Экономическая интеграция европейских стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 13:06, контрольная работа

Описание работы

Развитие сотрудничества между государствами Европейского Союза и другими факторами международных отношений вызвало к жизни целую систему межгосударственных и негосударственных объединений глобального и регионального значения. Рост взаимозависимости мира, возникновение и обострение глобальных проблем необычайно увеличили объективные потребности в усилении многостороннего сотрудничества и способствовали расширению его сфер. Учитывая многообразие этих сфер, безусловно, центральным и наиболее важным из них остается политическое сотрудничество, следовательно, вопрос политической интеграции останется актуальным еще долгое время.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ Геополитика.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Геополитика (географическая политика; греч. γη — земля + πολιτική — государственные или общественные дела) — наука о контроле над территорией, о закономерностях распределения и перераспределения сфер влияния (центров силы) различных государств и межгосударственных объединений. Относится к роду общественно-географических наук, являясь частью политической географии.

Различают традиционную геополитику, новую геополитику (геоэкономику) и новейшую геополитику (геофилософию). Традиционная геополитика делает акцент на военно-политическую мощь государства и доминирующую роль географических факторов в захвате чужих территорий, являясь (по Хаусхоферу) «географическим разумом» государства. Геоэкономика, в отличие от традиционной геополитики, делает акцент на экономической мощи государства. Новейшая геополитика, в которой доминирует сила духа над военной и экономической мощью, способствует преодолению традиционного географического и экономического детерминизма за счёт расширения базисных факторов, определяющих поведение государств в международных отношениях.[1]

Основной объект изучения геополитики — геополитическая  структура мира, представленная множеством территориальных моделей. Исследование механизмов и форм контроля над территорией — одна из основных задач геополитики. Историческим ядром геополитики выступает география, ставящая во главу угла исследование прямых и обратных связей между свойствами территории и балансом (соперничеством или сотрудничеством) мировых силовых полей. Методологическим ядром геополитики при этом является «моделирование» на общепланетарном уровне, хотя в составе этой научной дисциплины существуют и региональные и локальные разделы, например, исследование границ, проблем спорных территорий, межгосударственных конфликтов и т. п. Тем не менее, региональные и локальные проблемы могут успешно исследоваться только в контексте указанного методологического ядра, то есть, следуя от общего к частному.[3]

В научных кругах геополитика предполагает географический, исторический и социологический анализ вопросов, связанных с политикой и территориальными структурами на различных уровнях (от государственного до международного). При этом рассматриваются политическое, экономическое и стратегическое значение географии (см. стратегическая география), в зависимости от местоположения, размера, функции и взаимоотношения местностей и ресурсов.

 

 

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН

    1. Понятие, типы и виды интеграции.

Интеграция - (от лат. integer --целый) объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Экономическая интеграция имеет место, как на уровне национальных хозяйств целых стран, так и между предприятиями, фирмами, компаниями, корпорациями. Экономическая интеграция проявляется как в расширении и углублении производственно-технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, так и в создании друг другу благоприятных условий осуществления экономической деятельности, снятии взаимных барьеров. Различают вертикальную и горизонтальную интеграцию компаний. [4]

В современном мире происходит как бы «двойная» интеграция:

- всемирная экономическая интеграция, порожденная процессами транс - национализации и глобализации (ком. – наверное, глобальная);

-  традиционная региональная интеграция, развивающаяся в определен­ных институциональных формах еще с 50-х годов (ком. – наверное, региональная).

Развиваясь  на двух уровнях — глобальном и  региональном, — интеграционный процесс характеризуется, с одной стороны, нарастанием интернационализации хозяйственной жизни, а с другой — экономическим сближением стран на региональной основе. Региональная интеграция, вырастающая на базе интернационализации производства и капитала, выражает параллельную тенденцию, развивающуюся рядом с более глобальной. Она представляет собой если не отрицание глобального характера мирового рынка, то в опре­деленной мере попытку замкнуть его в рамках группы развитых государств-лидеров (ком. – противоречие глобализации и тенденции к регионализму; кстати глобализация, скорей всего, и выражает дезинтеграцию через создание международных организаций, где участвует множество различных стран, например, ВТО). [5]

Также различают  интеграцию на уровне предприятий и  интеграцию на уровне государств (Окрут З.М., Хасбулатов Р.И.):

1. Институциональный  тип интеграции, или интеграция  государств – это процесс взаимопроникновения,  сращивания национальных воспроизвод.  процессов, в результате чего  сближаются соц., пол., институт. структуры  объединяющихся государств. Часто этот тип интеграции возникает на основе решений политиков и руководителей.

Формы, или виды, региональной интеграции могут быть разными. Они характеризуются степенью свободы перемещения внутри группировки  факторов производства. В настоящее  время существуют следующие формы региональной эк. интеграции:

·        Зона свободной торговли (ЗСТ)

·        Таможенный союз (ТС)

·        Единый или общий рынок (ОР)

·        Экономический союз (ЭС)

·        Экономический и валютный союз (ЭВС)

ЗСТ – это  преференциальная зона, в рамках которой поддерживается свободная от таможенных и количественных ограничений МТ товарами.

ТС – соглашение двух или более государств об отмене таможенных пошлин в торговли между  ними, форма коллективного протекционизма от третьих стран.

ОР – соглашение, когда к дополнению ТС устанавливается  свобода передвижения других факторов производства, т.е. капитала и рабочей  силы. ВТоборот между странами-участницами  МЭИ перестает существовать, образуется внутренний рынок.

ЭС – соглашение, когда к дополнению к ОР гармонизируется фискальная и монетарная политика.

ЭВС – соглашение, когда к дополнению к ЭС проводится единая макроэкономическая политика, создаются наднациональные органы управления.

Часто МЭИ предшествуют преференциальные торговые соглашения.

Основные результаты региональной интеграции:

·        Синхронизируются процессы эк. и соц. развития стран, сближаются значения макроэкономических показателей развития

·        Углубляется взаимозависимость  экономик и интегрированность стран

·       Рост ВВП и производительности труда

·        Рост масштабов производства, сокращение издержек

·        Образование региональных рынков торговли.

2. Частнокорпоративный  тип интеграции, или интеграция  на уровне предприятий (подлинная  интеграция) – речь идет об интеграции капиталов и активов компаний. Здесь различают:

·   Горизонтальная интеграция. Она предполагает объединение предприятий, действующих в одной отрасли на одном отраслевом рынке. Таким образом, предприятия пытаются противостоять конкуренции со стороны сильных партнеров.

·  Вертикальная интеграция. Это объединение компаний, функционирующих в разных отраслях, нос вязанных между собой последовательными ступенями производства или обращения. [6]

 

1.2 Европейская интеграция как международное объединение.

Европе́йская  интегра́ция — это процесс  производственной, политической, правовой, экономической (также в некоторых  случаях социальной и культурной) интеграции держав, которые целиком  либо частично находятся в Европе. Европейская интеграция преимущественно осуществляется посредством Европейского Союза и Совета Европы. Процесс европейской интеграции рассматривается как эффективный способ избежать войны между государствами Европы и стал ответом на военные потрясения XX века.

В политической науке существует несколько подходов к определению понятия европейская интеграция: межправительственный, институциональный и коммуникативный подходы.

Сторонники  межправительственного подхода  отводят приоритетную роль в процессе интеграции национальным государствам. Результатом их взаимодействия на межправительственном уровне является особая окружающая среда, которая влияет на появление общих институтов. В рамках институционального подхода (Эрнст Хаас) европейская интеграция рассматривается как процесс трансформации национальных практик взаимодействия институтов, которая ведет к созданию особой многоуровневой системы управления с множеством центров принятия решений (governance). Коммуникативный подход трактует европейскую интеграцию как процесс создания социальных общностей посредством эффективного взаимодействия между их членами в различных областях. В результате чего формируется сообщество безопасности, в котором политические факторы ориентированы на создание нового политического центра. Этот политический центр и должен будет координировать работу участников. [7]

1.3 Причины и цели. Этапы.

Цели и причины. Интенсификация усилий по объединению Европы после Второй мировой войны происходила из-за того, что в Европе не видели другого способа положить конец истории военных конфликтов, кровопролития, страданий и разрушений. Эта идея оставила свой след в Соглашениях, учреждающих Содружество и Союз, в разделах, посвященных основным целям, таким как сохранение и укрепление мира, достижение экономической интеграции во благо всех граждан Союза путем создания единого внутреннего рынка, разработка путей к политическому Союзу, а также укрепление и всяческое содействие укреплению социальных программ внутри Союза.

Этапы. В своем развитии интернационализация хозяйственной жизни прошла ряд этапов. Первоначально она затрагивала сферу обращения и была связана с возникновением международной торговли, превращением ее в мировую. Это период конца XVIII — начала XX в., совпавший с развитием капитализма.

В конце XIX в. набирает силу международное движение капиталов, выходящее в настоящее время на первое место в системе МЭО. Оно оказывает интенсифицирующее воздействие на мировую торговлю товарами и услугами — это важная и реальная предпосылка перемещения центра тяжести МЭО в сферу производства и научно-исследовательской деятельности, а последнее знаменует переход к качественно новому этапу мирохозяйственных отношений, т.е. международной экономической интеграции.

МЭИ означает взаимоприспособление национальных экономик, внедрение их в единый воспроизводственный процесс. Состав сделок, статьи о торговле и контракты. Это предполагает известную территориальную, экономическую, структурную, технологическую близость стран—участниц международной интеграции и объясняет ее региональный характер. Хронологически интеграционный тип МЭИ начал складываться после Второй мировой войны.

Переходу к  интеграционному этапу мирохозяйственных  связей предшествует ряд стадий МЭИ, обусловленных количественными  и качественными показателями их развития. Это не только масштабы международной торговли — экономической деятельности, но и охватываемые сферы, степень и устойчивость взаимодействия национальных экономик.

В современной  теории МЭИ различают пять ступеней или последовательных этапов развития интеграционных процессов:

. зона свободной торговли;

. таможенный  союз;

. единый или  общий рынок; 

. экономический  союз;

. экономический и валютный союз.

Строго говоря, в настоящее  время лишь одна международная интеграционная группа стран прошла реально первые четыре из указанных этапов — ЕС. Образцы заполнения, качество и торговые контракты Другие интеграционные группировки, а их несколько, пока прошли в своем развитии первый и частично второй этапы. [4]

 

 

ПОЛИТИЧЕСКАЯ  ИНТЕГРАЦИЯ В ЕС

2.1 Пути развития политической интеграции.

Первый кирпичик в строительство Европейского Сообщества был заложен 9 мая 1950 года, когда Робер Шуман, Министр иностранных дел Франции, предложил план, разработанный им и Жаном Моне для Франции и Германии, который предполагал совместную координацию всей выработки угля и стали в рамках организации, в которую могла бы войти любая из стран Европы. Это предложение вызвало двоякую реакцию: с одной стороны, бессмысленно налагать односторонние ограничения на Германию, но в то же время, полностью независимая Германия все еще воспринималась как потенциальная угроза миру. Единственным выходом из создавшегося положения, по мнению Шумана, было привязать Германию политически и экономически к крепкой группировке Европейских государств. Этот план явился продолжением мысли, высказанной Уинстоном Черчиллем в его известной речи в Цюрихе 19 сентября 1946 года, когда он призвал к созданию Соединенных Штатов Европы, подчеркивая принципиальную важность Франко-германского сотрудничества. Кроме этого, Черчилль предвидел, что Великобритания будет скорее играть роль промоутера, чем активного участника. Несмотря на это, 18 апреля 1951 года Бельгия, ФРГ, Франция, Италия, Люксембург и Нидерланды подписали Соглашение, учреждающее Европейское объединение по углю и стали (ECSC) и 23 июля, когда оно вступило в силу, план Шумана стал реальностью. “Отцы-основатели” нового Объединения надеялись, что он станет тем зерном, из которого будет развиваться Европейская политическая интеграция в дальнейшем. А результатом этого должно было стать создание Европейской Конституции.

Информация о работе Экономическая интеграция европейских стран