Гражданское общество и его отношения с социальным государством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 18:23, контрольная работа

Описание работы

. Основной задачей контрольно-курсовой работы является исследование отношений гражданского общества и социального государства, а также оценка этих отношений на современном этапе. Данная проблема актуальна на сегодняшний день, так как российское государство, формально определённое в конституции как правовое и социальное, пока находится только на стадии формирования гражданского общества и социального государства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Понятие и сущность гражданского общества 4
2 Понятие и сущность социального государства 9
3 Правовое социальное государство и гражданское общество 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19

Файлы: 1 файл

Социальное государство.docx

— 42.62 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

 высшего  профессионального образования

Тульский  государственный университет

 

Факультет заочного обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольно-курсовая работа

по  дисциплине «Основы социального  государства»

на  тему: «Гражданское общество и его  отношения с социальным государством»

 

 

 

 

Студент группы ____________________________________________________

 

Преподаватель _____________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тула, 2011 

Содержание

 

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1 Понятие и сущность гражданского общества 4

2 Понятие и сущность социального государства 9

3 Правовое социальное государство и гражданское общество 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Темой контрольно-курсовой работы является гражданское общество и его отношения с социальным государством. Поэтому были рассмотрены такие понятия как: гражданское общество и его признаки, понятие социального государства, его сущность, функции, а так же проблемы его развития на современном этапе в РФ. Основной задачей контрольно-курсовой работы является исследование отношений гражданского общества и социального государства, а также оценка этих отношений на современном этапе. Данная проблема актуальна на сегодняшний день, так как российское государство, формально определённое в конституции как правовое и социальное, пока находится только на стадии формирования гражданского общества и социального государства.

 

1 Понятие и  сущность гражданского общества

В современной  научной литературе гражданское  общество рассматривается как сложная и многоуровневая система невластных связей и структур. В этой связи гражданское общество включает в себя совокупность межличностных отношений, которые развиваются вне рамок и без вмешательства государства, а также разветвленную систему независимых от государства общественных институтов, реализующих повседневные индивидуальные и коллективные потребности. Структура гражданского общества включает:

  • общественные объединения и организации;
  • негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, трудовые отношения, предпринимательство);
  • совокупность независимых от государства производителе);
  • политические партии и движения;
  • сфера воспитания и негосударственного образования;
  • система негосударственных средств массовой информации;
  • семья;
  • церковь и др.

В структурном  отношении гражданское общество можно представить в виде диалектической совокупности трех основных сфер:

экономическая – экономические отношения, и, прежде всего, отношения собственности;

политическая – отношения, возникающие в связи с удовлетворением политических интересов и свобод путем участия в различного рода партиях, движениях, гражданских инициативах, ассоциациях;

духовная – отражение процессов функционирования и развития гражданского общества в общественном и индивидуальном сознании, выражающихся в виде научных теорий, концепций на уровне общественной психологии в форме обыденного сознания, житейского опыта, традиций, обычаев и т.п.

Кроме указанных  выше основных сфер в гражданском  обществе следует также выделить и условия, которые необходимы для успешного его функционирования.

Первое  условие – это собственность, т.е. каждый член гражданского общества должен владеть собственностью, которая делает его независимым гражданином.

Второе  условие предполагает достаточную  развитость многообразной социально-политической общественной структуры, выражающей все  множество интересов в обществе и которая делает ее более организованной, прочной и стабильной.

Третье  условие – развитие личности (как в социальном, так и в психологическом смысле), активное и сознательное ее участие в общественном самоуправлении.

Основными признаками гражданского общества являются следующие:

  • наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
  • самоуправляемость;
  • конкуренция образующих его структур и различных групп людей;
  • свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;
  • всеобщая информированность и, прежде всего, реальное осуществление права человека на информацию;
  • жизнедеятельность базируется на принципе координации (в отличии от государственного аппарата, который построен по принципу субординации);
  • многоукладность экономики;
  • легитимность и демократический характер власти;
  • правовое государство;
  • сильная социальная политика государства, обеспечивающая достаточный уровень жизни людей и др.

Сказанное позволяет определить гражданское  общество как совокупность внегосударственных и внеполитических отношений (экономических, социальных, культурных, корпоративных, семейных, религиозных), образующих особую сферу специфических интересов свободных индивидов-собственников и их объединений.

Идея  гражданского общества возникла в середине 17-го века. Впервые термин "гражданское  общество" был употреблен Г. Лейбницем (1646 - 1716), немецким философом, ученым и общественным деятелем. Значительный вклад в разработку проблем гражданского общества внесли Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье. Концепция гражданского общества в работах этих мыслителей базировались на идеях естественного права и общественного договора.

Термин  "гражданское общество" употребляется как в широком, так и в узком значениях. В первом случае гражданское общество включает всю непосредственно не охватываемую государство часть общества. Гражданское общество в узком, собственном значении неразрывно связано с правовым государством. Они не существуют друг без друга.

Правовое государство – это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека, где в основу организации государственной власти положен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Основной  целью гражданского общества является создание условий для наиболее полной жизненной самореализации и удовлетворение интересов общества, отдельных индивидов и их коллективных образований.

В современной  науке общество рассматривается как совокупность гражданского общества и государства, как основного института политической власти. Гражданское общество выступает связующим звеном между гражданином и государством. В нем осуществляется повседневная политическая жизнь людей.

Среди ученых нет единого взгляда на происхождение  гражданского общества. Выделяют следующие исторические типы гражданского общества:

  • социальные образования (сословие, социальная группа, класс);
  • общество как совокупность граждан страны;
  • мировое сообщество граждан.

Со временем, в связи с развитием производственной сферы жизнедеятельности, объединения людей становятся более многочисленными, функционально разнообразными, устойчивыми. Формируются общины, и люди понимают, что в рамках общины они могут обеспечить удовлетворение своих потребностей, а труд на пользу общины дает право участвовать в решении общинных дел. Гражданское общество, по существу, совпадает с общиной.

На определенной стадии своего развития гражданское  общество создает государство для защиты своих интересов, содержит государственный аппарат, в определенной мере контролирует его, чему государство активно сопротивляется.

С прошествием времени гражданское общество добивается законодательного упорядочения и урегулирования отношений между ним и государством, вынуждает государство создавать определенные гарантии для наиболее обездоленных, устанавливать и поддерживать некоторый консенсус в обществе на основе базисных социальных ценностей: свобод, прав, экономической независимости человека.

Современное гражданское общество стало складываться в результате буржуазных революций в странах Западной Европы. В качестве особенностей становления гражданского общества в России можно выделить следующие:

  1. Россия вступила на путь строительства гражданского общества значительно позднее стран Западной Европы и США.
  2. В качестве точек отсчета можно считать отмену крепостного права в 1861 году, реформы судебной системы и местного самоуправления, проведенные Александром II.
  3. Складывание многопартийности в России пришлось на начало 20 века.
  4. Российские традиции совместного, коллективного решения задач и проблем способствовали становлению гражданского общества.
  5. Установившийся после октября 1917 года тоталитарный режим, ввел со стороны государства жесткий политический контроль за деятельностью гражданского общества. Некоторые его элементы сохраняются (профсоюзные и добровольные общества, женские, молодежные, творческие и другие организации), но деятельность их регламентируется и контролируется Коммунистической партией, которая сама становится частью государства.
  6. Отсутствие демократического опыта функционирования гражданского общества после распада СССР.

В настоящее  время в России сложились, действуют  некоторые элементы гражданского общества: политические партии и движения; массовые общественные организации; ассоциации производителей и общества потребителей; конфессиональные общности; этнические общности, землячества и культурно-национальные организации и центры; творческие союзы и организации; спортивные объединения.

Из ранее  изложенного можно сделать вывод, что в современной России только началось формирование гражданского общества (правового государства), и некоторые его институты действуют реально. Однако становление гражданского общества в России находится на начальной стадии своего развития.  

2 Понятие и  сущность социального государства

Общество  возникло задолго до государства  и длительное время обходилось без него. Объективная потребность в государстве появилась по мере усложнения внутреннего строения общества (социального расслоения), обострения в нем противоречий из-за несовпадения интересов социальных и увеличения числа антиобщественных элементов. Следовательно, государство пришло на смену отживающей свой век родовой организации как новая форма организации изменившегося и усложнившегося общества.

Социально государство – характеристика (принцип), относящаяся к конституционно-правовому статусу государства, предполагающая конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства. Означает, что государство служит обществу и стремится исключить или свести к минимуму неоправданные социальные различия. Впервые социальный характер государства был провозглашен в Основном законе ФРГ 1949 г. в ч.1 ст.2: ФРГ – социальное государство. Этот принцип в Основном законе не конкретизируется.

Социальное  государство – это такое государство, которое помогает слабому повлиять на распределение благ в духе справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человека существование. Государство должно гарантировать прожиточный минимум, помогать социально слабым, брать на себя ответственность за доступ каждого к таким жизненно важным благам, как жилье, питание, образование, помощь в случае болезни и т.п.

К середине XIX в. повышение роли социальных функций  государства стало настолько  очевидным, что возникла необходимость  в фиксации этого нового качества. Понятие "социальное государство", введенное в научный оборот Лоренцом фон Штайном в 1850 г., вместило в  себя атрибуты, присущие данному феномену. В определении социального государства, предложенном Л. Фон Штайном, содержался ряд принципиальных положений, расширявших традиционное понимание обязанностей государства.

Появление термина "социальное государство" фактически ознаменовало признание изменившейся природы государственности. Данное понятие отразило свершившийся переход от "полицейского" государства, "государства общественного договора", "государства как высшей формы власти" к государству, осуществляющему социальные функции. А значит, оно берет на себя ответственность за благосостояние граждан, обеспечивает доступность социальной поддержки всем членам общества, создает государственные системы социального обеспечения и социальной защиты, вводит бюджетное финансирование социальных программ и новые механизмы социальной политики в виде государственного социального страхования, становится доминирующим субъектом социальных функций в обществе.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 7) Российская Федерация - социальное государство.

Социальное  обеспечение является средством, которое  использует социальное государство, чтобы противостоять таким превратностям судьбы, как социальное неравенство.

Ст. 7 Конституции  РФ провозглашает, что социальная политика Российской Федерации «направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Социальная политика Российского государства не исчерпывается названными в статье 7 Конституции РФ направлениями, а включает и другие виды социальной помощи, в том числе бесплатное предоставление малоимущим жилой площади, компенсационные выплаты и т. д.

Информация о работе Гражданское общество и его отношения с социальным государством