Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 16:56, реферат
На рубеже XIX-XX веков геополитика сложилась как научное направление. Геополитическая мысль развивалась и до этого, существовали теории геополитического характера.
Геополитика это наука основанная на стыке политологии и географии, преимущественно политической географии. Геополитика рассматривает политику государства в тесной связи с их природными условиями существования, такими факторами как население, размер и расположение территории и др.
Введение………………………………………………………………….3
1. Этапы эволюции СНГ………………………………………..….……5
Проблемы и конфликты в СНГ…………………………………..….9
Современные тенденции развития содружества……………..…...13
Заключение………………………………………………….……..…...18
Список литературы…………………………………………………….19
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Этапы эволюции СНГ………………………………………..….……5
Заключение………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………
Введение:
На рубеже XIX-XX веков геополитика сложилась как научное направление. Геополитическая мысль развивалась и до этого, существовали теории геополитического характера.
Геополитика это наука основанная на стыке политологии и географии, преимущественно политической географии. Геополитика рассматривает политику государства в тесной связи с их природными условиями существования, такими факторами как население, размер и расположение территории и др.
Геополитика – это наука или система знаний о контроле за пространством.
В последнее время одной из главных тенденций в мировой экономике стало образование интеграционных объединений. У одних групп стран это получается хорошо, у других – сопряжено с определенными проблемами.
К ним относятся и государства-участники
СНГ. Они обладают большим природным и
экономическим потенциалом, который даёт
им значительные конкурентные преимущества
и позволяет занять достойное место в
международном разделении труда. Они располагают 16,3% мировой
территории, 5 – численности населения,
25 - запасов природных ресурсов, 10 - промышленного
производства, 12 - научно-технического
потенциала, 10% - ресурсообразующих товаров.
При таком богатстве природными ресурсами
и огромном потенциале этих стран, у них
имеется огромное количество экономических
проблем, связанных в первую очередь с
неумением (или нежеланием) этих стран
работать сообща, как это подобает странам,
входящим в Содружество, да и просто долгие
года просуществовавшим неотрывно друг
от друга.
Рубеж XX и XXI веков характеризуется, существенным
возрастанием экономической взаимозависимости
государств планеты. Это усиливает нестабильность
в мировом экономическом пространстве.
В условиях глобализации целенаправленно
укрепляет позиции наш исторический и
географический сосед - Европейский союз,
развивая интеграцию своих участников
вглубь и вширь. А что же СНГ? Ему похвастать
пока нечем.
Целью данной работы является рассмотрение сложившейся ситуаций и попытка рассмотреть некоторые экономические проблемы, сложившиеся в Содружестве, определить преграды, стоящие перед странами Содружества, мешающие их экономикам включиться в мировое хозяйство.
СНГ было основано главами БССР, РСФСР и УССР путём подписания 8 декабря 1991 года в Вискулях (Беловежская пуща) под Брестом (Белоруссия) «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» (известно в СМИ как Беловежское соглашение).
В документе, состоявшем из Преамбулы и 14 статей, констатировалось, что Союз ССР прекращал своё существование как субъект международного права и геополитической реальности. Однако, основываясь на исторической общности народов, связях между ними, учитывая двусторонние договоры, стремление к демократическому правовому государству, намерение развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, стороны договорились об образовании Содружества Независимых Государств.
Уже 10 декабря соглашение было ратифицировано Верховными Советами Белоруссии и Украины, а 12 декабря — Верховным Советом России. 13 декабря в городе Ашхабад состоялась встреча президентов пяти центральноазиатских государств, входивших в состав СССР: Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Итогом стало Заявление, в котором страны выразили согласие войти в организацию, но при условии обеспечения равноправного участия субъектов бывшего Союза и признания всех государств СНГ в качестве учредителей.
В организованной специально для этих целей встрече приняли участие главы 11 бывших союзных республик: Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины (из бывших союзных республик отсутствовали Латвия, Литва, Эстония и Грузия). Результатом стало подписание 21 декабря 1991 года Алма-Атинской декларации, в которой излагались цели и принципы СНГ: сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях; всестороннее развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции; обеспечение прав и свобод человека; сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения; взаимная правовая помощь; мирное разрешение споров и конфликтов между государствами организации.
В декларации закреплялось положение о том, что взаимодействие участников организации «будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием». Также сохранялось объединённое командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием, фиксировалось уважение сторон к стремлению к достижению статуса безъядерного и (или) нейтрального государства, приверженность сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства.
Первый этап (1991-1993гг) Первые годы существования организации в большей степени были посвящены организационным вопросам. На первой встрече глав государств СНГ, которая состоялась 30 декабря 1991 года в Минске, было подписано «Временное соглашение о Совете глав государств и Совете глав правительств Содружества Независимых Государств», по которому учреждался высший орган организации, Совет глав государств. В нём каждое государство имеет один голос, а решения принимаются на основе консенсуса. Кроме того, было подписано «Соглашение Совета Глав Государств-участников Содружества Независимых Государств о Вооруженных Силах и Пограничных войсках», по которому государства-участники подтверждали своё законное право на создание собственных Вооружённых Сил.
Организационный этап завершился в 1993 году, когда 22 января, в Минске, был принят «Устав Содружества Независимых Государств», основополагающий документ организации.
Второй этап (1993–1997) В следствие прекращения существования СССР территория средней Азии становится сферой международных интересов и передела власти, из-за этого происходит обострение конфликтов. В этот период особое значение приобретает Концепция коллективной безопасности государств-участников - Договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. Концепция представляет собой совокупность взглядов государств-участников Договора о коллективной безопасности на предотвращение и устранение угрозы миру, совместную защиту от агрессии, обеспечение их суверенитета и территориальной целостности.
10 февраля 1995г было принято
приложение к Договору о
Получение суверенитета бывшими союзными республиками привело к: развалу некогда единого экономического пространства. Все новые государства резко сократили обмен товарами между собой и попытались переориентироваться на дальнее зарубежье. Но жизнь все поставила на свои места: оказалось, что бывшие республики не могут выдерживать конкуренцию на мировом рынке, и единственными партнерами, готовыми поддерживать с ними торговые отношения, оказались их соседи по ближнему зарубежью. Возникла необходимость в формировании единого экономического пространства. Но официальное решение оформилось только в 2003г (23 февраля): президенты России, Казахстана, Белоруссии и Украины заявили о намерении сформировать Единое экономическое пространство. 19 сентября 2003 года было подписано соглашение по этому поводу.
Третий этап (Критика
политики других стран
Развитие интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств (СНГ) - прямое отражение внутренних политических и социально-экономических проблем государств-участников. Существующие различия в структуре экономики и степени ее реформирования, социально-экономическом положении, геополитической ориентации государств Содружества определяют выбор и уровень их социально-экономического и военно-политического взаимодействия.
в процессе интеграционного строительства страны СНГ пришли к выводу, что согласование национальных интересов всех 12 государств– участников объединения является весьма сложным и длительным процессом. Поэтому уже в 90-х гг. XXв. возникла и стала развиваться концепция, согласно которой возможны разноскоростное и разноуровневое сотрудничество в СНГ, многовариантность форм участия в его деятельности, продвижение по пути углубления интеграции между теми странами, которые готовы к более тесному взаимодействию в различных сферах. В связи с этим на постсоветском пространстве образовалось несколько субрегиональных интеграционных объединений. Среди них – Евразийское экономическое сообщество (ЕЭС), Союзное государство России и Белоруссии, Единое экономическое пространство (ЕЭП) и объединение ГУУАМ, в которое входят Грузия, Узбекистан, Украина, Азербайджан и Молдавия. Предшественником Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) был Таможенный союз. 29 марта 1996 г. Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация подписали Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях. Отмечая, что целью договора является создание в перспективе Сообщества интегрированных государств, стороны подтвердили свое участие в Содружестве Независимых Государств и готовность осуществлять в его рамках интеграционные процесс. В феврале 1999 г. к Договору об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 г. и соглашениям о Таможенном союзе присоединилась Республика Таджикистан. Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества был подписан 10 октября 2000 г. в столице Казахстана Астане.
Принятые решения явились политико-юридическим признанием того факта, что в стратегическом плане интеграции в СНГ для входящих в него государств разумной альтернативы не существует. Ее экономическим фундаментом служит сложившаяся в советский период взаимодополняющая структура народных хозяйств бывших республик СССР — ныне стран—членов СНГ. Здесь необходимо учесть и неравномерность размещения и освоения природно-сырьевых ресурсов на территории Советского Союза. Это привело к тому, что некоторые бывшие союзные республики стали монополистами в добыче и переработке важнейших видов сырья. Так, например, на долю России приходилось более 90% общесоюзной добычи нефти (включая газовый конденсат), более 75 — газа, около 91 — деловой древесины, более 80% — деловой древесины, пиломатериалов и бумаги. На долю Украины приходилось 65-68% общесоюзного производства стали, готового проката, стальных труб. Республика Узбекистан производила более 60% хлопка-волокна и т.д.
Вполне закономерным выглядит в этих условиях тот факт, что распад СССР и разрыв единого экономического пространства способствовали углублению и без того тяжелого экономического кризиса, переживаемого странами СНГ. По оценкам, от налаживания и поддержания взаимных интеграционных связей в России зависит 30-35% объема национального производства промышленной продукции (от уровня 1990 г.). Украина в случае разрыва таких связей может потерять 80-85% объема промышленного производства.
Таким образом, союзное экономическое пространство представляло собой жесткую, замкнутую, лишенную свойств саморегулирования систему, состоявшую из крупных отраслевых и национально-территориальных подсистем. Они экономически дополняли друг друга и благодаря стабильным межотраслевым и межреспубликанским связям, формировавшимся по командам единого центра, были объединены в целостный народнохозяйственный комплекс. Сложилась система типа «механизм» с жестко пригнанными друг к другу основными частями. Она принципиально отличается от экономических систем с развитыми рыночными отношениями, которые можно свести в единый тип, условно назвав его «организм».
Указанные особенности стали двойной преградой интеграционным процессам в Содружестве. Они были проигнорированы при выборе стратегии интеграции по примеру Евросоюза. Освоение опыта ЕС свелось к формальному копированию его действий по регулированию интеграционных процессов, поэтому следование «еврорецептам» не оказало никакого положительного влияния на Содружество. Кроме того, особенности экономических систем союзных республик активно использовались мировым рынком против интеграции в Содружестве. Страны СНГ, действуя порознь, изначально попадали в глубокую зависимость от мирового рынка и могли поставлять туда только продукцию национальных ресурсопроизводящих отраслей. Это стало объективной экономической основой для образования в Содружестве дезинтеграционных механизмов отраслевой и региональной природы, которых никогда не было в ЕС.
Экономические преобразования, проводимые в новых независимых государствах, породили необходимость отработки нового (рыночного) механизма поддержания производственно-хозяйственных связей, трансформации их в межгосударственные. Торгово-экономические отношения в этих условиях следует координировать с теми социально-экономическими реформами, к которым приступили страны СНГ, с их стремлением максимально учитывать нормы "внешнеэкономического поведения", принятые в мировой торговой практике.
Вместе с тем, несмотря на без альтернативность интеграции, ожидать в скором будущем масштабных позитивных перемен, связанных с формированием Экономического союза стран СНГ едва ли стоит. В первую очередь в этой связи необходимо обратить внимание на то, что Московский договор о его создании, в отличие от положившего начало ЕС Римского, представляет собой "рамочный" документ (аналогичный характер носит и целый ряд последующих договоров и соглашений). А это означает, что предстоит пройти через длинную череду нелегких переговоров прежде, чем определятся конкретные пути и механизмы реализации принятых решений. В настоящее время увязать воедино во многом противоречивые интересы на многосторонней основе весьма сложно, в частности из-за значительной разно направленности политических действий отдельных государств СНГ.