История изучения населения, практическое использование знаний о населении в различные эпохи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 17:08, контрольная работа

Описание работы

Воспроизводство населения происходит, прежде всего, вследствие естественной смены поколений, т. е. через рождаемость и смертность, или так называемого естественного движения населения (миграции). Население отдельных территорий меняется также вследствие прибытия людей с других территорий (иммиграция) и выбытия их на другие территории (эмиграция), вместе образующих миграцию, или механическое движение населения.
Анализ половой структуры населения России Соотношение полов в населении – важный фактор брачности и формирования семейной структуры населения.

Содержание работы

История изучения населения, практическое использование знаний о населении в различные эпохи.
Возрастно-половая структура населения и проблема экономического развития; требования к возрасту и полу различных производств.
Вычислить коэффициент общего прироста населения в период с 1960 по 1980 годы (используя данные таблицы 1.)

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

Вариант 1.

  1. История изучения населения, практическое использование знаний о населении в различные эпохи.
  2. Возрастно-половая структура населения и проблема экономического развития; требования к возрасту и полу различных производств.
  3. Вычислить коэффициент общего прироста населения в период с 1960 по 1980 годы (используя данные таблицы 1.)

 

  1. История изучения населения, практическое использование знаний о населении в различные эпохи

 

Демография (от греческого: демос - народ и графия – наука) – наука, изучающая население и закономерности его развития в общественно-исторической обусловленности. Объектом изучения демографии является – население.

Центральное место в  этой науке традиционно занимает исследование воспроизводства населения, т. е. процесса смены одних групп людей другими.

Воспроизводство населения  происходит, прежде всего, вследствие естественной смены поколений, т. е. через рождаемость и смертность, или так называемого естественного движения населения (миграции). Население отдельных территорий меняется также вследствие прибытия людей с других территорий (иммиграция) и выбытия их на другие территории (эмиграция), вместе образующих миграцию, или механическое движение населения.

Наконец, изменение населения  совершается и путём перехода людей из одного состояния в другое (из одних групп в другие) по мере изменения их возраста, семейного положения, числа детей (демографическая мобильность) или уровня образования, профессии, социального положения и т.д. (социальная мобильность).

Таким образом, в широкой  трактовке воспроизводство населения состоит в изменении его численности, состава и размещения под влиянием демографических процессов - естественного движения, миграции и мобильности населения.

Самостоятельное значение в демографии имеет процесс формирования, развития и распада семей. Изменения населения и его частей рассматриваются не только в количественном, но и в качественном аспекте. Например, не только увеличение числа специалистов и связанное с ним изменение профессиональной структуры населения, но и повышение уровня их подготовки, не только изменение численности людей определённого возраста, но и их физическое развитие и т.д.

История демографической  науки долгое время ограничивалась сбором, обработкой и интерпретацией данных о населении в соответствии с практическими потребностями. Выполнение этой функции сопровождалось постоянным совершенствованием методов исследования.

Термин «демография» появился в 1855 году в названии книги французского статистика, демографа, естествоиспытателя А. Гийяра «Элементы статистики человека, или Сравнительная демография». Он рассматривал демографию в широком смысле как «естественную и социальную историю человеческого рода» или более узко как «математическое познание населений, их общего движения, физического, гражданского, интеллектуального и морального состояния».

Официальное признание  понятие «демография» получило в  наименовании Международного конгресса  гигиены и демографии, проходившего в Женеве в 1882 году.

Корни демографической  науки уходят вглубь тысячелетий. Ещё  древние испытывали необходимость регистрировать население. В Древнем Египте, Библии, Античном мире, Древнем Китае и во времена Средневековья знания и представления о народонаселении формировались бессистемно в общей массе недифференцированных научных знаний: кое-где проводились отдельные попытки регулировать семейное поведение, рождаемость. В тот же период мыслители обратили внимание на взаимосвязь численности населения и его общего развития (Конфуций, Платон, Аристотель).

К примеру, Конфуций (около 551—479 гг. до н. э.) осуществил попытку определения идеальной пропорции между количеством обрабатываемой земли и численностью заселения. Поскольку считал, что при нарушении этой пропорции может произойти следующее:

  • при малочисленности населения к ухудшению обработки пашни и к отказу от налогов;
  • при чрезмерной плотности населения к обнищанию, социальной напряженности.

Что означало необходимость государственного регулирования роста населения и принятие такой меры, как переселение жителей густонаселенных районов в малонаселенные.

Платон (428—347 гг. до н. э.) в учении об идеальном государстве  выдвигал в качестве обязательного  условия ограниченное число граждан 5040 человек свободного населения. Предлагал  установить определенные нормы брачных  отношений, требуя, чтобы мужчины  имели детей только в возрасте от 30 до 55 лет. Он писал: «определить число браков мы предоставим правителям, чтобы они по возможности сохраняли постоянное число мужчин, принимая в расчет войны, болезни и т. д., и чтобы государство по возможности не увеличивалось и не уменьшалось».

Аристотель (384—322 гг. до н. э.) при рассмотрении проблем народонаселения  идеальным считал государство с  малочисленным свободным населением. Малочисленность граждан способствует возникновению социальной гармонии, которая невозможна при избытке населения. Избыток населения способствует росту числа возмущений и преступлений вследствие того, что часть граждан, не будучи обеспечена землей, впадает в бедность. В отличие от Платона, Аристотель не был сторонником колонизаций как меры регулирования населения, а предлагал узаконить умерщвление больных детей и части «излишних» новорождённых. Если правила государства не позволяют этого, то обществу следует установить для каждой семьи число детей, которое она может иметь.

Однако подлинное начало формирования демографии как науки со всеми соответствующими атрибутами ориентацией на объективность, нацеленностью на выявление закономерностей, средствами для формирования базы данных, методами исследования и обработки данных, математическими средствами выражения, расчетов и моделирования демографических процессов, — относится ко второй половине XVII века. Рождаются новые цели и задачи: определить динамику численности населения, её зависимость от рождаемости, смертности, структурных и территориальных перемещений. В XVIII веке были предприняты попытки наблюдения за изменением числа умерших и родившихся, численности населения в отдельных странах.

Родоначальник демографической  статистики (политической арифметики) — Дж. Граунт — обратил внимание на многие законы, сделал анализ бюллетеней смертности, построил первую простейшую модель таблицы смертности. В 1693 году Галлей построил полную таблицу смертности для населения города Бреславля (Вроцлав), включил в неё младенческую и детскую смертность.

В конце XVIII — начале XIX века в США были заложены основы современной переписи населения (1790), был налажен текущий учет населения.

В России в середине XVIII века первый русский учёный-естествоиспытатель, энциклопедист, химик и физик М. В. Ломоносов первый обратил внимание на проблемы в демографии России в работе «Сохранения и умножения российского народа».

За последние полвека  наблюдается тенденция к повышению  внимания к изучению демографии с  точки зрения экономических и  социальных факторов общего развития.

В середине 70-х ООН публикует труд «Детерминанты и последствия демографических тенденций», в котором отмечаются:

  • увеличение объёма демографической информации и источниковой основы;
  • быстрое увеличение количества демографических исследований и повышение степени их специализации;
  • успехи в области демографического анализа.

 

В XX веке становление  и развитие демографии нашло отражение  в трудах Д. И. Менделеева, К. Ф. Германа, П. П. Семёнова-Тяньшанского, А. И. Чупрова, Ю. Э. Янсона.

 

После Октябрьской революции  вплоть до начала 1930-х годов в СССР велись активные демографические исследования. Были организованы в 1919 г. Демографический институт АН УССР в Киеве, и в 1930 г. Демографический институт АН СССР в Ленинграде. Исследовались проблемы воспроизводства населения: закономерности смертности и рождаемости, причем большое внимание уделялось социальным факторам рождаемости, тенденциям формирования и развития семьи. Развивалась методология демографического прогнозирования. Отечественная демография в этот период связана с именами С. А. Новосельского, В. В. Паевского, О. А. Квиткина, С. Т. Струмилина, М. В. Птухи. С. А. Томилина и других.

Ленинградский институт был закрыт в 1934 году, поскольку демографические  исследования, по мнению директора  Института демографии ГУ-ВШЭ доктора  наук профессора Анатолия Вишневского, могли показать потери от массового голода 1933 года. Киевский институт был закрыт в 1938, а руководство было арестовано. Одновременно официально были признанными «дефектными» и «ошибочными» данные всеобщей переписи населения СССР 1937 года, а ведущие специалисты, руководившие переписью, были расстреляны. По мнению Анатолия Вишневского, после этого демография как академическая наука в СССР «перестала существовать». Он также считает, что в результате такой политики «до середины 50-х годов вообще никто не знал, сколько людей живёт в Советском Союзе». Первая послевоенная перепись была проведена только в 1959 году.

Возрождение отечественной  демографии началось в конце 1950-х  гг. когда возникла потребность во всестороннем изучении населения. Стали проводиться научные дискуссии, исследования, выходили публикации, совершенствовалась подготовка кадров. Изучение закономерностей воспроизводства населения, а также взаимосвязи роста населения и социально-экономического развития позволило демографии оформиться в самостоятельную общественную науку. С конца 1950-х до начала 1960-х годов стал очевиден объективный процесс необходимости комплексного изучения широкого круга проблем народонаселения, осуществляемого наряду с демографией целым рядом других наук и научных направлений.

Развитие демографии как науки в этот период в СССР в первую очередь связывается  с именами А. Я. Боярского (кафедра  статистики МГУ, затем руководство  НИИ ЦСУ), А. Г. Волкова (руководство  отделом демографии НИИ ЦСУ), Д. И. Валентея (зав. кафедрой народонаселения МГУ), Б. Ц. Урланиса (сектор трудовых ресурсов института экономики АН СССР)

Существенный вклад  в разработку теоретических проблем  взаимосвязи наук внес коллективный труд под редакцией Д. И. Валентея «Система знаний о народонаселении», изданный в 1976 г. В нём впервые в отечественной научной литературе был сформулирован предмет системы знаний о народонаселении познание закономерностей развития народонаселения, в том числе и демографического воспроизводства. В 1985 под главной редакцией Д. И. Валентея большим коллективом авторов был выпущен Демографический энциклопедический словарь (издательство «Советская энциклопедия», 608 с.)

 

    1.  Демография и другие науки

 

Развитие народонаселения —  закономерный процесс количественных и качественных изменений в населении, которые по мере развития человеческого общества все более усложняются. Одной демографии, как науки оказывается недостаточно для объяснения всех изменений. Остро недостаток стал проявляться во второй половине XX века. Французский ученый А. Сови выдвинул идею о необходимости привлечения других наук к изучению народонаселения. Полное отражение эта идея нашла в разработках центра по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ под руководством профессора Д. И. Валентая, который предложил комплексный подход — активное привлечение других сопредельных наук. Система знаний о народонаселении постоянно развивается.

Процессу углубления знаний о народонаселении способствует тесная связь с экономической, исторической, социологической наукой, этнографией, географией населения, социальной гигиеной, правоведением. На стыке этих наук стали развиваться такие научные направления, как экономика народонаселения, социология народонаселения, генетика народонаселения и ряд других. Связь между науками, изучающими население, позволяет им, находясь в системе экономических, социологических, географических и других наук, одновременно быть частью системы научных знаний о народонаселении, имеющей общий объект исследований и основанной на единых, объединяющих их принципах познания. Сопредельные науки присущими им методами изучают законы функционирования и развития народонаселения.

Демография взаимодействует  с другими науками, широко используя  их методологические подходы, методы и знания. В то же время демография внутри себя разделилась на целый ряд специализированных отраслей и даже наук. Так появляется идея системы знаний о народонаселении: ядро — именно демография, предмет — воспроизводство населения, а другие, входящие в эту систему науки имеют своим предметом законы и закономерности других специфических сторон и аспектов развития населения.

 

  1. Возрастно-половая структура населения и проблема экономического развития; требования к возрасту и полу различных производств.

 

 

    1.  Возрастная структура населения

 

Возрастной структурой населения называется распределение населения по возрастным группам и возрастным контингентам. Информация о возрастной структуре населения необходима для исследования многих социально-экономических и демографических процессов. Зная особенности возрастной структуры населения в тот или иной период времени, можно строить достаточно обоснованные предположения о будущих тенденциях рождаемости и смертности, других демографических процессов, воспроизводства населения в целом. Зная эти особенности, можно также оценивать вероятности возникновения тех или иных проблем в экономической и социальной сферах, прогнозировать спрос на те или иные товары или услуги, результаты выборов в том или ином регионе и т.д.

Для построения возрастной структуры населения обычно используются одногодичные и пятилетние возрастные интервалы. Иногда возрастную структуру строят на десятилетних возрастных интервалах.

Обычно возрастная структура  строится и рассматривается одновременно с половой структурой населения. В этом случае она называется возрастно-половой, или половозрастной структурой населения и показывает как распределение численностей каждого пола по возрастам, так и соотношение полов в каждом возрасте или в каждой возрастной группе.

Информация о работе История изучения населения, практическое использование знаний о населении в различные эпохи