Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 19:41, курсовая работа
Личность Петра I (1672-1725) по праву относится к плеяде ярких исторических деятелей мирового масштаба. Много исследований и художественных произведений посвящено преобразованиям, связанным с его именем. Историки и писатели по-разному, порой прямо противоположно, оценивали личность Петра I и значение его реформ.
Уже современники Петра I разделились на два лагеря: сторонников и противников его преобразований. Спор продолжался и позже. В XVIII в. М. В. Ломоносов славил Петра, восторгался его деятельностью. А позднее историк Карамзин обвинял Петра в измене "истинно русским" началам жизни, а его реформы назвал "блестящей ошибкой".
Введение
1.Становление абсолютной монархии в России……………….
1.1Гражданское законодательство…………………………..
1.2Табель о рангах…………………………..
2.Эволюция Боярской Думы и прикзов…………………………………..
2.1Высшие органы власти и управления…………………………………..
2.2Сенат…………………………………….
2.3Коллегии…………………………………………….
3. Контрольные органы……………………………………………..
3.1Образование Синода. Духовный регламент……………………………….
Заключение…………………………………………
Список использованных источников информации…………………………
1.1Гражданское законодательство
Перемены
в экономической жизни России
во времена Петра, и прежде всего
развитие рыночных связей как внутри
страны, так и с зарубежными
государствами, отразились на правовом
регулировании имущественных
Для российского
гражданского права петровского
времени был характерен различный
статус субъектов гражданско-правовых
отношений, обусловленный делением
общества на сословия. Развитие капитализма,
т.е. прежде всего товарно-денежных
отношений, не только требует объединения
страны в экономическое целое, но
и превращает граждан (или подданных)
в контрагентов с юридически равными
правами. В России этого в то время
не произошло. Сословная принадлежность
определяла правоспособность субъекта
гражданско-правовых отношений. Дворяне
обладали наибольшими правами, права
духовенства в области
1.2Табель о рангах
Принятие Табели о рангах свидетельствовало о ряде новых обстоятельств:
1. Бюрократическое
начало в формировании
Признак бюрократии как системы управления — это вписанность каждого чиновника в четкую иерархическую структуру власти (по вертикали) и руководство им в своей деятельности строгими и точными предписаниями закона, регламента, инструкции. Положительными чертами нового бюрократического аппарата стали профессионализм, специализация, нормативность, отрицательными — его сложность, дороговизна, работа на себя, негибкость.
2. Сформулированная
Табелью о рангах новая
3. Табель
о рангах уравнивала военную
службу с гражданской: чины
и звания присваивались в
4. Подготовка
кадров для нового
Абсолютная монархия — форма правления, при которой монарху юридически принадлежит вся полнота власти. В этот период ликвидируются старые сословно-представительные институты и происходит максимальная концентрация власти. С 1653 г. Земские соборы более не собирались, вместо них правительство созывало сословные совещания (1660, 1667, 1682 гг.). Но уже с начала XVIII в. и они перестали собираться. В 1721 г. Сенат совместно с Духовным Синодом преподнес Петру I титул императора. Россия стала империей.
2. Эволюция боярской Думы и приказов
Бюрократизация государственного аппарата проходила на разных уровнях и в течение длительного периода. Объективно она совпала с процессами дальнейшей централизации властных структур. Уже во второй половине XVII в. исчезли остатки иммунитетных феодальных привилегий и последние частновладельческие города.
Центральные органы управления, такие как Боярская дума и приказы, прежде чем трансформироваться в новые структуры, проделали значительную эволюцию. Боярская дума из органа, вершившего вместе с царем все важнейшие дела в государстве, к концу XVII в. превратилась в периодически созываемое совещание приказных судей. Она стала контрольным органом, наблюдавшим за деятельностью исполнительных органов (приказов) и органов местного управления.
Численность Боярской думы постоянно возрастала, и ее внутренняя структура начала дифференцироваться: уже в конце XVII в. из состава Думы официально выделилась «Ближняя дума» — прототип кабинета министров; еще одна структура — Расправная палата, просуществовавшая до 1694 г.
Боярская
дума из политического совета превращалась
в судебно-управленческий орган. В 1701
г. функции Боярской думы перешли
к Ближней канцелярии, координирующей
работу центральных органов
В 1711 г. с образованием Сената прекратились дальнейшие трансформации Боярской думы. Аристократический орган, основанный на принципе местничества, окончательно исчез. На вершине властной пирамиды его заменил новый бюрократический орган. Принципы его формирования (выслуга, назначение) и деятельности (специализация, следование инструкциям и регламентам) существенно отличались от принципов организации и деятельности Боярской думы (традиция, спонтанность).
Эволюция Приказов
Столь же сложный путь проделала система центральных отраслевых органов управления — приказов. В 1677 г. насчитывалось 60, в 1682 г. — 53, в 1684 г. — 38 приказов. При сокращении числа центральных приказов возрастала численность приказных губ, местных органов приказного управления, — к 1682 г. она достигла 300.
В конце XVII в. было произведено укрупнение и объединение отраслевых и территориальных приказов. Во главе каждого из них стал один из видных бояр-аристократов, что усилило авторитет и влиятельность органа. Параллельно происходило создание специальных приказов, осуществлявших контрольную деятельность по отношению к большой группе других приказов (например, Счетный приказ), соподчиняя их единому направлению государственной деятельности, что способствовало дальнейшей централизации управления.
В ходе этого
процесса число приказов уменьшалось,
но общая численность штата
Складывалась
новая система чинов, единых для
отраслей государственного управления,
армии и местного управления. Таким
универсальным чином
Процесс централизации затронул и систему местных органов: с 1726 г. по всей территории государства рядом с opганами местного самоуправления (губные, земские избы, городовые приказчики) стали появляться воеводы. К концу XVII в. их число возросло до 250, они сосредоточили всю административную, судебную и военную власть на местах, подчиняясь Центру.
Уже к 80-м гг. XVII в. воеводы по всей территории страны вытеснили выборные местные органы. Воеводы руководили вверенными им территориальными округами-уездами, а в конце XVII в. некоторые из них поднялись на более высокий уровень: были образованы более крупные административные единицы — разряды (предшественники будущих губерний).
2.1Высшие органы власти и управления
Реформы высших органов власти и управления, прошедшие в первой четверти XVIII в., принято подразделять на три этапа:
1699—1710 гг.
— частичные преобразования в
системе высших
1710—1719 гг.
— ликвидация прежних
1719—1725 гг.
— образование новых органов
отраслевого управления (коллегий),
проведение второй областной
реформы, реформы церковного
С 1699 г. прекратились новые пожалования в члены Боярской думы и думные чины; вместо Расправной палаты была учреждена Ближняя канцелярия — орган административно-финансового контроля за деятельностью всех государственных учреждений (к 1705 г. в заседаниях этого органа принимали участие не более двадцати человек). Ближняя канцелярия регистрировала все царские указы и распоряжения. После образования Сената Ближняя канцелярия (в 1719 г.) и Конзилия министров (в 1711 г.) прекратили свое существование.
2.2 Сенат
Сенат образован в 1711 г. как чрезвычайный орган во время нахождения Петра I в военных походах. По Указу Сенат должен был, основываясь на существующем законодательстве, временно замещать царя. Статус нового органа не был детализирован, это произошло несколько позже — из двух дополнительно принятых указов стало ясно, что Сенат — постоянно действующий орган.
К компетенции Сената относились: судебная и организационно-судебная деятельность, финансовый и налоговый контроль, внешнеторговые и кредитные полномочия. О законодательных полномочиях Сената ничего не говорилось.
Указом
1711 г. устанавливался порядок
заседаний и делопроизводства
в Сенате. Все указы должны
были собственноручно
В 1711 г. сформировалась
система фискального надзора, при
Сенате учреждалась должность обер-
Все
поступающие в Сенат дела
С
1722 г. Сенат посылал в провинции
сенатора-ревизора. Генерал-прокурор
мог ставить вопрос перед
Структура Сената включала присутствие (общее собрание сенаторов, на котором принимались решения) и канцелярию, которую возглавлял обер-секретарь и которая состояла из нескольких столов (секретный, губернский, приказный и проч.). В 1718 г. штат сенатских подьячих переименовался в секретарей, канцеляристов и протоколистов (в 1722 г. канцелярия Сената переподчинена генерал-прокурору).
В
1712 г. при Сенате была
В 1718 г. в
состав Сената кроме назначенных
царем членов вошли все президенты
вновь созданных учреждений-
В 1722 г. Сенат был реформирован тремя указами императора. Во-первых, изменен состав Сената: в него могли входить высшие сановники (по Табели о рангах — действительные тайные и тайные советники), не являвшиеся руководителями конкретных ведомств. Президенты коллегий не входили в его состав (за исключением предшественников военной, морской и иностранной коллегий), и Сенат превращался в надведомственный контрольный орган.