Характер и тенденции изменений геополитической ситуации после распада СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 20:44, курсовая работа

Описание работы

С геостратегической точки зрения Россия отождествляется с самой Евразией , совпадает с геополитическим понятием Heartland , или по Макиндеру , «Географической осью истории» . Она объединяет евразийский запад и евразийский Восток , являясь самостоятельным , особым геополитическим организмом – ни Востоком , ни Западом – со своей особой культурой «Срединной империи» .

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………
с.3
1.
Геополитические последствия распада СССР для России…..
Крупнейшая национальная катастрофа…………………
Причины распада СССР…………………………………..
с.4
с.4
с.7
2.
Характер и тенденции изменений геополитической ситуации после распада СССР :
2.1. Геополитическая ситуация ………………………………….
2.2. Новое геополитическое качество……………………………

с.13
с.13
с.16
3.
Будущее России : евразийская держава или колония Запада ?
3.1. Российско-украинские отношения……………………………...
3.2. Начало интеграции………………………………
с.24
с.25
с.28

Заключение ………………………………………………………….
С.31

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая по геополитике.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

Подобную схему экспансии детально описал русский философ И.А.Ильин  в 40-х годах  ХХ века , который считал , что весь кризис , переживаемый ныне Россией и миром , есть кризис по существу своему духовный . Он говорил о том , что идет измельчание духовного характера , утрата духовного измерения жизни , обмеление и прозаизация человеческого бытия , торжество пошлости в духовной культуре , отмирание рыцарственности  и вырождение гражданственности . По его мнению , вселенское властолюбие , разрешающее себе все средства – весь этот единый и ужасный недуг имеет не русское , а  западно - европейское происхождение .

Русская интеллигенция , считает Ильин , в течение ХIХ века соблазнялась им как «последним словом передовой культуры» , мечтательно , сентиментально и безвольно заражаясь им . Это «вселенское властолюбие» он называет духовной чумой , которую принесла в Россию полурусская  полуинтеллигенция , зараженная им до мозга костей , тупая , волевая и жестокая . «Но почему же нам не удалось оборониться от этого насилия ? И сам же отвечает : «Потому , что русская национальная интеллигенция не понимала своего народа … не умела верно вести его…. по невежеству , ребячливой доверчивости и имущественной жадности народной массы , а также по недостатку волевого элемента в русском Православии последних двух веков .  И главное – по незрелости русского национального характера и русского национального правосознания . Эта полуинтеллигенция уверовала в «западного дьявола» , как в Бога , и поработила многоплеменную российскую массу – сначала соблазном разнуздания , а потом страхом голода , унижения , муки и смерти .

Именно так и была построена программа развала СССР. Соблазн разнуздания , вседозволенности , невиданных до конца 80-х годов ХХ века для народов СССР и России пошлости , порнографии , насилия , садизма и прочих «прелестей» западного образа жизни обрушился на русских , татар , башкир , украинцев , белорусов и другие народы Союза с экранов телевизоров и кинотеатров, с глянцевых обложек журналов и книг , из передач радио , из рекламы и т.д. Они раскачивали национальное самосознание . Большинство СМИ «демократической» ориентации , как будто соревнуясь друг с другом , обливали грязью всю историю России , но особенно много желчи было вылито на послеоктябрьский период российской государственности .

За культурно-политической экспансией , последовала экономическая , Лозунг Остапа Бендера «Запад нам поможет» затмил здравый смысл у многих даже национально ориентированных россиян . Патриотизм был назван «последним прибежищем негодяев» . Запад действительно «помог» России . За время реформ , с 1991 по 2001 г., долг России возрос до 150-160 млрд долл. Выплаты только по процентам долга будут ежегодно составлять до 40% всего экспорта РФ . Кроме того , Россия попала в унизительное положение «бедного родственника». Если император Александр III мог себе позволить ловить рыбу , когда у него просил аудиенции посол ведущей европейской державы (царь тогда произнес известную фразу : Европа может подождать , пока русский царь ловит рыбу») , то сейчас ни одно первое лицо в России не может позволить себе подобной роскоши .

Немаловажный рычаг в руках  западных «друзей» - продовольственная зависимость РФ . По оценкам специалистов , 30 % ввозимых продуктов питания из-за рубежа –уже угроза национальной безопасности . Россия перешагнула через эту красную черту в 1944-1995 гг. К 2001 г. она ввозила из-за рубежа более 50% сельскохозяйственной продукции . А в Москве и Санкт-Петербурге эта планка поднялась до 70-80 % . Естественно , сбрасывая в РФ недоброкачественные продукты питания , решая проблему депопуляции  населения нашей страны  западные «доброжелатели»  используют продовольственные поставки как сильнейшую экономическую и политическую удавку . Успешно идет реализация рекомендаций Римского клуба , представленных им в ООН . В них четко сказано , что «Численность населения России к 2010 году не должна превышать 50 млн. человек» .

Россия может сдержать продовольственную , экономическую экспансию, но для  этого нужна политика , направленная на оживление собственного экономического потенциала , в первую очередь сельского  хозяйства . К сожалению , в бюджете  страны на 2002 год  намечено очередное урезание расходов на сельское хозяйство . В этой сфере экономики надо менять  паритет цен , налоговую и кредитную политику . Но есть и другие , не менее эффективные источники  получения продуктов питания и валюты . По различным экспертным оценкам , из-за отсутствия надлежащего государственного контроля за промыслом и вывозом морепродуктов за рубеж РФ ежегодно несет убытки в виде реального ущерба и неполученного дохода в размере от 2 до 5 млрд долл. в год .    

Еще более мощный источник поступления валюты – экспорт энергоносителей , в которых заинтересовано большинство промышленно развитых стран Востока и Запада . Европа не в состоянии обеспечивать свои потребности в природном газе за счет собственных источников . Дефицит газа в Германии , Франции , Италии составляет более 50 % . Разведанные запасы российского газа – 48 трлн м3 . Газ из России имеет более низкую себестоимость , чем сырье из Алжира и Ближнего Востока . Доля «Газпрома» в западно- европейском   импорте – 47 % , Алжира –29 % , Норвегии – 22,3%. Наши партнеры по экспорту энергоносителей , прежде всего нефти  и газа , неоднократно предлагали российским поставщикам снизить квоты и повысить цены за единицу энергоносителей , но эти предложения , как правило, отвергались олигархами-поставщиками «с порога» , а конкуренты смотрят на Россию с иронией и подозрением . Почти ту же картину мы видим и на Востоке . Торговля энергоносителями – это всегда геополитика . Страны –поставщики  энергоносителей и их потребители , как мать и дитя пуповиной , связаны тысячекилометровыми магистралями-газопроводами . Поставка энергоносителей – не только экономика , но и политика , важно уметь этим пользоваться .

Еще один источник больших финансовых поступлений  валюты в Россию –  поставки вооружений в различные регионы мира . Но и здесь в роли судьи в последней инстанции  выступают США . Они указывают России , что продавать , кому и когда . Так , в 1997 году США  посчитали нецелесообразным продажу Россией системы ПВО С-300 Кипру , партии самолетов –вертолетов Ми-17 Колумбии , партии  вертолетов Ка-32 Канаде , самолетов и танков Индии . Под предлогом , что в Китае нарушаются права человека , палата представителей Конгресса США приняла решение о прекращении оказания России финансовой помощи в размере 190 млн долл ., если Москва поставит Китаю противокорабельные ракеты «Москит». В итоге торговля оружием стала монополией Вашингтона . В 2000 году американцы продали оружия другим странам более чем на 21 млрд долл., русские –едва на 2,5 млрд долл.

Американцам сегодня принадлежит 80% европейского рынка вооружений , а 85% всех контрактов на поставку боевой техники Вашингтон заключает с «недемократическими режимами» . Делать же подобное России «друзья» из Белого дома категорически запрещают .        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Будущее России : евразийская держава или колония Запада ?

Этот вопрос задают политики всех стран мира . о многом  ответ  на него лежит в жизнедеятельности  самой России . Сможет ли она сохранить  свой ракетно-ядерный щит , оздоровить экономику , развит социальную сферу , занять активные наступательные политические позиции , поднять этническое самосознание всех народов , проживающих в стране , и прежде всего русского народа , разбудить в них чувство патриотизма , гордости за историю своего отечества и главное – вдохнуть новую жизнь в союз независимых государств ? Россия находится в «санитарном кордоне» , в кольце государств , правительства которых в большей части относятся к РФ потребительски –настороженно .

Внутри Содружества независимых  государств по-прежнему наблюдаются  противоречивые тенденции – как центробежные , так и центростремительные . Отсутствует какой –либо монолитный блок , вследствие чего по кардинальным вопросам  СНГ не выступает  с единых позиций , например относительно продвижения НАТО на Восток или противостояния американской  противоракетной обороне . Внутри Содружества нет стратегического единства ни в вопросах политики , ни экономики , ни в решении вопросов  национальных отношений , в частности языка , есть только тактические союзы , например по вопросам добычи , транспортировки каспийской нефти , разработки полезных ископаемых , редкоземельных , драгоценных металлов или алмазов .Для решения сиюминутных экономических  или политических вопросов создаются временные коалиции .

 

 

 

 

3.1. Российско-украинские отношения .

Наиболее жесткую по отношению  к России позицию занимает Украина . Этим  она создает трудности  не только для России , но и для  самой себя . Политика Президента Украины  в конце 90-х годов ХХ века  может  расколоть Украину и поставить её на грань гражданской войны . Подписанный в конце 1998 года  полномасштабный договор  с неопределенным статусом  Севастополя снял многие негативные моменты в отношениях России с Украиной . Но тем не менее проблемы остаются . Их генерируют как в самой Украине , так и на Западе , и в России . Например , представители радикально-националистической организации «Украинская национальная ассамблея- Украинская народная самооборона» все последние годы открыто распространяли  свое влияние на сопредельные с Украиной государства . Особую активность они проявляют  в Белоруссии , организуя там беспорядки , выступления против президента А.Лукашенко – сторонника союза славянских государств . Украинские радикалы , поддержанные местными националистическими организациями («Белый легион» , Белорусский народный фронт , Белорусская партия свободы) , смогли открыть в Минске свой филиал . УНА-УНСО открыто заявляла о присутствии своих боевиков в Чечне . Сейчас УНА-УНСО пытается закрепиться в Ингушетии , Дагестане , Ставрополе и других районах Северного Кавказа . Услугами харьковского филиала этой организации , по сведениям  «Независимой газеты», пользуется военная разведка Украины . Харьковское отделение УНСО организует работу в Белгороде , Воронеже , Курске и др.

В последние годы украинские политические лидеры часто представляют Россию в образе внешнего врага . Для этого используются различные приемы: требование своей доли в золотом запасе и алмазном фонде бывшего Внешэкономбанка СССР , полной информации о состоянии балансов Госбанка , Гохрана  , Внешэкономбанка СССР , их международного аудита и т.д. Вместе с тем они закрывают глаза на весьма шаткие , с исторической , этической и правовой точек зрения , основания отторжения Крыма от России .

Киев требует от России обеспечить полный режим свободной торговли с Украиной , отменить все якобы дискриминационные меры и ограничения на её товары . Для решения таких вопросов в 1993 году был создан Экономический союз стран СНГ , но Украина сразу же отказалась в нем участвовать . Она не присоединилась  к Таможенному союзу России , Белоруссии , Казахстана и Киргизии . Наша страна постоянно предоставляет льготы Украине в ущерб своим интересам , потому что Украину поддерживает Международный  валютный фонд , т.е. США . Вашингтон продолжает , не без помощи Украины , действовать в качестве стратегического противника России . Украина , по мысли З.Бжезинского , является стратегическим опорным пунктом национальных интересов США . Политика Кучмы по отношению к России носит зигзагообразный характер. Как только внутренняя оппозиция начинает прижимать его , он тут же обращается за помощью к России . Так было зимой 2001 года . Но как только позиции Кучмы укрепились (не без помощи России) , он тут же принимает  министра обороны США и ведет переговоры об обучении украинской армии американскими специалистами , не возражает против развертывания американской ПРО. А в июне 2001 года заявил о намерении Украины вступить в ЕС.

По этой и иным причинам многие субъекты в двух славянских республиках  противодействуют объединению славянских , тюркских и других народов на постсоветском пространстве . Обозначенная политика лидеров Украины , её националистических организаций ведет курс к сознательному обострению российско-украинских отношений . Украина стала для России «естественным объектом» противоборства . Некоторые политики в Киеве пытаются разыграть  антироссийскую карту как плату за вхождение Украины в Европу . Для нашего юго-западного соседа такой курс бесперспективен  : на Западе ее как просительницу денег не любят , необходимых Украине средств для  модернизации её экономики у новых западных друзей просто нет .

Рассматривается в Украинских политических кругах и другой вариант – параллельное движение  наших двух стран . Но история  отпустила слишком мало времени  для такого развития . Европа объединяется и развивается быстрее , а Азия –чрезвычайно быстро . При таком параллельном движении , при взаимной обособленности и даже отчуждении и Россия , и Украина обречены на отставание от сопредельных стран . Еще есть вариант – стратегия прагматического партнерства . Суть этого видится как совместная работа для экономической модернизации . Подобное сотрудничество на равноправной основе способствует  развитию , например , двух  стран-соседей –США и Канады .

Пока же фактически экономика  Украины ориентирована на Россию , а политика – на Запад . Это , безусловно , накладывает отпечаток на общественное сознание , мнение жителей республики . В различных её регионах настроения полярно противоположны . Такая борьба противоположностей , как мы  отмечали выше , может привести к развалу Украины . А расширение НАТО на Восток усилит эти негативные процессы  в политической и экономической жизни двух славянских республик . Попытка Украины стать связующим звеном между Россией и НАТО может быть рассмотрена как негласное объявление войны России , поскольку «Украина с территориальными амбициями  представляет собой огромную опасность для всей Евразии , и без решения украинской проблемы вообще говорить  о континентальной экономике бессмысленно».

 

 

 

3.2. Начало интеграции .

Отношения  между Россией и  Белоруссией также складываются далеко не просто . Здесь действует  ряд факторов , о которых уже  было сказано при анализе  российско-украинских связей и перспектив их развития . Общее  в этих двух далеко  не похожих  политических процессах – вмешательство Запада , которому , безусловно , не нужна никакая  интеграция славяно-тюркских народов , и поддерживаемая  Западом оппозиция . Но влиять на  Белоруссию  с таким же успехом , как на Украину , Ни Вашингтон , ни Париж, ни другие столицы не могут . Геополитическая картина Белоруссии отлична от украинской . За исключением небольшой части Западных белорусов , подавляющее большинство её населения , бесспорно , принадлежит русскому пространству : это русские люди , если брать культурно-религиозный , этнический аспект . Поэтому интеграция с Белоруссией  , хотя и с определенными сложностями , потихоньку идет с весны 1996 года , когда был подписан Договор об образовании Сообщества . В мае 1997 года подписан Устав  Союза  Белоруссии и России , в декабре 1998 года Декларация «О дальнейшем единении Республики Беларусь и Российской Федерации . Согласно этим документам Белоруссия имеет равный голос с Россией , создаются союзные органы, решения которых обязательны для исполнения каждой из стран . Для Москвы и Минска окончательное оформление Союза стало главным событием 90-х гг.

Информация о работе Характер и тенденции изменений геополитической ситуации после распада СССР