Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 15:52, реферат
Современная Конституция Японии была принята парламентом 24 августа 1946 г. и вступила в силу с 3 мая 1947 г., когда страна еще находилась под оккупацией вооруженных сил США и управлялась американской администрацией. Вопрос об отношении к действующей Конституции на всем протяжении послевоенной истории Японии был главным "водоразделом" для всех политических сил страны. "Гордость японского народа", или "пособие по самоубийству, именуемое Конституцией" - столь широк разброс мнений в японском обществе в оценке современной Конституции.
Вопрос 3
ударственная служба в Японии охватывает административную, дипломатическую и судебную сферы государственной деятельности. В категорию государственных служащих (кокка комуин) принято включать не только чиновников в собственном смысле этого слова, но также лиц, работающих на принадлежащих государству предприятиях, служащих государственных железных дорог, работников телевидения, государственных школ, военнослужащих "сил самообороны", сотрудников полиции. К концу марта 1999 г. в стране насчитывалось приблизительно 1 148 000 государственных служащих, включая персонал Сил самообороны. Численность же высших государственных чиновников не превышает десяти тысяч.
Действующая Конституция
закрепила положение
Закон о государственных служащих 1947 г. с многочисленными изменениями и дополнениями - основной источник правового регулирования государственной службы. В 1950 г. вступил в силу Закон о местных служащих, установивший статус служащих муниципальных органов. Сильное влияние американских оккупационных властей на ход послевоенных государственных реформ в Японии объясняет сходство американского и действующего японского законодательства о государственной службе.
Контроль за соблюдением законодательства в сфере государственной службы возложен на Совет по делам персонала (дзиндзиин) при кабинете министров. Совет действует как орган, представляющий рекомендации по кадровым вопросам парламенту, кабинету и отдельным министерствам. Среди других полномочий Совета - издание в пределах своей компетенции правил и установлений по государственной службе, разбор жалоб на государственных служащих, организация и проведение конкурсных экзаменов.
Все лица, находящиеся на государственной службе, подразделяются на две основные категории - работников "обычной службы" и работников "особой службы". Основная масса чиновничества занята на "обычной службе", применительно к которой действует конкурсная система назначения на должность и стандартная шкала жалований.
Служебное положение государственных служащих определяется их должностью, которую они занимают в соответствии со своим рангом (докю). Каждый из восьми существующих рангов подразделяется на 15 разрядов (гохо). Разряд чиновника зависит от стажа, образовательного уровня, различных служебных характеристик. Установление критериев для отнесения государственного служащего к конкретному рангу и разряду производится Советом по делам персонала.
время публикации: 28 сентября 2005 г., 08:43 РИА "Новости".
Численность государственных служащих в Японии за 10 лет планируется сократить вдвое. Такое решение принято на первом после внеочередных выборов в нижнюю палату парламента заседании комитета советников по финансовой политике под председательством премьер-министра Японии Дзюнъитиро Коидзуми. Выступая во вторник на вечернем заседании, премьер заявил о том, что "в ближайшие пять лет их число уменьшится более, чем на 5%, а конечной целью является сокращение их численности наполовину". Всем министерствам и правительственным ведомствам предложено разработать планы сокращения своих штатов, решили участники заседания. Оказание населению "общественных услуг" будет проводиться и государственными, и частными учреждениями на конкурсной основе. Соответствующий законопроект о "тестировании на рыночность" будет представлен парламенту в течение нынешней сессии. Предложение о необходимости сокращения числа госслужащих поддержал член комитета, председатель Японской федерации бизнеса "Кэйданрэн" Сэки Окада, заявив, что число префектуральных служащих может быть уменьшено даже на 60%.”
Оплата труда чиновника
производится в соответствии с присвоенным
ему рангом и разрядом на основании
Закона о государственных служащих
и соответствующих
Высшую категорию работников "обычной службы" составляют лица, получающие жалованье за административную работу (гёсэйсёку хорю). В эту категорию входят чиновники, занимающиеся канцелярской работой (дзиму сёкуин) и трудом, требующим специальных профессиональных знаний (гинорому сёкуин).
На командных постах в центральном административном аппарате заняты чиновники первых трех рангов, составляющие элиту японской бюрократии. Это начальники департаментов, отделов и секций (кёкутё, буте, кате), советники, директора агентств, постоянные заместители министров (последний термин используется по аналогии с английской административной системой). Чиновники этих классов фактически держат в своих руках рычаги административной власти во всех министерствах и ведомствах Японии. Остальные группы чиновников являются лишь исполнителями решений и указаний своих начальников.
На государственной службе
действует характерная для
Другая важная особенность японской государственной службы - дух элитаризма, традиционная почитаемость чиновничества. Эта черта нашла свое отражение в известной еще с конца прошлого века формуле "кансон мимпи" ("чиновники достойны почитания, народ - презрения"). В последнее время четко проявилась и такая характеристика, как строгий контроль Либерально-демократической партии за персональным перемещением кадров в административном аппарате. Лицо, не имеющее связей с ЛДП, не имеет реальных шансов подняться выше уровня начальника департамента.
Назначение на государственную
службу производится на основе конкурсных
экзаменов. Японская Конституция закрепила
принцип равного доступа
К экзаменам для поступления
на государственную службу допускаются
только японские подданные. Система
приемных экзаменов на государственную
службу, введенная в конце XIX в., действует
без существенных изменений до настоящего
времени. Экзамены могут быть письменными
или устными. Допускается проведение
экзамена по физической подготовке, оценка
специальных навыков. Конкурсные экзамены
организуются по принципу "открытых
дверей". Время и место их проведения
объявляются в средствах
Содержание конкурсных экзаменов
идентично для большинства
Вопрос 4
Государственно-политический
механизм Японии, существовавший вплоть
до капитуляции 1945 г., характеризовался
бюрократически- Ядром системы источников
права, регулирующих основы местного самоуправления,
является Закон о местном Современное японское правоведение
различает принцип местной Принцип местной автономии
означает автономию административно- Автономия местной общины
связана с внутренней организацией
и формами деятельности административно- Наконец, автономия жителей
характеризуется впервые Реальная степень автономии местных общин определяется сложным механизмом их взаимодействия с центром. Координация деятельности центральных и местных органов, а также местных органов между собой возложена на созданное в 1960 году Министерство по делам самоуправления (дзидзисё). В условиях финансовой зависимости местных органов от центрального правительства чиновники этого министерства фактически руководят деятельностью органов местного самоуправления. В соответствии с Законом о местном самоуправлении (ст. 245), руководители центральных министерств и ведомств, в том числе министр по делам местного самоуправления, наделяются правом оказывать "техническое содействие" местным органам и давать им "советы", организуя при этом всестороннюю инспекцию местных органов. В случае делегирования полномочий местным органам контроль центра значительно усиливается. В Японии сложилась двухзвенная система местного самоуправления (префектуры и муниципалитеты). Префектуры и муниципалитеты представляют собой обычные органы местного самоуправления, наряду с которыми могут создаваться особые органы местного самоуправления - особые столичные районы, корпорации регионального развития, ассоциации органов местного самоуправления, финансово-промышленные округа. Особые органы местного самоуправления создаются специально для решения конкретных задач (например, для реализации совместными усилиями крупномасштабных строительных проектов и т. д.). Префектуральный уровень именуется "тодофукен" - по названию четырех основных систем местного самоуправления этого уровня. Территория Японии разбита на 43 префектуры "кен", одну специальную городскую префектуру "то" (Токио), две префектуры "фу" (Осака и Киото) и одну префектуру "до" (Хок-кайдо). Отличий в правовом статусе этих префектур практически не существует. Терминологические различия объясняются культурно-историческими причинами, физико-географическими и социально-экономическими обстоятельствами. Так, например, название префектуры "то" - китайский синоним японского слова "мияко", которым обозначается место, где расположен императорский дворец (именно поэтому Токийская префектура и получила наименование "то"). Префектуры "кен" называют сельскими префектурами. Понятие сельской префектуры в настоящее время представляется в значительной степени условным, поскольку практически во всех этих префектурах сельское хозяйство и рыболовство уже не занимают доминирующего места в структуре занятости населения. К муниципальному уровню относятся города ("си"), поселки ("те // мати") и деревни ("сон//мура"). Поэтому названный базовый уровень системы местного самоуправления иначе называют "ситесон". Все единицы местного самоуправления муниципального уровня имеют одинаковый правовой статус, несмотря на различия в их размерах. Особый статус предоставлен
так называемым специальным городам
"ситэй тотш", к числу которых правительственными
указами отнесено одиннадцать городов
с населением свыше полумиллиона человек
(Осака, Нагоя, Саппоро, Киото и др.). Первоначально
эти города были выведены из-под юрисдикции
префектур, на территории которых они
находились. Наряду с муниципальными функциями
специальные города осуществляли и ряд
важных префектуральных функций (землеустройство,
здравоохранение, социальное обеспечение
и др.). Так продолжалось до 1956 г., когда
в Закон о местном самоуправлении были
внесены изменения, фактически уравнявшие
статус специальных и обычных городов.
К специальным городам приравнены особые
столичные районы. Объем компетенции местных
органов закреплен в Функции, выполняемые местными органами, могут быть объединены в три основные группы: 1) собственно местные функции; 2) "административные полномочия",
под которыми понимаются 3) функции, делегированные центральными ведомствами. На 1989 г. перечень дел, относящихся к компетенции государственных органов, которые поручено исполнять губернаторам, содержал 126 пунктов, мэрам крупнейших городов - 28, главам городов, поселков и деревень - 51 . Осуществление этих дел должно финансироваться из государственного бюджета. Таким образом, губернаторы, мэры и старосты, являясь органами местного самоуправления, одновременно выступают и в качестве органов государства. За выполнение делегируемых функций главы местных администраций отвечают перед соответствующими министрами кабинета. Разграничение функций местного
самоуправления между префектурами
и муниципалитетами в самых общих
чертах закреплено в ст. 2 Закона о
местном самоуправлении. На муниципалитеты
возлагается выполнение всех функций
местного самоуправления, кроме тех,
реализация которых выходит за границы
отдельных муниципалитетов. Такие
функции относятся к В каждой единице административно- Конституция (ст. 93) отводит местным собраниям роль совещательного органа. Основными полномочиями таких собраний являются (ст.ст. 96-100 Закона о местном самоуправлении): 1) принятие нормативных
актов; Состав местного собрания зависит от численности населения: префектуральные собрания насчитывают от 40 до 120 членов, городские собрания- от 30 до 100, поселковые и деревенские -от 12 до 30. Главой местной администрации
в префектуре является губернатор,
в городах и поселках - мэр, в
деревнях - староста. Все эти должностные
лица избираются непосредственно населением,
проживающим в данной административно- Глава местной администрации помимо исполнительно-распорядительных полномочий имеет право вносить на рассмотрение местного собрания проекты решений общего характера, налагать относительное вето на решения собрания (это вето преодолевается, если собрание вторично принимает решение большинством в 2/3 голосов), досрочно распускать собрание. Он наделяется правом приостанавливать или не выполнять действия центральных ведомств на своей территории. К другим полномочиям главы местной администрации относятся: общее руководство и контроль за всеми общественными организациями неполитического характера, находящимися на территории местной общины; назначение части исполнительного и вспомогательного персонала (вице-губернатора, вице-мэра, главного казначея и др.). Исполнительные функции в местных органах выполняют различные административные комиссии - по образованию, по делам персонала, общественной безопасности, по труду и др. Эти административные комиссии обладают значительной самостоятельностью, что обеспечивается порядком их формирования: они назначаются главой местной администрации с согласия местного собрания или избираются местным собранием. Закон о местном самоуправлении
устанавливает, что число департаментов
для столичной префектуры и отделов
для остальных префектур Важной гарантией автономии
местной власти выступает выделение
местной службы в качестве особого,
самостоятельного вида публичной службы.
Основными источниками Заметим, что в ряде случаев оказывается непросто разделить служащих одного и того же ведомства на государственных (кокка комуин) и муниципальных (тихо комуин). Проиллюстрируем это на примере органов полиции. Все сотрудники Главного полицейского управления и управления полицейских округов относятся к государственным служащим и соответственно попадают под действие Закона о государственных служащих (1947 г.). Сотрудники полиции префектуры в званиях от младшего директора полиции и выше относятся к государственным служащим, а в званиях от старшего инспектора полиции и ниже - к муниципальным служащим, деятельность которых регулируется в соответствии с Законом о местной публичной службе (1951 г.). От того, на какой службе - государственной или муниципальной - состоит полицейский, зависит его правовой статус. Нормальное функционирование
местной публичной службы обеспечивают
создаваемые на местном уровне комиссии
по делам персонала. Эти комиссии
создаются в префектурах, а также
в крупных городах. При проведении
экзаменов они могут |