3. Практическое задание
Используя шкалу
мощности государств, определите геополитический
вес Китая в мировом пространстве
Ответ: В
первой половине ХХ века Китай, будучи
одним из крупнейших и древнейших государств
мира, занимал, вместе с тем, одно из последних
мест в мировом хозяйстве. В 1937 г., накануне
заключительной стадии борьбы за освобождение
страны от иностранной зависимости и внутренней
реакции, на долю Китая, население которого
составляло тогда одну четвертую часть
населения Земли, приходилось лишь 0,6%
добычи угля, 0,5% добычи железной руды и
менее 0,4% производства фабрично-заводского
типа.
Китай
оказался на краю расчленения
и гибели. Спасти его могла
только революция, которая развертывалась
в стране под руководством
компартии. Был образован единый антияпонский
фронт, вобравший в себя все здоровые силы
нации. На заключительном этапе Второй
мировой войны Китай освободился от японской
оккупации, а западные державы были вынуждены
отказаться от прав экстерриториальности.
Казалось, полуколониальное положение
Китая уходит в прошлое. Однако лидеры
Гоминьдана попытались присвоить себе
плоды победы над Японией и окончательно
подавить революционное движение, что
означало бы сохранение зависимости от
США. Режим Чан Кайши отклонил предложения
КПК о совместных мерах по демократизации
страны, разорвал единый фронт и развязал
гражданскую войну, уповая на прямую помощь,
экономическую и военную, со стороны Вашингтона.
Но гражданская война закончилась разгромом
гоминьдановских армий, поражением американской
интервенции и бегством правительства
Чан Кайши на Тайвань. 1 октября 1949 г. в
Пекине была провозглашена Китайская
Народная Республика. Эта победа коренным
образом изменила положение Китая. Внутри
страны взамен развалившейся власти, основанной
на диктатуре Гоминьдана и чем-то напоминающей
нынешнюю “властную вертикаль” РФ, была
создана сильная, эффективная, централизованная
государственность, которая поставила
задачу восстановления народного хозяйства
и перехода от демократических преобразований
к строительству основ социализма. Народно-демократическая
власть пресекла дезинтеграционные процессы,
устранила из политической жизни милитаризм
и местничество, отменила все привилегии
колониальных держав, закрепила консолидацию
нации, достигнутую в ходе антияпонской
и гражданской войн. На международную
арену КНР вышла как самостоятельное,
единое унитарное государство с эффективным
правительством, готовым к международному
сотрудничеству и способным защищать
интересы страны. Вместе с тем, исторические
последствия китайской революции оказались
более глубокими, чем вступление Китая
на более высокий уровень в иерархии международных
величин.
Прежде
всего, поворот Китая к социалистическому
пути развития нанес мощнейший
удар по мировой колониальной
системе империализма. Опыт победы
национально-патриотических сил в Китае послужил
мощным стимулом для борьбы народов Азии,
Африки и Латинской Америки со своими
“метрополиями”. В ходе этой борьбы образовался
так называемый “третий мир” — группа
освободившихся стран, вставших на путь
самостоятельного развития. По мере
укрепления народно-демократической государственности
и успехов в экономическом строительстве
возрастал вес Китая в мировой политике.
Уже в 1971 году США, Великобритания и Франция
были вынуждены согласиться с тем, что
постоянное место в Совете Безопасности
ООН должны занимать не представители
Тайваня, а миллиардного “красного” Китая.
Это признание предшествовало визиту
президента США в КНР и было, по сути, первым
и необходимым условием на пути к принципам
“разрядки”, впоследствии принятым на
встрече Л.И.Брежнева и Р.Никсона во Владивостоке
(сентябрь 1973 г.) и закрепленным соглашением
в Хельсинки (1975 г.). Однако раскрытие потенциала
китайской революции в полной мере начало
проявляться лишь на пороге XXI века. В 1978
году политическим руководством Китая
были разработаны и обнародованы планы
модернизации страны с акцентом на развитие
общественных производительных сил, повышение
материального и культурного уровня жизни
населения. Как и на предшествующем этапе,
правящая компартия связывала будущее
страны с социализмом, подчеркивая, однако,
специфику концепций его строительства
в условиях Китая. В 1979 году Дэн Сяопин
сформулировал четыре принципа китайской
государственности: социализм, демократическая
диктатура народа, руководящая роль партии,
марксизм-ленинизм и идеи Мао Цзэдуна,
которые были в 1982 году включены в Конституцию
КНР. В дальнейшем общий план модернизации
воплотился в программу всесторонних
реформ, включивших создание благоприятных
условий для привлечения иностранных
инвестиций (политика “открытости”).
Реализация этой программы вывела экономику
КНР на качественно новый уровень, обеспечивший
широкий фронт для роста важнейших геополитических
параметров (культурный, научно-технологический
и производственный потенциал, обороноспособность),
определяющих способность государства
влиять на международный мир. Знаковым
в этом отношении стало восстановление
суверенитета КНР над территорией Сянгана
(Гонконга) в 1997 году.
Сегодня
Китай не просто входит в
пятерку ведущих держав мира,
но и занимает среди них первое место по
темпам развития. За первое десятилетие
реформ (1980-90 гг.) ВНП КНР возрастал в среднем
на 9 % в год. В 90-х гг. эти темпы сохраняются
и, судя по всему, намеченное к 2000 году
удвоение ВНП будет достигнуто. Отдав
на первом этапе реформ приоритет сельскому
хозяйству, Китай покончил с хроническим
недоеданием населения и вспышками голода.
Имея лишь 7% обрабатываемых земель мира,
он кормит свой народ, численность которого
составляет 22% человечества, и экспортирует
излишки продовольствия. За первое десятилетие
реформ доходы населения в среднем возрастали
на 8,4 % в деревне и на 5,4 % в городах. Китайская
статистика свидетельствует о дальнейшем
росте благосостояния народа. По данным
ЦРУ (1995) и оценкам Мирового банка, КНР
к 2020 году выйдет на первое место в мире
по совокупному объему ВНП: 20,004 млрд. долл
(в 1995 году — 3,205). Соответственно: США —
13,470 (6,920); Япония — 5,052 (2,595); Индия — 4,802
(1,320).
Заключение
Геополитика как научная дисциплина
имеет многообразные связи с жизнью отдельного государства,
союза государств, противостоящих блоков.
Она отражает объективные связи и закономерности
реальной жизни, что позволяет ей выполнять
определенные функции. Наиболее важные
из них познавательная, или гносеологическая,
прогностическая, управленческая, идеологическая.
Некоторые ученые называют в качестве
самостоятельных функций аксиологическую,
или оценочную, воспитательную, или функцию
политической социализации, формирования
гражданственности, политической культуры
населения. Но, на наш взгляд, они органически
входят в познавательную, прогностическую,
управленческую и идеологическую функции.
Познавательная функция связана прежде
всего с изучением тенденций геополитического
развития стран и народов, изменением
различных явлений, процессов, событий.
В научном познании геополитической жизни
чаще всего пользуются совокупностью
теоретических знаний из жизни государств,
стран и народов, используя методы сравнения,
аналогий, экстраполяции, но также широко
применяют и эмпирические исследования.
Они обеспечивают приоритет новых эмпирически
обоснованных знаний о геополитической
действительности. Делается это
путем обнаружения и анализа новых фактов
и тенденций изменения всей совокупности
факторов геополитической жизни. Это служит
важной предпосылкой для понимания и объяснения
глобальных и региональных сдвигов на
геополитической карте мира. Безусловно,
для такого понимания и объяснения надо
применять общелогические методы: анализ
и синтез, индукции и дедукции и т.д. Приходится
перерабатывать и обобщать огромный объем
информации о конкретных геополитических
явлениях, фактах, процессах. Могут применяться
и другие психологические, социальные,
специальные методы: контент-анализ документов,
тестирование, социометрия и т.д. Это может
быть анализ действий, поступков, поведения,
выступлений, заявлений участников политических
событий небольшого региона, глобального
блока или союза. Исследователь получает
информацию, которая выражается в объективных
и субъективных показателях. Первая группа
информации дополняет и уточняет данные
официальной статистики, изменений, протекающих
в мире, вторая — это информация о мотивах,
намерениях, целях деятельности различных
субъектов мировой или региональной геополитики.
Познавательная ценность субъективной
информации очень велика. Она раскрывает
роль человеческого фактора в международной
или региональной жизни, обращает внимание
на субъективно-психологические стороны
массовых геополитических процессов,
позволяет видеть степень адекватности
отражения объективных тенденций геополитического
развития в сознании лидеров государств,
блоков стран, социальных или этнических
групп и народов, принимающих участие
в мировых или региональных событиях.
Представляют интерес для познания и прогноза
данные об участниках политических событий,
подробности их социально-нравственных
ориентации, данные об их потребностях
и интересах, уровне культуры, мотивах,
фактах реального и вербального поведения
и даже их пристрастиях (хобби). Эмпирические
исследования позволяют собрать информацию
об общественном мнении в интересующем
исследователя регионе или мнение народов
тех или иных глобальных регионов, а также
изучить морально-психологическое настроение
населения нужной части планеты. Кроме
чисто информационной функции, а ее мы
рассматриваем как неотъемлемую часть
познавательной, эмпирические исследования
позволяют выявлять новые тенденции геополитического
развития, тем самым они обогащают теорию.
Для того чтобы России выйти из нынешнего
тупика, необходим теоретико-методологический
прорыв в системе знаний об обществе, о
мире, о науке, о технике. Без этого невозможно
внедрение новых технологий, а без них
(во всех сферах экономической, политической,
социальной, духовно-нравственной жизни,
в управлении и т.п.) Россия обречена быть
на задворках истории, превратиться в
сырьевой придаток развитых стран. Отсюда
одна из важнейших задач молодой науки
— геополитики — создать теоретический,
концептуальный аппарат, способный составить
основу радикальных изменений в современной
России. Прогностическая функция геополитики
вытекает из познавательной, тесно смыкается
с ней. Собственно, любые исследования
— теоретические, эмпирические — проводятся
во многом для того, чтобы дать более или
менее верный прогноз развития геополитических
сил, полей, обозначить конфигурацию стран
или союзов, их влияние на развитие международных,
этнических отношений, уладить возможные
локальные конфликты и выработать рекомендации
для их предотвращения или погашения.
Ценность любого геополитического исследования,
начиная от конкретных, эмпирических,
и кончая теоретическими, в которых дается
анализ эмпирического материала, состоит
в том, насколько адекватно, точно они
отражают тенденции многообразных геополитических
процессов. Ценность еще и в том, в какой
степени они завершаются научно обоснованными
прогнозами, а также и в том, насколько
эти прогнозы будут способствовать реализации
прогрессивных геополитических изменений
в интересах человека, страны, региона,
всего человечества в целом. В подготовке
краткосрочных и долгосрочных прогнозов
политических изменений регионального
или глобального характера важную роль
играет мониторинг — слежение за проходящими
процессами. Применение методов сравнения,
аналогий других позволит заранее предупреждать
нежелательные геополитические события.
Управленческая функция геополитики проявляется
прежде всего в сборе и анализе эмпирической
информации, выработке конкретных управленческих
решений и рекомендаций. Без оптимального
объема информации, без должного ее анализа,
выводов и рекомендаций ученых политическим
лидерам, военным руководителям, экономистам
невозможно принимать верные решения,
управлять геополитическими процессами,
да и вообще руководить конкретной сферой
общественной, политической, финансово-экономической
жизни. При управлении любым видом деятельности,
подготовке управленческих решений важно
хорошо проанализировать проблемную ситуацию,
дать правильную оценку соотношения различных
сил, факторов — политических, географических,
экономических, военных и т.п., знать уровень
влияния субъектов всех событий, определить
степень риска — политического, военного,
социального, экономического и т.п., наметить
конкретные меры противодействия оппозиционным,
противодействующим силам и т.д. Итак,
управленческая функция геополитики конкретно
проявлется в том, что ее прикладная часть
напрямую участвует в эдготовке, разработке
практических рекомендаций для управления
геополитическими событиями, формирования,
руководства. Практические рекомендации
в геополитике делятся чаще всего на две
группы: объективные и субъективные. Первая
группа факторов предполагает объективные
условия человеческой сизнедеятельности.
Анализируя их влияние на конкретную систему
геополитических отношений, исследователь,
ученый, политический лидер, военачальник
и т.д. опирается на конкретную информацию,
получаемую в ходе исследования, сбора
разведданных и т.п. После анализа информации
определяются тенденции развития событий:
от факта, конкретного случая или явления
к обобщению. Затем даются рекомендации
для теоретического уровня науки. Но уровень
рекомендаций может остаться чисто прикладным,
утилитарно-прагматическим, носящим сиюминутный
характер и не иметь существенного значения
для науки. В данном случае многое зависит
от умения анализировать, от уровня подготовки
специалиста-аналитика, т. е. большое значение
имеет субъективная сторона вопроса. Кроме
того, субъективная группа факторов включает
интересы, мотивы, цели, намерения, ценностные
ориентации и установки, идеологическую
и мировоззренческую позиции и т.д. Это
важно знать, чтобы вычислить степень
отклонения от прогнозируемого управленческого
решения. Итак, геополитика — наука управлять
и править. Идеологическая функция геополитики
так же многогранна, как и предыдущие.
Сама по себе эта дисциплина долгие десятилетия
была яблоком идеологического раздора
и считалась в СССР лженаукой, идеологией
империализма, фашизма, оправдывающей
агрессивные устремления высокоразвитых
стран к мировому господству. Это действительно
было и есть. Эта сторона геополитики носила
и носит чисто апологетический характер.
Конечно, невозможно забыть крыловские
строки: «У сильного всегда бессильный
виноват». Поэтому геополитика часто выступает
на практике как адвокат сильных мира
сего. Однопо-лярный мир, сложившийся после
разрушения системы коллективной безопасности
стран Восточной Европы, после Беловежского
развала СССР подтверждает, что идеологическая
сторона геополитической функции усилилась.
Примеров тому бесчисленное множество.
Например, интересы прежде всего США, Великобритании,
Германии, Японии и других высокоразвитых
стран выдаются ими за общечеловеческие
интересы и ценности. НАТО от имени ООН
или Совета Безопасности ООН, а порой и
не спрашивая их разрешения, берет на себя
функции мирового жандарма. Так было в
Ираке, Ливии, Югославии. Услужливые ученые,
журналисты, политические деятели, военные
не только Запада, но и России наперегонки
стремятся объяснить «непонятливым» русским
или китайцам, индийцам или нигерийцам,
что бомбили мирное население этих или
других стран для наведения там порядка,
соответствующего пониманию сильного,
пониманию победителя. Итак, геополитика
— это наука о больших пространствах,
о глобальных политических, экономических
и других процессах и искусстве управления
ими.
Список
используемой литературы
- Нартов Н.А. Геополитика: учебное пособие. Москва: Юнити 1999 -358с.
- Василенко И.А. Геополитика: учебное пособие. Москва:Логас 2003 -204с.
- Дружинин М.В. Свременная геополитика. Москва: 2006-203с.
- Гаджиев К.С. Введение в геополитику. Москва: 1998г.
- Афанасьев Э.В. Политология. Учебник для Вузов. Москва: 2006-185с.
- Василик М.А. Политология. Словарь-справочник. Москва: 2000-105с.
- Дулин А.Г. Основы геополитики. Москва: 1997-169с.
- Соколов В. Контуры будущего мира. Мировая экономика и международные отношения. Москва:2001 №3.
- Ковалевский А.Д. Введение в геополитику: учебное пособие. Иркутск: Перо 2002-114с.
- www.vikipedia.com