Механизм реализации основных принципов федерализма в РФ. Перспективы развития федеративных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Понятие федерализма возникло с потребностью устройства государства в такой форме, которая, обеспечивая единство и согласованное функционирование государства как целостной организации политической власти, допускает существование и развитие в его пределах структурных единиц, в свою очередь выступающих как относительно самостоятельные государственные образования. Федеративные государства стали прогрессивной формой решения вопроса территориально-политической организации общества.
Разделение предметов ведения и компетенции – важный и необходимый элемент в определении федеративной природы государства с точки зрения разделения власти. Главное, составляющее природы федеративного государства – это взаимоотношения целостного, но сложноорганизованного объединения и его составных частей-субъектов.

Содержание работы

Введение
Глава I. Понятие и сущность федерализма как формы государственного устройства
Общие проблемы федеративного устройства Российской Федерации.
Экономические.
Политические.
Глава II. Механизм реализации основных принципов федерализма в РФ. Перспективы развития федеративных отношений.
2.1.Проблема суверенитета
2.2.Проблема межнациональных отношений
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Региональная экономика курсовая.docx

— 45.29 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Механизм реализации основных принципов федерализма в РФ. Перспективы развития федеративных отношений.

Новейший период российской государственности связан с поиском  ответов на многие вопросы политического, экономического, социально-психологического, этнического характера. Многие из этих проблем имеют фундаментальный смысл, как, например, классификация федеральных систем: союзы, конституционно-децентрализованные союзы, федерации, конфедерации, федеративные союзы, ассоциированные государства, кондоминиумы, лиги и различные формы совместного управления и т.д. Другие - обладают большим запасом новизны: содержание понятия «субъект федерации», соотношение демократии и федерализма, оптимизация параметров федеративности: автономия, участие в делах, кооперация и т.д. По мнению Р.Г. Абдулатипова и Л.Ф. Болтенковой, основное содержание федерализма с неизбежностью должно включать в себя следующие элементы: «определение государственности как федеративной, осуществление власти на основе договорного или договорно-конституционного распределения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации; самостоятельность субъектов федеративных отношений в осуществлении принадлежащих им полномочий; формальное равноправие субъектов Федерации по отношению к федеральным органам государственной власти; право выбора субъектом федерации своей политической организации; системообразующее единство и неразрывная связь субъектов федерации; обязанность субъектов федерации сохранять целостность ее исторически сложившейся территории; непреложность права исключительно федерации вступать в более крупные союзы; невозможность для субъектов Федерации вступать в какие-либо государственные союзы за ее пределами».

Полная и последовательная реализация принципов бюджетного федерализма  осложнена общей нехваткой бюджетных  средств, обусловленной тяжелыми последствиями  экономического и финансового кризисов. Решением этой проблемы может стать создание новых субъектов путем объединения существующих.

Характерная особенность  правовой базы регулирования разделения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов состоит в том, что изначально эта база не формировалась как единый, целостный массив нормативных правовых актов. По существу, сначала законодательная деятельность не играла активной роли в становлении новых федеративных отношений. Она лишь в правовой форме фиксировала практически сложившиеся балансы политических сил и интересов Центра и регионов. По сути, реформирование политической и правовой системы осуществлялось без продуманной системы оптимизации федеративных отношений.

Важными направлениями деятельности по совершенствованию разграничения  и последующего оптимального осуществления  полномочий являются:

- более четкое закрепление  в Федеральном законе модели  взаимоотношений Российской Федерации  и субъектов Российской Федерации  по предметам совместного ведения;

- следование этой модели  в отраслевом законодательстве;

- сокращение совмещения  регулятивных, исполнительно-распорядительных  и контрольных функций в одном  органе.

Необходимо также рассмотреть  возможность распространения действия наиболее удачных законов субъектов  Федерации в федеральном масштабе.

- наиболее удачные законы  субъектов Российской Федерации,  принятые в опережающем порядке,  могут быть рекомендованы соответствующим  федеральным актом (в том числе  указом Президента) в качестве  «модельных» для других субъектов  федерации;

- Федеральное Собрание  Российской Федерации, приняв  специальный закон, может распространить  действие закона субъекта Российской  Федерации на всю территорию  страны впредь до принятия  подробного федерального закона по соответствующему вопросу;

- закон субъекта Российской  Федерации может быть принят  в качестве концепции соответствующего  федерального закона.11

2.1. Проблема суверенитета

Каждая нация имеет  право на сохранение самое себя, своих национальных особенностей: языка, национальной культуры, традиций, быта и т. д.

Без этого невозможно свободное  развитие наций и трудно рассчитывать на достижение и укрепление межнационального согласия, доверия и взаимопонимания, на межнациональный мир.

Вместе с тем это  право не может и не должно осуществляться за счет прав и интересов других наций. В Российской Федерации понятие  «суверенитет» стало настолько  «модным», что о нем заговорили во всех национально-государственных  образованиях, многие из которых не прочь «приобрести» его в свою «собственность». Проблемы суверенитета из теории перекочевали в практику, что довело до предела их остроту  и политическую значимость.

Для Российский Федерации  острый характер приобрела проблема «трансформации» национального  суверенитета в государственный, которая  стала решаться произвольно, вопреки  науке, без учета многих объективных  факторов, не терпящих национального  эгоцентризма и волюнтаризма.

Предметом «социологии суверенитета», являются не столько признаки суверенитета, сколько формы и направленность его взаимодействия в системе  интересов и потребностей различных  социальных групп, их отношения к  социальному равенству, справедливости, патриотизму, национальной гордости и т. д.

Теории и практике известны три разновидности понятий суверенитета: народный, национальный и государственный. Что следует понимать под народным суверенитетом?

Народный суверенитет - верховное, неотчуждаемое право народа определять свою судьбу, быть единственным, ни от кого и ни от чего не зависимым носителем  и выразителем верховной власти в государстве и обществе.

Применительно к народному  суверенитету верховенство означает, что выше народной власти нет никакой  иной власти, что это - власть, в последней  высшей инстанции. Верховенство проявляется  в полноте народной власти, регулирующей самый широкий круг общественных отношений, которые занимают определяющее положение ко всем иным властным отношениям.

Все другие властные регуляторы общественных отношений в конечном итоге являются производными от власти народа, подотчетными и подконтрольными  ей. От практической реальности этого  положения зависят стабильность, законность и правопорядок в государстве  и обществе.

Под национальным суверенитетом  мы понимаем верховное, неотчуждаемое  право нации на самоопределение, т. е. право определять свою судьбу, самостоятельно избирать ту или иную форму национально-государственного устройства, решать вопросы политического, экономического, социально-культурного, национального и иного характера  с учетом объективных исторических условий, прав и интересов совместно  проживающих наций и народностей, а также мнения других субъектов  Федерации.

Верховенство национального  суверенитета означает, что никто, кроме  самой нации, не может определять ее судьбу как внутри, так и вне  себя. Наиболее четко и полно верховенство проявляется в праве наций на самоопределение, признаваемое и отстаиваемое в мировом сообществе и в России. Но из этого не следует вывода о том, что нация может не считаться с объективными историческими, политическими, экономическими, военными и иными реалиями.

Государственный суверенитет - это главный атрибут государства, верховное, неотчуждаемое право  государства самостоятельно решать свои вопросы внутреннего и внешнего характера, соблюдая законность и общепризнанные принципы и нормы международного права.

Суть верховенства государственного суверенитета заключается в том, что только государству принадлежит  верховное право решать свои внутренние и внешние дела; никакая иная государственная  власть не может их решать, за исключением  тех случаев, когда на это есть ее добровольное согласие. Вместе с  тем в цивилизованном мировом  сообществе ни одно государство под  флагом суверенитета не может и не имеет права нарушать общепризнанные принципы и нормы международного права и творить произвол. Неотчуждаемость суверенитета — наиважнейший элемент его содержания. Суверенитет существует реально или потенциально до тех пор, пока есть народ, нация, государство. Однако неотчуждаемость суверенитета не следует смешивать с полномочиями, которые могут передаваться для реализации соответствующим политическим институтам, а полномочия не являются ограничением суверенитета. Таким образом, необходимо рассматривать провозглашение суверенитетов республик, с точки зрения единства суверенитета Р.Ф. Единство суверенитета означает, что его субъектом, носителем являются народ, нация, государство. Суверенитет един и неделим.

Важным элементом содержания суверенитета является независимость  Суверенитет - категория недробная: либо он есть в полном объеме, либо его нет совсем. Дозировка суверенитета исключена. Всякое дозирование суверенитета есть свидетельство его отсутствия у дозируемой стороны. Именно поэтому трудно согласиться с выдвигаемой некоторыми политиками и учеными «теорией ограниченного суверенитета».

Единство суверенитета не сеть тождество народного, национального  и государственного суверенитетов, так как: во-первых, они отличаются субъектами; во-вторых, внутреннее их содержание и объем - не одинаковы; в-третьих, имеются  различия в формах их реализации

Таким образом, развитие «парада  суверенитетов» в субъектах Р.Ф. ведет к выходу из страны, в связи с чем необходимо выяснить каким образом такой переход может быть осуществлен, особенно с учетом событий на Северном Кавказе.

2.2. Проблема межнациональных отношений

Проблемы межнациональных  отношений приобрели весьма острое политическое значение. Это объясняется  не только и даже не столько ростом национального самосознания, сколько  проявлением национализма, искусственным  раздуванием национальных особенностей и беспочвенным противопоставлением  интересов одних наций интересам  других.

Наблюдается и явная растерянность  некоторых лидеров России, их неспособность  взять на себя ответственность за конструктивное, принципиальное и основанное на законе решение межнациональных  коллизий. Вместо этого широкое распространение  получила политика нескончаемых неоправданных  уступок. Создавшейся ситуацией  не преминули воспользоваться политические авантюристы и националисты всех мастей, которые любой ценой под  флагом демократии и суверенитета уже  добиваются желанной власти, права  распоряжаться огромными богатствами, и, прежде всего в личных интересах, ради которых творится произвол, гибнут люди, появляются сотни тысяч беженцев.

Проблемы межнациональных  отношений следует рассматривать  на фоне глубокого общего кризиса, переживаемого  страной, который стал мощным, очень  опасным катализатором обострения социальных отношений.

В период культа личности и  застоя межнациональные отношения  строились под вывеской федерации, а на самом деле Россия была унитарным  государством с автономными образованиями.

Для развития национального  самосознания не было свободы и должного простора, а межнациональные коллизии не имели возможности открытого  выражения из-за страха жестокого  пресечения.

Территориальные споры являются серьезным источником обострения межнациональных  отношений. В свое время границы  между национально-государственными образованиями устанавливались  произвольно, одним росчерком пера «вождя и друга всех народов СССР». Даже вошло в практику делать территориальные  подарки без согласия и вопреки  воле народов, проживающих на даримых  территориях.

В ряде республик принимаются  дискриминационные законы, открыто  закрепляющие преимущества коренной национальности.

Это - откровенный национализм, классический пример того, когда теория и политика без учета реалий ведут  к абсурду.

На такую ситуацию в  стране негативно влияет бездействие  Уголовного кодекса РФ, предусматривающего уголовную ответственность за действия, направленные на возбуждение национальной вражды, унижение национального достоинства (ранее - ст. 74, с 1997 г. - ст. 282 УК РФ). Несомненно, в случае эффективного применения УК РФ и соответствующих профилактических мер можно было упредить многие межнациональные  конфликты, подобно тому, как пожар  легче погасить в начале возгорания, чем тогда, когда огонь охватил  весь дом.

                                                   

 

                                                   Заключение

Федерализм представляет собой концепцию территориального распределения политической власти, на основе которой институализируется федеративное государство. Важнейшим  признаком федеративного государства  является определенная степень автономии  и независимости его субъектов, не выходящая за рамки, определенные конституционным устройством. Федеративное устройство закреплено Конституцией РФ и, кроме того, на практике показало свою стратегическую значимость именно для российской государственности. Основными принципами федерализма  являются: верховенство Конституции  РФ и федеральных законов, государственная  целостность, равноправие субъектов  федерации, единство системы государственной  власти, разграничение предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов  РФ, равноправие и самоопределение  народов. Совершенствование федерализма - это достаточно длительный процесс, и Россия находится в его начальной  фазе, обусловленной необходимостью развития и углубления экономических  аспектов федеративных отношений, основанных на особенностях субъектов Федерации  и развитии межрегиональных хозяйственных  связей.

Главные задачи развития федерализма  видятся в укреплении конституционных  принципов российского государства, таких как государственная целостность, единство системы государственной  власти, разграничение предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной  власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении  народов в Российской Федерации.

Информация о работе Механизм реализации основных принципов федерализма в РФ. Перспективы развития федеративных отношений