Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 12:15, реферат
В советское время, в СССР господствовала теория разделяющая народы на три стадии: племя, народность и нация. Племя соответствовало первобытно общинному строю, народность - рабовладельческому а нация капиталистическому а затем социалистическому. Это так называемый Формационный подход в основе которого лежало учение об исторической преемственности общественно-экономических формаций
Введение 3
1.Этнический состав населения мира 3
2. Этнический состав России 3
Заключение 3
Список литературы 3
Введение 3
1.Этнический состав населения мира 5
2. Этнический состав России 8
Заключение 13
Список литературы 15
В советское время, в СССР господствовала теория разделяющая народы на три стадии: племя, народность и нация. Племя соответствовало первобытно общинному строю, народность - рабовладельческому а нация капиталистическому а затем социалистическому. Это так называемый Формационный подход в основе которого лежало учение об исторической преемственности общественно-экономических формаций.
В последнее время большее
Что касается оснований выделения
цивилизаций, то они коренятся, по видимому
не только в религии, языке и культуре,
как утверждает Хантингтон, а еще
и в конкретном типе общественных
отношений, политических, экономических,
социальных. Особое значение, по мнению
современных философов, является политический
аспект по которому Ю.В. Ирхин выделяет
следующие стандарты
Во второй половине ХХ века сформировалось самостоятельная ветвь науки - этнология. Основным понятием которой является этнос.
Этнос (нация, народ, народность) - исторически сложившаяся устойчивая общность людей, характеризующаяся едиными языком, особенностями культуры и быта, территорией, хозяйством, самосознанием, противопоставляющая себя другим коллективам. Несомненно, при исследовании конкретных этносов можно не обнаружить все эти признаки одновременно. Однако, определяющим этнос признаком, по мнению выдающегося русского ученого - космиста Льва Николаевича Гумилева, является наличие самоидентичности, которое формируется у народа в результате общности исторической судьбы. Именно эти признаки можно считать основополагающими при выделении этноса. Определить принадлежность человека, к какому либо определенному этносу достаточно просто. Его нужно спросить «кто ты?» (еврей, русский, американец и т.д.).
Эту точку зрения географ, историк и этнограф Л. Н. Гумилев описывает в книге «Этногенез и биосфера Земли». Он считал этногенез процессом, прежде всего, биологическим, биосферным, связанным с пассионарностью человека, т. е. с его способностью к сверхнапряжению сил для достижения великой цели. При этом условием для возникновения пассионарных толчков, влияющих на образование и развитие этноса, является не солнечная активность, как считает А.Л.Чижевский, а особое состояние Вселенной, от которой этносы получают энергетические импульсы. По Гумилеву, процесс существования этноса - от его возникновения до распада - продолжается 1200-1500 лет. За это время он проходит фазы подъема, затем надлома, обскурации (реакционности) и, наконец, реликтовую. При достижении высшей фазы возникают и наиболее крупные этнические образования - суперэтносы. Внутри этносов обычно имеются группы (субэтносы), имеющие особенности языка (диалекты), культуры и быта. Они часто формируются при изоляции части народа от основной территории его проживания. Л. Н. Гумилев считал, что Россия вступила в фазу подъема в XIII в., а в XIX в. перешла в фазу надлома, которая в XX в. находилась в своей заключительной стадии. Теория Л.Н. Гумилева конечно имеет не мало критиков, как любая космисткая теория, однако для специалистов в области природопользования она имеет несомненный интерес еще и потому, что понятие этнос выдвигаемое автором объединяет в себе социальное, биологическое и природное начало. Этнос по Гумилеву неотделим от ландшафта и теснейшим образом с ним связан.
В мире насчитывается от 4 тыс. до 5,5 тыс. этносов. Более точную цифру назвать трудно, поскольку многие из них еще недостаточно исследованы, и это зачастую не позволяет даже отличить язык от его диалектов. По численности все народы распределяются неравномерно.
К началу 90-х гг. 321 народ, насчитывавший более 1 млн. человек каждый, составлял 96,2% всего населения земного шара. В том числе на 79 народов с численностью более 10 млн. человек приходилось почти 80% населения, на 36 народов численностью более 25 млн. человек - около 65% и на 19 народов численностью более 50 млн. человек каждый - 54% населения. К концу 1990-х гг. количество самых крупных народов выросло до 21, а доля их в мировом населении приблизилась к 60%.
Общая численность 11 народов, каждый из которых насчитывает более 100 мл человек, составляет около половины человечества. А на другом полюсе находятся сотни малочисленных этносов, обитающих преимущественно в тропических лесах и в районах Севера. Многие из них насчитывают менее 1000 человек, например андаманцы в Индии, тоала в Индонезии, алакалуфы в Аргентине и Чили, юкагиры в России.
Проживание на одной территории представителей различных народов неизбежно приводит к их смешению. Потомки смешенных браков европейцев и индейцев именуются метисами, европейцев и африканцев - мулатами, африканцев и индейцев - самбо. Потомки европейских переселенцев, родившиеся в колониях часто называются креолами, это название не несет никакой этнической принадлежности.
Классификация государств, в соответствии с особенностями их национального состава
1. группа - однонациональные государства. В эту группу входят большинство стран Европы: Исландия, Ирландия, Норвегия, Швеция, Дания, ФРГ, Польша, Австрия, Чехия, Словения, Италия, Португалия. К однонациональным государствам зарубежной Азии относятся: Япония, Бангладеш, Саудовская Аравия. В Африке таких стран практически нет (Египет, Ливия, Сомали, Мадагаскар). В Латинской Америке почти все государства однонациональные, поскольку индейцы, мулаты, метисы считаются частями единых наций.
2. группа - страны с резким преобладанием одной нации, при наличии национальных меньшинств. В зарубежной Европе это Великобритания, Франция, Испания, Румыния, страны Балтии. В зарубежной Азии - Китай, Монголия, Вьетнам, Камбоджа, Таиланд, Мьянма, Шри-Ланка, Ирак, Сирия, Турция. В Африке - Алжир, Марокко, Мавритания, Зимбабве, Ботсвана. В Северной Америке - США, в Океании - Австралийский Союз и Новая Зеландия.
3. группа - двунациональные страны; этот тип стран встречается очень редко. Представители этой группы - Бельгия, Канада.
4. группа - страны со сложным национальным составом, но относительно однородным в этническом отношении; чаще всего встречаются в Азии, Центральной, Восточной и Южной Африке. Есть они и в Латинской Америке.
5. группа - многонациональные страны, со сложным и разнородным в этническом отношении составом. Наиболее типичны - Индия и Россия. К этому типу можно отнести также Швейцарию, Индонезию, Филиппины, многие страны Западной и Южной Африки.
Этнический состав населения
отдельных стран не остается неизменным.
С течением времени он постепенно
изменяется, в первую очередь под
воздействием этнических процессов, которые
подразделяются на процессы этнического
разделения и этнического объединения.
К разделительным относятся те процессы,
при которых прежде единый этнос
либо прекращает свое существование, либо
делится на части. Объединительные
процессы, напротив, приводят к слиянию
групп людей различной
Процесс консолидации проявляется в слиянии близких по языку и культуре этносов (или их частей), которые в результате превращаются в более крупную этническую общность. Этот процесс характерен, например, для Тропической Африки; происходил он и в бывшем СССР.
Сущность ассимиляции заключается в том, что отдельные части какого-либо этноса или даже целый народ, живя в среде другого народа, в результате длительного общения усваивает его культуру, воспринимает его язык и перестает считать себя принадлежащим к прежней этнической общности. Одним из важных факторов такой ассимиляции служат смешанные в национальном отношении браки. Ассимиляция более характерна для экономически развитых стран с давно сложившимися нациями, где эти нации ассимилируют менее развитые национальной группы людей.
Под межэтнической интеграцией понимают сближение различных этносов без слияния их в единое целое.
В последнее время в
странах с более сложным
Россия - одно из самых многонациональных
государств мира. Коренными этносами
для территории России являются около
100 этносов (всего их насчитывается
свыше 130). Этническое разнообразие российских
народов настолько велико, что
чрезвычайно трудно их типизировать.
Наиболее разработанной является классификация
этносов по близости языков (лингвистическая
классификация). Язык - важнейшее средство
человеческого общения
Наиболее многочисленной на территории России является индоевропейская языковая семья, к которой относится 86% населения страны. Основной при этом является славянская группа (85% жителей России). Кроме этого, значительные доли населения России составляют семьи алтайская (8%), северокавказская (3%) и уральско-юкагирская (2%). К коренным жителям России относятся также малочисленные народы чукотско-камчатской и эскимосско-алеутской семей и некоторые этносы, говорящие на изолированных языках, не относящихся к какой-либо языковой семье.
Основным народом на территории России являются русские, которых, по данным переписи 2002 г., насчитывается 115,9 млн. человек, или 79,8% населения. Более 1 млн. представителей имеют также татары (5,6 млн. человек), украинцы (2,9 млн.), башкиры (1,7 млн.), чуваши {1,6 млн.), чеченцы (1,4 млн.) и армяне (1,1 млн. чел.). От 500 тыс. до1 млн. человек насчитывают в России аварцы, азербайджанцы, дариншы, кабардинцы, казахи, марийцы, мордва, немцы, осетины и удмурты. Больше чем по 100 тыс. человек насчитывают адыгейцы, балкарцы, буряты, грузины, евреи, ингуши, калмыки, карачаевцы, коми-зыряне, ми-пермяки, корейцы, кумыки, лакцы, лезгины, молдаване, табасараны, таджики, тувинцы, узбеки, цыгане и якуты. Большая часть остальных ценных этносов России относится к группе малых народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Всего таких народов 30, а их общая численность составляет всего примерно 200 тыс. человек. Некоторые из этих народов насчитывают менее чем по тысяче человек. Так, переписью зафиксировано 400 ороков, проживающих на острове Сахалин.
В составе Российской Федерации имеется 32 национальные автономии. Но вследствие массовых миграций на протяжении XX в. в большинстве из них преобладают не коренные жители, а русские. Более однороден национальный состав лишь в тех регионах, которые на протяжении многих десятилетий отличались миграционным оттоком населения. Так, самой высокой долей русских (более 95% населения) выделяются регионы Центрально-Черноземного района, территория которого была заселена русскими еще в XVI-ХУЛ вв. А весь последующий период они оттуда преимущественно уезжали и почти никто не приезжал, особенно представители других народов. Коренное население преобладает Северокавказских республиках (кроме Адыгеи), Республике Тыва, а также Коми-Пермяцком и Агинском, Бурятском автономных округах, не имеющих значительных природных ресурсов и поэтому избежавших массовых миграционного притока. И наоборот, самой низкой долей коренного населения выделяются те автономные округа, которые являются районами нового освоения, привлекавшими мигрантов. Особый случай представляет собой Еврейская автономная область, где евреи, как и русские, не являются коренным населением. Примечательна также ситуация в Республике Башкортостан, где примерно равные доли населения имеют башкиры, русские и татары. Несмотря на преобладание русских в подавляющем большинстве субъектов Федерации, на территории страны можно выделить пять многонациональных районов.
Первый и наиболее многонациональной территорией России является Предкавказье. Равнинную часть в центре и на западе Предкавказья заселяют преимущественно русские, большинство которых относится здесь к особому субэтносу - казакам. В этой же части расселена основная доля проживающих в России армян и греков, которые появились здесь еще с XIX в. На востоке проживают калмыки, переселившиеся на эту территорию в XVII в. из Монголии. Предгорья заселены кабардинцами, черкесами, адыгейцами, абазинами, кумыками и ногайцами. В горах ситуация проживают тюркоязычные карачаевцы, балкарцы и представители северокавказской семьи - чеченцы, ингуши, аварцы и ираноязычные осетины. Межнациональные отношения в Предкавказье наиболее напряженны. Этому имеются и объективные причины - аграрное перенаселение, когда остро не хватает земли, большое количество безработной молодежи, очень низкий уровень жизни большинства населения. Но сказываются и исторические факторы - память о войнах между казаками и коренными народами, о насильственных депортациях XIX и XX вв., о неполном восстановлении прав депортированных народов.