Геополитика Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 12:38, курсовая работа

Описание работы

Евро́па — часть света, имеющая площадь около 10 млн км² и население 830,4 миллионов человек (порядка 10% населения Земли). Вместе с Азией образует континент Евразия. Развитие геополитики циклично. Силы возникают, падают и меняются. Изменения происходят в каждом поколении в бесконечном танце. Но период между 80-ми и 90-ми годами XX века был уникален тем, что длинный цикл человеческой истории, развивавшийся сотни лет, закончился, и с ним и более короткий цикл также пришёл к концу. Мир всё ещё сотрясается от событий того периода.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I……………………………………………………………………………...5
1.1 Основы геополитики в Европе, идея создания образа единой Европы………………………………………………………………………5
1.2 Общая экономико-географическая характеристика стран Западной Европы………………………………………………………………………7
1.3 Общая экономико-географическая характеристика стран Восточной Европы………………………………………………………………………9
1.4 Роль России в Европе…………………………………………………12
Глава II……………………………………………………………………………14
2.1 Евросоюз………………………………………………………………14
2.2 Основные международные объединения в Европе…………………16
2.3 Евросоюз сегодня……………………………………………………..19
Глава III…………………………………………………………………………..22
3.1 Европейский кризис…………………………………………………..22
3.2 Геополитический прогноз по Евросоюзу и странам Европы………23
Заключение……………………………………………………………………….27
Список используемой литературы……………………………………………...28

Файлы: 1 файл

геополитика курсач.docx

— 681.33 Кб (Скачать файл)

Россия объективно заинтересована в геополитической стабильности не только Калининградского анклава, но и стран Прибалтики. Она твердо настроена развивать добрые отношения с Литвой, Латвией и Эстонией, чтобы они не имели оснований для беспокойства по поводу их включения в буферную зону, в «санитарный кордон» между Востоком и Западом. Это станет важным фактором создания обстановки для спокойной и созидательной жизни многочисленного русского, украинского и белорусского населения в странах Прибалтики. Европейская часть России – это 42% всего европейского континента. Среди множества народов России есть несколько азиатских этносов, но русские, тем не менее, составляют более 80% населения страны.  
Да, русские не похожи на своих соседей: скандинавов, балтов, западных славян. Но ведь и французы совсем не такие, как немцы, а те в свою очередь отличаются от итальянцев, которые совершенно не похожи на англичан. Европа – это широкий диапазон культур, языков, менталитетов, охватывающий германские, славянские, романские культуры. И Россия занимает в этом диапазоне свое уникальное место наряду с другими великими нациями Европы и мира. 
Россия всегда была неотъемлемой частью единой политической культуры исторической Европы, европейской цивилизации. Без России Европе не решить ни одной значимой международной проблемы. Россия – кладовая, она обладает всей таблицей Менделеева, в Европе таких ресурсов нет. У России есть потрясающие энергетические ресурсы, есть водные ресурсы, и их цена особенно растет в последнее время. Наконец, Россия – это огромная территория сама по себе, перспективный рынок. 
Россия и только Россия может помочь Европе стать самостоятельным игроком в мире. Подчеркиваю – именно самостоятельным.  
         Но главной опасностью для общеевропейской цивилизации сегодня является даже не угасающее имперское доминирование США в мире и не инерция Холодной войны, а размывание европейской идентичности, в первую очередь из-за демографических процессов в странах Запада. Мало кто из полагает, что европейцев могут заинтересовать интеллектуальные достижения и культурный потенциал России или ее способность играть роль противовеса глобальной гегемонии США, но почти 60% убеждены в том, что по-настоящему им нужны только российские природные ресурсы (табл. 2).          Таблица 2. Мнения россиян о возможных мотивах Западной Европы по вопросу о сотрудничестве с Россией, %  
        

Опыт многоконфессиональной России, где веками мирно уживались представители разных культур и религий при безусловном доминировании именно европейской, русской культуры – спасителен для Европы.

 

 

                                                Глава 2

                                                    2.1 Евросоюз

Исторически Англия (как и США) придерживалась в геополитических отношениях талассократического подхода к построению политических, экополитических и других отношений со странами Западной и Восточной Европы, с Евразией и Юго-Восточной Азией.     Талассократия, или морское могущество, это тип цивилизации, связанный с мореплаванием, торговлей, предопределяющими быстрое техническое развитие. Этот тип обусловливает, как считают идеологи талассократии, дух индивидуального предпринимательства, наживы и накопительства, (подробнее смотри гл. 2). Морская цивилизация, по мнению А. Мэхена, — это торговая цивилизация, требующая смелости и риска, воспитывающая энергичных людей. И надо признать, что такой тип людей был во многом характерен для Англии. Они сделали ее «владычицей морей», над ее колониями почти до середины XX в. не заходило солнце. До конца XIX в. Англия была «мастерской мира», а в Сити проводились самые крупные коммерческие сделки.        Но Первая мировая война внесла серьезнейшие коррективы в мировой расклад геополитических сил. Затем эти коррективы углубили Великая Октябрьская социалистическая революция и появление на карте мира сперва РСФСР, а затем и СССР.         Днем, положившим начало новой Европе, можно считать 9 мая 1950 года, когда бывший в то время министром иностранных дел Франции Роберт Шуман сообщил о плане создания Европейского объединения угля и стали(ЕОУС).Цель этого плана: подчинение отраслей промышленности, работающих на военные нужды, единому надгосударственному контролю сделало бы возникновение войны между государствами – членами объединения так сказать материально невозможным.     Уже в 1957 году 2 акта, призванных сыграть важнейшую роль в развитии процессов интеграции, были готовы к подписанию. В 1957 году в Риме состоялась торжественная процедура подписания:             1)Договора о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС, или договора об общем рынке Европы);                                                                                  2)Договора о создании Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом).              Оба договора вступили в силу с 1 января 1958 года. Подписанные акты имели важное значение для развития процессов интеграции в Западной Европе. Евратом напоминал по своему функциональному назначению ЕОУС, т.е. регулировал сравнительно узкую, но очень важную (энергетическую) область международного сотрудничества. В отличие от Евратома, создание Европейского экономического сообщества имело чрезвычайно важное не только энергетическое, но и политически-правовое значение. Речь шла о создании интеграционного объединения универсального характера. В состав Сообщества вошли страны с высоким уровнем развития, что во многом предопределило значительные темпы его экономического роста на протяжении последующих 15 лет. В 1958г. среднемесячный доход на душу населения составлял 980 долларов в Нидерландах, 1170 в Бельгии и 800 долларов в Северной Италии. Разрыв, как видим, невелик. Сильно отставала лишь Южная Италия(360 долларов). За первые 15 лет разрыв по объёму ВНП на душу населения между странами сокращался(таб.3):                               Таблица 3

Год

1960г.

1970г.

1973г.

Разрыв по объему ВНП на душу населения между странами

 

26%

 

15%

 

13.5%


Это в целом свидетельствует о сближении уровней экономического развития участников Сообщества.                                          Договор о ЕЭС также предусматривал:      − создание материальных ресурсов, необходимых для функционирования сообществ  + создание правового инструментария.  

Глава 2.2 Основные международные объединения в Европе

Основные международные  объединения в Европе (см.Приложение) :                        Совет Европы. Совет Европы является единственной панъевропейской организацией, членами которой являются практически все страны Европы. В настоящее время членами Совета Европы являются 47 государств. Целями Совета Европы являются программы по сглаживанию противоречий между законодательными базами европейских стран в таких сферах, как права человека, гражданство, международное частное право, защита окружающей среды и культурного наследия, охрана прав национальных меньшинств и т. п. Европейский союз. Европейский союз, сокращённое название ЕС — наднациональное объединение 27 государств Европы. В рамках ЕС действует единый рынок, включающий в себя таможенный союз, валютный союз (единая европ. валюта — евро, действует на территории 17 из 27 членов Евросоюза).   Евросоюз семь следующих         крупнейших  экономик мира по ном ВВП

Союз постепенно эволюционирует из экономической организации в  наднациональную. В настоящее время совместный ВВП Евросоюза является крупнейшим в мире и составляет 15,849 триллиона долларов США.  Флаг СНГ. Содружество Независимых Государств — организация, состоящая из 11 бывших республик Советского Союза (кроме стран Прибалтики и Грузии). СНГ является в большей степени символической организацией, действующей в сфере координации взаимодействия между странами-участницами Содружества. Главными целями СНГ являются осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях; мирное решение споров; межгосударственная кооперация и интеграция; защита прав и свобод граждан стран-членов.            НАТО. Организация Североатлантического договора является военным союзом, членами которого являются в основном страны Европы, а также США и Канада. НАТО создавалась как организация для сплочения западноевропейских стран под командованием США против Союза Советских Социалистических Республик и его союзников. Основой организации является договор о коллективной обороне в случае нападения на любое из государств-членов.         ОБСЕ. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе — крупнейшая региональная организация по безопасности, в состав которой входят 56 государств Европы, Центральной Азии и Северной Америки. Организация нацелена на предотвращение возникновения конфликтов в регионе, урегулирование кризисных ситуаций, ликвидацию последствий конфликтов.            ЦЕАСТ. Центрально-европейская ассоциация свободной торговли — международная организация между странами, не являющимися членами ЕС подписанного 21 декабря 1992 года. На данный момент членами данной организации являются: Албания, Босния и Герцеговина, Хорватия,Македония, Молдавия, Черногория, Сербия, Республика Косово. До вступления в ЕС членами организации являлись: Болгария, Чехия, Венгрия, Польша, Румыния,Словакия и Словения Бенилюкс. Бенилю́кс — политический, экономический и таможенный союз Бельгии, Нидерландов и Люксембурга, созданный 3 февраля 1958 года. Имеет свой парламент и суд, куда входят представители трёх государств.  ОДКБ. Организация Договора о коллективной безопасности - в состав организациивходят Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия, Таджикистан. В рамках ОДКБ проходят совместные военные учения. Цель организации — совместное отражение агрессии при нападении на любое государство-участника договора.      Арктический совет. Арктический совет — международная организация, созданная в 1989 году по инициативе Финляндии для защиты уникальной природы северной полярной зоны. В Арктический совет входят восемь приарктических стран: Дания, Финляндия, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, Швеция, США.         Балтийская ассамблея. Балти́йская ассамбле́я — совещательный орган по сотрудничеству между парламентами Эстонии, Латвии и Литвы, основанный в 1991 году. Ассамблея координирует действия, консультирует парламенты трёх стран и декларирует согласованные позиции в виде резолюций, решений и рекомендаций.       Совет государств Балтийского моря. Совет государств Балтийского моря — был учрежден 5-6 марта 1992 года в Копенгагене на конференции министров иностранных дел стран Балтийского моря. В него вошли Германия, Дания, Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Россия, Финляндия, Швеция, Эстония, а также Комиссия европейских сообществ.   Совет Баренцева/Евроарктического региона. Форум регионального сотрудничества. Был учрежден в 1993 г. Совет Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР). В него вошли на правах постоянных членов Дания, Исландия, Норвегия, Россия, Финляндия и Швеция, а также Комиссия Европейских сообществ (КЕС).       Таможенный союз ЕврАзЭС. Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Киргизия и Российской Федерации — межгосударственный договор о создании единого таможенного пространства, подписанный Россией, Белоруссией и Казахстаном. Позднее к союзу присоединилась Киргизия. Европейские сообщества обладают такими полномочиями, которыми ни одна международная организация не обладает:

1.Европейские сообщества, как и Европейский Союз, имеют свою территорию, которая слагается из территорий государств-членов. Территория Европейский Союз - это предел действия и юрисдикции Европейский Союз, например территория таможенного союза, единого внутреннего рынка, ЭВС и т.п.             2.Европейские сообщества обладают системой институтов, осуществляющих те права и полномочия, которые переданы союзу государствами-членами. В рамках Европейский Союз функционирует Парламент, который избирается на основе всеобщих и прямых выборов гражданами Европейский Союз. Это не характерно для международных организации (например, ООН состоит только из делегаций государств-членов).                                                                         3.В рамках Европейский Союз функционирует Суд Европейских сообществ - независимый судебный орган. Это также свойственно только институтам Европейский Союз.                                                                         4.В рамках Европейский Союз существует институт гражданства. Ни одна международная организация собственным гражданством, порождающим права и обязанности, не обладает.                                           5.В рамках Европейский Союз создан ЭВС, своя валютная система и денежная единица (применительно к 11 государствам-членам), которая заменяет национальную денежную систему. Это качества, присущие государственно-правовой организации.

Глава 2.3 Евросоюз сегодня

Преждевременно утверждать, что уже окончательно сформировалась культурно - цивилизационная общность нового типа и существует политико-стратегическое единство Большой Европы. На данном этапе очевиден определенный диссонанс в мировосприятии между старой и новой Европой, центром и периферией. Геополитическая карта Европы как минимум состоит из трех крупных образований (ареалов). Первое из них — континентальный Запад, ядром которого можно назвать, прежде всего, Францию, Испанию, Португалию. К островному Западу чаще всего относят Англию– Второе образование (ареал) — Средняя Европа. Сюда входят Австрия, Венгрия, Германия, Италия. Третье образование — Европейская Россия. Обозначенные геополитические образования создают на континенте зоны напряженности: постоянно возникают противоречия между континентальным Западом и островным; Средняя Европа часто противостоит Европейскому Западу и Восточному, в каковой включена и Россию. Природа такой ситуации комплексная, отражающая переплетение нескольких уникальных обстоятельств. ЕС стоит на пороге «двойной революции» - расширения и институциональной реформы. «Дуга» новых стран-членов ЕС будет неизбежно пытаться бросить вызов историческому франко-германскому центру силы.        Окончание холодной войны в Европе не привело автоматически к исчезновению национальных оппозиций. Стремление к расширению ЕС и НАТО обусловлено фактором исторических страхов в отношении реальной и мифической угрозы с Востока. До сих пор в странах ЦВЕ сохраняются предубеждения по поводу того, что Россия возобновит экспансию на Запад под какими-либо знаменами - православия или неокоммунизма, русского национализма или новой имперской миссии. Опасения вызывает поведение в будущем усиливающейся Германии. Не доверяют соседи по региону и друг другу, не забывая прежние территориальные, этнические, религиозные конфликты. Вместе с тем, Германия, вслед за США и наряду с другими ведущими государствами Европы, рассматривается как локомотив прогресса, источник финансовых и технологических ресурсов, а Россия как поставщик дешевых энергоресурсов. По мере расширения Евросоюз становится все более разнородным. Новые и перспективные члены ЕС имеют специфические внешнеполитические интересы, находятся под сильным воздействием российского и евразийского факторов. Они пока не в состоянии определить свое представление об оптимальном миропорядке. Сложность ситуации обуславливается тем, что демократическая модернизация в странах ЦВЕ проходит болезненно. Старые политические и административные структуры, а также воспроизводимый ими прежний менталитет тоталитарного общества тормозят процесс закрепления демократических норм жизни. Россия является важнейшим фактором европейской политики и баланса сил в системе региональных международных отношений. Россия - государство с длительной великодержавной традицией. Она не может согласиться на второразрядную роль на европейском континенте и видит в расширении НАТО на Восток угрозу своей безопасности. Помимо негативного исторического груза, на пути сотрудничества России с Европой остаются противоречия реального геополитического порядка, когда в политике ЕС и НАТО не учитываются ее интересы. В частности, это касается стран СНГ, пространство которых в России рассматривается как зона своего исторического влияния. Существуют различия и разногласия в политико-идеологической сфере. Возникают трения в экономической сфере, обусловленные, в частности, отставанием российской экономики (вопросы ценообразования, контроля за качеством товаров, таможенных сборов, экологических стандартов и т.д.).        При всей сложности европейского объединительного процесса, он имеет и свою положительную сторону: способствует преодолению исторических, политических и экономических противоречий, обмену информацией и технологиями. ЕС является новаторской формой организации многонациональных сообществ, которая способна объединить государства, создавая огромные единые экономические пространства и способствуя развитию различных европейских народов. Государства - члены ЕС взяли курс на поддержку проблемных государств и регионов, на создание политико-экономического и культурного равновесия внутри Сообщества. Поставлена и решается задача не допускать чьего-либо доминирования в ЕС, подтягивать отстающих к уровню передовых. 

Глава 3

3.1 Европейский кризис

Европейский кризис является единственным самым главным событием, последовавшим  за финансовым обрушением 2008 года. Европейский  Союз изначально виделся как институция, которая свяжет Францию и Германию вместе, что сделает невозможными войны, бушевавшие в Европе с 1871 года. Это видение также подразумевало, что экономическая интеграция соединит Францию и Германию вместе и создаст  основание для процветающей Европы.             Между тем, встроенной в идею Европейского Союза была идея постепенного преодоления национализма и возникновения Соединённых Штатов Европы, единой политической федерации с конституцией и единой внешней и внутренней политикой. Задолго до того, как это случилось, люди начали говорить о Европе, как о единой общности. Первым были определённые экономические и социальные преимущества объединённой Европы. Вторым был факт, что только так европейское влияние могло быть и ощутимым в международной системе. Поодиночке европейские страны не были глобальными игроками, но коллективно они могли исполнять эту роль. Европейское видение было размазано последствиями 2008 года, когда проявила себя фундаментальная нестабильность европейского эксперимента. Видение Европы было построено вокруг Германии, второго по величине в мире экспортёра, но европейская периферия оставалась слишком слабой, чтобы вынести кризис. И дело было не в этом конкретном кризисе – Европа не была выстроена так, чтобы вынести любой финансовый кризис. Раньше или позже он бы произошёл, и единство Европы было бы серьёзно ограничено, когда каждая страна, движимая разными экономическими и социальными реалиями, начала бы маневрировать в собственных интересах больше, чем в интересах Европы.             Не сомнения, что Европа 2012 года действует очень отлично от способа, которым она действовала в 2007 году. В некоторых местах есть ожидание, что Европа вернётся к своему старому состоянию, какой она была после Холодной войны, но это маловероятно. Скрытые противоречия европейской инициативы проявили себя, и хотя некоторая европейская общность скорее всего выживет, она вероятно не пересоберёт Европу. Поэтому единственный потенциальный противовес США не возникнет в этом поколении.           Помимо Европы, существует Китай с его азиатской моделью. Сегодня главные зоны мира нарывают: Европа, Китай и Персидский залив. Каждая страна в мире должна разработать стратегию, позволяющую работать с новой реальностью, как и 1989-1991 годы требовали новых стратегий. Самая важная страна, Соединённые Штаты, не имела стратегии после 1991 года и не имеет стратегии сегодня. Это единственная самая важная реальность мира. Как и испанцы, которым через поколение после путешествия Колумба не хватило ясного видения созданной ими реальности, так и американцы сегодня не понимают мир, в котором оказались.

Информация о работе Геополитика Европы