эту цель в предполагаемые сроки. В целом
за годы рыночных реформ 90-х годов, и тенденция
эта продолжается и в начале 21 века, наблюдалось
резко снижение уровня жизни населения
страны. В 2002г. средний доход на душу населения
в РФ составил 57 % от 1991 г. Доходы населения
распределены угрожающе неравномерно:
В 2002г. 20 % самых богатых граждан РФ получали
45,8 % всех денежных доходов, 20 % самых бедных
– 5,9%. В том же году – 25 % населения РФ имели
доходы ниже официального прожиточного
минимума. Правительство РФ наметило и
приступило к осуществлению программы
модернизации промышленности, чтобы уйти
от перекоса в сторону сырьевой экономики,
прежде всего нацелив ее на высоко-технологичные
отрасли. РФ добивается вступления в ВТО
– Всемирную торговую организацию, рассчитывая
снять ряд торговых и пошлинных барьеров
и либерализовать рынки, провести реформы
в отраслях естественных монополий, нацеленных
на создание конкурентной среды. В социальной
сфере увеличен размер социальных пособий
и бюджетных зарплат. Продолжение структурных
реформ в экономике и снижение административных
барьеров. В 2001 г. приняты Налоговый и Земельный
кодексы, делаются попытки провести пенсионную
реформу, проведена монетизация льгот.
Однако экономика страны еще не смогла
накопить достаточных средств для реструктуризации
производства и модернизации экономики
в целом. В 2003 г. была поставлена цель переломить
эту тенденцию и добиться реального удвоения
ВВП к 2010 году, однако реальные темпы экономического
роста в 2005 – 2007 гг. вряд ли позволят осуществить
эту цель в предполагаемые сроки. В целом
за годы рыночных реформ 90-х годов, и тенденция
эта продолжается и в начале 21 века, наблюдалось
резко снижение уровня жизни населения
страны. В 2002г. средний доход на душу населения
в РФ составил 57 % от 1991 г. Доходы населения
распределены угрожающе неравномерно:
В 2002г. 20 % самых богатых граждан РФ получали
45,8 % всех денежных доходов, 20 % самых бедных
– 5,9%. В том же году – 25 % населения РФ имели
доходы ниже официального прожиточного
минимума. Правительство РФ наметило и
приступило к осуществлению программы
модернизации промышленности, чтобы уйти
от перекоса в сторону сырьевой экономики,
прежде всего нацелив ее на высоко-технологичные
отрасли. РФ добивается вступления в ВТО
– Всемирную торговую организацию, рассчитывая
снять ряд торговых и пошлинных барьеров
и либерализовать рынки, провести реформы
в отраслях естественных монополий, нацеленных
на создание конкурентной среды. гнозные
запасы для оценки новых месторождений,
бассейнов и перспективных территорий.
Разведанные и прогнозные запасы объединяются
в общие геологические запасы. По народнохозяйственному
значению запасы минеральных ресурсов
делятся на балансовые – А, В, С1 и в отдельных
случаях С2. И забалансовые – С2, прогнозные
и общегеологические. Россия полностью
обеспечена всеми видами минерального
сырья и по их разведанным запасам занимает
ведущее место среди крупнейших стран
мира. В России сосредоточено более половины
мировых запасов угля и торфа – 8 трл.т,
1/3 нефти и газа, 2/5 железных руд, 2/5 калийных
солей, 1/4 фосфоритов и апатитов, 1/15 гидроэнергетических
ресурсов и половина мировых запасов древесины.
Внешняя торговля россии динамика структура
и формы гос регулирования
Данные внешней торговли,
показывающие участие России в системе
международного разделения труда, свидетельствуют
о том, что наша страна по этому показателю
занимает положение, неадекватное ее экономическим
возможностям и политической значимости.
Обеспечивая в 1996 г.поставку
на мировой рынок товаров в объеме, равном
88,3 млрд долл., а в 1999 г. - 72 млрд долл., Россия
обладала менее чем 2 % мирового экспорта.
При этом впереди оказались такие страны,
как Нидерланды, Бельгия, Испания, Республика
Корея и др.
Россия же находилась
во второй десятке. Такое положение отражает
довольно ограниченный уровень вовлеченности
страны в мировой товарообмен. Динамика
развития российского внешнеторгового
товарооборота 1990-е гг. свидетельствует
о наличии двух фаз:
1) некотором упадке,
связанном с разрывом хозяйственных связей
после распада СССР; с 1992 г. наблюдается
рост товарооборота, который к 1996 г. увеличился
на 52,3 %. Однако в 1997-1998 гг. наблюдался спад
товарооборота; 2) стабильном положительном
торговом сальдо начиная с 1991 г.
В 1996 г. оно достигло
28,5 млрд долл., а в 1999 г., несмотря на уменьшение
внешнеторгового оборота, - 28,4 млрд долл.
Это результат либерализации внешнеэкономических
связей, совершенствования системы регулирования
ВЭД, улучшения доступа российских традиционных
товаров на внешние рынки.
Географическое распределение
внешней торговли свидетельствует о расширении
связей с развитыми странами и прежде
всего с Европой и АмерВ экспорте России
преобладают товары с неустойчивой ценовой
динамикой, спрос на которые слабо меняется
при изменении цен и которым в долгосрочном
плане присущи тенденции к понижению цен
на них. Темпы расширения спроса на эти
товары довольно медленны и отличаются
низкой ценовой эластичностью. Рынки таких
товаров не являются свободными. Рынок
нефти и нефтепродуктов находится под
контролем стран ОПЕК, рынок черных металлов
(с помощью квот и антидемпинговых мер)
уже давно регулируется крупнейшими западными
странами, сбыт природного газа ограничивается
наличием и проводимостью трубопроводной
сети.
Удельный вес в российском
экспорте машин и оборудования, в мировой
торговле являющихся самой перспективной
категорией товаров, ничтожен, это относится
к высокотехнологичной продукции, которой
в экспорте РФ, если не считать военной
техники, почти нет.
В импорте России слишком
большое место занимают продовольственные
товары и сельскохозяйственное сырье,
спрос на которые остается высоким даже
в условиях повышения цен и падения доходов
населения. На развитие внешней торговли
в последние годы реформ значительно повлияли
три основных фактора, действовавших разнонаправлено:
1)девальвация рубля;
2) повышение мировых
цен на ключевые товары рос-
сийского экспорта;
3) сокращение внутреннего
спроса.
Россия слабо вовлечена:
1) в международную
кооперацию производства;
2) торговлю услугами;
3) международную
миграцию капитала в форме
пряV мых инвестиций;
Иностранные инвестиции
в России и их регулирование
Совместное
предпринимательство, базирующееся на
инвестиционном сотрудничестве, отличается
большей устойчивостью, чем другие формы
совместного предпринимательства. Совместное
финансирование и освоение капиталовложений
формируют более широкие и разнообразные
возможности для межфирменного сотрудничества
в международных масштабах.
Для иностранных
инвестиций в России характерен высокий
удельный вес ведущих стран – экспортеров
капитала – США, Германии, Турции, Франции.
Еще одной особенностью иностранных инвестиций
является их концентрация в отдельных
регионах России.
Процесс
создания коммерческих организаций с
иностранными инвестициями состоит из
ряда этапов, главными из которых являются
выбор организационно-правовой формы
предприятия и государственная регистрация
коммерческой организации с иностранными
инвестициями.
Коммерческие
организации с иностранными инвестициями
создаются в России в следующих формах:
товарищество
на вере (коммандитное);
общество с
ограниченной ответственностью;
общество с
дополнительной ответственностью;
акционерные
общества: (закрытое акционерное общество
и открытое акционерное общество).
Рассмотрев
каждую из этих правовых форм организаций
можно отметить, что для России наиболее
приемлемой формой коммерческой организации
с иностранными инвестициями оказалось
акционерное общество.
Проведя
анализ Федерального закона «Об иностранных
инвестициях в Российской Федерации»
можно сказать, что он содержит наиболее
важные положения, регулирующие деятельность
иностранных инвесторов на территории
Российской Федерации. В частности, он
определяет:
1) кто
может выступать в качестве
иностранного инвестора (это иностранное
юридическое лицо, иностранный гражданин,
лицо без гражданства, постоянно
проживающее за пределами Российской
Федерации, международные организации);
2) каков
правовой режим деятельности
коммерческих организаций с иностранными
инвестициями (режим их деятельности
не может быть менее благоприятным,
чем для российских инвесторов);
3) правовые
гарантии деятельности коммерческих
организаций с иностранными инвестициями
(гарантии правовой защиты, гарантия
использования иностранным инвестором
различных форм осуществления
инвестиций на территории Российской
Федерации, гарантии перехода прав
и обязанностей коммерческих
организаций с иностранными инвестициями
другому лицу, гарантии компенсации
при национализации и реквизиции
имущества коммерческих организаций
с иностранными инвестициями
и др.
Государственная
регистрация коммерческих организаций
с иностранными инвестициями осуществляется
на основании Федерального Закона «О государственной
регистрации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей». В соответствии с ним
коммерческие организации с иностранными
инвестициями подлежат государственной
регистрации в органах Федеральной налоговой
службы Российской Федерации в таком же
порядке, как и российские юридические
лица.
При регистрации
в органы ФСН подается тот же пакет документов,
что и российскими юридическими лицами
(заявление о государственной регистрации,
решение о создании коммерческой организации
с иностранными инвестициями, учредительные
документы, выписку из реестра иностранного
юридического лица, документ об уплате
государственной пошлины). Помимо общих
оснований отказа в государственной регистрации
КОИИ, им может быть отказано в ней также
в целях защиты основ конституционного
строя, нравственности, здоровья, прав
и законных интересов других лиц, обеспечения
обороны страны и безопасности государства. иностранный
инвестиция коммерческий