Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 16:58, контрольная работа
Геополитическое положение России изменилось в начале 90-х годов, после распада СССР, который обладал мощным экономическим потенциалом, единым экономическим организмом, своим территориальным разделением труда и большим размахом дальних связей, разрыв которых оказался болезненным для всех. В новых условиях перехода к новым экономическим отношениям в значительной степени измен
Геополитическое положение
России изменилось в начале 90-х годов,
после распада СССР, который обладал
мощным экономическим потенциалом,
единым экономическим организмом, своим
территориальным разделением
Объективные и субъективные факторы истории
Существуют
объективные и субъективные факторы
истории. Любое историческое событие
определяется и тем и другим.
Объективные
факторы – это объективные условия, существующие
в какой-то период времени. Главным образом
– экономические, но не только. И политические,
и культурные…
Субъективные
факторы – это деятельность людей. Больших
групп людей (классов, например), политических
партий, отдельных личностей. Эта деятельность
направлена на развитие, изменение или
сохранение объективных условий.Связь
между этими факторами заключается в том,
что объективные условия - это в большей
степени закрепившийся результат предыдущей
деятельности людей, т.е. субъективные
факторы во многом (но не во всём) определяют
объективные условия будущего. В то же
время объективные условия оказывают
влияние на субъективные факторы.
С ходом истории
роль субъективных факторов возрастает.
Ну, во-первых, можно представить, как накапливаются
эти субъективные факторы в каждом историческом
событии. А, во-вторых, объективные условия,
позволяют, а иногда просто вынуждают
субъективные факторы действовать активнее.
Получается, что современную историю субъективные
факторы определяют в большей степени,
чем они определяли исторические события
в 10 веке.
Субъективные
факторы могут в значительной степени
влиять на ход истории, т.е. вариантов развития
событий может быть несколько, однако
все они не выходят за рамки объективных
условий. Т.е. несмотря на взаимное действие
объективного и субъективного, объективное
остаётся определяющим. При этом здесь
нельзя смешивать объективное и материальное,
субъективное и духовное. Субъективные
факторы тоже материальны.
Возникает
вопрос: какими условиями и факторами
объясняется распад Советского Союза.
Чаще всего мы ориентируемся на какое-то
одно объективное условие или субъективный
фактор.
Изменения
в геополитическом положении России в
90-е годы ХХ.
В геополитическом положении России
в 90-е годы ХХ в. произошло много изменений
по периметру России образовались новые суверенные государства, в том числе непосредственно на границе пять государств-членов СНГ и три государства Балтии;
по отношению к России возникло Ближнее и Дальнее зарубежье;
образовались частично «прозрачные» границы с ближним зарубежьем, к 18 субъектам Федерации, бывшим пограничными в рамках СССР, прибавилось еще 25;
было ликвидировано военное присутствие России в ряде стран Европы;
блок НАТО расширился на восток, к границам России;
образовался эксклав - Калининградская область.
Велика протяженность сухопутных границ России, причем геополитическое положение России относительно стран-соседей также стало иным, чем то, которое она имела, будучи в составе СССР. После распада СССР у России формально не изменилось число соседей. Их четырнадцать (и еще с двумя соседними государствами РФ имеет только морские границы - с Японией и США). Реальные границы с пограничными заставами и таможнями растягиваются на 1605 км (990 км со странами Балтии, 615 км с Азербайджаном и Грузией). Граница со странами Балтии демаркирована. Не изменилась граница с Норвегией, Финляндией, Монголией и КНДР (17 км). Резко сократилась граница с Польшей (которая теперь граничит только с Калининградской областью) и более чем на половину с Китаем. Часть границ, закрепленных международными соглашениями, охраняются пограничными войсками, действующими заставами, таможнями (с Норвегией, Финляндией). Границы с государствами СНГ достаточно условны. Они изменялись произвольно и не закреплены соответствующими договорами. По договоренности со странами СНГ Россия обеспечивает своими пограничными войсками многие участки границ бывшего СССР. Изменение геополитического положения также привело к ряду негативных последствий. Внешние экономические связи со странами в западном и южном полушарии приходится осуществлять через территорию государств СНГ (Белоруссия, Украина). Это усложняет торгово-транспортные операции и функционирование топливно-энергетических факторы международного характера (нефте-, газопроводы и т.д.). Поэтому представляется очевидным ухудшение геополитического и экономико-географического положения России за последние годы. Государства Балтии, Белоруссии, Украины как бы отгородили Россию от стран Европы. Между тем, из России в страны Западной и Восточной Европы протянута сеть газо- и нефтепроводов. Туда же ведут международная магистраль Москва - Минск - Варшава - Берлин - Париж и железная дорога Прага - Будапешт - Вена и другие европейские столицы. Таким образом, с распадом Советского Союза перед Россией встали новые внешнеполитические задачи. На нынешнем этапе Россия нуждается в долговременной внешнеэкономической стратегии, от которой в свою очередь зависит роль страны в мировой экономике. Специфические особенности сложившейся в России ситуации таковы, что переходу к устойчивому развитию должен предшествовать особый период, который охватывает выход из нынешнего кризиса и преодоление ряда негативных явлений и процессов.
Объективные и субъективные факторы распада СССР
Распад СССР явился ключевым
событием XX в. По мнению зарубежных социологов,
социалистический эксперимент, осуществленный
в СССР и ряде других стран, выявил полную
бесперспективность идеалов коммунизма
и означал конец его истории. Тем не менее
М.С. Горбачев – последний Генеральный
секретарь ЦК КПСС и единственный Президент
СССР – был убежден, что Союз ССР можно
было сохранить. Мир многолик и многообразен,
и предопределять его развитие в рамках
одномерной системы противоестественно. Если проанализировать причины
распада СССР, то становится вполне очевидным,
что утверждения о якобы существовавшем
“заговоре” между некими силами “влияния”
из-за рубежа и ближайшим окружением Горбачева
с целью разрушения СССР не имеют под собой
объективного основания. Не преуменьшая
роли внешнего фактора в распаде Союза
и силу тех дезинтеграционных процессов,
которые стали явными уже в 1986–1988 гг., можно
утверждать, что фатальной предопределенности
распада СССР не было и решающую роль в
этом процессе сыграли не столько объективные,
сколько субъективные факторы. Объективный
юридический фактор в пользу сохранения
СССР – это более 76 % голосов его граждан,
высказавшихся на мартовском референдуме
1991 г. за сохранение Союза. Субъективный
фактор, предопределивший судьбу СССР, –
это просчеты КПСС, ее высшего руководства
при проведении реформ, а также личностные
качества двух крупнейших политических
фигур того времени – М.С. Горбачева и Б.Н. Ельцина,
умноженные на их бескомпромиссную борьбу
за лидерство и власть. Принципиальная
разница между “демократизмом” обоих
состояла (или представлялась) в том, что
Горбачев выступал за реформирование
СССР, а Ельцин – за слом существующего
общественно-политического строя. Инициируя новые внешнеполитические
реалии, руководство Советского Союза
одновременно стремилось преодолеть застойные
явления в развитии государства путем
проведения экономической и политической
реформ, в частности реформы национально-государственной
системы, и демократизации общества. Все
меры по реформированию страны, которые
предлагал М.С. Горбачев, подтверждают,
что он осознавал угрозу безопасности
СССР и сохранению его целостности.
СССР в 1985 г. даже в условиях экономического
кризиса все еще располагал большими возможностями
для его преодоления.
На достижение этой стратегической цели
были направлены принятые в 1987 г. решения
Пленума ЦК КПСС и Верховного Совета СССР
о коренной перестройке управления экономикой.
Речь шла о начале поэтапной экономической
реформы, которая должна была обеспечить
переход от чрезмерно централизованной
командной системы управления к демократической,
широкое развитие самоуправления, привести
к созданию механизма активизации творческого
потенциала личности, четкому разграничению
функций, изменению стиля и методов деятельности
партийных, советских и хозяйственных
органов.
Для решения столь сложной задачи необходимы
были консолидация общества и жесткая
дисциплина, тем более что пример для подражания
был – США, самая либерально-демократическая
страна.
Но уже к концу 1987 г. М.С. Горбачев, увлеченный
идеей ускоренной и всеобщей демократизации
и гласности, поставил другую задачу –
провести в короткие сроки политическую
реформу, ибо без нее, по его мнению, экономическая
реформа не пойдет. При этом выдвигалось
требование разграничения функций партийных
и государственных органов, а решающим
направлением политической реформы объявлялось
обеспечение полновластия Советов как
основы социалистической государственности
и самоуправления в стране. Казалось бы,
все логично: обе проблемы серьезные и
важные. Но беда была в том, что, по точному
замечанию академика С.С. Шаталина, в то
время секретаря ЦК КПСС, “Советская.власть
не ответственна, потому что она никогда
не управляла страной”. При кадровой чехарде,
которая началась на местах в связи с полученной
директивой, управленческой беспомощности
Советов и требованиях всеобщей выборности
руководителей предприятий как одного
из звеньев демократизации общества ни
об экономической, ни о политической реформе
уже не могло быть и речи. Она заглохла,
по существу не начавшись.
Как гласит мудрая русская пословица,
беда не приходит одна: вслед за неразберихой
и хаосом в модернизации экономики и политических
преобразованиях всплыла более серьезная,
более опасная проблема, несшая угрозу
самому существованию СССР. Демократия
и гласность выплеснули на поверхность
все боли и обиды, которые нанес тоталитарный
сталинский режим своей национальной
политикой народам, подвергшимся репрессиям
и депортации. Прибалтийские республики
не замедлили поставить под сомнение добровольность
вхождения в состав СССР, заявив, что в соответствии
с секретными протоколами пакта “Молотова –
Рибентропа” 1939 г. они были оккупированы
и насильственно присоединены к СССР.
Возвращения в родные места требовали
крымские татары, турки-месхетинцы, немцы
Поволжья. В середине 80-х гг. волнения на
национальной почве прокатились по западным
областям Украины, по Молдавии и Грузии.
В тогдашней столице Казахстана Алма-Ате
произошли столкновения студентов с правоохранительными
органами, вызванные волюнтаристским
решением центра заменить первого секретаря
ЦК Компартии Казахстана, казаха по национальности,
на русского. В начале 1988 г. армяне Нагорного
Карабаха поставили вопрос о выходе из
Азербайджана и присоединении к Армении.
Но все эти проблемы, как и вопросы реформирования
Союза ССР как федеративного государства,
не входили в планы перестройки. Позднее
М.С. Горбачев был вынужден признать, что
он недооценил их сложность. Во-первых,
партийно-государственным руководством
страны не было учтено, что в многонациональной
стране даже при относительном спокойствии
национально-государственные конфликты
между этнорегиональными силами и центром
имеют объективный характер и неизбежны
при переходе от авторитаризма к демократии,
что национальные меньшинства при ослаблении
контроля воспринимают демократию и политические
права сквозь призму групповых, а то и
клановых интересов. Во-вторых, ЦК КПСС
не учел, что при переходе к гласности
и демократии реформы в национальной сфере
должны быть радикальными и быстрыми,
потому что медлительность и нерешительность
власти способствуют активизации национальных
движений и могут привести к национальному
размежеванию, которое примет необратимый
характер.
Только в сентябре 1989 г. был проведен Пленум
ЦК КПСС, принявший платформу партии по
национальному вопросу и реформированию
СССР. Однако его решения, в целом носившие
конструктивный характер, уже били мимо
цели. Они не открывали дорогу главному –
началу договорного процесса, целью которого
стало бы подписание нового Союзного договора,
реально дававшего права союзным республикам,
четко разграничивавшего компетенции
Союза и входящих в него республик. К этому
времени ряд республик по собственной
инициативе принял правовые акты, закреплявшие
их верховенство над союзным законодательством.
Начался процесс, получивший название
борьбы законов.
Почин был сделан Верховным Советом Эстонской
ССР, который 16 ноября 1988 г. принял Декларацию
о суверенитете Эстонской Республики.
По сути, этим актом Эстония реализовала
свои ранее направленные в ЦК КПСС предложения
о незамедлительной разработке конституционного
закона СССР, который регулировал бы взаимоотношения
союзных республик с Союзом и между республиками.
Тогда же ряд компартий союзных республик
предложил создать при Верховном Совете
СССР с участием представителей союзных
и автономных республик комиссию по пересмотру
действующей Конституции СССР и разработке
проекта Союзного договора как основополагающего
документа союза равноправных республик.
Высшее руководство СССР, и прежде всего
Политбюро ЦК КПСС, не приняло этих предложений,
считая их сепаратистскими. Массовые выступления
армян за присоединение Нагорного Карабаха
к Армении, антисоветские и антикоммунистические
движения в Грузии, борьба прибалтов и
молдаван за “суверенизацию” своих республик
вынудили союзный центр сдавать одну позицию
задругой, нередко прибегая к сомнительным
компромиссам (например, в вопросе о Нагорном
Карабахе) и к силовому давлению, вплоть
до использования военной силы (сначала
в Тбилиси, а позднее в Баку и Вильнюсе).
Столкновения на национальной почве произошли
в Фергане (Узбекистан), Новом Узене (Казахстан),
Ошской области (Киргизия) и Душанбе (Таджикистан).
Верховный Совет СССР, значительно ожививший
свою законотворческую деятельность в
области государственного строительства,
пошел, к сожалению, на популистские меры:
по инициативе Президента страны он принял
ряд законов, которые в конечном счете
привели к открытому противостоянию высших
органов власти Союза ССР и союзных республик,
прежде всего РСФСР. Не последнюю роль
в этом противостоянии сыграла личная
неприязнь, перешедшая во вражду, между
Президентом СССР М.С. Горбачевым и избранным
Председателем Верховного Совета РСФСР
Б.Н. Ельциным.
Среди законов, приведших к противостоянию
высших органов власти Союза ССР и союзных
республик, следует назвать прежде всего
союзные законы “Об основах экономических
отношений Союза ССР, союзных и автономных
республик” и “О разграничении полномочий
между Союзом ССР и субъектами Федерации”.
Они вступили в силу до внесения соответствующих
изменений и дополнений в Конституцию
СССР, хотя коренным образом меняли содержание
ее раздела о государственном устройстве
страны. Согласно этим законам, автономные
республики приобретали статус “советских
социалистических государств” и наряду
с союзными республиками становились
“субъектами Федерации Союза ССР”. Это
“нововведение”, по мнению доктора юридических
наук З.А. Станкевича, работавшего в то
время в аппарате Верховного Совета СССР,
должно было превратить “фактор автономий”
в эффективное средство сдерживания явно
выходящих из-под контроля центра союзных республик, но подстегнуло малопредвиденную
лавинообразную “суверенизацию” не только
союзных, но и автономных образований.
Из 40 автономных республик, областей и
округов СССР 32 входили в состав РСФСР
(в Грузии – 3, в Азербайджане – 2, в Узбекистане –
1, на Украине – 1, в Таджикистане – 1), следовательно,
принятые центром законы были направлены
на “усмирение” прежде всего нового,
по сути антигорбачевского руководства
самой крупной союзной республики. Оба
названных закона усилили противостояние
руководству Союза со стороны не только
Верховного Совета РСФСР, но и Верховных
Советов Украины, Азербайджана и Грузии.
Нет оснований сомневаться в том, что ни
М.С. Горбачев, ни Верховный Совет СССР
не ставили такой далеко идущей цели, как
развал РСФСР, что ими двигала благородная
цель сохранить СССР. Но объективно оба
принятых закона давали юридическую основу
для разрушения, при определенных обстоятельствах,
РСФСР. Так это восприняли не только правоведы.
А.И. Солженицын в своей книге “Как обустроить
Россию” высказал мысль о целесообразности
“мирного развода” ради сохранения России.
“Надо теперь жестко выбрать, – настаивал
он, – между империей, губящей прежде всего
нас самих, и духовным и телесным спасением
нашего же народа… Держать всемирную
империю – значит вымертвить свой собственный
народ… Отделением двенадцати республик
(автор уже не брал во внимание Литву, Латвию и Эстонию. – В.М.), этой кажущейся жертвой, Россия,
напротив, освободит сама себя для драгоценного внутреннего разви
Разрушительную силу по своим последствиям
для страны имели Закон о земле от 28 февраля
1990 г. и Закон о собственности от 6 марта
1990 г., принятые Верховным Советом СССР.
Они закрепили безраздельные права собственности
на землю (а они не мыслятся без территории)
за национально-государственными административными
образованиями и раздел объектов единого
народнохозяйственного комплекса между
десятками тысяч органов власти и управления
в республиках, краях, областях и районах.
Эти законы стали прочной правовой основой
сепаратизма, как национального, так и
регионального, и он не преминул заявить
о себе декларациями о суверенитете. Так
начался “парад суверенитетов”, в ходе
которого шло растаскивание территорий
и власти. Каждый стремился завладеть
большей и наиболее ценной частью государственной
собственности, что стало прологом приватизации
в бывших республиках СССР, которая почти
повсеместно вылилась в криминальную.
Все это привело к “войне законов” и “параличу
власти” союзных органов. Решения союзных
органов не исполнялись, ибо для их действия
отсутствовало единое пространство, и,
как следствие, происходила нуллификация,
т. е. аннулирование, союзных законов. Вопрос
о ликвидации безвластных союзных структур
стал вопросом времени.
В условиях жесткого противостояния Горбачева
и Ельцина, когда авторитет первого падал,
а авторитет второго рос, Первый Съезд
народных депутатов РСФСР принял Декларацию
о государственном суверенитете РСФСР.
Борьба центра и республик достигла апогея.
Декларация о государственном суверенитете
РСФСР практически вынудила руководство
СССР под угрозой обвального распада Союза
согласиться на немедленную разработку
нового Союзного договора, т. е. возвратиться
к идее, высказанной еще в начале 1988 г.,
но уже в гораздо более сложных для политических компромиссов
социально-экономических условиях, при
тяжелом моральном состоянии общества.
Кризис экономики набирал обороты, резко
упал жизненный уровень населения, КПСС
саморазрушалась, новые демократические
партии и движения провоцировали забастовки
и массовые митинги – страна становилась
неуправляемой.
К августу 1990 г. о государственном суверенитете
объявили все союзные, за исключением
Казахстана и Киргизии, и пять автономных
республик. Подготовить приемлемый и в
то же время конструктивный Союзный договор
в такой ситуации было почти невозможно.
Каждый участник договорного процесса
“тянул одеяло” на себя. Все – центр, союзные
республики, автономные образования –
требовали как можно больше полномочий.
Позитивным, правда, было то, что в дискуссиях
пока еще соглашались принимать участие
представители всех республик, включая
Латвию, Литву и Эстонию.
За короткий срок было подготовлено несколько
рабочих вариантов проекта Союзного договора –
от нацеленных на безусловное сохранение
обновленного Союза на федеративных началах
до весьма радикальных, предлагавших преобразование
СССР в конфедерацию, т. е. во вновь образованный
Союз суверенных государств, путем заключения
договора между союзными республиками.
Не добившись уступок в пользу своих предложений
о конфедерации, делегации Прибалтийских
республик 1 августа 1990 г. прекратили свое
участие в подготовке документа и в дальнейшем
вели переговоры с центром только по вопросам
их взаимоотношения с СССР.
Четвертый Съезд народных депутатов СССР,
состоявшийся в декабре 1990 г., высказался
за сохранение не только целостности страны,
но и ее названия – Союз Советских Социалистических
Республик, за его преобразование в добровольный
равноправный Союз Суверенных Республик –
демократическое федеративное государство –
и вынес решение о проведении общенародного
референдума по вопросу сохранения Союза
ССР. Ряд экспертов считали, что этих двух
принципиальных решений Съезда достаточно
для выхода из затянувшегося переговорного
процесса. Заручившись поддержкой народа
по коренному вопросу – о сохранении СССР,
можно было заняться, наверняка с большим
успехом, доводкой проекта Союзного договора.
Однако Съезд поручил Подготовительному
комитету во главе с М.С. Горбачевым завершить
подготовку Договора и опубликовать его
в печати еще до проведения референдума,
что еще более обострило противостояние
сторонников и противников сохранения
СССР.
9 марта 1991 г. проект нового Союзного договора
под названием “Договор о Союзе Суверенных
Республик” был опубликован в печати,
будучи парафирован (предварительно подписан
инициалами) полномочными представителями
большинства республик, в том числе РСФСР.
Однако Б.Н. Ельцин не признал правомочности
подписей представителей Верховного Совета
РСФСР, поскольку отдельные статьи Договора,
по его мнению, противоречили Конституции
Российской Федерации и Декларации о государственном
суверенитете РСФСР. Возражения высказали
также Украина, Белоруссия, ряд автономных
республик.
М.С. Горбачев еще раз предпринял попытку
добиться компромисса путем уступок одним
и выгодных обещаний другим, чтобы получить
хотя бы формальное согласие на подписание
Договора в “откорректированном” варианте.
И ему это удалось. По словам Б.Н. Ельцина,
согласие руководителей РСФСР и Казахстана
подписать Договор было фактически “обменено”
Президентом СССР на его готовность “сдать”
практически всех своих ближайших соратников
и бросить на произвол судьбы КПСС, Генеральным
секретарем ЦК которой он по-прежнему
являлся.
Договор не был подписан. Сторонники даже
такого противоречивого документа считали,
что он оставлял шанс для сохранения Союза
девяти республик с возможным его расширением
при благоприятных обстоятельствах. Противники
Договора, наоборот, были убеждены в том,
что распад столь неконструктивного объединения,
которое наделяло центральные органы
власти декоративными полномочиями, –
это только временная отсрочка, особенно
если учесть, что перспективы подписания
Договора Украиной были весьма туманными.
Главным же в их аргументации (об этом
говорили эксперты России) было то, что
в случае распада нового союзного образования
нависала угроза разрушения над РСФСР.
В то же время было очевидно, что действия
демократов, поддерживавших Горбачева
и стремившихся ослабить позиции Ельцина,
и действия демократов, будто в отместку
поддерживавших Ельцина, существенно
снижали потенциал конструктивных демократических
сил и в определенной степени стимулировали
попытку государственного переворота.
В сложившейся ситуации Б.Н. Ельцин в тот
же день издал Указ № 61, в соответствии
с п. 1 которого Президент Российской Федерации
“до созыва внеочередного Съезда народных
депутатов СССР переподчинил непосредственно
себе все органы исполнительной власти
Союза ССР, включая КГБ СССР, МВД СССР,
Министерство обороны СССР”.
С юридической точки зрения данный указ
можно квалифицировать как неконституционный
(президент одной из республик брал на
себя, по сути, функции Президента СССР),
но в истории любого государства могут
сложиться и нередко складывались ситуации,
которые становились источником правотворчества,
опирающегося на волю народа. Правомерность
такого шага подтверждается тем, что армия,
все силовые структуры СССР подчинились
этому указу. Потеря, даже на несколько
дней, управления вооруженными силами
ядерной державы могла привести к самым
тяжелым последствиям не только в стране,
но и в мире.
Было заключено Соглашение “О создании
Содружества Независимых Государств”, в
котором констатировали, что “Союз ССР
как субъект международного права и геополитическая
реальность прекращает свое существование”.
Ключевая роль для легитимизации прекращения
существования СССР отводилась статьям 11
и 14 Соглашения, в соответствии с которыми
с момента его подписания на территориях
подписавших его государств не допускалось
применение норм третьих государств, в
том числе бывшего Союза ССР, и прекращалась
деятельность союзных органов. Официальным
местом пребывания координирующих органов
Содружества был объявлен город Минск.
Соглашение подписали: за Республику Беларусь –
Председатель Верховного Совета С.С. Шушкевич
и Председатель Правительства В.Ф. Кебич;
за РСФСР – Президент Российской Федерации
Б.Н. Ельцин и Государственный секретарь
Г.Э. Бурбулис; за Украину – Председатель
Верховного Совета Л.М. Кравчук и Председатель
Правительства В.П. Фокин.
В 1991 — 1994 гг. резко изменились
внешние связи страны. После распада
СССР произошел спад интереса к нашей
стране в мире и утрату ею статуса
глобальной державы. Это очень хорошо
видно на примере отношении с
Западом. В течение 1992 — 1994 гг. постоянно
сокращалась внешнеполитическая активность
России на фоне развития кризисных
явлений в экономике и
Информация о работе Геополитика России после распада СССР: объективные и субъективные факторы