Геополитика Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

Китай поставил себе цель стать в один ряд с самыми развитыми государствами мира. На рубеже XX – XXI веков добился немалых успехов на этом пути.
Трехтысячелетний опыт позволил Китаю раньше Запада осознать, что “влияние важнее власти”. Это не стремление к прямому и силовому политическому контролю, а к естественному, организованному, точно направленному влиянию на основные точки регионов и стран, государств и общественных систем. В средние века это вполне современная стратегия называлась цзинцзи – сокращенная форма от “цзиншицзиминь” (управление миром, помощь народам). Метод осуществления этой стратегии – увэй. Его суть – не диктат, а дипломатическая направляющая подсказка, сделанная к месту и вовремя. Древнейший принцип китайской стратегии – “побеждать, не сражаясь”.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1.Специфические условия и особенности развития Китая 5
1.1. Общая характеристика 5
1.2. Экономическое развитие 7
1.3. Особенности развития Китая 11
Глава 2. Современная геополитика Китая 15
2.1. Отношения Китая с великими державами 15
2.2. Геополитика КНР на современном этапе 18
Глава 3. Китайско-российские отношения 25
3.1. История развития отношений 25
3.2. Современное развитие отношений 27
Заключение 34
Список использованных источников и литературы 38

Файлы: 1 файл

Геополитика Китая КР.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

Учитывая масштабы экономики страны, растущее влияние и господство на многих товарных рынках, можно говорить о том, что продолжение кампании по увеличению экспорта приведет к освоению рынков, на которые раньше товары дифференцировались в основном по бренду и репутации производителя. Имея дело с Китаем, который является лидером в сфере низких затрат, зарубежным производителям придется устанавливать цены либо на уровне «ценового лимита» Китая, либо ниже этого уровня, в основе которого лежит не только дешевая рабочая сила и субсидии, но и массовая фальсификация и пиратство, позволяющие избежать затрат на разработку продукции.

Китай - социалистическая страна с плановой экономикой. Тем не менее, иностранных инвесторов это не смущает. Политическая и экономическая системы КНР стабильны, и приток иностранных капиталов с каждым годом растет: с 1980 по 2000 г. он вырос почти в 4,5 раза. К 2006 г. в Поднебесной числилось почти 400 тысяч предприятий с участием иностранного капитала. Контрактный объем инвестиций - более 600 миллиардов долларов.

 

1.3 Особенности развития  Китая

 

Специфические условия развития Китая можно свести к нескольким группам факторов:

    • ограниченность природных ресурсов, огромный людской потенциал и низкая стоимость рабочей силы;
    • планомерное государственное регулирование инвестиций и развития экономической сферы жизни общества – фактор, до сих пор не оцениваемый в России;
    • планирование (в первую очередь) освоения высоких технологий, динамично растущего экспортного потенциала;
    • самый крупный в Евразии рынок;
    • ускоренное наращивание военной мощи;
    • все большее негативное воздействие на глобальную экологическую обстановку и т.д.

Китай обладает сравнительно богатыми подземными энергетическими ресурсами, однако их структуру нельзя назвать идеальной. Залежи угля отличаются богатством запасов и разнообразием видов топлива, однако среди них бывают тощие сорта угля, причем запасов отличного коксующегося или антрацитового угля немного. Уголь находят в большинстве районов страны, но они сильно отличаются друг от друга по количеству запасов,  западные и северные районы богаче восточных и южных. Добываемый уголь в большинстве своем бурый, причем лишь небольшую часть угля можно добывать открытым способом. Залежи нефти и природного газа ставят Китай в список десяти стран мира, в каждой из которых промышленные нефтяные запасы превышают 15 миллиардов тонн; однако запасы плохо подтверждены, геологически разведанные залежи на суше составляют лишь 1/5 всех ресурсов, еще хуже разведаны запасы около прибрежной полосы моря, нефтяные месторождения расположены сконцентрировано, запасы 14 бассейнов площадью свыше 100 тысяч квадратных километров каждый составляют 73 % от общей цифры по стране, а залежи природного газа в центральных и западных районах превышают половину запасов всей страны.

В связи с высокими темпами экономического развития (около 10 % прироста ВВП в год, начиная с 80-х годов XX в.) КНР все острее ощущает дефицит ряда важнейших природных ископаемых: угля, железной и медной руды, сырья для получения алюминия, удобрений и т.д. Китай вынужден импортировать железную руду, лом черных и цветных металлов, удобрения и т.п.

Сельское население Китая составляет около 656,5 миллионов человек. Приблизительно 600 миллионов из них существуют за счет обработки земель и животноводства. Но чем занять остальных? Дефицит земельных угодий ограничивает рост занятости в деревне. Поэтому около 10 миллионов человек ежегодно мигрирует в город в поисках работы. В городах существует официальная (3 %) и скрытая (15-20 % общей численности рабочих и служащих) безработица. Решение проблемы пекинские власти видят в определенной степени в рамках создания “Большого Китая” (или Китайского общего рынка, куда войдут Китай, Тайвань, Сянган (Гонконг), Аомэнь (Макао), Сингапур), по сути экономической, геополитической интеграции, создания на базе стран, входящих в Азиатско-Тихоокеанский регион. Условия жизни и деятельности населения КНР заставляют Пекин закрывать глаза на политические и идеологические противоречия, существующие в конце XX в между Китаем и Тайванем, Китаем и Гонконгом и другими странами АТР. Интеграция Китая со странами-соседями Юга возможна путем привлечения иностранного капитала. За последние 10 лет КНР с помощью этих средств получила возможность облегчить или решить ряд социальных и экономических проблем, а после образования «Большого Китая» она станет самым крупным экономическим полюсом.

Как заявляют сами китайцы, XXI в. - это век китайской цивилизации. Китайская цивилизация, считают они, по своим основным характеристикам, в первую очередь гуманистическим, превосходит другие, и это обеспечит торжество Китая в XXI в. Безусловно, Китай уже вошел в круг держав, определяющих основополагающие векторы развития геополитических полей и сил.

Велики достижения КНР в военной сфере. К началу XXI в. только синьцзяньская группировка войск по боевому потенциалу и мобилизационным возможностям значительно превосходит вооруженные силы независимого Казахстана. За 10–15 лет Китай станет ракетно-ядерной космической сверхдержавой с мощным экономическим потенциалом.

Многие эксперты подчеркивают, что к концу XX в. снизилась роль Китая в качестве своеобразного балансира между двумя военно-политическими блоками, которую он играл в 1960–1980-х гг. Один из блоков был разрушен, а другой стал решающей геополитической силой. В противовес ему набирает мощьновая геополитическая сила в Азиатско-Тихоокеанском регионе во главе с Китаем, обладающим огромными людскими и экономическими ресурсами, а также технологическим и третьим в мире по мощи военно-стратегическим ядерным потенциалом.

Но этот путь не позволяет решить другие очень важные для Китая проблемы — ресурсные. Особенно это касается ресурсов сельхозугодий, пахотных земель для выращивания зерновых, бобовых, пресной воды для обеспечения нужд промышленности и населения городов: более половины городов КНР ощущают нехватку пресной воды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СОВРЕМЕННАЯ ГЕОПОЛИТИКА  КИТАЯ

2.1 Отношения Китая с великими державами

 

Отношения с великими державами  – особый аспект китайской дипломатии. Пекин ведет себя с ними все более уверенно, хотя речь не идет о кардинальной смене акцентов или политических установок. Роль этой группы государств отражена в старой официальной внешнеполитической формуле «четырех главных опор» внешней политики КНР: «отношения с великими державами являются ключом, с окружающими странами – приоритетом, с развивающимися странами – основой, а многосторонние институты – трибуной». Но все-таки видение Пекином роли больших держав меняется. Термин «стратегическое партнерство» станет деликатным способом описания отношений «ни друг, ни враг». Любое государство, не являющееся полномасштабным противником, можно будет назвать «стратегическим партнером».

Кризис 2008-2009 годов поразил КНР слабее, чем наиболее развитые страны мира, он придал Китаю немного больше уверенности в устойчивости своего развития и позволил настойчивее заявить о себе на международных форумах, посвященных борьбе с финансовым кризисом. Китай наметил несколько проблем, по которым он намерен занимать предельно жесткую позицию. К их числу относится, например, вопрос о далай-ламе. Пекин приостановил (хотя и на краткий период) развитие отношений с Парижем после встречи президента Франции Н. Саркози с далай-ламой в декабре 2008 года. Также КНР решилась ввести санкции против крупных американских компаний в ответ на решение Вашингтона о крупномасштабных поставках оружия Тайваню в январе 2010 года. В апреле 2010 г. в Китае за контрабанду наркотиков, несмотря на резкие протесты японской общественности, были казнены четверо граждан Японии. В декабре 2009 г. по такому же обвинению в Китае был осужден и расстрелян гражданин Великобритании, который стал первым иностранцем, в отношении которого за последние 50 лет была применена смертная казнь. Очевидно, в дальнейшем Китай будет все менее склонен ставить иностранцев, будь то отдельные граждане или компании, в привилегированное положение.

Конечно, Китай движется по пути превращения в одну из ключевых мировых держав медленно и осмотрительно. В недавнем прошлом – главный поборник интересов «третьего мира», Китай сегодня начинает все чаще с ним конкурировать, рассматривая развивающиеся государства уже не столько как партнеров, сколько как объекты своей внешней политики.

Окружающий мир сложен и не во всем благоприятен для повышения международной роли КНР. Например, ведущие державы пристально наблюдают за космической программой Китая и недовольны его активностью на мировых рынках вооружений. В последние годы Пекин проявляет удивительный интерес к освоению Арктики.

КНР стремится к модернизации своего ядерного потенциала, увеличению производства ядерного оружия, но не проявляет склонности присоединиться к российско-американским усилиям в сфере ограничения вооружений. В вопросах нераспространения ядерного оружия КНР тоже держится особняком от России и США, подчеркивая, что МАГАТЭ, а не отдельное государство или группа западных стран, должно играть руководящую роль в вопросах ядерной безопасности.

В Китае осознают трудности, сопряженные с его превращением в державу с глобальными интересами. Президент Института современных международных отношений Китая Цуй Лижу отмечал: «В последние десять лет позиции Китая превратились из относительно слабых в относительно сильные, а конфликты между Китаем и остальным миром не были особенно острыми. Однако в предстоящие десять лет относительно сильные позиции Китая укрепятся еще больше. Влияние Китая на мир вырастет так же, как беспокойство мира относительно Китая».

Возможно, не желая давать поводы для страхов в отношении военной мощи КНР, в Пекине стали придавать столь большое значение использованию «мягкой силы». В выступлении на XI совещании послов и дипломатических представителей Китая за рубежом в июле 2009 г. Ху Цзиньтао назвал «четыре направления приложения усилий» для китайской дипломатии, призвав «прилагать усилия для повышения политического влияния Китая, его экономической конкурентоспособности, для повышения привлекательности образа КНР и моральной легитимности его решений».

В 2012 г. предстоит XVIII съезд КПК, который по традиции задаст направления международной деятельности КНР на перспективу. В настоящее время идет бурная интеллектуальная работа по обобщению отдельных тезисов, содержащихся в речах и выступлениях Ху Цзиньтао с целью их переработки и сведения в единую платформу. В разное время китайский лидер сформулировал пять ключевых положений, касающихся внешней политики. Это были «теории» «глубинных изменений в международной ситуации», «гармоничного мира», «совместного развития», «совместной ответственности» и «активного участия в международных делах».

Не вдаваясь в разбор деталей можно с высокой долей достоверности указать как минимум на две новые черты, которые проявляются в идейно-философской платформе внешней политики китайского руководства.

Во-первых, Китай неуклонно преодолевает внешнеполитическое сознание развивающейся страны и соответствующее восприятие мировой политики. Не только географически, но и политически, экономически и идейно китайская дипломатия сегодня становится дипломатией страны с глобальными интересами, хотя и еще не вполне глобальными устремлениями. В повестке дня внешней политики КНР – борьба с мировым финансовым кризисом, противодействие терроризму, решение всемирных экологических проблем, энергетическая безопасность, борьба с эпидемиями и даже пиратством.

Во-вторых, просматривается осторожное стремление нового поколения китайских руководителей преодолеть в международной политике КНР жесткость так называемых максим Дэн Сяопина. Известно, что патриарх китайских реформ в свое время сформулировал семь принципов, от которых он призывал никогда не отходить. Этими принципами были: «хладнокровно наблюдать, укреплять свои позиции, уверенно реагировать на изменения, скрывать свои возможности и выигрывать время, научиться не привлекать к себе внимания, никогда не становиться лидером и вносить свой вклад». Установки вождя в целом ориентировали КНР на проведение «незаметной дипломатии». Китай должен был мало говорить и много делать, не вступать в споры, а развивать экономику, не претендовать на формальный статус лидера, а наращивать реальное международное влияние.

Но в современных текстах китайского руководства акценты звучат несколько иначе. В них говорится о том, что в долгосрочной перспективе следует придерживаться принципа скрывать свои возможности, выигрывая время. Но делать конкретные дела надо активно и инициативно. Вполне очевидно, что вести инициативную международную политику – это далеко не то же самое, что «не привлекать к себе внимание». В Китае понимают, как развивать положения классиков, не опровергая их в лоб.

 

2.2 Геополитика Китая  на современном этапе

 

ХХ век стал поистине эпохальным периодом в истории мировой политики – в течение 100 лет глобальная система международных отношений трижды претерпевала кардинальные изменения. Начиная с Вестфальского мира, в системе международных отношений была официально зарегистрирована многополярность. Полюсы менялись, но многополярная система продолжала функционировать. После Октябрьской революции 1917 г. в России многополярная система впервые приобрела еще и идеологическую составляющую, которая постепенно стала водоразделом между мировыми центрами силы. После Второй мировой войны на смену многополярности пришла двуполярная система, при которой мировыми центрами силы стали США и СССР. Развал СССР окончательно закрепил конец просуществовавшей почти полвека двуполярной системы.

Информация о работе Геополитика Китая